Альтернативная коммуникация. Обзор методик.
презентация к уроку

Презентация, в которой дается краткое описание и практическое применение существующих на сегодня методик обучения  детей с РАС, ТМНР и интеллектуальными нарушениями использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Представлены практические задания и упражнения по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в изучении предмета "Речь и Альтернативная коммуникация" в разделе "Язык и речевая практика" АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» Коломенского городского округа Московской области» 140415, Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д.277, тел./ факс 8 (496) 612-46-96 электронная почта: kolomna - nadegda @ yandex . ru , сайт: https :// nadegda - kolomna . edumsko . ru Презентация на тему : «Альтернативная коммуникация. Обзор методик» Выполнил а : Учитель нач. кл . Гусева Е.В . г. Коломна 2020 г.

Слайд 2

Коммуникация — это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы: • кому-то что-то сообщить ; • на кого-то/что-то повлиять (например, попросить) ; • получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Слайд 3

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Альтернативная коммуникация может: • быть необходима постоянно; • применяться как временная помощь; • рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Цели использования альтернативной коммуникации: • построение функционирующей системы коммуникации; • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; • развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Слайд 4

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация: нарушение слуха ; двигательные нарушения, создающие моторные трудности ; интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления ; эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов ; специфические органические проблемы артикуляционных органов ; прогрессирующие заболевания ; приобретённые заболевания или травмы ; временные ограничения речевых возможностей.

Слайд 5

Диагностика начинается с выяснения исходных положений: оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей лица - потенциального пользователя поддерживающей коммуникации. Сбор информации о состоянии коммуникации ребенка рекомендуется осуществлять с помощью системы наблюдений, представленной в учебно-методическом пособии под научной редакцией С.Е. Гайдукевич. При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития.

Слайд 6

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства ААС выполняются следующие действия (по Е.А. Штягиновой ): •Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах. • Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками. • Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка. • Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы. • Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия. • Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений (шлемы с указками, коммуникативные жилеты, альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).

Слайд 7

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации: Принцип «от более реального к более абстрактному». При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму. Принцип постоянной поддержки мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

Слайд 8

Принцип функционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

Слайд 9

Принцип избыточности символов (совмещение различных с истем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким-образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

Слайд 10

Требования к символам системы дополнительной коммуникации: Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика). Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку. Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку. Слово должно быть написано специальным простым шрифтом. Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

Слайд 11

Система коммуникации при помощи карточек PECS. Систему общения с помощью обмена карточками-картинками ( the Picture Exchange Communication System ; сокращенно — PECS) разработали доктора Лори Фрост и Энди Бонди . PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

Слайд 12

Подготовка к PECS. До начала работы с PECS необходимо : Оценить навыки общения ученика. Определить, какие предметы ученик любит больше всего, или какие предметы являются подкрепляющими стимулами (оценка, иерархия поощрений) — 3-5 мощных подкреплений. Организовать учебную среду (труднодоступность желаемых предметов). Подготовить материал (карточки, альбомы).

Слайд 13

1 этап. «Как» осуществлять общение. Осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога. Педагог привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета).

Слайд 14

2 этап . Расстояние и настойчивость. Ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, дает (структурированная учебная среда) подходит и дает педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога. На втором этапе отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации. На данном этапе следует постоянно работать над усложнением реакции, и научить ребенка переходить из комнаты в комнату, для того, что бы найти "партнера" или карточку, обращаться с просьбой к различным партнерам, включая сверстников, и сопровождать просьбу взглядом.

Слайд 15

Этап 3. Различение карточек. Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к альбому для занятий выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку. После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап - выбор между двумя желаемыми предметами. Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.

Слайд 16

Этап 4. Структура предложения. Ученик просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому для занятий, достает карточку «Я Хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложений, снимает шаблон с доски, подходит к Собеседнику и передает ему шаблон.

Слайд 17

Этап 5. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» Ученик должен отвечать на вопрос: «Что ты хочешь?». Целью является спонтанный выбор из множества вещей и, тем самым, ответ на вопрос: «Чего бы ты хотел?». Формулировка вопроса сопровождается указанием на соответствующую карточку: «Я бы хотел». Постепенно это вспомогательное движение выполняется отсрочено, затем и вовсе исчезает, и ученик реагирует только на вербальный раздражитель. Он также учится прикреплять на полоску для предложений карточку «Я бы хотел» и карточку желаемой вещи/действия и вручать полоску педагогу.

Слайд 18

Этап 6. Комментирование. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?» «Что ты видишь?» «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи/деятельности, сколько на называние данного явления. Вначале педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.

Слайд 19

Основные преимущества использования системы РЕСS: РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда. О бщение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Слайд 20

\ Языковая программа « Макатон » . Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям, с коммуникативными трудностями. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями. МАКАТОН может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полностью замещают речь).

Слайд 21

Полная версия языковой программы « Макатон » включает в себя два словаря: основной и ресурсный . Каждому понятию в словаре программы соответствует символ и жест. Преимущества системы « Макатон » - совместное использование жестов, символов и звучащей речи, что приносит эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации; - способствует развитию таких важнейших психических функций, как мышление, речь, внимание, восприятие. Недостатки системы « Макатон » - при использовании системы « Макатон » могут возникнуть трудности у людей с двигательными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра.

Слайд 22

Программа коммуникации с помощью графических символов (пиктограмм) Баряевой Л.Б. и Лопатиной Л.В. ТРЕБОВАНИЯ К ПИКТОГРАММАМ: Объем кодового словаря, представленный пиктограммами, должен быть таков, чтобы не только позволять ребенку общаться в классе, в повседневной жизни, в различных учреждениях, дома, но и обеспечить овладение построением более сложных грамматических конструкций . Слова в кодовой системе классифицированы в соответствии с основными грамматическими категориями . Различение грамматических категорий основано на применении цветного фона. Цвета фона представлены следующим образом: имена существительные — синий (голубой) ; глаголы — красный ; прилагательные — зеленый ; наречия , предлоги, союзы — черный. Графические символы (пиктограммы) обязательно сопровождаются надписями, способствующими в дальнейшем обучению ребенка глобальному чтению.

Слайд 23

Типы пиктограмм обозначающие предметы и явления обозначающие действия обозначающие признаки предметов обозначающие предлоги и союзы

Слайд 24

Последовательность обучения ребенка использованию пиктограмм ПРЕДМЕТ – ФОТО – КАРТИНКА – ПИКТОГРАММА – УПРАЖНЕНИЕ – СИТУАЦИЯ .

Слайд 25

Овладение графическими символами, способами передачи графической информации осуществляется различными путями: в процессе повторения за учителем; в ходе самостоятельного повторения не только уже усвоенной модели, но и менее знакомой; в ходе самостоятельной передачи графической информации . Конечной целью работы является формирование умения ребенка спонтанно и эффективно пользоваться альтернативной системой коммуникации как средством общения и обучения.

Слайд 26

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ Идентификация символа. Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Выбор из нескольких пиктографических изображений фраз той, которую назвал учитель. Выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит учитель.

Слайд 27

Примеры упражнений с пиктограммами Составь из пиктограмм пару Вариант 1: на столе перед учителем расположены пиктограммы, изображающие предметы куклу, яблоко, уши. Перед ребенком лежат пиктограммы, которые изображают действия: играть, есть, слушать. Учитель берет одну из « своих» пиктограмм и показывает ее ребенку, тот должен выложить одну из «своего» набора, соответствующую той, которую показывает учитель . Вариант 2: наоборот, перед учителем разложены пиктограммы с изображением действий, перед ребенком — предметов. Упражнение проводится также, как и в первом варианте . Пиктографическое домино Перед взрослым и ребенком разложены пиктограммы (количество у того и другого одинаковое). Учитель произносит фразу («Мальчик/девочка ест суп») и выкладывает одну пиктограмму (мальчик/девочка). Ребенку необходимо выбрать из «своего набора» и положить рядом пиктограмму, обозначающую действие ест. Затем учитель кладет пиктограмму суп (тарелка). Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например, к группе посуда. Разложи… Вариант 1. Разложить пиктограммы по тематическим группам (одежда, обувь, части тела). Вариант 2. Разложить пиктограммы одной тематической группы по заданному критерию, например, зимняя и летняя обувь (одежда).

