Логоритмика в тематическом планировании для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование

В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным микродвижениям нашего тела.

Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизируются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_logoritmiki.docx93.57 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в тематическом планировании

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Осень золотая»

Общая моторика.

«Дворник»

Всех быстрей и всех проворней

Двор наш убирает дворник.

В сентябре и в январе

Он хозяин во дворе.

Листья осенью сгребает,

Снег зимою убирает.          (Имитационные движения.)

 

  «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке        (прыжки на одной ноге)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!-                (приседания ритмичные)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                        (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.        (руки к полу, наклонившись, потряхивание кистями)   

Мокрый серый воробей

Сушит пёрышки скорей.        (выпрямиться, руки вдоль туловища, потряхивание кистями     

     Мелкая моторика.

Дождик- дождик полно лить,

Малых детушек мочить.        (Подушечками пальцев постукивают по столу)

Осень

Ветер по лесу  летал,                (плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый        (загибать по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки          (спокойно уложить ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

“Кошка-мышка”. Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

Дыхание: Вызывание длительного выдоха: дуем на вертушки.

 Заучивание наизусть.

Ясным утром сентября хлеб молотят села.

Мчатся птицы за моря и открылась школа.

Листопад, листопад, осыпается наш сад,

Листья желтые летят, под ногами шелестят.

***

Осень.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.                                (М.Ходяков)

Тема: Сезонные изменения в одежде и обуви людей.

Общая моторика.

Хлоп – хлоп – хлоп,      хлопки руками,

Стук – стук – стук,       удары кулаками по бедрам,

Шлеп – шлеп – шлеп,   удары ладонями по коленям,

Топ – топ – топ             топают ногами.

Лягушата и ребята

Мелкая моторика.

Пять да пять – родные братцы,

Та все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

Летом не скучают –

На песочке загорают.

А как осень наступает,

Все в теплушки убегают.

Прячутся отдельно братцы,

А все вместе – это пальцы. (самомассаж щётками)

“Пальчики-драчуны”. Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

Дыхание: игры на поддувание (вата, полоски бумаги)

Заучивание наизусть.

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы, шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Неудача.

У Джона превосходный плащ, отличные галоши,

А дождик не идёт – хоть плачь!

День, как назло, хороший.

На небе тучки ни одной!

У них, должно быть, выходной.

Тема: Осень. Огород. Овощи.

Общая моторика.

Во саду ли в огороде ,

У Ивана котик бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть, не знает.

Слева – свекла, справа – репка,

Слева – тыква, справа – редька.

Снизу – кабачок лежит,

Сверху – помидор висит.

А в земле не близко –

Вкусная редиска.                           Имитация движений.

Иван, Иван вырывай бурьян,

Чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка,

Зеленел лучок –

Не ленись дружок.

Чтобы была репка

Сладкая да крепкая,

Чтобы капусты кочанок

Рос с большущий чугунок.

Мелкая моторика.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту жмем, жмем.          (движения кистями в соответствии с текстом)

 

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.            Пальчики здороваются.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год

Наш друг – огород.      Самомассаж пальцев от ногтей к основанию.

Тема:  Хлеб.

Общая моторика.

Наш сластена очень рад,

Семь пирожных съел подряд.

Бублик, баранку, батон и буханку,

Пекарь из теста испек спозаранку.

Дождь

Плыли тучи дождевые:

-Лей , дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей,рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

(Дети стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, они поворачивают ладони вверх, а потом снова ладонями вниз).

Мелкая моторика.

 

Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются.

Мышка зернышко нашла и на мельницу снесла.

Намолола там муки, испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой,

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку –с морошкой,

Для большого толстяка аж четыре пирожка.

“Здравствуй, пальчик”. Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.

Заучивание наизусть.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Тема: Сад. Фрукты.

Общая моторика.

На базар ходили мы,                         ходьба

Много груш там и хурмы,                движения руками

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –                        руки показывают большой круг

Это самый вкусный груз!                показать большой палей левой руки

Садовник

Мы вчера в саду гуляли                (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали.                (имтирующие движения)

Яблони белили мы                (движения кистью вверх-вниз)

Известью, белилами.

Починили мы забор                («удары» молотком)

Завели мы разговор:                (стоят лицом в круг)

Ты скажи садовник наш, что ты нам в награду дашь?

- Дам  в награду слив лиловых        (на каждое название фруктов

Груш медовых, самых крупных        загибают по одному пальцу

Спелых яблок, вишен                        на правой руке)

Целый килограмм.

Вот , что вам в награду дам!

Мелкая моторика.

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный -  с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный – собирает, а мизинчик – господинчик

В землю косточки бросает.     Из кулака отгибаем каждый пальчик.

Мы делили апельсин, много нас, а он один:

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас беда, разбегайтесь кто куда.

 

Заучивание наизусть.

Прекрасен наш осенний сад,

В нем слива есть и виноград,

На ветках как игрушки

И яблоки  и груши,

И как фонарики горят

Айва и слива и гранат.

                      У. Рашид.

Тема: Поздняя осень. Изменения в природе, погоде.

Общая моторика.

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:                 ритмично потирают ладонью о ладонь,

Шур – шур – шур, шур – шур – шур.

И с деревьев их разносит.

Поиграет. Снова бросит             ритмично скрещивают вытянутые вверх руки.

Тш – тш – тш, тш – тш – тш.

