Обязанности в семье
план-конспект

Кузнецова Лариса Владимировна

Инструктивное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: « Семья. Распределение семейных обязанностей».

Цель: Формирование позитивного образа семьи и желания жить в гармоничной и дружной семье у воспитанников детского дома.

Задачи: - Помочь сформировать положительное отношение к семье.

-Формировать правильные представления о распределении семейных обязанностей.

- Прививать навыки ведения домашнего хозяйства.

-  Развитие мыслительной деятельности,  внимания и слухового восприятия.

-Формирование духовных и нравственных качеств личности.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

   Слайд 1

Мы сегодня продолжим разговор о семье и семейных обязанностях. 

2. Основная часть

- Часто в своей речи люди и мы с вами   используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? Ответы детей.

Слайд2
   В  Словаре Д.Н.Ушакова дано определение семьи: « Семья - группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе.» 
Слайд3

   В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».
       - Значимость понятия «семья» очень велико. Вот послушайте как об этом говорится в стихотворении
 Семья- это счастье, любовь и удача» .Читает Кукунин Д

Слайд 4  
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! 

 -Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой , есть люди, живущие вместе . У них общая фамилия, документы о родстве. А вот потребности общаться друг с другом, быть рядом, нет. И каждый стремиться быстрее уйти из дома туда, где его больше понимают и принимают, где ему интереснее. Слайд 5

Слайд 6  Игра « Ассоциация»

- Подумайте, пожалуйста, что нужно для того, чтобы в  любой семье было комфортно, уютно каждому члену семьи? Что связывает людей в семье кроме общей фамилии и общего дома? 

- Я буду по очереди  кидать каждому из вас мяч и говорить: «  семья будет счастливой,  если…. а вы отвечайте и бросайте  мне мяч и обратно. Я вот, например, считаю, что семья будет счастливой, если в ней есть любовь. (ответы детей: любовь, доброта, забота, понимание, уют, уважение, теплота, справедливость, радость)

Слайд 7  Правильно. Вы перечислили много условий и душевных качеств, которые помогают людям создать счастливую семью. А еще важной характеристикой счастливой семьи является совместный труд и умение правильно распределять семейные обязанности.  В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей тому, у кого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. Но самая главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Распределение обязанностей в семье.

-А какие семейные обязанности вы знаете?

- Молодцы!-

    Кто должен, по вашему мнению, выполнять домашнюю работу? Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, что о нём заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела. Обязанности - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

 Катя Г .Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:-индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
-умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается); 
-польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за  покупками в магазин сходить тяжело, а мужчине полезно поразмяться. При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег,а женщины – ведением хозяйства. Мужчинам   интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.

    - Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор?(Ответы)

- Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье? 

 -А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.

-Послушайте причту и скажите, правильно ли в этой семье были распределены обязанности.

Распределение обязанностей в семье…Притча

Слайд 8Как-то жена жаловалась мужу: «Я не могу больше так жить! Мои обязанности – огромные горы, которые я не могу сдвинуть с места. Утром мне надо  будить тебя и детей, управляться по хозяйству, делать уроки с детьми, убираться, ходить на рынок за покупками, вечером готовить ужин».
Слайд 9Но в ответ муж только и сказал : «А что тут такого необычного? Все женщины выполняют то же самое, что и ты. На что тебе жаловаться. В то время, как я работаю, ты сидишь дома».
Слайд 10«Ах, – продолжала жаловаться жена, – если бы ты хоть немножко начал помогать мне».
Слайд 11.Сжалившись, муж наконец-то согласился на следующее: супруга будет ответственна за все то, что будет происходить в их доме,

Слайд12 а он – за все, что вне дома. Таким образом, распределив свои обязанности, муж и жена жили какое-то время мирно и без ссор.
Слайд 13Как-то муж с друзьями сидел после удачно сделанной покупки. Внезапно туда ворвался сосед и взволновано крикнул: «Скорее беги, там горит твой дом». Муж сидел невозмутимо и с видимым хладнокровием спросил: «А как именно горит дом, снаружи или изнутри?»
Слайд 14 «Изнутри», – ответил сосед.
«Ну, в таком случае это уже не мое дело, я отвечаю только за то, что происходит снаружи
.

Правильно, ли муж с женой распределили обязанности?

- Что получилось  в результате? Можно такую семью назвать крепкой?- Давайте попробуем  правильно разделить всю домашнюю работу между членами семьи. Слайд 15 .Практическая работа «Распределение обязанностей в семье».Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось?

-Молодцы.

Слайд 16- Пока дети заняты работой, гостям я предлагаю посмотреть, как распределяют семейные обязанности большинство россиян, по мнению ученых Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Слайд 17 Сравните со своими результатами. У кого получились похожие результаты? Молодцы!

