Конспект речевой конференции на тему "С.А. Есенин и его творчество"
презентация к уроку

Арминская Наиля Мубиновна

Конспект речевой конференции подготовлен для детей, имеющих нарушения слуха. Речевой материал способствует развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат

№30 им К.А. Микаэльяна

Речевая конференция

 учащихся 3 «а» и 5 «а»

классов.

Тема: «С.А. Есенин и его творчество»

                                                                                                              Подготовили:

                                                                                                        Овсянникова Н.В.

                                                                                                              Арминская Н.М.

Москва.

Читает Милена  5 «А»

Ещё в перовом классе мы учили:

                                                                  Белая берёза

Под моим окном

                                                                  Принакрылась снегом,

Точно серебром.

    Многим из вас знакомы эти строки. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Поэт считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь», поэтому специально детских стихов у него мало.

Читает Никита 3 «А»

    Маленькая родина поэта находится в селе Константиново (ныне село Есенино) недалеко от Рязани. Село расположено на берегу реки Оки. Живописные берега. Причудливо извивается красавица ока. За ней раскинулись заливные луга. За лугами на горизонте, в синей дымке, темнеют знаменитые Мещерские леса. (картинка)

Читает Никита 3 «А»

О край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звездам

Я школу проходил.

   Это была школа любви к отчему краю, к людям, к природе, ко всему живому.

Читает Кристина 5 «А»

   Здесь на этих просторах и прошло детство Сергея Александровича. Посреди села находилась церковь, главное украшение деревни. Её белоснежный купол виден издалека.

Картинка и муз. сопровождение.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон

.

Читает Никита 3 «А»

  В такой истинно русской деревни и родился 21 сентября 1895 года голубоглазый, светловолосый мальчик Серёжа. С двух лет мальчик воспитывался у дедушки и бабушки.

Читает Юля 3 «А»

Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

Строен и бел, как березка, их внук,
С медом волосьев и бархатом рук.
     Картинка

Читает Саша 3 «А»

    Его дед держался строгих религиозных правил, хорошо знал Священное писание, читал внукам жития святых. С народным творчеством знакомила его и бабушка. Она рассказывала сказки, пела народные песни. Поэт вырос в атмосфере русской народной поэзии: волшебных сказок и грустных народных песен.  

(песня.  исп. Галкина Светлана Владимировна)

Читает Игорь 5 «А»

    В семье деда было трое сыновей, они приходились Сергею дядьями. Вспоминая свои детские годы, Есенин писал: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что сильно испугался и очень крепко держался за лошадь. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, и, как щенка, бросал в воду… Я не умел плавать, шлёпал руками по воде, кричал. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах»

Читает Никита 3 «А»

  Портрет маленького Есенина.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет.

Читает Саша 3 «А»

За озорство и драки Сергея ругала только бабка, а дед говорил: «Ты его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка учила Сергея молитвам, рассказывала сказки, старалась накормить «послаще». Ей впоследствии посвятил Сергей Стихотворение «Бабушкины сказки»

Читает Кернац Таня  5»А»

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.           Картинка

Читает Юля 3 «А»

    Часто ездил Серёжа с дядей в ночное: поить лошадь на Оку ночью при тихой погоде луна отражалась в воде. «Когда лошади пили, мне казалось,  - вспоминал потом Есенин, - что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов»

Читает Рябик С. 3 «А»

       Картинка.

Погасло солнце. Тихо на лужке.
Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,
Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,
Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твои день и ночи темноту,
Тебе, о родина, сложил я песню ту.

Читает  Игорь Ж. 5 «А»

  Маленький Серёжа жил свободно и беззаботно. Позднее он писал:

               А сейчас, как глаза закрою,

          Вижу только родительский дом.

        

          Вижу сад в голубых накрапах,

          Тихо август прилег ко плетню.

          Держат липы в зеленых лапах

          Птичий гомон и щебетню.

        

              Я любил этот дом деревянный,

                В брёвнах теплилась грозная мощь,

                Наша печь как-то дико и странно

                Завывала в дождливую ночь.

Читает  Милена 5 «А»

 Картина школы.

    Когда Сергею исполнилось девять лет, он начал ходить  в школу. Школа, небольшая, деревянная, недалеко от дома Есениных. Классов было всего четыре. В большей комнате обычно занимались вместе второй и третий классы, а в меньшей – первый класс. Для четвёртого же обычно снимали какой-либо дом.

    Серёжа Есенин на уроках всегда отвечал хорошо, особенно когда читал наизусть стихи. Школу он окончил с похвальным листом.

    Решив стать поэтом и связать свою жизнь с литературой, Сергей уехал в Москву. Там он много читал, знакомился с произведениями русских поэтов. Посещал литературно-музыкальный кружок.

    Скоро в Петербурге выходит первая книга «Радуница» Начинается книга со стихотворения «Белая берёза»

Песня 3а «Белая берёза»

Читает Уткина А.  5»А»

     Основная мысль сборника стихов – любовь к русской природе. Нежно любит Есенин свою родную сторону. Часто вспоминает деревню, родной дом.

С.А.Есенин  «Низкий дом»

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

      С этого времени Сергей Александрович становится известным поэтом, который всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь. Ему дороги и одинокая собака, и дряхлая старая кошка, и каждая птица. Вся природа.