Вверх поднимет и закружит       делают круговые ритмичные движения

И на месте завертит                      указательными пальцами.

У- у - у, у – у – у.

То к земле прижмет, погладит,    ритмично похлопывают ладонями

Вдруг на веточку посадит,            со сменой положения рук, 

Так – так – так, так – так – так.

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

Дождик

Капля раз, капля два,                 (дети медленно хлопают)

Капли медленно сперва,

Кап-кап, кап-кап.                        (топают)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять                 (хлопают быстрее)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.                (топают быстрее)

Зонтик поскорей раскроем,                (поднимают руки над головой, имитируя зонт)

От дождя себя укроем.

Мелкая моторика.

Такой разный дождик

Рассердилась тучка злая,               постукивают кулак о кулак,

И закапал мелкий дождь               быстро постукивают указательным пальцем                    капля  падает за каплей,                о ладонь другой руки.

Сколько набежало слез!                Собирают воображаемые слезы в ладонь,

Дождь сильнее стал,                      двигают ребром ладони сверху вниз по диагонали

И ветер сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли,           то же самое в разные стороны,

Словно всех косой косил               имитируют косьбу.

Ливень туча посылает,                   делают резкое движение рукой вперед,

И стеной вода течет                        ладонями к себе и сверху вниз. 

Где бы спрятаться от ливня           пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Зонтик нас раскрытый ждет          изображают купол над головой.        

“Молоточки”. Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

Заучивание наизусть

Мы листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер – полетели

И на землю  тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели  И на землю тихо сели.

Тема:  Лес.

Общая моторика.

За грибами (координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»).

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.                 (дети в идут в хороводе)

Белочки скакали, рыжики срывали.        (скачут вприсядку, срывают вообр. грибы)

Лисичка бежала, лисички собирала        (бегут, собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки, искали опятки                (скачут стоя, «срывая» грибы)

Медведь проходил, мухомор раздавил.        (идут вразвалку, в конце – топают ногой)

Где вы были?

Лог: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили.                 (ходьба на месте)

Лог: Что вы, ручки, работАли?

Дети: Мы грибочки собирали.                (присели, «собирают» грибы)

Лог: А вы , глазки, помогали?

Дети: Мы искали да смотрели                 (смотрят из-под руки, поворот вправо-влево)

Все пенёчки оглядели.

Мелкая моторика.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Потому и потолстел.

Грибы.

Топ-топ- пять шагов,         (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке                         (переплели пальцы обеих рук – туесочек)

пять грибов.                        (  показали 5 пальцев)

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!         (разгибать из кулачка по одному пальцу на обеих руках)

Мы пошли по ягоды в дальний лес,

Видимо – невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья,

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну а спелой ягоды и не счесть,

Как домой воротимся будем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится – спать пора.   (самомассаж пальцев рук)

Тема:  Дикие животные леса и их детеныши.

Общая моторика

Раз присядка,                               присесть,

Два – прыжок,                             подпрыгнуть,

Это заячья зарядка,                     ушки на макушке,

А лисята как проснутся             потереть глаза кулачками,

Любят долго потянуться,           оттягивание,  руки вверх,

Обязательно зевнуть,                 зевают,

Ну и хвостиком вильнуть,         присесть, подвигать бедрами,

А волчата спину выгнуть,         наклониться вперед,

И легонечко подпрыгнуть,           подпрыгнуть вверх,

Ну а мишка косолапый,               покачиваться, руки в стороны,

Широко расставив лапы,             ноги поставить на ширину плеч,

То одну, то обе вместе,                переступать с ноги на ногу,

Долго топчется на месте,             покачиваться из стороны в сторону,

 А кому зарядки мало,                  развести руки в стороны,

Начинаем все сначала                  поднять руки вверх.

***

Маленький кролик.  (см. Приложение)

Мелкая моторика

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому                     поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

***

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот,

На зеленый на лужок,

Приходи и ты, дружок          поочередно сгибать пальцы в кулак, затем разгибать

Заучивание наизусть

За березкой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло

Ей и сухо, и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме,

Положил он лапу в рот

И как маленький, сосет.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Тема:  Животные тропиков, пустынь, Арктики, моря, рыбы и пресмыкающиеся.

Общая моторика

По снегу шел олень,

Гулял он целый день;                  шагаем на месте.

Побежали вдоль реки

Черепашки наперегонки;             бег на месте.

Я – тигр, усатый, полосатый,

Я зубастый и клыкастый;             двигаемся крадучись вперед,

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход,                 поочередные взмахи руками вперед,

А кто в речку угодил -                      присесть,

Всех проглотит крокодил              хлопнуть руками.

Слон сильнее двух коров,               согнуть руки в локтях, в стороны,

Толще бегемот трех львов,             поднять руки в стороны полукругом,

Лошадь быстрее пяти лягушат,      бегать на месте,

Выше жираф четверых медвежат;  поднять руки вверх.

Мелкая моторика

Рыбки весело резвятся,                ладошки лодочкой «вьются»

В чистой, тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,                сжать- разжать кулаки

То зароются в песке.

***

Моржу дам молока,

Мишке белому – медка,

Рыбку дам тюленю,

Травку дам оленю.

Мышку сам поймал песец,

Потому – что молодец                     загибать или разгибать пальчики рук.

Крокодил  (см. Приложение)

Заучивание наизусть

В зоопарке ходят львята

Прямо по дорожке,

Лапы мягкие, как вата,

Настоящие котята,

Только больше кошки.

