Аквариумные рыбки
план-конспект

Белявская Ирина Владимировна

Внеклассное занятие по ручному труду младшей группы школы-интерната. Знакомство с техникой оригами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для младших школьников

Тема: «Аквариум с разноцветными рыбками»

Цель: Научить детей делать  рыбку в технике «Оригами».

Задачи: - Выявить знания  о технике  оригами.

          - Отрабатывать  навыки  работы с бумагой: сгибать по диагонали квадрат, загибать боковые углы навстречу друг другу, тщательно проглаживать линии сгиба, закреплять навыки работы с инструкционными картами.

      - Развивать память, внимание, мелкую  моторику рук.

               - Расширять словарный запас, закреплять умение отвечать полным ответом.

      -  Воспитывать  аккуратность и самостоятельность.

      - Формировать  умения адекватной самооценки и оценки результата работы на основе предложенных критериев.

Оборудование:  Образец изделия - рыбка в технике оригами. «Аквариум» для рыбок (коробка, обклеенная цветной бумагой, дно коробки оформить с помощью  камушков и ракушек), инструкционные карты, фломастеры.  Мультимедийный проектор и  презентация «Аквариумные рыбки».

Речевой материал:  Оригами. Аквариум.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята!

Тихонечко за парты сели,  

Внимательно на меня посмотрели!

А теперь посмотрите в окно, скажите  какое время года на дворе?

Дети: - Сейчас время года – весна.

Воспитатель: - А какой весенний месяц у нас в календаре, который так манит нас на улицу?

Дети: - Весенний месяц – май.

Воспитатель: - Весна, месяц май, земля покрывается зеленым ковром, распускаются цветы, солнышко ласкает нас своими лучами и от этого нам очень хорошо.  Посмотрите, ребята,  друг на друга и  как солнышко дарит нам свое тепло,  подарите, друг другу улыбки и с солнечным настроением начнем наше занятие.

Сообщение темы занятия.

Воспитатель: – Внимание!  Ребята, послушайте мои  загадки и отгадайте их.

                                                        - В воде они живут,

                                                          Нет клюва, а клюют.

Дети: – Рыба (слово вывешивается на доске)              (Слайд 1.)

Воспитатель: - На столе стеклянный пруд,

                           В нем рыбки живут.

Дети: - Аквариум (слово вывешивается на доске)  (Слайд 2.)

Воспитатель: - Обратите внимание, ребята, на правописание этого слова

Давайте вместе громко  прочтём это слово, деля  его  на слоги и запоминая его написания: Ак-ва-ри-ум.  Аквариум – прозрачная ёмкость с водой для содержания водных организмов. Вот такое интересное слово.

- Ребята, кто из вас догадается и скажет мне,  как  будет называться тема нашего занятия, судя по отгадкам на загадки? Вспомните первую отгадку и вторую.

Дети: - Рыбка в аквариуме.

Воспитатель: - Тема нашего занятия   « Аквариум с разноцветными рыбками» (Слайд 3.)

Воспитатель: - Сегодня  мы продолжим работать с бумагой.  

Научимся  делать  рыбок в технике «Оригами».

Будем отрабатывать  навыки  работы с бумагой: сгибать по диагонали квадрат из цветной бумаги, загибать боковые углы навстречу друг другу, тщательно проглаживать линии сгиба, работать с инструкционными картами.  Закреплять умение отвечать полным ответом.

Что вы видите на доске?

На доске:  Экран критериев оценивания результатов работы

Дети: читают « экран критериев оценивания результатов работы»

Воспитатель:  - Для чего нужны нам критерии оценивания результатов работы?

Дети: -  критерии оценивания результатов работы нам нужны, чтобы оценивать  свою работу, работу друг друга.

Воспитатель: - какую оценку можно получить в конце занятия?

Дети: - можно получить оценку  - Отлично. Хорошо. Нужно постараться.

Воспитатель:  - Давайте повторим,  за что можно получить в конце занятия оценку « отлично»?

(Дети читают и разбирают вместе с воспитателем все пункты)

  1. Активность на занятии (поднимать руку и отвечать на вопросы полным ответом, быть внимательным и не отвлекаться на посторонние темы, выполнять все задания воспитателя)
  2. Аккуратность выполнения практической работы  (работать, соблюдая правила техники безопасности, соблюдать порядок на столе, аккуратность самой работы.)
  3. Точность выполнения задания  (этот пункт очень важен для занятий оригами,  необходимо точно выполнять инструкцию, от этого будет зависеть аккуратность вашей работы)
  4. Самостоятельность выполнения работы (не просить помощи воспитателя или товарища по каждому этапу работы, а стараться разобраться самому, не ждать подсказки, а подумать над ответом самому)
  5. Дисциплинированность на занятии (громко не разговаривать, выходить с разрешения воспитателя, если что-то хочешь спросить – подними руку)

Воспитатель:  - Хорошо, значит ли это, что чем больше будет у вас замечаний и недочетов, ошибок тем меньше будет оценка. Правильно?

Дети: -  Да.

