" Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений".
статья по теме

Лисицына Елена Борисовна

Описание этапов работы. Примеры речевого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lena_mnemotehnika_statya.doc876.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений.

        Я работаю с коррекционными детьми. Необходимость и важность заучивание стихотворений с детьми имеющими ЗПР бесспорна. Это вид коррекционно- педагогической работы предусмотренный на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, автоматизации звуков. Однако, понятно что дети  данной группы нуждаются в дополнительных техниках. Посредствам, которых можно хотя бы частично снять возникающие трудности, найти средства вспомогательного характера.

        Известно, что в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального т.к. это возраст образных форм сознания. Все это привело к необходимости и актуальности использования приемов мнемотехники, чтобы процесс разучивания стихотворений стал для детей более доступным и легким.         Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной секрет мнемотехники очень прост, когда человек в своем воображение соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при запоминание по одному из образов мозг воспроизводит все раннее соединенные образы.

        Переходя к практической части, необходимо отметить, что в своей работе я предлагаю детям речевой материал в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и интересами детей. Условно всю работу  можно разбить на несколько этапов.

Первичное сообщение о  предстоящим заучивание.

Чтение педагогом стихотворения. Необходимо это делать максимально эмоционально, привлекая внимание дошкольников.

Беседа по содержанию, прочитанного. На этом этапе, проводится словарная работа с детьми.

Повторное чтение стихотворения с опорой на схему. В начале работы детям предлагаются готовые схемы, а мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.

Далее идет зарисовка или раскрашивание готовых схем. Чаще все иллюстрации к стихотворениям раскрашиваются детьми в ручную. Это позволяет сделать их наиболее натуральными и привлекательными, такой подход находит эмоциональный отклик у воспитанников.

Поэтапная отработка схемы, прочтение педагогом отдельно каждой строчки с опорой на схему. Повторение ее ребенком.

Завершающий этап, ребенок после знакомства с содержанием стихотворения, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит стихотворение целиком.

Необходимо отметить, что длительность всего процесса и каждого этапа в отдельности зависит от возможностей детей и сложности стихотворения.

        Использование приемов мнемотехники помогают в работе по разучиванию стихотворений. У детей улучшаются внимание, память, воображение, мелкая моторика, развивается мышление. Дошкольники становятся более уверенными в себе, рассказывая стихотворения с опорой на схему, они меньше волнуются.

 Все это позволяет превратить занятия в игру, тем самым способствуя лучшему усвоению материала.

Речевой и наглядный материал

по теме одежда.

« Карманов много у меня»

У меня в кармане груша,

А в другом, конфета есть.

В заднем брючном - злая кнопка.

Не могу я даже сесть.

А рубашечном, кармане

Маленький лежит платок,

Чтобы нос, лицо и руки

Вытирать им смело мог.

Это чья рубашка? Белые горошины.

Бабушка старалась, шила для Алешеньки.

Это чей сарафан? С белыми ромашками.

Бабушка старалась шила для Наташеньки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка

Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...

Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.

Концепция использования интернет-ресурса: Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая а...

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышлени...