Методическая разработка - Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка (7 класс)
Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 342.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Знакомство со сложными словами»
Тушемилова Валерия Борисовна
учитель русского языка и литературы
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
школы № 613
Московского района
Санкт-Петербурга
8-921-551-79-71
2018-2019 учебный год
Оглавление
Цели 3
Задачи 3
Планируемые результаты 3
Ресурсы 4
Ход урока 5
Литература 11
Приложения 12
Технологическая карта урока
Тема: Знакомство со сложными словами.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Цели:
- Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания; ввести новые понятия; формировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа; научить находить причину своих затруднений.
- Содержательная: сформировать систему понятий о сложных словах; расширить знания учеников за счет включения новых определений, описаний; закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать их при необходимости.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с понятием «сложные слова»; научить образованию сложных слов; закрепить знание о частях слова; закрепить знание о способах словообразования; закрепить навык релаксации.
- Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к обучению; воспитывать чувство уверенности в себе, своих силах; формировать позитивное отношение к игре, учебе, жизни; воспитывать мотивацию к занятиям спортом.
- Развивающие: развить психические функции: память, мышление, воображение, внимание; развивать коммуникативные навыки
Планируемые результаты:
- Предметные: расширить знания о словообразовании; систематизировать знания о частях слова; формировать умение определять способы образования слов; овладение нормами русского литературного языка.
- Метапредметные: формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Личностные: продолжение работы над формированием мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий:
- Познавательные: анализ и обобщение представленного материала, построение логически обоснованных рассуждений.
- Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в учебном диалоге, организовывать работу в группе, построение речевого высказывания.
- Регулятивные: планирование учебной деятельности, умение находить и исправлять ошибки, умение работать по составленному плану, сопоставление результатов проделанной работы с поставленными задачами.
- Личностные: формирование учебной мотивации, ориентация на ведение ЗОЖ, занятия спортом, вырабатывать уважительно-доверительные отношения к окружающим.
Вариативность методического инструментария в достижении планируемых результатов: метод эвристической беседы; работа в группах; фронтальный опрос; самопроверка; кроссворд; прием «Отсроченная отгадка»; аудиовизуальная загадка, исключение лишнего;
Инновационные организационные формы: использование ИКТ (презентация, интерактивное задание, релаксация)
Используемые здоровьесберегающие технологии: соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; четкая организация учебного труда; строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися ( аудиовизуальный, визуальный); место и длительность применений ТСО; индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; благоприятный психологический климат; ситуация успеха и эмоциональные разрядки; работа в группах; проведение физкультминуток на уроке; целенаправленная рефлексия в итоговой части урока.
Здоровьесберегающий режим урока: обеспечивается за счет соблюдения гигиенических требований (проветривание, освещение), чередования различных видов учебных действий (опрос, письмо, слушание, ответы на вопросы), смены видов преподавания ( словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа), обсуждение вопросов, связанных с занятиями спортом, наличие физкультминутки и релаксации, стимулирование внешней и внутренней мотивации к ЗОЖ.