Опрос присутствующих педагогов.

    Вывод: Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Все понемногу – и тепло, и сыто, и уютно, и всем хорошо. Главное – желание и стремление каждого домочадца создать уют и благополучие. В семье мы получаем первые трудовые навыки, старшие поколения передают свой опыт младшим.-

Слайд 18 Ребята, а вы справитесь с домашними обязанностями которые сегодня перечислили?-А мы сейчас проверим , как вы сможете справиться с некоторыми из домашних обязанностей. Слайды 19-28 (Фото детей)

Заключительная часть. Наше занятие подходит к концу. Позвольте закончить его прекрасным стихотворением о семье Ю. Друниной. Слайд 29

«Для чего нужна семья?» –

У себя спросил я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить  должен я.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно рассудил я?

А теперь скажу без шуток.

Да, в любое время суток

Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,

Обогреют и спасут.

Любят, помнят, верят, знают…

На руках тебя несут!

Связаны канатом крепким,

Спаяны одной судьбой.

Тот канат – любовь зовётся –

Крепко держит нас с тобой.

И идём мы по канату,

Балансируем порой.

Пропасть мы преодолеем,

Только будучи семьёй.

Слайд 30 - Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии?

                        -Что вам запомнилось?

 Я надеюсь и верю, что у каждого из вас будет своя семья. Семья будет дружной, в ней будут царить уважение, взаимопонимание! Все семейные обязанности будут решаться сообща. Хочется напомнить вам замечательные слова « Тот дом хорош , где хороши его обитатели».А пока мы будем стараться, чтобы в нашем  доме было всем тепло, солнечно и уютно.!  

Кто из твоей семьи исполняет эти обязанности?

Член семьи

Моет посуду

Моет полы

Моет обувь

Вытирает пыль

Стирает

Оплачивает счета.

Приготовление обеда.

Организует досуг.

Готовит в выходные дни

Ухаживает за животными

Пылесосит в доме

Поливает комнатные растения

Заниматься с младшими детьми

Выносит мусор

Покупка продуктов.

Мелкий ремонт по дому (забить гвоздь, починить кран и др.)

Чинит одежду

Ремонт мебели

Печет пироги

Вяжет носки, варежки

Покупает подарки друзьям и родственникам.

       

. Коррекционно-развивающее занятие

Возрастной диапазон: 13-15 лет

Воспитатель: Иванова А.В.

Дата проведения:10.11.2016г.

Тема: «Обязанности в семье»

Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.

Задачи:

Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье. 

Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности.
Методы: беседа, диалог, игра

Форма проведения: час общения.

Оформление: ватман, клей, листочки деревьев из бумаги разного цвета, нарисованное дерево, карточки «три ориентира распределения обязанностей», разрезные картинки на тему семья, притча«Распределение обязанностей», словосочетания , заранее заготовленные на полосках бумаги.

План занятия:

I.Организационный момент (2 мин.).

1. Создание психологической обстановки на занятии.

II.Основная часть (34мин.)

1.Вступительное слово воспитателя

2.Притча «Распределение обязанностей»

3.Обсуждение притчи

4.Беседа «Что такое обязанности?»

5.Работа с высказываниями

6.Деление на группы. Игра «Пазлы»

7.Практическая работа «Распределение обязанностей в семье»

III. Итог занятия (4 мин.)

1.Подведение итога воспитателем(2 мин.)

2.Рефлексия. Контроль настроения: “Дерево чувств”.(2 мин.)

Ход занятия

I.Организационный момент

Воспитатель:

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Суть семьи состоит в том, чтобы удовлетворять не свои потребности, а потребности другого – мужа/ жены, детей, престарелых родителей. Жена – хранительница очага, муж – добытчик, кормилец и защитник. Кто важнее? Разрушится неохраняемый очаг – куда принесёт добычу кормилец? Затупятся стрелы – погаснет невостребованный огонь в очаге.

А теперь послушайте притчу.

2.Притча «Распределение обязанностей»

«Я больше не могу! Мои обязанности - это горы, которые я уже не в состоянии сдвинуть с места. По утрам мне надо будить тебя, отдавать распоряжения по хозяйству, выбивать ковры, смотреть за детьми, ходить на базар за покупками, к вечеру готовить твой любимый плов да еще баловать тебя ночью». Так говорила жена своему мужу. Обгладывая куриную ножку, муж сказал только: «А что тут особенного. Все женщины делают то же, что и ты. Тебе не на что жаловаться. Пока я работаю, ты отсиживаешься дома»«Ах, - продолжала причитать жена, - если бы ты стал хоть немножко помогать мне». Движимый великодушием муж согласился наконец на такое предложение: жена будет отвечать за все, что происходит в доме, а он за все то, что вне дома. Распределив так свои обязанности, супруги долгое время жили в мире и согласии.

