Доклад "Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий"
учебно-методический материал

Пелевина Мария Валерьевна

Основные требования к проведению логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_5.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования к проведению логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

− сказочных сюжетов;

− элементов фольклора;

− воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

− литературных персонажей;

− известных и придуманных игр;

− элементов сюжетно-дидактической игры;

− сюжетных и пейзажных картин;

− специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно;

− настольно-печатных игр;

− сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

− развитию всех компонентов речи;

− формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

− развитию познавательных процессов;

− развитию творческих способностей детей;

− воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

  1. Организационный момент;
  2. сообщение темы занятия;
  3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
  4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
  5. произношение звуков в словах;
  6. физминутка;
  7. работа над предложением;
  8. произношение звука в связной речи;
  9. обучение элементам грамоты;
  10. итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.

Задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических

фронтальных занятий.

1. Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы: «Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написано: «Де_очки и мальчики, меня похитила злая _едьма. С при_етом, _аша но_ая бук_а». Вы догадались, какую букву похитила ведьма? Выручим её. Произнесите звуки, которые эта буква обозначает. Путь будет трудным. Я предлагаю потренироваться на велотренажёрах. (Дети имитируют езду). Вижу, хватит сил у вас, чтобы выручить букву В».

В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» (звук л') начинается с загадки: «Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: «Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией.

На занятии «У нас в гостях гномы Гена и Гога» (звуки г, г') используется психогимнастика: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (С гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака? (Дети изображают ворчливого, весёлого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

2. Сообщение темы занятия. За, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и называют персонажей.

Например, на занятии «Наши друзья – Домовой и Домовёнок» (звуки д, д') тема занятия сообщается следующим образом: «Сегодня к нам пришли озорной Домовёнок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах домдомовой? (Звук д). Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д, д'».

На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Например, в занятии по сюжету «Полёт в космос» (звуки с, с'): «Светит, сверкает, всех согревает. Что это? (Солнце). Скажите о нём ласково. (Солнышко сияет). Какие звуки есть в этих словах? (Звуки с, с'). Сегодня мы совершим путешествие в солнечное царство, космическое государство и повторим звуки с, с'».

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

– уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

– показывается «профиль» языка на рисунке;

– уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие и звонкие); поётся или не поётся звук (гласные и согласные);

– находится образное сравнение звука (звук р – рычание тигра, звук ш – шелестящая листва, звук л' – весенняя капель);

– звуки обозначаются цветовыми символами;

– определяется их место в Звукобуквенном городе (в Синем, Красном или Зелёном замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Вини-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

– развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

– уточнение и расширение лексического запаса;

– овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

– развитие слухового внимания и зрительной памяти;

– овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), - развивает звуковое чутьё.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?»

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или в заключительной части. Но чаще всего упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу включаются в начало занятия.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветных символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

– снять усталость и напряжение;

– внести эмоциональный заряд;

– совершенствовать общую моторку;

Выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему и предлагаются различные формы проведения физминутки. Это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий. Произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием (Ор-ор-ор, подметаем чисто двор; цо-цо-цо, ремонтируем крыльцо и др.)

Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия.

Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы и др.)

Физминутки желательно проводить под музыку, связанную с темой занятия.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. И во многих занятиях это работа над предложениями. Так, на занятиях «Полёт в космос» (звуки с,с'), «Путешествие в Голубую страну» (звук л) дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными (абрикосовые сады, сосновый лес, берёзовая роща, голубое платье, голубое одеяло и т.д.) В занятии «Путешествие на воздушном шаре» (звуки с, ш, з, ж) предусмотрено задание на образование относительных прилагательных и их согласование с существительными (кожаная сумка, хрустальная ваза, шёлковая косынка, пластмассовая солонка и т.д.) Забавными и интересными бывают задания, развивающие осязание, с просьбой определить предметы на ощупь.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

– установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

– актуализация накопленного словаря;

– формирование связности и чёткости высказываний;

– работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

– анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения дисграфии.

Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложение из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Например, «лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, сидеть» (Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе».

Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. Например, в занятии «В гостях у Бабушки-Загадушки» (звуки с, с’, з, з’): «Дайте быстро мне ответ – так бывает или нет? Наступила зима, расцвели подснежники. Осенью зацвели сады. На берёзе растёт земляника» и т.д.

Дать самостоятельное умозаключение помогают такие вопросы, как: «Что вы будете делать, если найдёте зимой на улице замерзающего котёнка?», «Что вы будете делать, если вашего братика (сестрёнку, маму) будет кто-то обижать?», «Что было бы, если бы исчезли все птицы и звери?» и др.

Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

– развитие воображения и творческой фантазии;

– развитие словотворчества;

– развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутной задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причём необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.). Кроме того, попутно решаются задачи нравственно-эстетического воспитания детей.

9. Обучение элементам грамоты – это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

– познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

– научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;

– научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем. Варианты заданий для решения этих задач самые разные.

Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, начинается обычно с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети разыскивают новую букву в буквенных кассах. Строчная и заглавная буквы сравниваются – отмечаются сходство и различие. Затем определяется, на что похожа та или иная буква, т.е. при совместном творчестве либо по инициативе логопеда создаётся зрительный образ буквы.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется приём, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурках, наложенных друг на друга. Кроме того, дети изображают букву с помощью пальцев или показывают конфигурацию буквы позами. Например, буква ф – руки, согнутые в локтях и развёрнутые в стороны, ставятся на пояс; буква н – двое детей берутся за руки; буква ы – между двумя стоящими детьми третий ребёнок в согнутом состоянии прислоняется к первому и т.д.

Задания на чтение буквы, слогов и слов с изучаемой буквой должны использовать только уже известные детям буквы. Это определяется принципом – от более простого на начальных стадиях занятий с детьми в начале учебного года к более сложному на поздних этапах – к концу учебного года. В занятиях можно использовать разнообразные приёмы. Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, и таким образом, чтобы у детей формировалось осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Детям предлагают составлять слова из букв в определённой последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка – бочка и т.д.). Кроме того, составляются и прочитываются слова из известных «рассыпанных» букв и ли слогов. Более сложные задания для детей – кроссворды, ребусы и игры типа «Поле чудес».

По мере овладения чтением задания на чтение слов уже даются и на других этапах занятия.

Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая и такая, в которой с минимальными затратами решается более полный комплекс задач. Например, в занятии «Похищение буквы Й Бабой Ягой» (звук и буква й) дети, преодолевая все препятствия на своём пути, встречаясь с разными героями, выполнив все речевые упражнения, находят похищенную букву, знакомятся с ней, читают слоги и слова. А в занятии «Наш гость – инопланетянин» (звуки л, л’) решаются и познавательные задачи. Дети в качестве слушателей и рассказчиков познают элементарные и доступные им сведения по географии и космосу.

Решение задачи – научить детей писать печатным шрифтом изучаемую букву – осуществляется в основном при выполнении домашних заданий. Вначале дети выкладывают изображение буквы из счётных палочек, «рисуют» пальчиком на столе, затем учатся писать печатную букву в тетрадях.

10. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее, здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребёнка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, всё получится.

В неменьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» и т.д. Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме. Например, в занятии «Клад кота Леопольда» (звуки л, л’) предусмотрен сюрприз – дети находят шоколад, угощаются сами и угощают логопеда. А в занятии «Полёт на звездолёте» (звуки з, з’) изучаемый звук з’ оказался в словах «изюм», «зефир», которым дети угостили «звёздных детей» и друг друга.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.



Литература

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. – СПб.: КАРО, 2007

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные логопедические занятия". 6 класс

Рабочая программа включает информационно-методическое обеспечение, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Требования к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми с речевыми нарушениями

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка....