Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов.
методическая разработка

Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпосылок для овладения устной речью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов.

Аннотация. Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпосылок для овладения устной речью.

Ключевые слова: вербальная и невербальная коммуникация, язык жестов и мимики.

Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими. Потребность общения ребёнка со взрослым возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.

В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальное (речевое) и невербальное (неречевое) общение.

Дети, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей. В связи с тем, что «неговорящего» ребенка понять очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования. Опасно, если ребенок  к этому привыкнет. Он может превратиться в покорного, не верящего в себя, в свою ценность и значимость человека, или стать агрессивным, оттого что его не понимают, что он лишён права принятия решений, права выбора.

Если речь и связанное с ней вербальное общение глубоко  умственно отсталого ребёнка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.

Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, очень значима, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности.

Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему: кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.

Кинетика – система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта система предстаёт как свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмоциональные реакции.

Паралингвистика – система знаков, представляющая собой такие «добавки» к вербальному общению, как вокализация, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, покашливания, плача, смеха, наконец – сам темп речи.

Проксемика – это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

Визуальное общение – специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций общения.

Способность выражать свои мысли и чувства посредством мимики может заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и привносит определённую живость в общение друг с другом.

Мимика, жесты, пантомимика являются важными помощниками в общении у лиц с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта. Поэтому необходимо мягко и настойчиво воспитывать культуру владения элементами невербального общения. Они должны эмоционально дополнять речь умственно отсталого ребёнка.

Понимание средств невербального общения и овладение ими помогают детям с нарушениями интеллекта стать интересными в общении, познавать людей, завоёвывать друзей.

Большинство исследователей полагают, что с помощью слов передаётся в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации. А иногда жесты могут заменять слова.

Естественная жестикуляция помогает всем нам в трудной ситуации. Выражения типа «погляди на это», «вот оно», «это не так» часто естественным образом сопровождаются простыми жестами или мимикой. Лица с нарушением интеллекта понимают эти жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. Необходимо использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь этим детям в развитии речи.

Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста выразить свою потребность и ответить на вопрос.

Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей. Так, в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эта система может быть применена и для взрослых «неговорящих» умственно отсталых людей. Основу этой системы составляют знаки – жесты рук – для некоторых ключевых слов.

Лишь очень немногие люди, как бы им ни помогали, так никогда и не смогут научиться говорить. Для них язык жестов – единственный способ разговаривать. В начале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие понятия, важные для ребёнка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о ком-то. Постепенно ребёнок освоит жесты, которые обозначают интересующие его понятия. Позже при помощи жестов он сможет строить небольшие предложения.

Коммуникация с помощью жестов явно отличается от языка жестов глухих людей. Язык их жестов служит для сообщения либо обмена информацией и используется во всемирной международной практике. Его применение предполагает владение синтаксическими и грамматическими правилами употребления слов. Лица с ограниченными возможностями, в частности, с глубокой умственной отсталостью, используют жесты, сопровождающие устную речь. Последовательность таких жестов соответствует обычной устной речи, так как они сопровождают говорение. Жесты, сопровождающие устную речь, по сравнению с последней выполняются крайне медленно. Необходимо соблюдать определенные правила при составлении предложений. Э. Вилкен (Wilken) разработала метод «коммуникация с опорой на жесты», предназначенный для неговорящих маленьких детей, способных слышать. Употребляя название «коммуникация с опорой на жесты», Э. Вилкен не только противопоставляет его языку жестов, но и делает более очевидными иной методический подход и целевую установку. Какую цель преследует развитие коммуникации с помощью жестов? Продуцирование детьми устной речи сопровождается жестикуляцией ключевых слов высказывания. Обучение жестам позволяет расширить коммуникативные возможности ребенка посредством визуализации устной информации и подготовить его к устной речи. Коммуникацию с опорой на жесты включают, как правило, на этапе достаточно сформированной импрессивной речи при ограничении экспрессивной. Использование коммуникации с опорой на жесты облегчает понимание ребенка окружающими, позволяет избежать разочарования от собственной несостоятельности и испытать удовольствие от коммуникации. Детям с глубокой умственной отсталостью легче, когда многие жесты содержат отчетливые признаки обозначаемого объекта, например, напоминают форму, действие или характерное качество. Такое частичное сходство облегчает понимание, запоминание и вспоминание жестов. Отдельные жесты, выражающие те или иные понятия, следует вводить в ситуативный контекст, поясняющий содержательную связь между знаком и словом (например, яблоко, когда с яблока снимают кожуру). Выбор жестов обусловливается требованием соответствия интересам и конкретному жизненному окружению ребенка. Их используют в особо значимых ситуациях. Таким образом, дети лучше запоминают связь между жестами и словами. Многолетний опыт показывает, что жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь. Исследования также показывают, что большинство детей прекращают применять жесты, если могут достаточно общаться с помощью устной речи. Таким образом: с помощью жестов, как средство поддерживающей коммуникации, дети приходят к непосредственному пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих; они впервые осознают смысл и значение языка, что является важной предпосылкой обучения устной речи детей с глубокой умственной отсталостью. Могут более понятно общаться, что сводит к минимуму неудачные попытки коммуникации. Выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения. Большинство жестов содержит явные признаки обозначаемого объекта: форма, действие или существенное качество, что облегчает запоминание и воспроизведение сказанного. Визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению за говорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела). При жестикуляции говорящий автоматически замедляет скорость речи, делает ударения на слоги или центральные слова и упрощает структуру предложения. Путем визуального акцентирования важных для понимания ключевых слов становится легче понять содержание разговора,  поскольку воспринимая длинные предложения, ребенок может утратить главный смысл сообщения. В отличие от слов жесты предъявляются визуально, в медленном темпе, что облегчает их понимание.  Понимание значений слов, сходных по звучанию, достигается с помощью инструктирующих жестов, что позволяет избежать путаницы. Если жестикулирует сам ребенок, то его пока еще слабо понятные устные высказывания можно легче интерпретировать; если ребенок имитирует определенные действия или предметы, то речь уже идет о начальной символизации; использование жестов стимулирует понимание символов;  жесты способствуют развитию основных языковых структур и предпосылок для овладения устной речью. Преимущества жестов по сравнению с другими средствами поддерживающей коммуникации состоят в следующем:

