Шесть шляп мышления
статья

Валентина Николаевна Соколкова

Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_priyom-shest_shlyap_myshleniya.docx400.71 КБ

Предварительный просмотр:

Прием "Шесть шляп мышления" на уроке: как его применять?               Описание стратегии и примеры использования

(Доклад на ШМО классных руководителей)

Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей.

Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры

Прием корзина идей. Что это такое и как его использовать на уроке? Примеры

Прием "Дерево предсказаний" на уроках в школе: варианты применения

Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.

Примеры использования приема

Предмет: Русский язык.

Тема: Лексика и развитие речи.

Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.

Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».

Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.

Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.

Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.

Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы.

Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.

Предмет: литература.

После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания:

Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.

Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.

Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.

Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.

Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.

Синяя — эксперты.

Это лишь два варианта использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.

C:\Users\Валентина\Desktop\материалы к САЙТУ\20181227_160606.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

шесть шляп мышления

презентация...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методический прием "шесть шляп мышления"

Технология проблемного обучения «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:-компетентности «готовность к разрешению проблем» - ребёнок анализирует поставленную перед ним ...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...