Мастер-класс «Ёлочные шары в лоскутной технике «КИНУСАЙГА»
план-конспект занятия (9 класс)

Лоторева Елена Викторовна

Занятие с обучающимися с ОВЗ на уроках швейного дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinusayga.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ёлочные шары в лоскутной технике «КИНУСАЙГА»

Цель: организация продуктивной творческой деятельности обучающихся, направленной на овладение новым приёмом лоскутной техники «кинусайга»
Задачи: 
образовательная: ознакомление воспитанников с историей возникновения техники «кинусайга», обучение приёмам декорирования ёлочных шаров в данной технике;
коррекционно-развивающая: развитие у обучающихся эстетического вкуса, аккуратности в работе, терпеливости и усидчивости, экономного отношения к швейным материалам и умения рационально использовать его остатки; коррекция мелкой моторики рук в процессе выполнения ручных швейных работ;
воспитательная: формирование интереса и положительной мотивации к лоскутному шитью, как одному из видов декоративно-прикладного творчества, воспитание усидчивости, эмоционально-волевых качеств,  умения доводить начатое до конца

Оборудование: мультимедийная установка с презентацией «Ёлочные шары в лоскутной технике «КИНУСАЙГА», образцы изделий, выполненные в разнообразных лоскутных  техниках, ёлочные шары  в технике  «кинусайга»

Материалы, инструменты, приспособления:

заготовки шаров из пенопласта, ткани, ленты и тесьма разной ширины, декоративные шнуры, кружева, пуговицы, ножницы, карандаш или тонкий маркер, канцелярский нож, распарыватель (или что-то подобное), булавки

Словарь: техника лоскутного шитья «КИНУСАЙГА», «пэчворк»,  аппликация, панно, пуфик, соты,  витражи, «йойо», уголки, полоска

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Организация обучающихся на занятие, проверка готовности рабочих мест.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ  (слайд 1)

В настоящее время лоскутное шитьё стало очень модным видом рукоделия. Мы с вами тоже не отстаём от моды и уже освоили некоторые лоскутные техники. Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной увлекательной техникой. На её основе создаются изделия, которые делают наш дом и быт уютными и красивыми.

Приближается долгожданный, всеми любимый праздник Новый год. Впереди вас ждут новогодние подарки, утренники, сказочные представления у ёлки. А чем украшают новогоднюю ёлку? (шары).

Сегодня мы будем изготавливать в новой лоскутной технике ёлочные шары и украшать ими нашу новогоднюю ёлочку.

Вот такие шары у нас должны получиться (анализ готовых изделий)

Украсим нашу ёлку этими шарами.

  1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА (слайд 2)

Эта новая лоскутная техника пришла к нам из Японии. Её название надо будет отгадать, назвав правильно лоскутные техники, которые вам уже знакомы.

п

п

э

о

ч

а

в

л

в

п

п

и

о

о

п

а

т

с

р

л

н

п

р

у

к

к

и

н

у

с

а

й

г

а

к

о

ф

о

ж

о

о

а

и

т

и

й

л

ц

к

ы

о

к

и

и

я

1. Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани сшивается цельное изделие. «Пэчворк»   

2. Это изображение с применением кусков ткани, пришитых или приклеенных на основное поле. В этой лоскутной технике украшают самые разные предметы одежды, интерьера и быта, создают красочные панно, изготовляют уникальные игрушки. Аппликация

3. Это картина, которая может быть выполнена из кусочков ткани, а также из абсолютно разных материалов, для украшения интерьера. Панно

4. Это лоскутная техника. Изделия, выполненные в этой технике, состоят из очень мягких квадратов, сшитых между собой. Пуфик

5. Эта лоскутная техника называется так потому, что сшитые между собой шестигранные лоскутки напоминает нам то, куда пчёлы собирают мёд. Соты

6. Это довольно хитроумная техника. Цветные лоскутики, сшитые по правилам этой техники, напоминают таинственные витражные окна готических соборов. Витражи

7. Эта техника лоскутного шитья известна давно и имеет японские корни. Она основана на использовании мелких лоскутов ткани круглой формы. Край круглого лоскута подворачивается и собирается намёточным швом. Получаются как бы пёстрые цветы.  Они нашиваются на основу, создавая целостную объемную аппликацию, либо используются как отдельные декоративные элементы. «йойо»

8. Отличительной чертой этой техники является то, что лоскутки не сшивают между собой в единую плоскость, а настрачиваются на основу.  Из квадратов ткани складываются треугольники. Их пришивают слоями на основу, выстраивая некую композицию. Уголки

9. Эта техника с переплетением длинных лоскутов ткани  

похожа на ткацкое переплетение. Полоска

- Так какую же лоскутную технику мы с вами будем осваивать? (кинусайга)   (слайд 3)

IV. РАБОТА ПО ОБЪЯСНЕНИЮ МАТЕРИАЛА

1. История лоскутной техники «кинусайга»   (слайд 4)

Особенность лоскутной техники «кинусайга» в том, что закреплять лоскутки на шарах будем без помощи иголок и клея. 

- Кто сумел догадаться, как закрепляются лоскутки на шаре?

Родина этой техники – Япония. Её жители - тонкие ценители красоты во всех направлениях. Они известны также своим бережным отношением ко всему, что их окружает. Кусочки кимоно они не выбрасывают, а превращают в удивительные картины. Так в 1987 году  родилась техника кинусайга. Кинусайга - это особые лоскутные аппликации из старых кимоно.

