Статья. Изучаем родственные слова с конструктором ТИКО
статья

Каплун Анастасия Сергеевна

В данной статье вы узнаете как в игровой форме обучать ребенка словообразованию и словоизменению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над изучением родственных слов с детьми с общим недоразвитием речи.

«Конструктор  ЛОГО - ТИКО»   – это  учебно- дидактическое пособие, которое  предназначенно  для учителей – логопедов, работающих с детьми с различными речевыми нарушениями. Это  пособие эффективно решает задачи по формированию лексико-грамматического строя речи и создает достаточную базу, которая обеспечивает наиболее успешное овладение нормами употребления родного языка.

 Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 2,3,4 уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5—6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР—это  обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

        Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.

Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной для детей форме, способствуют осознанию и усвоению родственных слов.

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников»Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Цели:

  1. Знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.
  2. Формирование навыков образования производных слов.
  3. Закрепление навыков осознанного образования производных слов.

Этапы работы:

  1. Находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы.
  2.  Знакомство с понятием «родственные слова»; 
  3. Подбор родственных слов по вопросам; 
  4. Составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки); 
  5. Нахождение «лишнего слова» (не однокоренного) из ряда родственных слов; 
  6. Определение общей части родственных слов
  7. Закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

         Разработана следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами.

- наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

- упражнения в определении родственных слов в тексте;

- задания на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор;

- упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданным словом, пересказ текстов, составление рассказов).

        Для определения родственных слов используются сюжетные и предметные картинки, плоскостные и объемные конструкции, собранные из конструктора ТИКО.

        Наглядные средства, такие как «Конструктор ЛОГО – ТИКО», позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным, формируя в сознании ребенка "физиологический образ слова".

         Использование рисунков-символов позволяет ребенку осознанно относиться к выбору необходимой формы слова.

Дидактический материал и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имеют общую часть.

Использование родственных слов делает речь ребёнка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счёт развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова.

Упражнения способствуют развитию память, поскольку слова-«родственники» группируются детьми в словообразовательные цепочки языкового чутья и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически-грамотного письма в школе.

Рисунки- символы                                            

Обозначения

   Главное слово сад: садовник, сады, садить, садовый, садище, садик.                                                                      

Слова, образующиеся от воздействия человека с главным словом      

Слово, обозначающее множественное число или множественное число в Р.п.    

Слово, обозначающее действие (глагол)    

Слово, обозначающее признак (прилагательное) главного слова (предмета)    

Слово, обозначающее «большой предмет»  увеличительные суффиксы    

Слово, обозначающее «маленький предмет» - уменьшительно-ласкательные суффиксы    

Варианты игр с кубиком на подбор родственных слов.

  1. «Кубик бросай, новое слово называй»

 Дети складывают фигуры из конструктора ТИКО, затем образовывают новые слова, опираясь на схемы.

                                                                ТАНК

                                                                  Танкист, танки, танковый, танчище, танчик.                                                    

  1. «Придумай предложение»

Дети бросают кубик,  называют предложение с новым словом.

                                                       

                                                               Строители построили огромный ДОМИЩЕ.

  1. «Составь рассказ»

 В игре можно сочетать грани из других кубиков.

МЕДВЕДЬ : медведи, нет медведей, у медведей маленькие медвежата, всего пять маленьких медвежат,  у медведя пара медведица.   .      

                                                           

https://www.uchmet.ru/library/convert/result/461/138397/127658/127658.doc_html_456ceb9e.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»

Урок в коррекционной школе  I-II  вида5 класс II вида  II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...

Картотека игровых упражнений с применением конструктора ТИКО "Логопедический сундучок" "Звуки" и "Буквы"

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию...

Семинар – практикум «Конструкторы «ТИКО» и «ЛЕГО» - помощники в развитии пространственного мышления»

      Сегодня с вами попробуем окунуться в мир конструирования. Прежде всего, зададимся вопросом: «Для чего нужен конструктор? В самую первую очередь - это хороший пов...

Конструктор "ТИКО"

laquo;ТИКО» - Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования. Это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммун...