Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.
план-конспект

Жукова Юлия Александровна

Концепция использования интернет-ресурса:

 

Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая активность, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления, несформированность слухо-речевой памяти, нарушения в образовании и практическом употреблении предлогов – лишь некоторые из них. Данная электронная игра создана, как некоторый этап в коррекции вышеперечисленных нарушений. Здесь я использовала приём мнемотехники, который максимально эффективен при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он включает кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в мозге. Работу по образованию и практическому употреблению предлогов, я провожу с детьми, применяя демонстрацию действий, что отражено в данном материале. Кроме того использование компьютерных электронных игр в коррекционном процессе несомненно повышает мотивацию детей к познанию и восприятию информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.72 КБ
Файл myach_zhukova_yu.a.pptx1.64 МБ
PDF icon prilozhenie_1._uklady_ch-s.pdf249.3 КБ
Файл prilozhenie_2.docx66.66 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.8 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция использования интернет-ресурса:

Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая активность, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления, несформированность слухо-речевой памяти, нарушения в образовании и практическом употреблении предлогов – лишь некоторые из них. Данная электронная игра создана, как некоторый этап в коррекции вышеперечисленных нарушений. Здесь я использовала приём мнемотехники, который максимально эффективен при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он включает кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в мозге. Работу по образованию и практическому употреблению предлогов, я провожу с детьми, применяя демонстрацию действий, что отражено в данном материале. Кроме того использование компьютерных электронных игр в коррекционном процессе несомненно повышает мотивацию детей к познанию и восприятию информации.

Название работы:

Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.

Автор:

Жукова Юлия Александровна (lukochkka1976@mail.ru)

Место работы:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск»

Предмет:

Фронтальная коррекционная работа логопеда.

Тема:

Фронтальное логопедическое занятие по дифференциации звуков [ч]-[с`]. Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Работа с предлогами.

Продолжительность: 30 минут

Возраст детей: 6-7 лет.

Технологии:

Презентация Microsoft Offise PowerPoint 97-2003.

Интернет-ресурсы (яндекс-картинки):

Текст работы:

Тема: Дифференциация звуков [ч]-[с`]. Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Работа с предлогами.

Задачи:

Образовательные:

закреплять знания о речевых звуках;

закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [ч]-[с`] через акустико-артикуляторные характеристики;

учить чётко, разграничивать звуки [ч]-[с`] в любых ситуациях речи;

учить выделять данные звуки в словах сложной звуко-слоговой структуры, а также в тексте стихотворения;

развивать фонематический слух;

учить запоминать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;

развивать умение употреблять простые и сложные предлоги в речи;

закреплять умение составлять сложные предложения;

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные качества; интерес к правильному восприятию речевых звуков; повышать речевую активность и мотивацию детей к познанию;

Коррекционно-развивающие: 

развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь, произвольность и самоконтроль.

Оборудование: предметные картинки на звуки [ч] и [с`], сюжетные картинки, обозначающие лиц по их занятиям (из пособия Филичевой Т.Б, Каше Г.А. – серия III и VIII), наборы для составления схем, электронная презентация для заучивания стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» с включением игры на употребление предлогов, картинки-схемы для сравнения артикуляционных укладов звуков [ч] и [с`], мяч, телевизор, ноутбук.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед:

Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на звук [ч] и сосчитает, сколько слогов в этом слове.

Дети по очереди придумывают слова на звук [ч] и делят это слово на слоги (че-ре-па-ха – в слове черепаха четыре слога; ча-сы – в слове часы два слога; и т.д.)

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед:

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ч] и [с`].

  1. Произношение и сопоставление артикуляционных укладов звуков [ч] и [с`] при помощи картинок-схем (опора на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы) (Приложение 1).

Логопед: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит звук [с`]?

Давайте поработаем нашим маленьким насосиком: с`- с`- с`- с`- с`.

Ваня, что делают наши губки? (улыбаются)

Даша, где находится язычок, когда мы произносим звук [с`]? (за нижними зубами).

Давай потрогаем ветерок, какой он? (холодный).

А теперь вспомним кузнечика: ч-ч-ч-ч-ч-ч

Влада,что делают наши губки? (они похожи на бублик или круг)

Матвей, где находится язычок, когда мы произносим звук [ч]? (за верхними зубами).

Давай потрогаем ветерок, какой он сейчас? (горячий).

Скажите, а ветерок постоянно дует или прерывисто?

