Технологическая карта индивидуального занятия по РРС и ФПСР для учащихся 5кл. (вариант 2.2)
план-конспект занятия (5 класс)

Технологическая карта индивидуального занятия по РРС и ФПСР для учащихся 5кл. (вариант 2.2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта дефектологического индивидуального занятия

предмет: Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

5 класс,

обучающихся по АОП НОО в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (нарушение слуха), вариант 2.2.

Подготовила: Сидорова Динара Илдаровна,

учитель-дефектолог, первая квалификационная категория,

МБОУ «Школа-интернат №10 г. Челябинска»

Тема: Звуки Л-Р. Речевой материал по теме «Для чего руки нужны?»

Место данного занятия в системе занятий. Занятие по данной теме является вторым. На первом занятии происходило знакомство с новой темой, учащаяся воспринимала на слух текст «Уборка в классе» целиком и осуществлялась отработка восприятия и воспроизведения первого предложения: «В нашей школе работают люди разных профессий». На последующем занятии продолжится работа над текстом, в частности восприятие и воспроизведение следующего предложения: «Уборщицы следят за чистотой в школе». На тему «Для чего руки нужны?», в том числе на данный текст отведено 6 ч. Таким образом, настоящее занятие является логическим продолжением предыдущего и работает на последующий. Важное значение на занятиях придается отработке восприятия и воспроизведения речевого материала знакомого детям и необходимого на уроках, а также и во внеурочное время в типичных коммуникативных ситуациях. Тем самым реализуется преемственность в образовательно –коррекционном процессе.

Тип занятия: совершенствование и закрепление знаний.

Цель: Развитие слухового и слухо-зрительного восприятия, совершенствование произношения.

Задачи: 

Образовательные: закрепление навыков правильного, дифференцированного произношения звуков [Л-Р] в слогах, словах, фразах в разных позициях при чтении и в самостоятельной речи; совершенствование умений давать характеристику звука по артикуляции; развитие слухового восприятия на речевом материале по теме «Для чего руки нужны?»; восприятие речевого материала слухо-зрительно и на слух с ЗУА, КИ;

Коррекционно-развивающие: развитие словесно-логического мышления, слухового внимания и памяти; закрепление и расширение словарного запаса на материале урока; формирование навыка правильного соблюдения ударения и правил орфоэпии при чтении и в самостоятельном высказывании; формирование самоконтроля за правильностью произношения;

Воспитательные: воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки речи; формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать уважение к людям разных профессий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование самоконтроля за произношением звуков [Л-Р] в самостоятельной речи;
  • умение различать на слух с КИ на расстоянии 2-3 м знакомый и незнакомый по звучанию речевой материал;
  • совершенствование навыков общения.

Личностные:

  • выражение собственных мыслей и чувства в простых по форме высказываниях с опорой на таблички, говорить понятно для окружающих.

Метапредметные:

  • понимание заданий учителя;
  • оценивание самостоятельно и с помощью учителя собственного произношения;
  • отчет о выполненных действиях;
  • оречевление своих действий; умение переносить полученные знания в измененные условия.

Методы и приемы: словесные: беседа, вопросы, словесная инструкция; наглядные: рассматривание образца, показ действий; практические: работа с дидактическим материалом, выполнение поручений, упражнений.

Использование технологии: игровые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающего обучения, личностно-ориентированные технологии (учёт возрастных и умственных возможностей), информационно-коммуникационные технологии (применение презентации PowerPoint)

Новые понятия: столяр

Оборудование: ЗУА VERBOTON VT 42 в комплекте с микрофоном и мононаушником, зеркало, доска, карточки с инструкциями, карточки с изображением профилей звуков [Л] и [Р], карточки и таблички с тематическим материалом

Форма промежуточного контроля на этапах занятия: слуховой диктант.

Ход занятия

№ п/п

Этап, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Примечание

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент. (1 мин)

Поздоровайся.

Как ты слышишь?

В каких кружках ты занимаешься?

Сядь!

Здравствуйте!

Я слышу хорошо.

Я занимаюсь в танцевальном кружке.

Я села.

Предметные: умение воспринимать на слух (слухозрительно) вопросы, предложения, слова. Развитие умения отвечать на вопросы.

Метапредметные: умение планировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: развитие

мотивов учебной деятельности, умение дать правильную оценку своего эмоционального состояния на занятии.

Восприятие фраз обиходно- разговорного характера на слух на расстоянии 2м.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (1 мин)

Что ты будешь делать на занятии?

За выполненные задания будешь получать таблички со словами. Из этих слов нужно будет составить поговорку. Эта поговорка даст нам ответ на вопрос: Для чего руки нужны?

Какая тема урока? (слайд1)

Я буду говорить хорошо звуки, слушать внимательно, выполнять задания.

Для чего руки нужны?

Таблички со словами в качестве поощрения за выполнение заданий.

ФРС (формирование речевого слуха)

I часть индивидуального занятия по ФРС и ПСР

3

Постановка учебной задачи. (1 мин)

Надень наушник.

Что ты будешь делать?

Какой текст ты слушала на прошлом уроке? (Слайд2)

Я надела наушник.

Я буду слушать.

Текст «Уборка в классе».

Предметные: восприятие на слух (слухозрительно) небольших текстов, предложений, словосочетаний, слов; умение отвечать на вопросы по тексту, пользоваться своими слуховыми возможностями.

Метапредметные: умение осознанно строить речевое высказывание. Осуществляет самоконтроль за речью, адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные: развитие эмоционально – нравственной отзывчивости,

проявлять интерес к слушанию рассказов.

4

Построение проекта решения учебой задачи. (4 мин)

Слушай фразу, которая была.