В Антарктиде льдины землю скрыли.

 Льдины в Антарктиде замела пурга.

Здесь одни пингвины дружно жили,

Ревниво охраняя свои снега.

Тема:  Домашние животные и их детеныши.

Общая моторика

Села кошка под кусточек,                присесть,

Сыра скушала кусочек;                    похлопать по животику,

Встала кошка, потянулась,               встать, потянуться вверх,

Ее шерстка развернулась;                раскрыть сложенные ладошки.

***

Шла коза по мостику                        шагать на месте,

И виляла хвостиком,                         движения бедрами,

За перила зацепила                           наклониться вперед,

Прямо в речку угодила;                    присесть.

***

Котята   (см. Приложение)

Мелкая моторика

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки,

Цок – цок – цок, цок – цок – цок,

Скачет резвый табунок;                      пальчиками поочередно стучать по столу.

***

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»;      само массаж прищепкой.

***

Повстречались два котенка мяу – мяу,

Два щенка гав – гав,

Два жеребенка иго-го, иго-го,

Два бычка му-у, му-у,

Смотри какие рога;                              пальчики обеих рук здороваются.

Заучивание наизусть

Недовольна мама Жучка:

Дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок

Где  то бегавший, щенок.

Мама кошка на окошке

Моет с головы до пят

Непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке

И резвятся, как хотят

Мама – козочка и нею

Двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята:

- Дети у коров – телята,

А у лошади ребенок –

Толстоногий жеребенок.

А у свинки есть хотят

Десять славных поросят.

Тема:  Птицы дикие и домашние, перелетные и зимующие.

Общая моторика

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,-

Все равно он будет мой.

***

Ходит по двору индюк                 шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача                остановиться, удивлённо посмотреть вниз.

Рассердился, сгоряча

Лапами затопал                        топать        

Крыльями захлопал                        руками похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар                руки на поясе округлить

Или медный самовар                округлить руки перед грудью

Затряс бородою                        помотать головой

Понёсся стрелою                         бег на месте.

Мелкая моторика

 Первый, второй – шли утята,

 Третий, четвертый – за водой,

За ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался –

Громко – громко запищал пи - пи – пи,

Не пищи, мы тут рядом, поищи.                     Загибаем поочередно пальцы рук.

Гуси (см.Приложение)

Кря!Кря!Кря! (см. Приложение)

Заучивание наизусть

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростень,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Эта – зяблик, эта – стриж,

Эта развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Тема:  Зима. Признаки, приметы, изменения в природе, погоде.

Общая моторика

Тихо падают снежинки.

Легкий ветер гонит их.

То построит в хороводы,

То, как в вальсе закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок, пушисты,

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.

По замершему асфальту

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся,

На земле хотят остаться                         произвольные движения под музыку.

***

Закружились, завертелись белые снежинки         покружиться на месте

Вверх взлетели белой стаей                                поднять руки

Лёгкие пушинки.                                        Покружиться на носках

Чуть затихла злая вьюга-                                 опустить руки, встать прямо

Улеглись повсюду .                                        присесть, руки к полу

Заблистали, словно жемчуг,-                        встать , руки вперёд

Все дивятся чуду                                        развести руки в стороны

Заискрились, засверкали                                «ножницы» руками

Белые подружки.

Заспешили на прогулку дети и старушки                 шаги на месте.                                        

Мелкая моторика

Снего – снего – снегопад,

Каждый очень, очень рад.

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки,

У – у – у – ух                                            само массаж прищепками или щетками.

Зимняя пляска (см.Приложение) 

Заучивание наизусть

Сыплет, сыплет снег охапками,

На полях – зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас, гляди, как весело

И белым бело.                             С. Маршак.

Тема: Зимняя одежда и обувь. Труд людей и зимние игры детей.

Общая моторика

Мы едим на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры                                     Имитация ходьбы на лыжах

«Снежная баба»

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было ее.

Изображают в воздухе три круга,

проводят пальцами по лицу.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Имитируют движения лопатой

Сначала ком большой скатали

Изображают руками большой круг

И плотно этот ком прижали.

Наклон вперед

Второй поменьше был размером.

Изображают руками круг меньше

На первый он уселся смело.

Приседают

А третьим голова была

Показывают на голову

И участи своей ждала.

Подпирают голову ладонями

Лицо украсили морковкой,

На уровне носа изображают морковку

И угольками вместо глаз.

Показывают на глаза

Прорисовали ротик ловко,

Трогают рот

Смотрели в профиль и анфас.

Поворачивают голову в сторону, прямо

На голову ведро надели,

Делают движения сверху вниз по голове

Украсили его пером,

Расставляют над головой пальцы

Метлу воткнули для порядка.

Делают движения подметания

Трудились дружно всем двором!

Скрещивают пальцы рук в замок

Мелкая моторика

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз, вместо глаз,

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой,

Он с хвостом и с головой,

За усы не тяни, из соломинок они!

Длинные, блестящие, точно настоящие.                Самомассаж прищепками 

Заучивание наизусть

Я катаюсь на коньках,

Разгорелись ушки,

Рукавички на руках,

Шапка на макушке.

Раз - два чуть не поскользнулся,

Раз – два чуть не кувыркнулся.

***

Мы на саночки садимся, и под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег, мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали, друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили, потом куклу смастерили.