Воспитатель:  -  Проверим готовность к занятию. Приготовьте ваши конверты  со всем необходимым. Для работы нам понадобиться цветная бумага квадратной формы, глаза для рыбки в форме бусины, нитка с пуговицей на конце для крепления рыбки к аквариуму, у каждого должна быть инструкция « последовательность  выполнения рыбки в технике «оригами»» - Всё готово?  

Приступаем к основной части нашего занятия.

                                   II. Основная часть

Воспитатель: - Сейчас, ребята, вы посмотрите презентацию «Аквариумные рыбки», прошу смотреть внимательно, чтобы потом ответить на вопросы: Как выглядит аквариум? Чем наполнен аквариум? Какие рыбы могут жить в аквариуме?

 - Всё внимание на экран     (Слайд 4.)

Воспитатель: - Интересно?  Посмотрите, у нас тоже будет свой аквариум

(коробка с изображением аквариума)

- Что есть в аквариуме?

Дети: - Вода, водоросли, улитки, камушки, ракушки (воспитатель заполняет искусственный аквариум)

Воспитатель: - А чего не хватает?

Дети: - Рыбок.

Воспитатель: -   Как выглядит рыбка, какие части вы можете выделить у рыбки? ( Слайд 5.)

Дети: - Рыба состоит: из головы, туловища, хвоста, плавников. Воспитатель: - Ребята!

Есть страна бумажной техники - оригами.

Сейчас туда отправимся  мы с вами.

Покажем сложенных своими руками удивительных рыбок в стиле оригами.

( Показ образца и его разбор)

Воспитатель: - А знаете ли вы, что такое оригами и знакомо ли вам это слово?

Дети: - Самолетики, кораблики, это все в технике оригами

Воспитатель: Рассказ из истории "Оригами". (Слайд6)

История возникновения оригами уходит в глубокую древность и неразрывно связана с изготовлением бумаги на земле. Появилась бумага впервые очень давно, в Древнем Китае. Китайцы хранили секрет изготовления бумаги, но, несмотря на запрет,  секретную технологию вывез из страны буддийский странствующий монах и передал секрет японцам. Впервые складывать из бумаги различные фигурки стали японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые в разных странах. Складывание из бумаги различных фигурок – это настоящее искусство и называется оно "Оригами".

- Посмотрите, ребята,  как пишется это слово (на доске выставляется слово)               (Слайд 7)

 - Давайте прочтем его.

Дети читают поочередно.

-  Это японское слово переводится на русский язык как "сложенная бумага".

                          Практическая часть.

Воспитатель: - Начиная практическую работу, изучим план.

План работы: (Слайд 8.)

Сначала – возьмем лист бумаги квадратной формы

Затем – будем делать основную заготовку рыбки

После – сделаем хвост и глаза

Потом - с помощью фломастеров  украсим  нашу рыбку

И,  наконец – заселим наших рыбок в аквариум

Дети читают план вслух.

– Прежде чем приступить  к работе,  давайте поговорим о правилах безопасности на занятии. Какие существуют правила безопасной работы?

Дети: работа с клеем, работа с ножницами, работа с иглой.

Воспитатель: - Какие правила работы нужно нам соблюдать сегодня на занятии? Нам нужен будет клей-карандаш, он менее опасен, но пользоваться нужно им все же аккуратно. Какие правила нужно соблюдать ещё?

Дети: - Сесть удобно, во время работы следить за осанкой, не горбиться, не толкать товарища, помогать друг другу, соблюдать чистоту на парте.

Воспитатель: -  Соблюдая эти несложные правила,  приступим к главной задачи нашего занятия – Научимся делать рыбку в технике оригами.

Для этого нам нужна будет инструкция изготовления рыбки в технике оригами.  (Слайд 9)

(Дети складывают рыбку способом пооперационного диктанта вместе с воспитателем по инструкционной карте под тихую спокойную музыку)

1. Берём лист бумаги квадратной формы.

2. Складываем квадрат по -  полам. Хорошо проглаживаем сгиб, при этом следим, чтобы углы совпадали.

3.Разворачиваем заготовку и складываем её по диагонали.

  1. Разворачиваем заготовку и складываем по диагонали в другом направлении.
  2. Разворачиваем заготовку и складываем  её в двойной треугольник по намеченным сгибам.  Не забываем про точность выполнения. Получилась заготовка для рыбки.

Воспитатель: - Ребята, нам нужно немного отдохнуть.  Вспомним физминутку про рыбку, она сейчас будет кстати.  (Слайд 9  музыка)

Представим, что мы рыбки и плывём в воде.

 Физкультминутка.

 Рыбка плавает в водице,

(Имитационные движения руками).

 Рыбке весело нырять.

 (Приседания).

 Рыбка, рыбка, отзовись!

( Две ладошки вместе — к уху).

 Мы хотим тебя поймать.

 (Хлопки слева, справа).

Рыбка весело резвится

(Имитационные движения руками).

В чистой тепленькой воде

То сожмется, разожмется

(Приседания)

То зароится в песке.

Воспитатель: - Продолжаем  работу.

Ребята, чего не хватает, чтобы наша заготовка была похожа на рыбку.

