Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с НОДА, НОДА и УО
рабочая программа

Белугина Татьяна Анатольевна

В коррекционно-логопедическую программу для обучающихся с НОДА, НОДА и интеллектуальными нарушениями входят планируемые результаты и содержание коррекционно-логопедического курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoprogramma.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная

 коррекционно-логопедическая программа

для обучающихся с НОДА, НОДА и УО

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), - - - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,

-  нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ,

-  Устав образовательной организации,

-  Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, 1996г.)

- Письмо Минобразования РФ от 20.06.2002 N 29/2194-6 « рекомендация  по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»

-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»,

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.97г.;

       При составлении  программы использованы методики Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Новиковой Е.В., Филичевой Т.Б., Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Ястребовой А.В., Лалаевой Р.И., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П

Настоящая программа рассчитана на учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА),  и с НОДА и УО (интеллектуальной недостаточностью).

Планируемые результаты коррекционно-логопедического курса:

Различные формы дизартрии и степень их выраженности обуславливают необходимость различных логопедических приемов и различную степень возможной коррекции.

Ожидаемые результаты коррекции дизартрических нарушений: от внятности экспрессивной речи до её наибольшей нормализации с целью развития максимальной коммуникативности учащихся с  НОДА, НОДА и УО.

Развитие всех языковых систем полноценной речевой деятельности:

В результате обучения дети должны овладеть определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, ожидается расширение и уточнение их лексикона, совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей, развитие связной речи.

 Результативность данного направления предполагает реализацию усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях в зависимости от первоначальной степени тяжести речевых нарушений и компенсаторных возможностей ребенка с целью максимальной адаптации и дальнейшей социализации в обществе.

Содержание коррекционно-логопедического курса, форма организации и основные виды деятельности

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащихся и носит многоплановый характер.

Логопедическая работа включает в себя:

1. Обследование уровня и качества речевого развития всех учащихся в начале и в конце учебного года.

2. Составление и оформление речевого профиля учащихся

 3. Составление перспективных планов на учебный год.

4. Составление планов групповых и индивидуальных логопедических занятий с учетом речевых нарушений на учебный год.

5. Проведение логопедических занятий (индивидуальных и групповых) по следующим направлениям:

-развитие психологической базы речи:

-коррекция звукопроизносительной стороны речи;

-предупреждение и коррекция нарушения чтения и письма;

- коррекция лексико-грамматической стороны речи;

-формирование фонетико-фонематических навыков;

-формирование и развитие связной речи;

6. Оказание консультативно-методической помощи учителям, воспитателям, родителям.

7. Вовлечение родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке.

8. Ведение документации и учёта посещаемости детей на логопедических занятиях.

Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени системного  речевого недоразвития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

Содержание программы включает:

1.Диагностическую работу в виде обследования нарушений устной и письменной речи:

1.1. Обследование сенсомоторного уровня речи:

- строения артикуляционного аппарата

- подвижности артикуляционного аппарата

- фонематического слуха

- фонематического восприятия

- просодической стороны речи

1.2. Обследование устной речи:

- звукопроизношения

- слоговой структуры слова

- лексической стороны речи (активный и пассивный словарь, уточнение значений слов, в том числе многозначных и т.д.)

-грамматической стороны речи (словоизменение, словообразование, согласование различных частей речи, употребление предложно-падежных конструкций и т.д.)

- связной речи (составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке, пересказ и т.д.)

1.3. Обследование навыков письма:

-языкового анализа и синтеза

- графомоторных навыков

- уровня правил правописания (диктант)

- навыка графического изображения (списывание) и т.д.

1.4. Обследование письменной речи:

- сочинение (составление мини-рассказа на заданную тему) или изложение

1.5. Обследование навыков чтения

1.6. Исследование состояния неречевых психических функций (внимание, восприятие, память, мышление).                                          

2. Коррекция звуко-произносительной стороны речи:

Учитывая особенности симптоматики различных форм дизартрии и механизмов нарушения звукопроизношения можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы:

I этап. Предварительный – цель:  подготовить слуховую, моторную и зрительную системы к последующей работе над звуками.

- выработка правильных дыхательных кинестезий

- развитие артикуляционной моторики:

-нормализация тонуса мышц путем проведения расслабляющего массажа

-проведение артикуляционной гимнастики

- развитие слухового восприятия, памяти, внимания, зрительных функций

- коррекция просодии

IIэтап  Цель: закрепление положительной динамики развития речедвигательного аппарата.

-постановка продуктивных схем дыхания,

-  развитие артикуляционной моторики:

- расслабляющий массаж;

-выработка основных артикуляционных укладов.

- уточнение артикуляции и слухового образа правильно произносимых звуков

- работа над просодикой

III этап

- формирование фонематического анализа и синтеза.

- развитие артикуляционной моторики.

-коррекция звукопроизношения: постановка автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.                                

-устранение недостатков просодики

3. Формирование и развитие всех языковых систем:

- развитие лексической стороны речи;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи

- пропедевтика и коррекция нарушений чтения и письма

- развитие психологической базы речи

4. Развитие связной речи.

- обогащение активного и пассивного словаря

- работа над словом ( обобщение и сравнение понятий и т.д.)

- работа над фразой (простой, распространенной)

- развитие диалогической речи ( в вопросно-ответной форме и т.д.)

- работа над пересказом ( по серии картинок, по картинке и т.д.)

- развитие монологической речи ( пересказ и т.д.)

5. Пропедевтика и коррекция нарушений чтения и письма.

- развитие анализаторов, участвующих в процессе чтения и письма

- развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия

- работа над анализом и синтезом слога, слова, предложения

- дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах

- работа по восприятию буквы и умению соотносить её с соответствующим звуком

- дифференциация букв, сходных по начертанию

- работа над чтением и письмом слов со стечением согласных

- работа над чтением и письмом предложений и текстов

- работа над пониманием прочитанного

-работа над выразительностью чтения

6.Работа над неречевыми процессами ( развитие психологической базы речи : внимание, восприятие, память, мышление)

7. Консультативно-методическая работа.

- консультативно-методическая помощь всем участникам образовательного процесса;

 -посещение уроков  русского языка, чтения;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений

- участие в школьном ПМПК

- выступление на родительских собраниях, педагогических советах;

- изучение методической литературы по коррекционной педагогике и специальной психологии; знакомство с инновационными программами и технологиями;

- проведение и посещение открытых занятий учителей-логопедов;

- прохождение курсов повышения квалификации учителей-логопедов;

- оформление стендов информационного блока.

8. Итоговая аналитическая работа.

- проведение обследования учащихся в конце учебного года;

 -подведение итогов коррекционно-развивающей работы;

- анализ результатов коррекционно-развивающего обучения и проведенных открытых логопедических занятий;

- составление отчета о работе в текущем учебном году.

Для учащихся с НОДА, НОДА и УО необходимы особые образовательные потребности:

- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач по коррекции речи учащихся с НОДА, НОДА и УО;

- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

- комплексное воздействие на учащихся, осуществляемое на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Обеспечение здоровьесберегающих условий:

- оздоровительный и охранительный режим;

- укрепление физического и психического здоровья;

- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся;

- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Формой организации учебно-логопедической работы являются индивидуальные  и групповые занятия. Периодичность  занятий определяется тяжестью речевого дефекта обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)по надомному обучению.

Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) может быть использована в классах со сложной структурой дефекта, д...

Тематическое планирование к рабочей коррекционно-логопедической программе для обучающихся с НОДА и УО

Тематическое планирование к рабочей коррекционно-логопедической программе для обучающихся с НОДА и УО...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 9.1) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...