Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))
методическая разработка (7 класс)

Трифонова Наталья Васильевна

Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Состав слова (закрепление знаний)

Цель урока: повторить и закрепить знания обучающихся о составе слова.
Задачи урока:

  1. Образовательные:

развивать умение выделять части слова (морфемы), умение находить корень, приставку, суффикс, окончание и выделять их; продолжать формировать умение образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, объяснять значение образованных слов, закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать.

  1. Коррекционно-развивающие:

корригировать зрительное восприятие, процессов мышления, памяти; развивать эмоционально-волевую сферу обучающихся через работу над диалогом; обогащать словарь обучающихся; развивать связную речь.

  1. Воспитательные:

воспитывать самоконтроль и самоорганизацию через самостоятельную работу на уроке, через умение адекватно оценивать свои знания.

Учебно-методическое обеспечение:

карточки с морфемами, карточки с заданиями; опорная карточка с творческим заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу», мультимедийное оборудование (компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска).

Методы обучения: словесные (объяснение); наглядные (презентация), опорные таблицы и карточки; практические (упражнения, задания).

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обучающиеся должны знать: место приставки, суффикса, корня в слове, их значение в образовании новых слов;
  • обучающиеся должны уметь: находить и выделять корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса, объяснять значение образованных слов.

Личностные: иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Ход урока

1.Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы, цели урока)

2. Словарная работа.

Учитель: На доске записаны слова. Из слов составьте предложение. В словарных словах подчеркните орфограммы, расставьте ударения.

  Огород, растёт, в, картофель.

  Берлога, зима, в, медведь, спит.

  Рыжая, курица, украла, лисица.

3. Актуализация знаний

Повторение. Учитель: Наш родной русский язык насчитывает десятки тысяч слов. Мы используем многие из них ежедневно. И так же, как богата Россия лиственными лесами, так богата она и словами. Каждое из этих слов как деревья, которыми полны леса нашей Родины, и составляющие каждого слова, как и части деревьев, мы изучаем. Напомню о том, что у слова- это корень,  приставки, суффиксы, окончание. Так, давайте вспомним вместе, в какой части слова заключено его значение?

Ученики: В корне слова.

Учитель: Так же, как корень дерева дает жизнь листьям, так и от корня слова рождаются новые слова, благодаря приставкам и суффиксам. Корень один, а слов у него много, как у дерева листьев. И различаются слова одного корня разными приставками и суффиксами.

Учитель: Что такое приставка?

Ученики: Это часть слова, которая служит для образования новых слов.

Учитель: Что такое суффикс?

Ученики: Это часть слова, которая служит для образования новых слов.

Учитель: Какие слова мы называем родственными?

Ученики: Родственными мы называем те слова, которые имеют один корень и общее значение.

  1. Работа по теме урока

1) Обобщение знаний о родственных словах
Учитель: Прочитайте запись на доске.
ПЕКАРНЯ  -  ПЕКАРЬ, ПЕРКАРСКИЙ.
СЧИТАТЬ – ПОСЧИТАТЬ, ЗАСЧИТАЛИ, ДОСЧИТЫВАЛИ.

Учитель: Можно ли назвать слова в каждой из обеих групп родственными и почему?
Ученики: Да, так как эти слова имеют один корень и общее значение.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова в 1 группе?
Ученики: С помощью суффиксов.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова во 2 группе?
Ученики: С помощью приставок.
Учитель: Спишите слова, разберите их по составу.
(1 ученик работает у доски. Проверка под диктовку, на доске)
2) Обобщение знаний о порядке разбора слов по составу

На доске написано слово ПОДКОРМКА

Учитель: Давайте повторим порядок разбора слов по составу. Какую часть слова находим первой и как?

Ученики: В первую очередь всегда находим окончание, изменяя слово по вопросам (по падежам).

Учитель: Верно. Что находим дальше и как?

Ученики: Корень.

Учитель: Найдите в слове корень.

