Конспект урока по истории в 7 классе (коррекционной школы 8 вида) Тема: «Верования восточных славян»
план-конспект урока (7 класс)

Проклова Ирина Юрьевна

Цель: сформировать представление о религии восточных славян. 

Задачи:

образовательные:

-познакомить с возникновением верований в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения); 

-показать взаимосвязь язычества с занятиями и бытом славян; 

- помочь осознать, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы. 

воспитательные:

-воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам;  

-воспитывать уважение к людям других вер и религий, поклонение силам природы; 

-продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к родной истории и Родине; 

коррекционно-развивающие:

-учить извлекать новые знания из прочитанного текста;  

-продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником; 

-развитие и коррекция историко-временных представлений; 

-развитие и коррекция мышления (наглядно-образного мышления – за счёт работы с наглядными пособиями при формировании понятий; словесно-логического мышления – при установлении причинно-следственных связей); 

- развитие и коррекция восприятия; 

-развитие и коррекция воображения; 

-развитие и коррекция внимания (за счёт смены видов деятельности на уроке); 

-развитие и коррекция памяти. 

Тип урока: урок сообщения новых знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_7_klass.docx29.22 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 7 классе (коррекционной школы 8 вида)

Тема: «Верования восточных славян»

Цель: сформировать представление о религии восточных славян. 

Задачи: 

образовательные: 

-познакомить с возникновением верований в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов (молитвы, жертвоприношения); 

-показать взаимосвязь язычества с занятиями и бытом славян; 

- помочь осознать, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы. 

воспитательные: 

-воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам;  

-воспитывать уважение к людям других вер и религий, поклонение силам природы; 

-продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к родной истории и Родине; 

 

коррекционно-развивающие: 

-учить извлекать новые знания из прочитанного текста;  

-продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником; 

-развитие и коррекция историко-временных представлений; 

-развитие и коррекция мышления (наглядно-образного мышления – за счёт работы с наглядными пособиями при формировании понятий; словесно-логического мышления – при установлении причинно-следственных связей); 

- развитие и коррекция восприятия; 

-развитие и коррекция воображения; 

-развитие и коррекция внимания (за счёт смены видов деятельности на уроке); 

-развитие и коррекция памяти. 

 

Тип урока: урок сообщения новых знаний 

Основные термины и понятия: духи, язычество, идол, святилище, жертва, волхвы, кудесники, обряд, знахарь.

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Проверка пройденного  материала

Сообщение темы данного урока: 

 

- В чем проявлялась доброта восточных славян?

- Почему славяне помогали сиротам и соседям?

- Опишите, как проходил обед у восточных славян.

- Как вы считаете, какие черты характера сохранились у нас от наших предков?

- Какие традиции дошли до нашего времени?

-Какая пища была главной у славян?

-Во что верили славяне?

 

 - Сегодня мы с вами познакомимся с верованиями восточных славян. Узнаем, как представляли окружающий мир наши далекие предки. 

 Изложение нового материала: 

 

____________________________

 Объяснительная беседа: 

 

 

 

____________________________

 Работа с дополнительным текстом учебника:  

 

 

____________________________

Закрепление изученного на уроке материала. 

___________________________

Подведение итогов.

___________________________

Домашнее задание:

 

 - В древности люди были бессильны перед явлениями природы. Они не могли объяснить, почему дует ветер, или светит солнце, почему гремит гром. Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привёл к вере в богов. 

 Сообщение темы урока: «Верования  восточных славян». (Слайд №1)

 ________________________________________________________

 - Представьте себе два участка земли: один – хорошо освещён солнцем, другой затенённый. Оба участка имеют чернозёмную почву и получают одинаковое количество воды во время дождя. Первый участок даёт лучший урожай зерна, чем второй.  

В чём дело? Славяне стали задумываться над причинами и поняли, что обильные урожаи не возможны без солнца.  

