Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями
учебно-методический материал

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями.

Требования к организации индивидуальной работы заложены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в коррекционных программах для детей с нарушениями речи.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание коррекционной работы должно обеспечивать осуществление индивидуальной ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается на необходимость индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

В программах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи подробно раскрываются цели, содержание и организация индивидуальной работы с воспитанниками.

Так же в коррекционных программах отмечаются условия для проведения индивидуальных занятий:

1) Индивидуальные логопедические занятия проводятся в специальном помещении - логопедическом кабинете.

2) Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебными дидактическими материалами.

3) Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является зеркало: одно - настенное, размером 70 х 100см. И маленькие индивидуальные зеркала размером 9 х 12см.

5) Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста осуществляется на материале, доступном их возрасту и индивидуальным особенностям детей с учетом программного материала детского сада.

В «Санитарно–эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» заложены требования к освещению логопедического кабинета, а именно места для индивидуальных логопедических занятий: оно должно быть оснащено настенными светильниками местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света.

При подготовке к проведению индивидуальных занятий логопед формулирует тему и цель занятия, определяет этапы занятия, их взаимосвязь и последовательность; учитывая зону ближайшего развития и структуру речевого дефекта ребёнка, постепенно усложняет лексический и грамматический материал.

Основная цель индивидуальных занятий – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых, групповых занятиях и в свободной деятельности.

На индивидуальных занятиях прослеживается чётко выраженная структура с взаимосвязанными и последовательными этапами, которые определяются общепринятой методикой.

1. Вводная часть (организационный момент, направленный на мотивацию ребёнка, включение его в деятельность):

2. Основная часть занятия (включает в себя основное содержание занятия)

3.Заключительная часть (Подведение итога, поощрение, мотивация для будущих занятий) [4].

Содержание основной части занятия будет определяться клиническим диагнозом ребёнка, его индивидуальными особенностями, коррекционными задачами каждого этапа обучения и может содержать задания по следующим коррекционно-развивающим направлениям:

– постановка нарушенного звука и/или группы звуков;

– автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;

– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

– развитие фонематического слуха и восприятия;

– развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;

– расширение и активизация словаря;

– развитие интонационной выразительности речи;

– развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти;

– закрепление навыков согласования слов в предложении;

– развитие зрительного восприятия;

– закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

– закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов [1].

Согласно «программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и Т.В. Тумановой содержание индивидуально-коррекционной работы должно отражаться в следующей логопедической документации:

  • В индивидуальных тетрадях воспитанников, где кратко отражается характеристика ребёнка, фиксируется состояние его звукопроизношения. В доступной для родителей форме записывается комплекс артикуляционной гимнастики, отдельные методические приёмы по вызыванию отсутствующих звуков, их закреплению в речи.
  • В тетради рабочих контактов логопеда и воспитателя, в которой логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий воспитателя. Это могут быть артикуляционные упражнения, заучивание специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок. Повторение текстов и стихотворений, различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка [5].

Все виды заданий должны быть знакомы детям и не включать в себя постановку звуков, лишь закрепление и автоматизацию ранее поставленных звуков.

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

Список литературы:

1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. – СПб.: КАРО, 2007

2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991

3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

4.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2017г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2017г.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.

Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...

Доклад "Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий"

Основные требования к проведению логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения...

Системно-деятельностный подход на логопедических занятиях с детьми имеющими речевые нарушения

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ОНР3)...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"

В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи  ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....