Детки к вечеру устали, все в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег,

Спят ребята крепче всех.

Тема:  Зима. Изменения в жизни животных и птиц.

Общая моторика

Зимой в берлоге мишка спит,             положить руки под щеку,

Под крышей воробей сидит,               присесть,

Лиска рыжая в норе,                            поднять руки вверх,

Жучка – в теплой конуре,                   движения бедрами,

В логове лежит волчиха,                     бежим на месте,

Под кустом дрожит зайчиха,              охватить себя руками,

Белка спряталась в дупле,                   круговое движение руками,

Ежик спит в сухой траве;                    присесть.

Мелкая моторика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу;                  соединяем большой палец с остальными.

Пальчики и мишка  (см. Положение)

Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:

Лисичке- сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому…

(Рука в кулаке, поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Заучивание наизусть

Метет за окошком вечерний снежок,

Скорей от зимы ты укройся, дружок!

Метель каруселью кружится,

Крылом укрывается птица.

Ежонок укрылся осенним листом,

Пушистая белочка теплым хвостом,

А мишка – своей косолапой,

Своею лохматою лапой.

Лишь серому волку не спится,

Он по лесу ходит и злится.          В. Орлов.

Дятел дерево долбит,

Клювом д –д –д – стучит.

В дубе ищет он жучков,

Самых вредных червячков.

Тема: Наш край. Профессии нашего края.

Общая моторика

Не шофер и не пилот                          круговые движения руками,

Водит он не самолет,                          руки в стороны,

А огромную ракету;                            руки вверх,

Дети, кто скажите  это?                      Присесть.

***

От зеленого причала                    шаги на месте,

Оттолкнулся теплоход                 обе руки вперед,

Раз, два он назад шагнул сначала назад два шага,

А потом шагнул вперед раз, два,  вперед два шага, 

И поплыл, поплыл по речке,         руки вперед «носиком»,

Набирая полный ход                     бег вперед

Мелкая моторика.

Красят домик маляры                         руки вытянуть вперед

Для любимой детворы,                       кистями рук движения

Если только я смогу,

То им тоже помогу                              вверх, вниз.

***

Повар готовил обед                          ребром ладони вперед, назад,

А тут отключили свет                      хлопок в ладоши,

Повар рыбу берет                             кулачки рук вместе,

Опускает в компот,                          наклон вперед,

Бросает в котел поленья,                 загибаем большой палец,

В печку кладет варенье,                   загибаем указательный палец,

Мешает суп кочерыжкой -               загибаем средний палец,

Угли берет поварешкой,                  загибаем безымянный палец,

Сахар сыплет в бульон -                  загибаем мизинчик,

Очень доволен он                             разводят руками.

Домики для пальчиков (см. Приложение)

Заучивание наизусть

Целый день сегодня шью,

Я одна на всю семью,

Погоди немного кошка,

Будет и тебе одежка.

Тема: Транспорт. Разделение по видам.

Общая моторика

Руки в стороны, - в полет             руки в стороны,

Отправляем самолет,                    покачиваем руками,

Правое крыло вперед,                  поворот вправо,

Левое крыло вперед,                     поворот влево, 

Полетел наш самолет                   бег на месте.

.

***

Быть шофером хорошо,                руки вперед – руль,

А  летчиком – лучше,                    руки в стороны,

Я бы в летчики пошел,                 наклон вправо,

Пусть меня научат,                       наклон влево,

Наливаю в бак бензин,                 наклон вперед,

Завожу пропеллер,                       круговые вращения рук,

В небеса мотор вези,                    руки в стороны,

Чтобы птицы пели                       шаги на месте.

***

Мы летаем высоко,                       руки вверх,

Мы летаем низко,                         присесть,

Мы летаем далеко,                       бег на месте,

Мы летаем близко                        шаги на месте.

Мы – шоферы.

Едем, едем на машине,               имитируют движения рулем,

Нажимаем на педаль,                  ногу сгибают, вытягивают,

Газ включаем, выключаем,        движение рукой к себе, от себя,

Смотрим пристально мы вдаль  приставляет ладонь ко лбу.

«Дворники» счищают капли      руки согнуть в локтях перед собой,

Вправо, влево; чистота               раскрывают руки влево, вправо,

Волосы ерошит ветер,                над головой шевелим пальцами рук

Мы – шоферы хоть куда            большой палец руки вверх.

  Мелкая моторика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай,

О них ты на улице не забывай.

В морях корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда             соединение всех пальцев с большим.

Заучивание наизусть

 

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Тема: Наш город. Мой дом. Части дома.

Общая моторика.

Маляры известку носят               шаги на месте,

Стены кистью белят,                   движения руками вверх, вниз,

Не спеша разводят краску,          наклон вперед, вращение туловища по кругу,

Все работают на славу                 встать, руки вверх.

***

Средь облаков на высоте,            руки вверх,

Мы дружно строим новый дом,  кладем «кирпичи»,

Чтобы в тепле и красоте               наклоны вправо, влево,

Счастливо люди жили в нем        присесть.

***

Динь-дон, динь-дон                         руки на поясе, наклоны из стороны в сторону

Гномы строят новый дом                кулак на кулак

Красят стены, крышу, пол                руками –«кистями» красим сбоку, сверху, снизу

Прибирают всё кругом                «метём» метлой

Мы к ним в гости придём                шаги на месте

И подарки принесём                        руки вперёд, ладонями вверх

На пол- мягкую дорожку                наклон вперёд, «стелить «дорожку

Расстелив её к порожку                пятиться назад

Две подушки на диван                ладошки сложить под одну щёку, затем под другую

Мёду липового жбан.                Руки округлить, вытянуть перед собой.