Однажды он сидел с друзьями в кофейне после удачно сделанной покупки и с удовольствием пил кофе. Вдруг туда ворвался сосед и в волнении крикнул: «Беги скорее, твой дом горит». Муж продолжал с наслаждением потягивать кофе и произнес с завидным хладнокровием: «Будь так добр, скажи моей жене: ведь в конце концов она отвечает за все, что происходит в доме, я же только за службу вне дома». ( Н.Пезешкиану) 

3.Обсуждение притчи

-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?

4.Беседа «Что такое обязанности?»

Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как? Например, есть семья «МЫ» и есть семья «Я+Я», и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему. Семья «МЫ» - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.

Воспитанники приводят примеры распределения семейных обязанностей.
Семья 
«Я+Я» - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить... Приведите примеры.

Воспитанники приводят примеры распределения семейных обязанностей.

Воспитатель:
Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, что о нём заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела.

Обязанности - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
-индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
-умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается); 
-польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)

Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно. При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье? 

Воспитатель:

А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.

5.Работа с высказываниями.

Воспитатель:

А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор. ( Воспитанники объясняют свой выбор)
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
6.Деление на группы. Игра «Пазлы»

Воспитатель:

Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на группы. У вас на столах находятся части разрезанных картинок, соберите из них целую и вы узнаете , кто в какой группе будет выполнять следующее задание. Чтобы вам было легче я вывешу на доску образцы готовых картинок.
7.Практическая работа «Распределение обязанностей в семье».

Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

(Воспитанники распределили обязанности среди родителей и детей. Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, сходить в магазин, заниматься с младшими детьми; младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; мать – стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, чинить одежду; отец – прибить что-нибудь, готовить в выходные дни. Другая группа распределила обязанности следующим образом: дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; родители – сходить в магазин, заниматься с младшими детьми, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, чинить одежду, прибить что-нибудь. Только в одной группе в семью включили бабушку и дедушку, в их обязанности входило – мыть посуду, готовить обед, чинить одежду, заниматься с младшими детьми).

Каждая группа аргументирует свою работу.

III. Итог занятия

1.Подведение итога воспитателем

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.

Воспитатель:

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Надеюсь, все, о чем мы сегодня говорили и все, что обсуждали вам запомниться. Важное в семье – это не кто, что делает, а взаимопонимание и взаимоуважение. СЛАЙД 10. Это и есть самая главная основа не только мудрого распределения обязанностей в семье, но и счастья и благополучия. Потому что в той семье, где не относятся с пониманием и уважением друг к другу не может быть мира.

Физминутка.

Встали и сцепили руки в замок. Подняли руки, сцепленные в замок вверх и потянулись. Потом наклоны в стороны, вперед и назад, не разжимая рук. Вдохнули и медленно выдохнули. Сели.

СЛАЙД 11

Итог занятия

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Позвольте закончить его прекрасным стихотворением о семье Ю. Друниной. 

«Для чего нужна семья?» –

У себя спросил я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить  должен я.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно рассудил я?

А теперь скажу без шуток.

Да, в любое время суток

Каждый, кто живёт в семье,

Счастлив, радостен вдвойне.

Все к тебе придут на помощь,

Обогреют и спасут.

Любят, помнят, верят, знают…

На руках тебя несут!

Связаны канатом крепким,

Спаяны одной судьбой.

Тот канат – любовь зовётся –

Крепко держит нас с тобой.

И идём мы по канату,

Балансируем порой.

Пропасть мы преодолеем,

Только будучи семьёй.

Семья- это счастье, любовь и удача»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

НОД «Права и обязанности в семье».

НОД  «Права и обязанности в семье».Воспитатель: Бирюкова О.А.МБДОУ №14 «Белочка»  Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.  Задачи:  • ...

"обязанности в семье" занятие по помещению в замещающую семью.

Это занятие проводиться в детском доме с детьми, которых хотят взять на воспитание в замещающую семью....

План проведения занятия-тренинга по теме "Права и обязанности в семье"

Тренинговое занятие проводится для обучающихся 7-11 классов с целью познать их с основами нрав­ственно-правовых норм семейных отношений....

Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...

Презентация интегрированного урока обществознания и английского языка "Права и обязанности в семье"

Жизнь большинства людей начинается в семье. Семья, люди, с которыми мы связаны родственными узами,  дарят человеку тепло и уют. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это...

Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"

Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"...