 

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Он знает, как живут, что «думают» и чувствуют птицы, берёзы, осины и цветы. Свою жизнь он не отделяет от природы.

      Сергей Есенин любил пейзажи русских художников. Особенно он выделял картины Левитана, Поленова, Куинджи. Посмотрите картины и послушайте стихотворения.

Читает Данила 5 «А»

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                 Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
                 Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
                 И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
                 И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
                У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
                Красавица весна.

Картина.

Читает Сухин Иван 5 «А»

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Картина.

Читает Лена 3 «А»

Я не люблю цветы с кустов,

 Не называю их цветами.

 Хоть прикасаюсь к ним устами,

 Но не найду к ним нежных слов.

 Я только тот люблю цветок,

 Который врос корнями в землю,

 Его люблю я и приемлю,

 Как северный наш василёк.                 Картина.

Читает Саша Рябик 3 «А»

НОЧЬ

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

           Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит. (Картинка)

Читает Диана 5 «А»

    Есенин всегда писал о том, что он видел, чувствовал, о чём переживал. Самой сильной чертой его поэзии было умение словами нарисовать картины русской природы. Он находил удивительные сравнения для деревьев и животных, для природных явлений.

Читает  Диана 5 «А»

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц –
в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах
света.
И слились их голоса
С честным голосом поэта.

   Часто поэт одушевляет неодушевленное предметы. В стихотворении «Поёт зима…» Зима, как живая, поёт, аукает, т.е. кричит «ау»

   Облака плывут «с тоской», как люди; воробышки, как дети; вьюга стучит в окно и злиться; птицам снится прекрасная весна. Всё как в сказке.

Концовка. Читает Арминская Н.М.

У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая конференция учащихся 3 «А» и 5 «А» классов. Тема: «С.А.Есенин и его творчество»

Слайд 2

Есенин Сергей Александрович. (1895-1925)

Слайд 6

Мещерские леса.

Слайд 7

О край разливов грозных И тихих вешних сил…

Слайд 8

Церковь находилась посреди села Константиново. Она была главным украшением села.

Слайд 9

Колокол дремавший разбудил поля…

Слайд 10

21 сентября 1895 года родился С.А Есенин.

Слайд 11

Ждут на крылечке там бабка и дед….

Слайд 12

Дед поэта .

Слайд 13

«Дядья мои были ребята озорные и отчаянные…»

Слайд 14

В семье деда было трое сыновей, они приходились Сергею дядьями. Вспоминая свои детские годы, Есенин писал: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что сильно испугался и очень крепко держался за лошадь. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, и, как щенка,бросал в воду… Я не умел плавать, шлёпал руками по воде, кричал. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах»

Слайд 15

Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой…

Слайд 16

Ну, а нам какое дело, - Говори да говори.

Слайд 19

«Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов»

Слайд 20

Уставясь лбами, слушает табун, Что им поёт вихрастый гамаюн .

Слайд 21

«Вижу только родительский дом…»

Слайд 22

Школа, где учился Сергей Есенин.

Слайд 23

Первая книга С. Есенина

Слайд 24

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

Слайд 25

Дом, в котором жил поэт.

Слайд 29

Василий Поленов «Зима »

Слайд 31

Поленов Василий «Ока близ Тарусы»

Слайд 32

А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

Слайд 33

Исаак Левитан «Васильки»

Слайд 34

Архип Иванович Куинджи «Берёзовая роща»

Слайд 35

И. Левитан « Туман над рекою»

Слайд 36

А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Слайд 37

И.Левитан « Лунная ночь на реке»

Слайд 38

Он , как будто чародей…..

Слайд 39

У вас иная жизнь. У вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев Но и тогда, Когда на всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,— Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект речевой конференции с учениками 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II вида "Путешествие в космос"

Цель: демонстрация речевых навыков детей. Задачи.Коррекционные: развитие просодического компонента речи; активизация речевых навыков; развитие слухового восприятия. Воспитательные:воспитыват...

Коррекционное занятие. Конспект речевой конференции "Дети войны" 26.04.2017г.

Речевая конференция "Дети войны" 26 апреля 2017 года в 3«Б» классе под руководством учителей – дефектологов Кузиной Е.А., Черновой Н. В., Черновой Е. С., Виленской О. В. со...

КОНСПЕКТ РЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ в 1 «б» классе по произведению С.Михалкова «А что у вас?»

Материал предназначен для занятия по развитию слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха...

КОНСПЕКТ РЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ в 5 «б» классе по произведению К.Симонова «Ты помнишь, Алёша...»

Материал предназначен для занятия по развитию слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха...

КОНСПЕКТ РЕЧЕВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ в 2 «б» классе по теме «Природные явления»

Материал предназначен для занятия по развитию слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха...

Конспект речевой конференции на тему "Поэты-фронтовики"

Итоговое коррекционное мероприятие для детей школьного возраста с нарушениями слуха....

Конспект речевой конференции на тему " Сказки Г.Х.Андерсена"

Корреционное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, имеющих с нарушения слуха.у учащихся формируется речевая активность и инициативность, развивается слов...