Ученики: Подбираем однокоренные слова: кормить, корм. Корень КОРМ.

Учитель: Отлично. Давайте посмотри, есть ли в этом слове приставка?

Ученики: Есть, приставка ПОД, она стоит перед корнем.

Учитель: Хорошо. А есть ли в нашем слове суффикс?

Ученики: Да. Суффикс –К-, он стоит после корня.

В процессе работы выдается памятка по разбору слова по составу.

Учитель: А теперь самостоятельно разберите слова по составу ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (проверку можно выполнить, спросив по 1 человеку с места).

Учитель: Отлично, И еще одно задание. Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по цепочке каждого ученика).

4. Физминутка (ученики встают из-за парт и повторяют все действия и слова за учителем)

Мы писали, мы писали, (разминаем кисти)

Наши пальчики устали, (подключаем пальцы)

Мы немножко отдохнем (махи руками с наклоном туловища вперед-назад)

И опять писать начнем! (снова разминаем кисти, одновременно наклоняем вправо-влево, вперед-назад голову)

Повторяем все действия трижды.

3) Образование групп однокоренных слов (работа на доске, делимся на 3 команды, с помощью магнитов на центральной части и боковых частях доски соединяем части слов, у каждой команды своя часть доски)

БЕГ, ПО, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.

Учитель: Итак, какие слова называются однокоренными? С помощью каких частей образуются новые слова?

Закрепление.

4) Творческое задание
1 вариант: ПОД           ВОД          Н              ИТ      
                   РАЗ                          НИК            ЫЙ
                                                                          А
  
2 вариант:  ЗА        МОРОЗ         К               ИТЬ
                    ОТ                              Н                И
                                                                        ЫЙ

Учитель: Посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученики: Образовать слова.
Учитель: Постарайтесь «собрать» как можно больше слов.
(Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: Можно ли назвать в группах слова родственными? (Разобрать, если образованы слова со значением «водить»)
Учитель: Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение. (Зачитывают 2,3 обучающихся).

5) Закрепление знаний по теме урока (карточки с текстом).

Учитель: Прочитайте текст.

Из ельника мне под ноги выкатился медвежонок. Я стал гладить его. Вдруг затрещали сучья, и вышла медведица. Я испугался. Но малыш бросился к матери, и они скрылись за деревьями. Встреча с медведями закончилась для меня только испугом.

Словарная работа: ельник. Запишите слово в тетрадь.

Учитель: Итак, докажите, что это текст.

Ученики: Все предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.

Учитель: Озаглавьте текст.

Ученики: Встреча с медведями.

Учитель: В каком предложении заключена главная мысль текста?

Ученики: Встреча с медведями закончилась для меня только испугом.

Учитель: Найдите в тексте однокоренные слова, запишите в тетрадь, разберите их по составу.

Ученики: Медвежонок, медведица, медведями.

Учитель: Подберите еще однокоренное слово.

Ученики: Медведь, медведи, медвежий

 (Проверка работы выполняется по цепочке)

6) Обобщение пройденного материала

Учитель: Что же мы сегодня с вами вместе делали?

Ученики: Мы разбирали слова по составу, находили морфемы, части слова: приставу, корень, суффикс, окончание.

  1. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на уроке, а что не понравилось? Какое задание больше всего вам понравилось выполнять?

  1. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами еще раз вспомнили, повторили и закрепили знания о частях (морфемах) слова, вспомнили порядок разбора слова по составу.  

  1. Домашнее задание

Задание на карточках. Разобрать по составу слова

1 вариант: подлодка, побег, свежий, игровой, суповой, следы

2 вариант: пробег, лесная, рога, пушок, степной, морозный

  1. Выставление отметок с комментированием каждой отметки

Спасибо всем за урок, вы сегодня отлично работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе (индивидуальное обучение на дому).

Творческая мастерская «Виды работы с текстом».Урок русского языка (подготовка к ОГЭ)....

Методическая разработка - Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Конспект урока русского языка в 7 классе  (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)...