Ресурсы: раздаточный материал (маршрутный лист урока), презентация и проектор для демонстрации, самостоятельно разработанное интерактивное задание.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД | Здоровьесберегающие образовательные технологии | |
1 | Организационный момент (этап мотивации) – создание благоприятного настроя. (4-5 мин) | Здравствуйте! Как вы думаете, почему мы говорим «здравствуйте»? Молодцы! Начнём. На старт! Внимание! Марш! На что было похоже? Отлично! Сегодня на уроке русского языка мы займёмся спортом. Многоборьем. Кто знает, что это такое? Молодцы! В конце урока мы с вами узнаем, почему я выбрала именно этот вид спорт. Перед началом занятия я расскажу вам правила, которые необходимо соблюдать:
Перед началом соревнований, спортсмен занимается разминкой: для чего? Давайте и мы разомнемся! Активируем внимание, мышление, память. Для этого выполним задание и посмотрим, кто за минуту составит больше слов. У вас на столах лежит маршрутный лист. Открываем маршрутный лист. 1 задание: вы видите слово, из которого надо составить несколько других. | Приветствуют педагога, гостей. Отвечают на вопрос. (Мы желаем друг другу здоровья) Отвечают на вопрос. (Похоже на начало соревнований) Отвечают на вопрос. (Соревнования, в которых спортсмен выполняет несколько упражнений). Прослушивают правила. Отвечают на вопрос (Для того, чтобы разогреть мышцы). Выполняют задание. | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Личностные: формирование учебной мотивации, вырабатывать уважительно-доверительные отношения к окружающим | Соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; благоприятный психологический климат | |
2 | Самоопределение к деятельности (5 мин) | Наши соревнования пройдут прямо в маршрутных листов. Участниками соревнований станут сложные слова, которые мы найдём в ходе урока. Мы должны отыскать все сложные слова, которые встретятся нам на пути, понять, почему они так называются и как они образуются. Я рассказала, какие задачи мы ставим перед собой на этот урок. Попробуйте сформулировать тему урока. Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Знакомство со сложными слова». Мы познакомимся с понятием «сложные слова», узнаем правила образования и правописания сложных слов. Научимся составлять такие слова и находить их среди других | Смотрят на экран, читают задачи урока. Отвечают на вопрос (Тема: «Сложные слова») Записывают тему урока. | Познавательные: анализ и обобщение представленного материала. Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в учебном диалоге. Регулятивные: планирование учебной деятельности. Личностные: формирование учебной мотивации, ориентация на ведение ЗОЖ, занятия спортом, вырабатывать уважительно-доверительные отношения к окружающим | Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся | |
3 | Актуализация знаний (10 мин). | Давайте вспомним, из каких частей состоит слово? Решим кроссворд.
Молодцы! Мы вспомнили все части слов и знаем, что слова образуются с помощью приставки и суффиксы. Какое слово здесь лишнее? Почему? Верно! Что это? Позже мы к нему вернемся. Давайте разберём слова по составу и узнаем, как же они образованы. | Отвечают на вопросы:
Фиксируют ответы в маршрутных листах. бегуны, наклоны, пробег,лыжник, кофемолка. Отвечают на вопрос (Слово КОФЕМОЛКА – молит кофе, лишнее т.к. не спорт). Выходят к доске, разбирают слова по составу. | Познавательные: построение логически обоснованных рассуждений Коммуникативные: излагать свое мнение, построение речевого высказывания | смена видов деятельности; ситуация успеха. | |
4 | Физкультминутка (1-2 мин) | Чтобы это слово не вызывало у нас негатива, давайте возьмём его на разминку. Встаем, повторяем за мной. | Встают, повторяют движения. | ориентация на ведение ЗОЖ, занятия спортом | соблюдение правил техники безопасности; строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности; место и длительность применений ТСО; благоприятный психологический климат; эмоциональные разрядки; проведение физкультминуток на уроке | |
5 | Работа по теме урока (10-12 мин) | В задании 4 представлены группы родственных слов. Делимся на группы и работаем у доски. А сейчас я попрошу вас взять руки в замок, потянуться, расслабиться, закрыть глаза и прислушаться к звукам прекрасного природного явления. Открывайте глазки, смотрите, как вода падает с уступа. Как называется это природное явление? Молодцы! Посмотрите внимательно на это слово и слова из предыдущего задания. Подумайте, как появилось слово «водопад»? Молодцы! Слово «водопад» также, как и слово «кофемолка» – это сложные слова. Давайте разберёмся, что же это за слова? Они трудные? Совершенно верно эти слова абсолютно не трудные. Вспомните, как называется арифметическое действие, при помощи которого мы получаем