Лексическая тема "Домашние птицы".
материал

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя. Лексическая тема "Домашние птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11._domashnie_ptitsy.docx79.31 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние птицы

Развитие моторных функций

Пальчиковая гимнастика «По двору бегут, галдят»

По двору бегут, галдят                           на каждую строчку 

Восемь желтеньких утят,                           большой пальчик

А за ними шесть цыплят               соприкасается с остальными

Червяка поймать хотят.

Вот такой он – птичий двор,          сжимаем и разжимаем пальчики

Развитие лексико-грамматического строя речи

  1. Назови домашних птиц и их детенышей

  1. «Один – много» - дифференциация единственного – множественного числа

а) Взрослый называет птицу в ед. и множ. числе, а дети реагируют хлопками. Единственное число – 1 хлопок, множественное – 3 хлопка.

б) С мячом. Взрослый называет птицу в ед.числе, бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает во множественном.

  1. «Мой, моя, мои» - употребление притяжательных местоимений, согласование с существительными.  Назови всех птиц и  их детенышей.
  2. «Назови ласково» -употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

гусенок — гусеночек                 цыпленок — цыпленочек
петух — петушок                       индюшка- индюшечка

утка — уточка                            курица — курочка
пестрый — пестренький

  1. «Подбери действие» активизация глагольного словаря

Кто как голос подает?  

Петух – кукарекает,  курица – кудахчет, гусь – гогочет, утка – крякает, индюк – болбочет, цыпленок – пищит.
Кто как передвигается?

Что делает курица?  Клюет, несет, высиживает, подзывает, квохчет.

Что делал петух?   Пел, кукарекал, будил, защищал, разгребал.

Что делают гуси и утки? Плавают, ныряют, гогочут, крякают, щиплют.

Что будет делать хозяйка? Кормить, поить, заботиться, ухаживать.

Что сделают куры, увидев опасность? Убегут, спрячутся, закудахчут, защитят.

  1. «Подбери признак» -активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными. 

Подберите три слова.

цыплята (какие? ) маленькие, желтенькие, пушистые
петух ( какой?) задиристый, смелый, горластый
курица ( какая?) пестрая, рябая, соседская
яйцо (какое?) овальное, хрупкое, свежее

  1.  «Чья голова, чьё перо, чей хвост, чьи лапы» - образование притяжательных прилагательных

У курицы: голова — куриная, перо — куриное, хвост — куриный, лапы — куриные.

У петуха, у гуся, у утки, у индюка.

  1. «Сосчитай-ка» согласование существительных с числительными (1-6)

У курицы 1 цыпленок, 2 цыпленка, три … - 6 цыплят

У утки 1 утенок, 2 ..

У индюшки 1 индюшонок, 2 …

У гусыни 1 гусенок, 2 …

  1. Дополните предложения – отработка навыка словоизменения, употребление в косвенных падежах.

Рано на заре запел петух.

Мы проснулись от крика … (петуха).

Бабушка насыпала зерен … (петуху).

Куры побежали в сад за  … (петухом).

Мы будем вспоминать о бойком .. (петухе).

Развитие слухового и зрительного внимания, мышления

  1. Будьте внимательными!

Хлопните в ладоши, если услышите слово — название домашней птицы или птенца: цыпленок, курица, кукушка, петух, скворец, ворона, индюк, галка, утенок, гусыня, воробей.

  1. «Бывает — не бывает».

Курица полетела в теплые края. Курица снесла яйцо. Петух нырнул в речку. Цыпленок взлетел на забор. Петух нашел зернышко. Утка громко закукарекала. На пруду громко кудахтали гуси. Петух распустил хвост веером. Индейка высиживает индюшат. Утенок болбочет.

  1. Чей силуэт?

  1. Расскажи о птице по плану:

- Название, внешний вид.

- Как голос подает?  Повадки?

 - Кто детеныш?

- Какую пользу приносит?

- Кто и как за ней ухаживает?

- В каких сказках встречается эта птица?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическое занятие "Птицы" (презентация)

Данная презентация позволяет сделать интересным, красочным, занимательным логопедическое занятие по лексической теме "Птицы"....

Закрепление произношения звука [Р] на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».

Тема: Закрепление произношения звука [Р]  на материале лексической темы «Птицы (зимующие и перелетные)».Цель занятия: Автоматизация звука [Р] в спонтанной речи.Задачи:  Коррекционно-образова...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

Дидактическая игра "Морской бой" (Лексическая тема - "Птицы")

Игра  построена по принципу игры "Морской бой". Лексическая тема - "Птицы Ленинградской области"В атласе-определителе  Плешакова находим птицу и читаем о ней материал. Предлагаю детям сделат...