Слайд 28

Примеры упражнений с пиктограммами Четвертый — лишний Педагог выкладывает перед ребенком четыре пиктограммы, изображающие три предмета из одной тематической группы, а четвертый — из другой. Ребенок находит «лишнюю» пиктограмму и показывает ее учителю. Найди и исправь ошибку Найти и исправить ошибку, например, в парах пиктограмм: уши — смотреть, глаза — слушать. Объект/предмет и действие Необходимо связать пиктограмму, с изображенным на ней действием, с той, на которой изображен объект/предмет . Учитель выкладывает перед ребенком ряд пиктограмм (например, закрыть, есть, пить) и демонстрирует пиктограмму дверь. Ребенку необходимо расположить эту пиктограмму под пиктограммой закрыть . Раздели фразу на смысловые группы Учитель произносит фразу. Например: «Маленький мальчик ест яблоко», затем задает ребенку вопрос: «О ком говорится?» Ребенок должен выбрать и показать из серии своих пиктограмм соответствующую пиктограмму: мальчик. Вопрос: «Какой мальчик?» - пиктограмма маленький. Взрослый спрашивает ребенка: «Что о нем говорится?». Ребенок должен выбрать и показать из серии пиктограмм соответствующие пиктограммы. Вопрос: «Что ест мальчик?». Ребенок выбирает и показывает из серии пиктограмм пиктограмму яблоко.

Слайд 29

Преимущества и недостатки пиктографической программы «Преимущества» Баряевой Л. Б., Логиновой Е. Т., Лопатиной Л. В. создан пиктографический словарь, который можно использовать и в повседневной жизни, и в процессе обучения неговорящего ребенка грамоте . Пиктограммы слов на разном цветном фоне вызывают ассоциацию с определенной грамматической категорией . Символическое изображение при этом достаточно конкретно, хорошо узнаваемо, чтобы ученик мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом или его реалистичным изображением. «Недостатки» Словарь объемен, затратен финансово и физически. Требуется большое количество карточек все время держать в ближайшем доступе для осуществления общения.

Слайд 30

Глобальное чтение. Авторами данного метода коммуникации, который родился примерно в 50-годы XX века, являются американский нейрофизиолог Глен Доман и японский педагог Шиничи Сузуки . Этот метод получил широкое распространение в США и других англоязычных странах. В России метод появился в начале 2000-х годов. Этот подход успешно использовался при обучении глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста ( Программа «Общение». Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) детей дошкольного возраста в детском саду. Под ред. Э.И. Леонгард ). Также этой темой занималась Нуриева Л.Г. («Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие »).

Слайд 31

Глобальное чтение. Базой глобального чтения выступает зрительная и слуховая память, без выполнения анализа и синтеза написанного слова. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв . Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.

Слайд 32

Подготовка к обучению глобальному чтению. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: зрительного восприятия; внимания ; зрительной памяти; понимания обращённой речи; выполнения простых инструкций; умения подбирать парные предметы и картинки; умения соотносить предмет и его изображение; понимания содержания читаемого.

Слайд 33

Этапы глобального чтения. Первым этапом глобального чтения является зрительное распознавание слов и подбор подписи к картинкам. На втором этапе с картинки убирается подпись слова, ребенку необходимо соотнести написанное слово с картинкой уже без образца. При переходе на третий этап все освоенные слова разрезаются на слоги, задача ребенка составить из данных слогов слово и прочитать его. Четвертым этапом глобального чтения является составления изученных слов из отдельных букв.

Слайд 34

Этапы глобального чтения. I этап. III этап. IV этап. II этап.

Слайд 35

Виды работ при обучении глобальному чтению: Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких , клички домашних животных ). Чтение слов . Чтение письменных инструкций. Чтение предложений.

Слайд 36

Преимущества и недостатки методики глобальное чтение. Плюсы. Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря. Минусы. Довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов. Это становится отправной точкой для перехода к аналитико-синтетическому чтению.

Слайд 37

Выводы. Работа по альтернативной коммуникации и глобальному чтению нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Работа должна быть хорошо спланирована и последовательна. Возможно три варианта использования альтернативной коммуникации: она может быть востребована постоянно, использоваться как временная помощь, или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью, побуждает появление речи и помогает её развитию.

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обзор отечественных и зарубежных систем дополнительной и альтернативной коммуникации"

Основным средством человеческого общения считается устная речь, в то же время не все люди могут ей овладеть, что зачастую ставит их в зависимое положение, лишает возможности выбора, самостоя...

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Методика подготовки групповых проектов. Проект модульного урока на тему: "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека".

АннотацияПредлагаемый проект модульного урока рассматривает  этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуника...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

Использование методики глобального чтения как средство развития альтернативной коммуникации

Проблемма с коммуникацией возникает у большинства детей с расстройствами аутистического спектра. Не имея возможности донести свои желания и мысли до окружающих, дети с РАС могут начать проявлять нежел...