Мелкая моторика.

Чтобы дом построить новый –

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы построим дом опять                само массаж пальчиков прищепками.

***

На поляне дом стоит                    руками показываем крышу

Ну а к дому путь закрыт.                Ладонь на ладонь ребром

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем          ворота открываются.

***

«Теремок» (см. Приложение)

Заучивание наизусть

Папа строит дом кирпичный.

Папа каменщик отличный!

Если папа кран попросит,

Тот ему кирпич приносит.

Скоро люди в новом доме,

В нашем доме будут жить.

-Пап, позволь и мне кирпичик

Тоже в стену  положить!

Тема:  Мебель – название и назначение, в зависимости от вида комнат.

Общая моторика.

Летят опилки белые,                   машем руками,

Летят из-под пилы:                    руки вперед – назад,

Это плотник делает                    наклоны в стороны,

Кровати и столы                         наклоны вперед,

Топором, рубанком                    «рубим» руками,

Выстругиваем планки                движения руками вправо, влево,

Делаем удобные                          прыжки,

Диваны и шкафы                         шаги на месте.

Петя (см. Приложение)

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.                                 Соответствующие движения.

Мелкая моторика.

Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

- Я, жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.                       Сгибание и разгибание пальцев.

***

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

(Соединить все подушечки пальцев руки , раскачивать кисть вправо- влево:вправо- пальцы раздвигать, влево- мягко соединять подушечки пальцев)

***

 Красят домик маляры для любимой детворы.

Если только я смогу, то им тоже помогу.

(Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)

Заучивание наизусть

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

И ореховый буфет.

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

И березовый комод.

А в гостиной кресла есть

Телевизор смотрят здесь.

Тема: Посуда. Ее разделение в зависимости от назначения.

Общая моторика.

Мы почистим тебя песочком,     трем кулачком о ладонь,

Окатим тебя кипяточком,            поочередно поднимаем руки,

Вытрем тебя полотенчиком,        круговые движения руками,

И ты будешь опять,

Словно солнышко сиять.              Поднимаем руки в стороны, вверх.

Чайник

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд                изогнуть одну руку, как носик,

Я вам напоказ выставляю живот                        другая на поясе, живот надут

Я чай кипячу, клокочу и кричу:                        топают

Эй, люди, я с вами почайпить хочу!                Призывные движения рукой.

Мелкая моторика.

Долго, долго суп варился,

Котелок наш закоптился!

Будем мы его тереть,

Чтобы начал он блестеть.           Растирание пальцев.

***

Маша каши наварила                   указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила          мешаем в левой ладошке,

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,                         загибание пальцев в кулак.

Жучке – в плошку

А коту  - в большую ложку,

В миску - курицам, цыплятам,

И в корытце – поросятам.

Всю посуду заняла                        разжать кулак,

Все до  крошки раздала                сдуть «крошку».

Если я пуста бываю, про тебя я забываю.

Но когда еду несу, мимо рта я не пройду.                Ложка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,-

Больше греться не хочу!

Крышка громко зазвенела –

Пейте чай, вода вскипела!                                Чайник.

У нашего Вовки на блюде морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки смородина в чашке.

Ну а у Валерки грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй!

Тема: День защитников Отечества.

Общая моторика.

Дуют ветры в феврале,          круговые вращения руками,

Воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле      бег на месте,

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль     руки в стороны,

 Самолетов звенья,                  наклоны в стороны,

Это празднует февраль           шаг на месте,

Армии рожденье.

***

Ветер дует нам в лицо,                 движения руками в сторону лица

закачалось деревцо                        руки вверх, покачиваться

Ветер тише, тише, тише                присесть

Деревцо всё выше, выше!                Выпрямиться, потянуться, руки вверх.

Мелкая моторика.

На ветвях заснули птицы,

Звезды на небе горят,

Притаился у границы

Пограничников отряд,

Пограничники не дремлют

У родного рубежа

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.                    Само массаж пальцев рук.

“Здравствуй, пальчик”. Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.

Заучивание наизусть

Летит самолёт быстрее птицы.

Защищает самолёт наши границы!

Пограничник на границе землю стережёт,

Чтоб работать и учиться мог спокойно наш народ!

Охраняет наше море славный доблестный моряк.

Гордо реет на линкоре наш родной российский флаг.

Наша армия родная стережёт покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная, чтобы не было войны!

Тема: Семья. Члены семьи. Человек.  Части тела. Гигиена.

Общая моторика.

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.                                 Соответствующие движения.

***

Эй! Попрыгали на месте.

ЭХ! Руками машем вместе.

Э-хе-хе! Прогнули спинки                наклон вперёд

Посмотрели на картинки                 голову вперёд

Э-ге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе                дотронуться до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!                Погрозить пальцем

Потянись, но не зевай!                Потянуться, руки вверх

Повертись на месте ловко

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Мелкая моторика.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.             Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.   Соответствующие движения.

“Пальчики-драчуны”. Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

Тема:  8 Марта – женский день. Труд и роль женщин в семье.

Общая моторика

Эй! Попрыгали на месте.

ЭХ! Руками машем вместе.