2. Основные принципы работы в японской технике «кинусайга»  (слайд 5)

Основой для настенных панно, выполненных методом кинусайга, служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге, копировали его на доску. После этого по контуру будущей картины делались прорези, в которые заправляли шелковые лоскутки. В результате сочетания кусочков разного цвета и формы вырисовывается оригинальный сюжет или узор. Так из маленьких кусочков разных расцветок получались картины необычайной красоты.

Количество мелких деталей, умелое сочетание цветов, плавные переходы от одного оттенка к другому. Умелые мастера создавали полотна, больше похожие на живопись и даже фотографию, чем на картину из «бросового материала». (слайд 6)

3. Анализ изделий в технике «кинусайга»

В наше время техника кинусайга немного упростилась, а именно в том, что за основу стали брать не дерево, а более дешевый и податливый в работе пенопласт. Для картин используют листовой пенопласт. Его можно купить в магазине или использовать упаковку от бытовой техники, нарезанную пластами. Специальные пенопластовые фигурки можно купить в магазине для рукоделия.

- картины; (слайд 7)

- шкатулки; (слайд 8)

- ёлочные шары; (слайд 9)

- пасхальные яйца; (слайд 10)

- открытки (слайд 11)

V. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения изделий в технике «кинусайга»: (слайд 12)

- заготовки из пенопласта;

- ткани;

- ленты и тесьма любой ширины, декоративные шнуры, кружева, пуговицы;

- ножницы;

- карандаш или тонкий маркер;

- канцелярский нож;

- копировальная бумага;

- распарыватель (или что-то подобное)

2. Последовательность изготовления ёлочных шаров в лоскутной технике «кинусайга» (слайд 13)

  • Подготовить пенопласт нужного размера, формы, определиться с тканью
  • Нанести при помощи фломастера рисунок на пенопласт. (слайд 14)
  • Выполнить прорезы канцелярским ножом по нарисованным линиям (на глубину 0,5 см). (слайд 15)
  • Приложить ткань нужной расцветки и размера на фрагмент рисунка и при помощи распарывателя слегка заправить ее в прорезь. (слайд 16)
  • Обрезать ножницами излишки ткани. (слайд 17)
  • Обрезанный край заправить в прорезь, чтобы не было видно срезов ткани. (слайд 18)
  • Аналогичную работу проделать со всеми оставшимися сегментами шарика. (слайд 19)
  • После того, как все лоскутки нашли свое место, переходите к украшению готового шара в технике «кинусайга» (слайд 20)
  •  Это у вас должно получиться (слайд 21)

VI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (слайд 22)

1. При работе ножницами

2. При работе булавками

3. При работе распарывателем

VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЁЛОЧНОГО ШАРА В ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКЕ «КИНУСАЙГА» (слайд 23)

Самостоятельная работа обучающихся по изготовлению ёлочных шаров в лоскутной технике «кинусайга»  (работа по инструкционной карте).

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 24-26)

Упражнения для улучшения зрения, снятия утомления с глаз

Исходное положение

Описание

Дозировка

  1. Сидя на стуле, руки на  парте, голова неподвижна

Следим глазами за движущимся влево-вправо кружком

8 движений

  1. Сидя на стуле, руки  на парте, голова неподвижна

Следим глазами за движущимся вверх-вниз квадратом

8 движений

  1. Сидя на стуле, руки  на парте, голова неподвижна

Следим глазами за движущимся по кругу облаком

8 движений

IX. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ (слайд 27)

Целевые обходы рабочих мест обучающихся с целью:

  • проверки  последовательности  и правильности работы;
  • соблюдения правил безопасной работы;
  • выявления и предотвращения типичных ошибок;
  • проверки умения обучающимися пользоваться швейными инструментами, приспособлениями, инструкционными картами;
  • помощь, рекомендации, индивидуальная работа с обучающимися (дополнительное инструктирование, показ приёмов работы, разъяснение учебного материала).

X. ИТОГ ЗАНЯТИЯ (слайд 28)

  1. Рефлексия

- Чему учились на занятии?

- Что удалось?

- Что не удалось?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

2. Выставление оценок за занятие, их аргументация 

 (анализ устных ответов обучающихся, анализ практической работы: ошибки в ходе работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по изготовлению шаров темари

Мастер класс по изготовлению шаров темари...

Мастер-класс по изготовлению композиции "Лотос" в технике "модульное оригами"

Этот мастер-класс может быть использован при работе как с детьми, так и с педагогами. В зависимости от категории обучаемых (педагоги или дети) могут быть разными задачи.Задачи для педагогов: Повышение...

Мастер-класс "Медальон для любимой мамочки" в технике декупаж

В разработке описана технология и последовательность изготовления медальона в технике декупаж....

Мастер - класс на тему: «Применение технологий лоскутного шитья при изготовлении открытки в технике «Крейзи».

Данный мастер-класс может быть использован учителями технологии, педагогами дополнительного образования и те кто любит рукоделие. С помощью этого мастер класса научитесь применять технику лоскутного ш...

Мастер-класс.Аппликация "Елочные шары" из салфетных шариков

На кануне Нового года с малышами младшей группы я провела мастер-класс по изготовлению елочных шаров своими руками.Дети научились создавать композицию припомощи нетрадиционной техники аппликации:смина...

Окружное методическое объединение педагогов дополнительного образования детей художественной и технической направленности мастер-класс паперкрафт «Ёлочная игрушка»

Добрый день коллеги!Меня зовут Щербакова Юлия Дмитриевна. Я педагог дополнительного образования и представляю сегодня Структурное подразделение дополнительного образования детей Центр детского творчес...

Мастер-класс «Текстильная ёлочная игрушка «Звезда»

Мастер-класс «Текстильная ёлочная игрушка «Звезда»...