 - жесты можно применять всегда и везде в отличие от технических средств коммуникации;

 - жесты располагают намного большим  «словарем», чем другие наборы символов;

 - другие неязыковые системы символов сосредоточивают внимание на самой системе коммуникации (например, коммуникативные таблицы с картинками), тогда как при использовании жестов важно обращение непосредственно к партнеру. Обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний. Важно проявлять интерес к данной форме коммуникации и готовность учить жесты вместе с ребенком. Наряду с этим нужно выбрать такую систему жестов, которая позволит постоянно расширять словарный запас. Обучение жестам начинают с упражнений на осязание, их цель - помочь ребенку осознать собственные руки. Движениям рук можно обучить с помощью игр на хватание, пальчиковой гимнастики и других упражнений. В процессе обучения жестам целесообразно формировать умение устанавливать зрительный контакт (например, с помощью упражнений на восприятие выражений лица). Поначалу нужно выражать жестами только те слова, которыми ребенок обозначает какое-то действие. Необходимо вовлекать в коммуникацию с помощью жестов и окружающих, например, путем составления книг всех жестов, которыми овладел ребенок.

Очень часто родители обращаются к специалистам с вопросом, который, несомненно, их очень тревожит: «Когда мой ребенок начнет говорить?». Хотелось бы прояснить некоторые моменты и осветить проблемы, с которыми сталкиваются многие родители.

Общение – это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто родители или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.

Сегодня хочется еще раз обратиться к такому важному и очень эффективному в общении понятию, как поддерживающая коммуникация, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми?

Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на этих средствах.

Мимика

Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Родители просто обязаны все послания, которые они адресуют своему ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица собственного малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Язык жестов

Использование жестовой речи  опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей ускоряют их общее и речевое развитие. Наши специалисты на основе своего многолетнего опыта могут только подтвердить и поддержать это утверждение.

Часто родители весьма скептически относятся к языку жестов, боятся, что это может затормозить речевое развитие, задержать его. Научные исследования доказали обратное. Без использования языка жестов дети, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.

Язык жестов помогает ребенку усваивать основные понятия, он учится влиять на окружающий мир. Важно понять, что на том этапе, когда речевое общение невозможно, жест может быть тем мостиком, который проложит путь от движения рук к первым сказанным словам. Жестовая речь всегда подкрепляется словесной, поэтому у ребенка есть возможность выбора, что повторить за вами: слово или жест.

Несомненно, жесты – это средство, которое позволит ребенку вступить в коммуникацию и будет способствовать ее улучшению. Жесты должны быть такими, чтобы:

– в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,

– ребенок мог легко их выполнять.

Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди.

Хочется дать несколько рекомендаций по применению жестов:

  • жест всегда должен синхронно подкрепляться словом;
  • когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается;
  • при обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь,  следует помогать ему в выполнении движения своими руками;
  • жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни;
  • при общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.

Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

Игровые упражнения по развитию мимики
         - «Съели кислый лимон» 
(дети морщатся).

-  «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

- «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

- «Испугались забияку» 

(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

-«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

- «Обиделись» (опускают уголки губ).

- «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по обучению жестам
          -  Покажите высокого мальчика, «низкого»; 

 - там, вверх, вниз, вокруг; 

 - я, ты, мы; 

 - маленького комарика; медведя.

Существует большое количество игр, предназначенных для развития языка жестов и мимики. Развитие этих навыков стимулирует работу головного мозга и обогащает социальное развитие в целом. Несмотря на то, что игры для развития жестов и мимики по существу - "немые", они являются прекрасным стимулом развития речевых центров мозга, а "объяснение" своих "непонятых" жестов - непосредственно тренирует речь.

Счастье – это когда тебя понимают» - пожалуй, эту цитату из фильма «Доживем до понедельника» используют чаще всего, говоря об альтернативной коммуникации. И важно понимать, что, используя отдельные приёмы, мы облегчаем свою работу, но ребёнок нуждается в коммуникации, прежде всего, как в средстве общения. И наша задача, как специалистов, найти подходящий для каждого способ общения, учитывая уровень овладения вербальной речью, особенностей развития двигательной сферы, умения вступать в контакт. Ребёнок имеет право выразить свои потребности, а не только отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок имеет право рассказать о чем-то, а не только согласиться или не согласиться со специалистом. И хочется ещё раз предупредить, что  прежде, чем приступить к обучению альтернативной коммуникации детей, педагогам стоит обучиться самим. Ведь овладение альтернативными методами коммуникации можно сравнить с изучением иностранного языка.


Литература

Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999.

Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ».

Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов - на - Дону: издательство Ростовского университета, 1986

Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2006.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2001.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: «Школьная пресса», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

Система альтернативной коммуникации для детей с глубокой умственной отсталостью при помощи мимики и жестов

Представлена необходимость использования мимики и жестов, для неговорящих детей с глубокой умственной отсталостью. Данная система коммуникации способствует развитию невербальной коммуникации и предпос...

Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)

Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Данная программа предназначена для коррекционно-логопедичес...