(Ответ – хвост, глаза, чешуя)

Воспитатель показывает, как сделать хвостик у рыбки, ребята самостоятельно работают дальше по инструкции.

Воспитатель - Теперь, ребята, вам нужно доделать рыбку,  проявив фантазию,  раскрасить,  приклеить глазки, нарисовать чешуйки по своему желанию, вспомните презентацию,  аквариумные рыбки бывают очень яркими и разноцветными.

                     (Ребята выполняют работу под музыку)

Воспитатель: - Ребята, как называется тема нашего занятия?

Дети: - Аквариум с разноцветными рыбками

Воспитатель:  -  Мы посадим разноцветных рыбок в аквариум,  и они будут жить у нас в группе поднимать нам настроение и украшать классную комнату. Ребята, вы довольны нашим аквариумом с разноцветными рыбками.

III. Итог занятия

Воспитатель: -  Мы закончили делать разноцветных рыбок, пора расставить оценки. Расскажите, как вы выполняли работу? Вспомните план работы (обратиться к плану)

- Леша, сравни с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия (цвет, размер  (от чего зависит размер), форма, раскраска рыбки и т.д.)

 Поставь себе оценку, опираясь на критерии, отметь в экране оценивания.

- Осталось запустить рыбку в аквариум, Леша возьми нитку с пуговицей и подойди ко мне, я с помощью стиплера закреплю, нитку к рыбке и волшебным образом наша рыбка будет плавать.

Каждый ребенок оценивает себя и ставит оценку товарищу, каждая рыбка отправляется в аквариум.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какой чудесный аквариум будет украшать наш класс. Сегодня на занятии от меня оценку «Отлично» получит…., оценку «Хорошо» получит…., оценку «Надо постараться»….

- Скажите, ребята, чему мы сегодня учились?

Дети: - Мы учились делать рыбку.

Воспитатель: - В какой технике мы делали рыбку?

Дети: - Рыбку мы делали в технике оригами.

Воспитатель: - Как мы делали её?

Дети: - Рыбку мы делали из квадрата цветной бумаги, с помощью сгибания квадрата по диагонали, пополам, загибания углов.

Воспитатель: - Какие слова изучили?

Дети: Аквариум, оригами.

Воспитатель: - Что они обозначают?

Дети: - Аквариум – это емкость прозрачная с водой для проживания водных животных, растений.

               Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.

Воспитатель: - Ребята, вам интересно было сегодня?

 - Вспомните, с чего мы начали наше занятие? Самое начало.

Дети: - мы говорили о весне.

Воспитатель: - А еще о чем?

Дети: - мы говорили о настроении.

Воспитатель: - А настроение у вас такое же солнечное после нашего занятия? Может вы устали?

Покажите мне свое настроение, используя символы настроения (дети выбирают солнце или тучку в зависимости от настроения) и мне было легко с вами.

- На следующем занятии мы продолжим работать с бумагой, продолжим работать в технике оригами, но более сложным способом. Техника будет называться Модульное оригами. Необходимо принести  цветную бумагу, ножницы.

До новых встреч!


Литература и сопутствующие материалы

  1. Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.
  2. Аквариумные рыбки [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=M2baArFIjwc 
  3. Райграсс В., песня «Хорошо живется рыбкам»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЫБА

Слайд 2

АКВАРИУМ

Слайд 3

Тема: Аквариум с разноцветными рыбками

Слайд 6

Из истории оригами

Слайд 7

Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги

Слайд 8

План работы: Сначала – возьмем лист бумаги квадратной формы Затем – будем делать основную заготовку рыбки После – сделаем хвост и глаза Потом - с помощью фломастеров украсим нашу рыбку И, наконец – заселим наших рыбок в аквариум

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"

Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности....

Лепка из пластилина "Аквариумные рыбки"

Рельефная лепка(пластилинография)...

Конспект занятия по декоративному рисованию "Аквариумные рыбки"

Занятие в объединении ДПИ  1 года обучения, продолжительность 40 минут. Возраст – 6,7 лет.Педагог дополнительного образования Ходжер Лариса Юрьевна.Цель: учить рисовать прямые, кривые,...

Конспект открытого занятия для детей 12-13 лет. Аквариумные рыбки

Конспект открытого занятия для детей 12-13 лет. Аквариумные рыбки...

Мастер-класс по лепке "Аквариумные рыбки"

Задачи:Образовательные:- повторять и закреплять приемы лепки;-обучать умению работать с предметно-операционным планом работы.Развивающие:- усовершенствовать практические навыки лепки;- развивать ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Наблюдение за аквариумными рыбками"

Стеклянный домик на окнеС прозрачною водоюС камнями и песком на днеИ  рыбкой золотой. Человек издавна интересовался подводным миром, населенным животными и растениями. Сравнительно недавно п...

Конспект НОД в средней группе ДОУ по теме: "Аквариумные рыбки".

Конспект НОД в средней группе«Аквариумные рыбки»Цель: развивать мелкую моторику и творческие способности посредством рисования в нетрадиционной технике.Задачи:Обучающая:Научить детей рисов...