Слушай новое предложение:

Что ты услышала? (Слайд4)

Прочитай предложение. (на табличке)

Поставь ударение и знаки орфоэпии.

В нашей школе работают люди разных профессий.

Это учитель, воспитатель, повар, уборщица.

Я поставила ударение и знаки орфоэпии.

Проговаривание фразы (отработанной на прошлом уроке) на слух 2 раза.

Восприятие новой фразы текста (на слух 2 раза, если не воспринимает, даю слухо –зрительно, если не воспринимает, даю табличку)

5

Первичное закрепление. (1 мин)

Слушай.

Как твоя фамилия?

Это учитель, воспитатель, повар, уборщица.

отвечает

Это учитель, воспитатель, повар, уборщица.

Восприятие и воспроизведение фразы обиходно- разговорного характера и отработанной новой фразы на слух

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 мин)

Сними наушники. Встань и подойди к двери. Будешь слушать слова.

Уборщица- уборщик, профессии-профессия, учительница-учитель, это-эти, повар, воспитатель,

Молодец. Слушала внимательно.

Сядь.

Я буду слушать слова.

Я села

Слуховой диктант(восприятие на голое ухо слева)

ФПСР (формирование произносительной стороны речи)

II часть индивидуального занятия по ФРС и ПСР

3

Постановка учебной задачи. (2 мин)

Будешь говорить хорошо звуки.

Рассмотри профили и скажи, какие звуки ты будешь говорить хорошо.

Чем похожи эти звуки?

Чем отличаются?

Верно. Молодец.

Я буду говорить хорошо звуки.

Л-Р

Согласные, звонкие.

Р – язык дрожит

Предметные: умение определять звуки по профилям и давать им сравнительную характеристику, умение говорить голосом нормальной высоты, силы и тембра, понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. Уметь сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки, пользоваться своими слуховыми возможностями. Произносить речевой материал достаточно внятно.

Метапредметные: умение осуществлять самоконтроль за речью, умение слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой. Осуществлять совместную деятельность. 

Личностные: развитие навыков сотрудничества с педагогом; Осознание значимости умения различать, правильно произносить звуки речи Л - Р в самостоятельной речи.

Картинки с профилями звуков [Р] и [Л].

Уточнение правильной артикуляции.

4

Построение проекта решения учебой задачи.

(2 мин)

 

Будешь делать зарядку для языка.

  • Грибок
  • Лошадка
  • Маляр

Какие упражнения ты выполняла? (слайд 5)

Встань и подойди к доске. Слушай слоги и собери гусеницу.

Что ты делала?

Я буду делать зарядку для языка.

Грибок, лошадка, маляр.

ЛА-РА-ОР-ОЛ-ТРЫ-ТЛЫ

Я слушала слоги.

Артикуляционная гимнастика. Дифференциация Л-Р в слогах. Работа у доски с дидактическим материалом (Игра «Собери гусеницу»). Восприятие слогов на слух и слухозрительно.

5

Первичное закрепление. (2 мин)

Назови картинки (слайд 6)

Это кто?

Это столяр. Прочитай.

На какой слог падает ударение?

Почему здесь стоит знак орфоэпии?

Повар, учитель, врач, маляр, столяр.

отвечает

Столяр

На второй.

Потому что безударное О говорим как А. Это правило.

Дифференциация Л-Р в словах. Знакомство с новым словом и его произнесением. Повторение правила.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

(2 мин)

Прочитай предложение. (слайд 7)

Закончи предложение. (слайд 8)

 

Столяр делает мебель из дерева.

Красит стены – маляр, мебель делает – столяр.

Дифференциация Л-Р в предложении.

7

 Рефлексия деятельности(2 мин)

Что ты делала на занятии?

А теперь мы ответим на наш вопрос: Для чего руки нужны?

Ты собрала таблички, составь из них поговорку.

Прочитай.

Для чего людям нужны руки?

Тебе понравилось занятие? (слайд 9)

Как ты думаешь, как ты занималась? (слайд 10)

Какое у тебя настроение?

(слайд 11)

Занятие окончено, попрощайся.

Я говорила хорошо звуки Л-Р, слушала внимательно, выполняла задания.

Составляет поговорку

На то нам даны руки, чтобы работать.

Чтобы работать.

отвечает

отвечает

отвечает

До свидания!

Предметные: развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Метапредметные: умение дать правильную оценку своей деятельности на занятии, аргументировать свое мнение.

Личностные: развитие адекватных представлений о собственных возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Пригласим в гости матрёшку" (средняя группа)

В технологической карте содержатся цель, задачи и методические приемы и зтапы индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья 4-5 лет....

Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Разбитая чашка" (средняя группа)

Технологическая карта содержит цель, задачи, методы обучения, коррекционные приёмы, оборудование, этапы индивидуального занятия с ребёнком  с ограниченными возможностями здоровья 5 лет....

Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Угостим куклу чаем" (средняя группа)

Технологическая карта содержит цель, задачи, методы обучения, коррекционные приёмы, этапы индивидуального занятия с ребёнком 5 лет....

Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию слуха и произносительной стороны устной речи в 2 классе, вариант 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия по формированию слуха и произносительной стороны устной речи в 2 классе, вариант 2.2. по Теме: "Звуки З, Щ-С. «Наступление зимы» (текст)"....

Технологическая карта индивидуального занятия с обучающимся 2 класса с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) Предмет: Предметно – практическая деятельность Тема: «Игрушки»

Технологическая карта индивидуального занятия Тема: «Игрушки»Класс 2 Предмет: Предметно – практическая деятельность Форма проведения занятия: индивидуальная.Тип з...