Э-хе-хе! Прогнули спинки                наклон вперёд

Посмотрели на картинки                 голову вперёд

Э-ге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе                дотронуться до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!                Погрозить пальцем

Потянись, но не зевай!                Потянуться, руки вверх

Повертись на месте ловко

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

***

Открывай скорее книжку…       (см. Приложение)

Мелкая моторика

“Здравствуй, пальчик”. Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук

Заучивание наизусть

Твоя мама

Ты маму знаешь только дома;

Родные руки берегут

Домашний ласковый уют,

Такой привычный и знакомый.

 И не всегда ты видишь маму

В ее заботах трудовых:

Не шлешь ты с нею телеграммы,

Не лечишь вместе с ней больных.

Не мчишься с ней на   паровозе,

Ее не видишь у станка,

И славных дел ее в колхозе

Не разделяешь ты пока.

Но, если мама иногда

Придет усталая с работы,

Согрей ее своей заботой,

Во всем ей помоги тогда!

                      В. Донникова.

Тема: Весна ранняя. Признаки, приметы, изменения в погоде и природе.

Общая моторика.

К нам весна шагает                 шаги на месте,

Быстрыми шагами,

И сугробы тают                       присесть,

Под ее ногами.

Солнце, землю нагревая,         руки вверх,

Гонит с нашей горки лед.         наклоны в стороны,

Тает баба снеговая                    бег,

И ручьями слезы льет.             Шаги.

***

Солнышко, солнышко, в небе свети!        (руки вверх, потянуться)

Яркие лучики к нам протяни.                (руки вперёд, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои                 (протянуть руки друг другу)

Нас покружи , оторвав от земли!                (покружиться парами)

Мелкая моторика.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.  (самомассаж колечками)

Март – и день прибавился,

Март и снег убавился,

Уходи мороз, март весну принес.

К нам грачи летят, и ручьи звенят. (прижать ладони к столу, отрывать по одному пальцу на каждую строку)

“Кошечка”. Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

Заучивание наизусть.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На сугробах ломкие

 Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава –весна.

Тема: Весна в лесу, поле. Изменения в жизни животных и птиц.

Общая моторика.

 

Птички прилетели,                махи руками,

Крыльями махали,        

Сели, посидели,                     присели,

И дальше полетели                махи руками.

***

Мы распахнем пошире дверь              руки в стороны,

И выпустим на волю голубей,            руки вверх,

И, крыльями взмахнув легко,             махи руками,

Они взлетают высоко.

Вернувшись с полета,                          присели,

Воркуют друзья,

Жить без свободы                                руки в стороны,

Птицам нельзя                                     махи руками.

Мелкая моторика.

Улетела птица – мать

Малышам жуков искать,

Ждут малютки – птенцы

Мамины гостинцы.                     Пальчики здороваются.

“Шалтай-Болтай”. Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

Заучивание наизусть.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны,

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Тема: Весна в городе.  Весенняя одежда и обувь.

Общая моторика.

На могучем тополе              руки вверх

Дружно почки лопнули       руки в стороны,

А из каждой почки               наклоны в стороны,

Вылезли листочки.

Развернули трубочки,           присели,

Распустили юбочки,              встали,

Оглянулись, улыбнулись      повороты назад,

И сказали: «Мы проснулись!»     руки в стороны.

***

Один малыш качается в саду… (см. Приложение)

Мелкая моторика

Лежит полгода покрывало,

А весной его – как не бывало.        Самомассаж.

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться могли.

«Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

Заучивание наизусть.

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

- Скоро, скоро быть теплу, - эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба…

                                               Я. Аким.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.                 Ф. Тютчев.

Тема:  Поздняя весна. Признаки, приметы.

 

Общая моторика.

 

Солнышко - колоколнышко

Ты пораньше взойди.                (потянуться руками вверх)

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,                        (бег на месте)

Нам весну встречать.                (руки в стороны)

Весенняя березка

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод.                Ритмично ходят по кругу,

Звенит сережками так нежно       ритмично потряхивают кистями,

И птичек в гости всех зовет           делают взмахи руками.

Раскроет свои руки – ветки,          руки вверх, пальцы раскрывают,

Опустит ветки – пальцы вниз,       опускают руки.

Подставит солнышку листочки,    руки перед собой, ладони раскрывают,

Чтоб лучик на ветвях повис           кисти вниз.

Мелкая моторика.

От сосулек звон, звон.

Просыпайся клен, клен.

Растопился снег, снег.

Ручейки в бег, в бег.

Гром шагает топ, топ.

Почки слышно хлоп, хлоп.   (само массаж)                                        

“Бинокль”. Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

Заучивание наизусть

Яблоневый цвет

Невесомы, прекрасны, легки

Облетают  с цветков лепестки.

И под яблоней нежный ковер

Бело – розовый, словно шатер.

Нежный цвет разметали дожди –

Завязались на ветках плоды.

Будут солнца и дождика ждать,

Чтобы спелыми, вкусными стать.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?    (Весной)

Тема:   Детский сад.

Общая моторика.

Сначала буду маленьким               присесть

К коленочкам прижмусь,              наклон вперед

Потом я вырасту большим            встать

До лампы дотянусь.                       руки вверх

В школу осенью пойду                  шаги

Там друзей себе найду,                руки в стороны

Научусь писать, читать,                руками показать книгу

Быстро, правильно считать.                Считать пальцы

Я таким ученым буду                большой палец вверх

Но свой садик не забуду.                поклон

Солнце глянуло в кроватку…        посмотреть из-под руки

1,2,3,4,5.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – 3,4

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.         (выполнять движения, о которых говорится в стих-нии)

Мелкая моторика.