сумму? Отлично на математике мы складываем числа, а на Русском языке можем сложить буквы. Что у нас получится? А если сложим два разных корня, то получим новое слово. Вот мы с вами узнали, что сложные слова – это те, которые имеют два или несколько корней. А О и Е, которые соединяют эти корни, называются соединительными. Дополните это определение в маршрутных листах. | Делятся на группы, работают у доски Берут руки в замок, тянутся, закрывают глаза и слушают звуки Открывают глаза, наблюдают за водопадом Отвечают на вопрос (ВОДОПАД) Отвечают на вопрос (Сложили 2 корня) Отвечают на вопрос (Нет) Отвечают на вопрос (сложение) Отвечают на вопрос (Слоги, слова) Читают подборку слов на экране. Записывают определение в маршрутный лист. | Познавательные: анализ и обобщение представленного материала, построение логически обоснованных рассуждений Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в учебном диалоге, организовывать работу в группе, построение речевого высказывания Личностные: формирование учебной мотивации | соблюдение санитарно-гигиенических, четкая организация учебного труда; строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися ( аудиовизуальный , визуальный); место и длительность применений ТСО; формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; благоприятный психологический климат; ситуация успеха и эмоциональные разрядки; работа в группах; проведение физкультминуток на уроке | |
6 | Предметная рефлексия (4 мин) | Молодцы, ребята! Мы дошли до финиша нашего занятия! Выполнили все упражнения. Давайте вспомним, к какому спорту я привязала наш урок? Верно! Как вы думаете, почему именно оно? Отлично! А почему слово КОФЕМОЛКА было использовано? Молодцы! А почему мы сидели у ВОДОПАДА? Молодцы! Почему мы составляли слова из слова БЕТОНОМЕШАЛКА? Выделите корни этих слов, обведите соединительные гласные. | Отвечают на вопрос (к многоборью) Отвечают на вопрос (Это сложное слово) Отвечают на вопрос (Это сложное слово) Отвечают на вопрос (Это сложное слово) Отвечают на вопрос (Это сложное слово) В маршрутных листах выделяют корни слов. | Познавательные: анализ и обобщение представленного материала, построение логически обоснованных рассуждений. Коммуникативные: излагать свое мнение, участвовать в учебном диалоге, построение речевого высказывания. Регулятивные: сопоставление результатов проделанной работы с поставленными задачами. | индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ситуация успех; целенаправленная рефлексия | |
7 | Рефлексия (3 мин) | Вы отлично поработали. Мы смогли достичь цели урока? Все задачи выполнили? У каждого из вас есть наклейка в маршрутном листе наклейте ту, которые, как вы считаете, заслужили на этом уроке. | Отвечают на вопросы | сопоставление результатов проделанной работы с поставленными задачами. | целенаправленная рефлексия | |
8 | Оценка, задание на дом (1 мин) | Я считаю, что каждый из вас победитель сегодняшних соревнований в многоборье сложных слов. Я хочу пожелать вам дальнейших побед и вручить медали! В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из представленных на маршрутном листе. | ситуация успеха |
Список использованной литературы:
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», -М., АЗЪ, 1994 г.
- Д.Э.Розенталь «Русский язык. Орфография, пунктуация» -М., Айрис-пресс, 2003 г.
- В.В. Волина «Занимательный Русский язык», -М., Вита-пресс, 1994 г.
Используемые Интернет-ресурсы:
- https://www.youtube.com/watch?v=z5_FvcB2-To
- https://www.youtube.com/watch?v=R-8zLYxQsP0
- http://kira-scrap.ru/dir/raznoe/sport/415
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.
Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи" будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....
Методическая разработка "Способы организации «квазиисследовательской» деятельности на уроках русского языка в классах развивающего обучения (5-9 классы)"
Методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющая положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществеСпособы организации «квазиисследовательской» деятельно...
Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...
Методическая разработка конспекта урока русского языка «Грамматические признаки глагола»
Методическая разработка конспекта урока русского языка«Грамматические признаки глагола»Дата проведения: 12.01.2022 г.Группа: АМ-312...
Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"
Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах; б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...
« Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В настоящее время главной задачей педагогов, работающих с детьми умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями), и их родителей состоит в том,чтобы подготовить детей к самостоятельной жи...