Молодцы! Что помогло вам справиться с этим заданием?

Вывод детей: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя). При помощи них можно понять, что эти звуки разные.

  1. Воспроизведение слоговых рядов – игра «Эхо» [3, с. 23].

Логопед:

Закройте ваши глазки и включите ушки, кого поглажу по голове, тот моё эхо.

Воспроизводятся слоги, которые ребёнок повторяет за логопедом в той же последовательности.

ча-ча-ся-ся                  се-че-се-че                чу-чу-чу-сю              си-си-чи-чи и т.д.

  1. Различение звуков [ч] и [с`] на слух и в произношении – игра «Поймай звук» [3, с. 23].

Логопед: я назову слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком [ч].

Ча, ось, чи, ти, сти, оч, чти, и т.д.

Дети «ловят» слоги со звуком [ч].

Логопед: я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком [с`].

Человек, черёмуха, середина, пасека, чайка, сено, василёк, и т.д.

Дети «ловят» слова со звуком [с`].

  1. Преобразование слогов – игра «Наоборот» с мячом [3, с. 24].

Логопед: я кину мяч и назову слоги со звуком [ч], кому попадёт мяч, тот скажет так же, но со звуком [с`]. Например, если я говорю: че-че-че, то вы мне говорите се-се-се.

ча-ча-ча – (ся-ся-ся)            чё-чё-чё – (сё-сё-сё)           чу-чу-чу – (сю-сю-сю)         и т.д.

Молодцы! Что помогло нам поиграть в эту игру? (мяч).

  1. Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Выделение слов со звуками [ч] и [с`] из текста.

Логопед: я предлагаю вам сейчас послушать стихотворение С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Слушайте внимательно, постарайтесь услышать в нём слова, в которых есть звуки [ч] или [с`].

Чтение стихотворения логопедом (демонстрируя мяч).

Логопед: какие слова со звуками [ч] или [с`] вы услышали?

1 ребёнок: мяч – в этом слове звук [ч].

2 ребёнок: весёлый – в этом слове есть звук [с`], и т.д.

Логопед: давайте присядем и попробуем выучить это стихотворение. Поможет нам в этом наш волшебный телевизор.

Включается презентация для заучивания стихотворения (Презентация 1).

Первая часть презентации демонстрируется неоднократно (3-4 раза). При этом используются различные приёмы для заучивания. При первой демонстрации используется отражённая речь, при второй и последующих приём договаривания текста детьми. Заучивание стихотворения логопед проводит исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при этом делает упор на контроль произношения звуков.

Логопед: Молодцы! Про что это стихотворение? (про мяч).

  1. Закрепление употребления предлогов – игра «Где мяч?».

Логопед: А давайте мы с вами поиграем в игру с маленькими словечками, которые помогают нам понять где находится предмет.

Артём, ты помнишь, как мы обозначаем эти словечки, когда выкладываем схему предложений? (Мы их обозначаем треугольниками).

Логопед: Правильно! А поможет нам поиграть в эту игру волшебный телевизор.

Демонстрируется вторая часть презентации – игра «Где мяч?» (Презентация 1).

Логопед: Даша, где лежит мяч? (Мяч лежит под столом.)

Вика, где сейчас мяч? (Мяч лежит на столе.)

Матвей, где мяч? (Мяч справа от стола.), и т.д.

Если ребёнок затрудняется, то логопед задаёт наводящие вопросы.

Молодцы! Мы хорошо поиграли!

  1. Составление схемы слова. Работа со схемой (Приложение 3).

Логопед: Ой, посмотрите, а здесь ещё какой-то мяч. Скажите, а этим мячом можно играть?

Дети: Нет! Это не мяч, а часы.

Логопед: Мяч нужен для игры, а часы нам нужны для того, чтобы ….

Дети: Узнавать сколько время.

Логопед: А вы знаете, что часы бывают разных размеров. Если часы маленькие, то их можно назвать ласково.

Дети: Часики.

Логопед: Пройдите к своим столам и составьте из букв слово часики.

Обозначайте звуки в этом слове.

Ваня, сколько в этом слове букв? (6 Букв)

Герман, назови первый звук в этом слове. Каким цветом ты его обозначил? Почему? ([ч]. Я обозначил его зелёным цветом потому, что он всегда мягкий).

Андрей, назови все гласные звуки в слове часики ([а] [и] [и]).