Славяне стали задумываться: что такое солнце? Почему бывает восход и заход солнца? Не зная того, что солнце – небесное тело, люди решили, что солнце – это бог!  

(работа с текстом учебника) 

Учитель предлагает зачитать указанный абзац, ответить на вопросы:

- Что делали славяне для молитвы перед своим богом?

- Где ставили идолов?

-Найдите объяснение слова «идол» и запишите в тетради.

Словарная работа: святилище, жертва.

- Что приносили славяне для задабривания богов?

- Кого приносили в жертву?

- Кто такие волхвы и кудесники?

Словарная работа: волхвы, кудесник.

Образный рассказ о духах, населявших окружающий мир.

- Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, а также в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов. 

 -    Бог неба Сварог -  считался владыкой Вселенной, отцом светлых богов. Также его почитали как бога Огня.  (слайд №2)

- Даждь - бог  Солнца, по представлениям славян обитает на востоке. Оттуда он выезжает на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми. Бог рассыпает по небу свои лучи-стрелы, освещая и согревая землю. (слайд №3)

- Особенно почитали наши предки бога грома и молнии - Перуна. (слайд №4).  Они его считали также покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии - его стрелы и мечи, радуга - его лук; гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит, и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место, ему служат сокол и орел, ворон и петух, возвещающий наступление утра. 

- Кроме того, почитали предки наши Стрибога - бога ветра. (слайд №5).

- Велеса - бога скота. (слайд №6)

 

- Мокошь - богиню земли и плодородия. (слайд №7)

 

Были свои наиболее почитаемые боги. Веру во множество богов называют язычеством. (словарная работа).

 ___________________________________________________________

- Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер - водяной, с длинными зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей, с перепонками на руках. Много неприятностей сулила рыбакам встреча с ним. Чтобы задобрить его, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь. 

- Стоило ступить в лес - и славянин оказывался во владениях лешегоЭтому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными космами, с козлиными ногами — подчинялись все обитатели леса. Коварен старик: любит менять, обличив, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб, пирог.  

- В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.  

- Берегини  живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и  упавших в воду.  

Просмотр видеофильма: https://yandex.ru/video/preview?text=мультфильм%20о%20болотной%20нечисти%20Короткий%20по%20времени%20для%20урока&path=wizard&parent-reqid=1604503197190869-572144130640011006100107-production-app-host-vla-web-yp-222&wiz_type=vital&filmId=11035211490486548565

____________________________________________________________

Учитель задает вопросы, нацеленные на проверку и закрепление знаний по изученному материалу:

-- Что нового вы узнали сегодня на уроке? 

- Почему у славян возникла вера в богов?

- Что такое язычество?

____________________________________________________________

 Объявление оценок за работу.

 ___________________________________________________________

 - Прочитать текст в учебнике на стр.77 – 81 

- Представьте, что для энциклопедии или книги вас попросили сделать иллюстрации – предположите, как могли выглядеть боги славян и сделайте рисунок любого из богов, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект урока по истории в 7 классе (коррекционной школы 8 вида) Тема: «Верования восточных славян » Учитель: Проклова И.Ю.

Слайд 2

Бог Огня. 04.11.2020 2

Слайд 3

Даждь - бог Солнца 04.11.2020 3

Слайд 4

Бог грома и молнии - Перун 04.11.2020 4

Слайд 5

Стрибог - бога ветра 04.11.2020 5

Слайд 6

Велеса - бог скота 04.11.2020 6

Слайд 7

Мокошь - богиня земли и плодородия 04.11.2020 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»

Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Деление числа на 2"

На данном уроке формируется умение применять в практической деятельности табличное умножение и деление, уточняется смысл действия деления. В процессе интерактивных игр, применяемых на всех этапах...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

конспект урока по химии 11 класс коррекционная школа на тему: " Путешествие в мир стиральных порошков"

Основная цель урока - сформировать знания и умения ориентироваться в назначении стиральных порошков....

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....