Мы приходим в детский сад

Там игрушки стоят:

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Детский сад мы очень любим

В нем играть, расти мы будем. (массаж  пальчиков колечками)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже заснул.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора. (пригибать поочерёдно пальцы к ладошке)

Заучивание наизусть.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,  

Добросовестно учить.

***

Тема:  Моя группа. Игрушки. Часть и целое.

Общая моторика.

Непослушная дочка.

Куклу нежно я качаю,                            руки перед собой, покачать,

А она кричит: «Уа».

Руки, ноги поднимает,                          поднимают руки, ноги,

Спать не будет до утра                         ладони под щеку, отрицательно покачивают Кашку я сварю ей лучше,                    головой, помешивающее движение рукой,

И в тарелку положу,                             раскрывают ладонь одной руки – тарелка,                                                               СС                                                          движение ложки в руке,

Вся испачкалась, грязнуля!                 Обтирают пальцами лицо,

Дай, я кашку постужу                           обмахивающее движение рукой,

Дочку я свою умыла:                            поглаживают руки, шею, лицо,

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла,                       стряхивают «воду» с рук,

Наигралась с куклой. Все                      разводят руки в стороны.

***

Мячик мой

Друг весёлый, мячик мой,                4 прыжка на месте на носочках, руки на поясе

Всюду, всюду он со мной                по два взмаха-«удара» по мячу правой и левой рукой

1,2,3,4,5                                5 прыжков на носочках

Хорошо мячом играть                по два взмаха-«удара» по мячу правой и левой рукой

Мелкая моторика

“Кошка-мышка”. Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

Наша Маша рано встала                (потянуться, сидя)

Кукол всех пересчитала:                (загибать пальчики на правой,

Две матрёшки – на окошке,         затем на левой руке)

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпаке- на дубовом сундуке.        (сжать кулачки)

Заучивание наизусть

А я маленький мишутка,

И зовут меня малютка.

Лапу я могу сосать,

Но умею и плясать.

Чуть ударишь этот мячик, начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

Тьма игрушек у меня:

Ванька- Встанька, два коня,

Пёстрый мячик, толстый мальчик,

Мишка, зайка, кукла Майка

Тема:  Космос. Космонавты. Жизнь вне Земли.

Общая моторика.

В небо ракета стрелою взлетела,      руки вверх

В ней космонавт сидит                      присесть

Сильный и смелый.                            Руки к плечам

Понеслись к другой планете             наклоны в сторону

Космонавты на ракете.                       Руки вверх

***

А сейчас мы с вами, дети,                 шаги

Улетаем на ракете.

На носки поднялись                           руки вверх

А потом руки вниз,                            опустили

Раз, два, три, потянись,                      потянулись

Вот летит ракета ввысь!                     Побежали.

***

Эй! Попрыгали на месте.

ЭХ! Руками машем вместе.

Э-хе-хе! Прогнули спинки                наклон вперёд

Посмотрели на картинки                 голову вперёд

Э-ге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе                дотронуться до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!                Погрозить пальцем

Потянись, но не зевай!                Потянуться, руки вверх

Повертись на месте ловко

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Мелкая моторика.

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.          Два шарика катать в руке.

На луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной.

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной.                  Массаж

“Раки”, Положить на стол ладони рук: правая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

Заучивание наизусть.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете,

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Тема:  Физические свойства воды, воздуха.

Общая моторика.

Облако

Беленькое облако         (округлённые руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей        (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремились облако                (выпрямить руки)

Выше, выше, выше.                (потянуться руками вверх)

Ветер это облако        (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу        (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако в дождевую тучу

(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить. Присесть)

***

Раз, два, три, четыре, пять,            шаги на месте

Вышел дождик погулять.              прыжки

Шел неспешно, по привычке,       шаги

А куда ему спешить?                     наклоны

Вдруг читает по табличке:            

- По газону не ходить!

Дождь вздохнул тихонько             присесть

- Ох, и ушел, газон засох.              Встать

Мелкая моторика.

Дождик, дождик полно лить

Малых детушек мочить.           (стучать подушечками пальцев по  столу)

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет – гвоздь упадет.        (массаж)

“Филин”. Сделать “бинокль” и разъединить сомкнутые пальцы рук.

Заучивание наизусть

Туча по небу плыла,

Ведра полные несла.

Туча брякнула ведром –

Прокатился в небе гром.

И над лесом и над кручей

Повстречалась туча с тучей.

Засверкали злые молнии,

Расплескались ведра полные.

Туча с тучею ругаются,

Ведра по небу катаются!

В небе коромыслом радуга повисла.

 Облака .

- Облака, облака пышные, белые,

Расскажите, облака, из чего вас сделали?

- Мы – дождевые, мы – снеговые,

Если летом мы плывем, мы с собою град несем.

Если мы плывем зимою, мы пургу несем с собою.

Тема:  Праздник труда. Дружба между народами.

Общая моторика. 

Сегодня солнышко печёт                 (две руки вверх

Сегодня месяц май                        -в стороны)

Влезай, сынишка, на плечо                (руки согнуть к плечам)

И флаг свой поднимай!                (правую руку вверх)

А через год пойдём пешком         (маршировать)

С красным праздничным флажком!        (помахать руками над головой)

Мелкая моторика.

