Распространение предложений именами прилагательными
план-конспект занятия (6 класс)

Конспект логопдического занятия для обучающихся 6 класса коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostranenie_predlozheniy_imenami_prilagatelnymi.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 6  классе

Тема: Распространение предложений именами прилагательными

Цель: Развитие умения устанавливать связь слов в предложении, подбирать имена прилагательные к именам существительным.

Задачи:

  •  Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".
  • Упражнять в подборе имён прилагательных к заданным словам.
  • Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха посредством прослушивания, угадывания слов-признаков.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Предметные УУД. Создание условий для развития умений распространять предложения именами прилагательными.

Метапредметные УУД.

Познавательные:

совершенствование навыка работы с информацией;

нахождение общих схем решения;

совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

● развитие всех видов восприятия;

развитие связной речи.

Личностные:

● формирование положительной учебной мотивации;

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Развивающая среда:  картинный материал,  карточки с заданиями, дидактический раздаточный материал.

Ход занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учеников

I. Организационный этап

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

Учитель-логопед читает стихотворение:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Если хочешь отвечать

Руку не забудь поднять.

Если спросят, надо встать,

     Громко, чётко отвечать.

Дети совместно с учителем-логопедом проговаривают стихотворение.

Дежурный ученик  отвечает: какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Основной этап

2.  Введение в тему. Развитие речи, внимания.

- Какая сегодня погода?

- Какой сегодня день?

- Какие наступили дни?

- Какое сегодня у вас настроение?

- Подумайте и скажите, какие вопросы я сейчас вам задавала?

- Это вопросы какой части речи?

(Вывешивается таблица).

Дети отвечают на вопросы полным ответом.

-Какой? Какая? Какое? Какие?

- Имя прилагательное.

3. Определение темы занятия.

- На уроках русского языка вы уже знакомились с этой частью речи. Скажите, что такое имя прилагательное.

-Внимательно прослушайте два рассказа и сравните их.

1. Берёза.

Из древесины берёзы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе берёзы растёт гриб. Из этого гриба делают лекарство.

2. Берёза.

Красивое и полезное дерево берёза. Из её древесины берёзы получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, лёгкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На стволе берёзы растёт берёзовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой рассказ вам больше понравился?

Почему вам второй рассказ понравился больше?

Вывод: Чтобы наша речь была более красочной, полной, нам нужно уметь составлять предложения с именами прилагательными, уметь их применять в речи.

- Тема нашего занятия: Распространение предложений именами прилагательными.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Второй рассказ понравился больше.

- Второй рассказ красивее, подробнее, в нём есть имена прилагательные.

4. Работа над новым материалом

Формирование граммати-ческого строя речи.

- Прочитайте слова первого столбика. К какой части речи они относятся? (Аналогично со словами второго столбика)

- К словам первого столбика подобрать слова из второго столбика.

Подснежник         зелёная

Травка                   весенний

Лес                         нежный

Птицы                   тёплый

Ветер                     яркое

Солнце                  перелётные

-Проверим, какие словосочетания у вас получились?

- Какой вывод можно сделать?

- Данные словосочетания  о чём?

-- У нас наступило время года – весна, поэтому мы сегодня будем говорить о весне, искать и находить прилагательные о весне.

Дети читают хором слова.

- Имя существительное.

- Имя прилагательное.

Дети работают с карточками: ставят стрелки от имён существительных к именам прилагательным.

Дети читают словосочетания

- Имена прилагательные связаны с именами существительными.

-О природе, о весне.

5. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

- Я буду называть слова разных частей речи, вы внимательно слушаете и запоминаете только имена прилагательные, а потом  назовёте, какие слова вы услышали и запомнили. Итак, начинаем: тёплый, красный, шумел, весёлая, белка, ласковый, весенний, цветы.

-Назовите слова.

-Молодцы!

Дети внимательно слушают, запоминают, затем называют.

Слова: тёплый, красный, весёлая, ласковый, весенний.

6.Совершенствование общей моторики и пространствен-ной ориентировки.

- А теперь настало время отдохнуть.

«Сосулька»

Вниз головой висит сосулька (Кисти свисают вниз)
От солнца насморк у неё (
Показываем на нос)
То от тепла она заплачет (
Кулачки у глаз)
То платьице ушьёт своё (
От подмышек движение рук вниз)
Придёт мороз и закалеет (
Руки в замок перед грудью)
Немного за ночь подрастёт (
Вытянуться, руки выпрямить вверх)
Окрепнет телом, потолстеет, (
Руки на пояс),
Тяжёлой станет, упадёт. (
Присесть на корточки).

Ученики повторяют предлагаемые движения.

7.  Развитие связной речи.

-Ребята, от чего образуются сосульки?

-Какую опасность нам представляют сосульки?

-Чтобы не попасть в опасное положение, какими нужно быть весной?

- Весной нужно быть внимательными и осторожными, особенно когда ходите возле домов, т.к. сосульки могут упасть  на голову и можно получить серьёзную травму.

- Итак, какими нужно быть весной?

Дети отвечают на вопросы.

-Внимательными и осторожными.

8. Работа с раздаточным материалом. Обогащение словарного запаса именами прилагательны-ми.

- А теперь постарайтесь найти слова о весеннем солнце, небе, ручьях, ветре.

-Итак, какое весной солнце? (Аналогично со всеми словами). Составим предложения.

 -Весной небо… . Солнце весной светит… . Ветер весной… . Бегут ручьи… . Погода весной…. Настроение  … .

Дети работают с раздаточным материалом, отвечают полным предложением.

Составляют предложения о весне.

9. Развитие зрительного внимания. Формирование грамматическо-го строя речи, развитие связной речи.

- Внимательно посмотрите и скажите, чего нет. Прочитайте текст.

Голубая пора. (Март.)

   У каждого месяца свой цвет. Январь – бел…, июнь – зелён.., а вот март голуб… .

    Голуб… небо, снега голуб…. На снегах тени, как син… молнии. Голуб… даль, голуб… льды. Голуб… на снегу следы. Перв… голуб… лужи и последн… голуб… сосульки. А на горизонте син… полоска далёкого леса.

     Весь мир голуб…!

- Имена прилагательные связаны с именами существительными в роде и числе. (Вывешивается памятка) Прочитаем памятку.

-Прочитаем ещё раз все вместе.

-Итак, в марте всё голубое. На карточках записаны предложения с пропущенными словами. Списать предложения, вставить пропущенные слова. 

    В марте небо… . Снега… . Даль… .  Льды… .  На снегу следы... . Лужи… . Сосульки… . Весь мир… .

- Прочитаем, что у вас получилось.

- Нет окончаний.

Дети читают текст, записанный на доске, добавляют окончания.

Дети читают памятку.

Дети читают хором текст.

Работают с карточками.

Проверяют правильность написанного.

III. Заключительный этап

10. Уточнение, анализ полученных знаний.

- Наше занятие подходит к концу. Давайте вместе вспомним:

Чему мы учились на уроке?

- Учились распространять предложения именами прилагательными.

11. Рефлексия.

- Ребята, у вас на партах лежит схема «Лесенка успеха» и человечек – это вы. На какую ступеньку вы себя поставите?

- Какие задания вам больше всего понравились?

С каким настроением уходите с урока? 

 - Все работали хорошо, всем спасибо, занятие окончено!

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе.

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде и числе. (Преодоление аграмматической дисграфии)...

Порядок имен прилагательных в предложении. Презентация по англ. яз.

Презентация по английскому языку на тему "Порядок имен прилагательных в предложении"....

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....