Вика, назови все согласные звуки в этом слове. Каким цветом ты их обозначила? Почему? ([ч] [с`] [к`], Я обозначила их зелёным цветом потому, что они все мягкие согласные звуки).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

  1. Физминутка.

Логопед: Пока мы с вами выполняли задания, наш мяч лежал и скучал. Пойдёмте с ним поиграем. Вставайте в круг. Я буду кидать вам мяч, к кому он попадёт, тот изобразит любую букву.

- Вике мяч я подарила – она нам букву изобразила.

Угадайте, какую букву изобразила Вика?

- Даше мяч я подарила – она нам букву изобразила.

Далее все дети изображают буквы, используя «Азбуку телодвижений», которую они освоили ранее (Приложение 2).

  1. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям – игра «Назови, кто это?» [3, с. 24]:

Логопед: Я показываю вам картинки и говорю, что делает этот человек, а вы мне назовёте его профессию (демонстрация сюжетных картинок, обозначающих лиц по их занятиям из пособия Филичевой Т.Б, Каше Г.А – серия III и VIII).

играет на скрипке – (скрипач)                       играет в шахматы – (шахматист)

играет в хоккей – (хоккеист)                          играет в теннис – (теннисист)

играет в баскетбол – (баскетболист)             ездит на велосипеде – (велосипедист) и т.д.

  1. Упражнение в словообразовании сложноподчинённых предложений – игра «Скажи дальше» [3, с. 25]:

Логопед: Я буду говорить вам начало предложения, а вы договорите его дальше Чтобы научиться читать, нужно…

Чтобы стать хорошим футболистом, нужно…

Чтобы беседовать с иностранцами, нужно…

Чтобы научиться писать, нужно…

Чтобы стать хорошим скрипачом, нужно…

Молодцы! Вы очень много знаете.

  1. Итог занятия.

Повторение и сопоставление звуков [ч] и [с`] при помощи картинок-схем (опора на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы) (Приложение 1).

.

Используемые источники:

  1. Картинки-схемы для дифференциации звуков

Кузнечик (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fhooper-dooper.ru%2F_bl%2F1%2F08656730.jpg&pos=4&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1430121731507&pin=1)

Насосик (https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F5%2F87%2F256%2F87256500_4653273_e.jpg&pos=2&uinfo=sw-1360-sh-768-ww-1343-wh-615-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1430121626432&pin=1)

  1. Азбука телодвижений (картинки для изображения букв)

https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&img_url=http%3A%2F%2Fbmsi.ru%2F_uf%2Fimage%2F3_1%286%29.jpg&pos=1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1264-wh-940-pd-1-wp-5x4_1280x1024&rpt=simage&_=1430155417179&pin=1

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период. Пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мяч»

Слайд 4

15 15 15

Слайд 10

Игра «Где мяч?»

Слайд 11

Мяч лежит под столом.

Слайд 12

Мяч лежит на столе.

Слайд 13

Мяч лежит справа от стола.

Слайд 14

Мяч лежит слева от стола.

Слайд 15

Мяч пролетел над столом.

Слайд 16

Мяч выкатился из-под стола.

Слайд 17

Мяч закатился под стол.

Слайд 18

Мяч лежит между столами.

Слайд 19

Мяч ударился об стол.

Слайд 20

Мяч слетел со стола.

Слайд 21

Мяч перелетел через стол.

Слайд 23

Используемые ресурсы: Текст стихотворения С.Я. Маршака « М ой весёлый звонкий м яч » Интернет-ресурсы (поисковая система ЯНДЕКС картинки ) https://yandex.ru/images/? clid=9403&redircnt=1430283510.1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1281-wh-940-pd-1-wp-5x4_1280x1024


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Азбука телодвижений (картинки для изображения букв).



Предварительный просмотр:

Наборы для составления схемы слова (на 1 ребёнка):

Кружочки синего цвета – 6 штук.

Кружочки зелёного цвета – 6 штук.

Кружочки красного цвета – 6 штук.

Картонное полотно для выкладывания кружочков:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений".

Описание этапов работы. Примеры речевого материала....

Статья "Мнемотехника при заучивании стихотворений"

Мнемотаблицы  эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или п...

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышлени...

Статья "Использование элементов мнемотехники на уроках иностранного языка"

В статье я коротко рассказываю, как я пытаюсь облегчить обучающимся заучивание лексики на уроках английского и немецкого языка. для этого я использую систему Эйдос из мнемотехники. При таком введении ...