По полям, по лугам,

По огромным городам,

По долинам , по оврагам

С алым флагом, с алым стягом

Ходит май!                (загибать пальцы на руках)

***

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно, пальцу колко.

А наперсток в тот же миг,

К швее на пальчик прыг.

Говорит иголке: - Шей,

А колоться ты не смей.                (самомассаж прищепками)

“Человечки”. Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

Заучивание наизусть.

Солнце гладит по щеке…

Нынче праздник Мая!

У меня флажок в руке,

Я теперь большая!

Мой флажок, как огонёк,

Светится, играя.

Здравствуй, радостный денёк,

Здравствуй, праздник Мая!

Тема:  9 мая. День Победы.

Общая моторика.

Слава нашим генералам,           - маршировать

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –               -руки в стороны

Пешим, плавающим, конным,   -указывающие движения руками с поворотом

Утомленным, закаленным.          туловища

Слава павшим и живым –

От души спасибо им.                    – поклон.

Мелкая моторика.

На ветвях заснули птицы,

Звёзды в небе не горят.

Притаился у границы пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.

(самомассаж пальцев прищепками)

“Заборчик”. Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.

Вариант: сделать “заборчик”, одновременно переплетая пальцы рук друг с другом.

Заучивание наизусть

Победой кончилась война.

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто за подвиг трудовой

В своем родном краю

Тема:  Весенние изменения в жизни растений.

Общая моторика.

Бабочка

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.         (руки в стороны, пошевелить пальцами)

Я сорвать его хотел                (наклон)

Он вспорхнул и улетел.        ( имитация движений)

 Жук.

Я нашла себе жука на большой ромашке.                (показать  на ладонь )

Не хочу держать в руке-

Пусть лежит в кармашке         (показать )

Ой, упал, упал мой жук        (нагнуться)

Нос испачкал пылью                (потереть носик)

Улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях .                (помахать руками)

Мелкая моторика

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.            (самомассаж пальцев).

   

Иди весна, иди красна

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые.

Большой урожай в наш край. (загибать пальцы на обеих руках)

“Молоточки”. Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

Заучивание наизусть

На солнечной опушке

Фиалка расцвела.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.                

***

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит.

Тема: Весна в лесу, поле. Изменения в жизни животных и птиц.

Общая моторика.

 

Птички прилетели,                махи руками,

Крыльями махали,        

Сели, посидели,                     присели,

И дальше полетели                махи руками.

***

Мы распахнем пошире дверь              руки в стороны,

И выпустим на волю голубей,            руки вверх,

И, крыльями взмахнув легко,             махи руками,

Они взлетают высоко.

Вернувшись с полета,                          присели,

Воркуют друзья,

Жить без свободы                                руки в стороны,

Птицам нельзя                                     махи руками.

Мелкая моторика.

Улетела птица – мать

Малышам жуков искать,

Ждут малютки – птенцы

Мамины гостинцы.                     Пальчики здороваются.

“Шалтай-Болтай”. Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

Заучивание наизусть.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны,

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Тема:  Лето. Отпуск. Летние игры.

Общая моторика

Утро солнышко восходит высоко

поднимают руки вверх,

Вечером заходит с неба далеко.

Опускают руки вниз, наклоняются,

Днем гуляет по небу оно,

Из пальцев круг,проводят слева направо

Согревает всех, лучи раскинув широко.

Обхватывают тело руками, разводят руки в стороны,

Гладит ласково листочки и цветы,

Поглаживают себя,

Людям золотит и щеки и носы.

Поглаживают щеки, нос,

День прошел, с неба на покой

Из пальцев перед собой делают шар,

Солнца шар садится золотой.

Опускают его вниз.

Лето знойное в разгаре,

Проводят рукой по лбу,

Все на пляже загорают.

Разводят руки в стороны,

Руки солнцу подставляют,

Руки перед собой, ладони раскрыть,

Носик кверху задирают.

Поднимают голову, крутят ею,

И бегут к реке скорей,

Бегут на месте,

Охладиться чтоб быстрей.

Обнимают себя,

Плавают туда-сюда,

Делают плавательные движения,

Не утонут никогда!

Руки шалашиком, приседают,

Брызги в стороны летят

Делают резко рукой вперед,

И на всех попасть хотят.

Всплескивают руками.

Мелкая моторика

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Дадим тебе ложку.

Хлебай понемножку.         Стучим поочередно пальчиками о ладошку.

Дождик (см. Приложение)

Заучивание наизусть

Лето – это много солнца,

Теплых, ласковых дождей.

Лето – это много фруктов

И погожих ясных дней.

Лето – это пляж, и речка,

И грибы в густом лесу.

Лето – это много ягод

И комарик на носу.

Лето – это дни длиннее,

Все цветет и все растет,

Люди в отпуске, на даче,

Им загар к лицу идет.

Лето любят все на свете!

Любят взрослые и дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование...

Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Пусть всегда будет мама!"

Тематическое  развлечение  для  детей  старшей и подготовительной групп, посвящённого  Дню  Матери  "Пусть всегда будет мама!" .Цель: Воспитание любви и уважени...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к Рабочей программе учителя-дефектолога...

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Мы спортсмены".

В методической разработке представлены игры-эстафеты, игры-соревнования, способствующие закреплению навыков выполнения элементов спортивных игр....

Открытое тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «900 дней мужества»

Открытое занятие, посвященное 75 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады...