Работа по самообразованию
материал

Тема работы посвящена формированию просоциального поведения у подростков в условиях школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_tema_samoobrazovaniya.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат

для слепых и слабовидящих обучающихся » г. Троицка

Формирование

 просоциального поведения

у подростков в условиях школы-интерната.

Соискатель: Ермакова Флера Мидехатовна

Г. Троицк

 2020г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3 стр.

Представления о просоциальном и асоциальном поведении……….8 стр.

Причины и факторы девиантного поведения у подростков ………12 стр.

Педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности…………………………..16 стр.

Вывод………………………………………………………………….24 стр.

Библиографический список………………………………………….25 стр.

Введение

Актуальность исследования отклоняющегося (девиантного) поведения несовершеннолетних обусловлена наличием в современном социуме отклонений в поведение личности от социокультурных норм, принятых в обществе. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально- экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентаций, безразличие к себе и к окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей др.

За последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, лишенных родительского попечения, растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий всплеск беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Вызывает серьезное опасение и то обстоятельство, что часть подростков, как правило, из семей группы риска, попадает в неформальные молодежные объединения асоциальной, национал экстремистской направленности. Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей разных отраслей наук (социологов, юристов, педагогов, психологов) вести поиск эффективных способов и средств профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. И одним из таких способов, как сегодня общепризнанно, является вовлечение детей в просоциальную деятельность.

В современных условиях развития общества социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних обусловлена развитием негативных проявлений (конфликты, агрессивность, правонарушения др.). Решение этих актуальных вопросов требует комплексного подхода. Одним из важнейших составляющих профилактики девиантного поведения является создание условий и использование эффективных средств просоциальной деятельности.

Современная педагогическая наука рассматривает просоциальную деятельность как одно из эффективных средств воспитательного воздействия на личность подростка. Решение данной проблемы возможно за счет вовлечения подростков в социально значимую и просоциальную деятельность, а целенаправленное использование средств и методов физического воспитания позволит скорректировать физическое, нравственное и психическое состояние девиатных подростков.

В современных психологических и педагогических научных источниках девиантное поведение трактуется с различных позиций и точек зрения. Так, биогенетические аспекты девиантного поведения рассматриваются в работах П.К. Анохина, И.В. Байера, В.К.Вилюнаса, В.В. Ковалева, В.Д.Менделевича, В.Н.Мясищева, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и других авторов; отклоняющееся поведение как нарушение процесса социализации изучали С.А.Беличева, А.И.Долгова, Е.В.Змановская, В.В. Игнатова и другие ученые; различные предпосылки (факторы) девиантного поведения были предметом исследования А. С. Беличевой, Е. В. Змановской, Ю.А.Клейберга, В.Д.Менделевича, Ю. И. Юрички и других ученых; психолого-недагогические способы коррекции девиантного поведения выявлялись А. С. Белкиным, О.С.Газмоном, А.В.Гоголевой, Н.В.Дмитриевой, Д.В.Четвериковым и другими исследователями.

Проблемами профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались также зарубежные ученые, такие как Э. Дюркгейм, А. Маелоу, Т Парсонс, К. Роджерс и др.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений, проблема коррекции девиантного поведения до сих пор актуальна и требует дальнейшего изучения, поскольку в существующих психолого-педагогических концепциях нет единого подхода к классификации видов, типов, факторов девиантного поведения, а также нет единых механизмов, условий и средств его коррекции.

Исходя из всего сказанного можно выделить ряд противоречий между:

  • потребностью общества в становлении духовной личности, владеющей способами корректной организации пространства своей жизнедеятельности, и жесткими законами рыночной экономики;
  • потребностью личности занять свое место в обществе согласно природной одаренности и невозможностью ее оптимальной самореализации в просоциальной деятельности;
  • большими возможностями реализации средств просоциальной деятельности в социально-педагогической профилактике девиантного поведения личности и их недостаточной востребованностью в условиях современной образовательной системы.

Исходя из актуальности и названных противоречий, мы сформулировали проблему: «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности».

Объект исследования -  социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков.

Предмет исследования - просоциальная деятельность как средство социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната.

Гипотеза исследования-  Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности в общеобразовательном учреждении будет белее эффективной, если:

  • организация просоциальной деятельности базируется на личностно-ориентированном и деятельностном подходах;
  • реализуется на основе специально разработанной программы;
  • реализуется научно-методическое обеспечение социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

Проверка эффективности гипотезы требует решения следующих задач:

  • Определить содержание и особенности просоциальной деятельности в процессе социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
  • Разработать модель социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательном учреждении.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские и психологические идеи, составляющие теорию деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г Ананьев, А.Г Асмолов, Л.С. Выготский,  A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теории социально-педагогической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (С. А. Алексеева, С. А. Беличева, В. Н. Гуров, И. А. Невский, А. А. Райзих, Д. И. Фельдштейн, Ю. И. Юричка и др.); положения личностно-деятельностного подхода (Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, Э.И. Ильенков, B.Н. Сагатовский и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения указанных задач и проверки выдвинутой гипотезы в диссертационной работе использован комплекс методов педагогического исследования: теоретические (теоретически анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование); эмпирические (изучение школьной документации, наблюдение, тестирование, интервьюирование, анкетирование, беседы).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • раскрыты сущность, содержание просоциальной деятельности как средства социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков;
  • выявлены средства просоциальной деятельности как условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков;
  • теоретически обоснованы методические рекомендации для педагогов и родителей по организации социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

Представления о просоциальном и асоциальном поведении

Воспитание всегда направлено на формирование социально одобряемого (просоциального) поведения. Однако у некоторого числа воспитуемых не удается добиться стабильного просоциального поведения. В этом случае говорят об асоциальном, или отклоняющемся, поведении. Некоторые виды асоциального поведения называют также девиантным (от лат. deviatio – отклонение).

Асоциальное поведение – это система действий, не соответствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Выделяют следующие виды асоциального поведения:  неодобряемое (эпизодические шалости, озорство); девиантное (нравственно-отрицательные проявления и проступки); делинквентное (предпреступное); преступное; деструктивное. Дети и подростки, для которых характерны различные виды асоциального поведения, относятся к группе педагогически запущенных, или трудновоспитуемых. Часто таких детей выделяют в особую группу риска. Их поведение и личность характеризуются следующими особенностями:

• изменение (или искажение) характера социальных связей, доминирование влияния неформальных объединений;

• сопротивление педагогическим воздействиям;

• активное непринятие коллективных норм и ценностей;

• отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;

• неумение контролировать свое поведение и давать ему адекватную оценку;

• склонность к дурным привычкам.

Воспитание таких учащихся связано со значительными затратами усилий, необходимостью применения особого подхода, с преодолением их мощного внутреннего сопротивления.

Девиантное поведение, к которому относятся такие формы, как алкоголизм, наркомания, самоубийства, побег из дома, является аморальным поведением. Действия, напрямую нарушающие существующий правопорядок и подлежащие уголовной ответственности, – это преступное поведение. Между аморальным и преступным поведением существует реальная связь: аморальное поведение почти всегда предшествует совершению правонарушений, хотя и необязательно приводит к нему.

Предпосылками асоциального поведения выступают сочетание неблагоприятных социальных факторов, ситуации, в которых оказался ребенок или подросток, и ненормированное развитие личности. В настоящее время значимым социальным фактором, способствующим возникновению асоциального поведения, является нестабильность общественной жизни и капитальная переоценка жизненных идеалов и ценностей. В обществе укрепляются прагматически престижные направления деятельности. Сегодня это участие в бизнесе, владение частной собственностью, достижение материального благополучия и независимости, культурные развлечения. Но социально одобряемые средства достижения указанных целей доступны далеко не всем. Те подростки, которым они недоступны, находят, естественно, другие пути.

Возникновение асоциального поведения обусловлено также микросредой, прежде всего семьей, если в ней имеют место аморальность, насилие, пьянство, тунеядство. Особенно вредное воздействие подобные факторы оказывают тогда, когда они считаются нормой. Недостаточное развитие личности также способствует асоциальному поведению. Это могут быть относительно низкий уровень развития интеллекта, дефекты правового и нравственного сознания, неразвитость потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и других сфер личности.

Асоциальному поведению также способствует усвоение подростком норм и ценностей подростковой субкультуры. Подростки составляют специфическую демографическую и социально-психологическую большую группу со своими идеалами и взглядами, которые расходятся с социальными установками и ценностями взрослых. Следует также учитывать особенности возраста, например кризис полового созревания и связанные с ним возможные негативные психологические проявления: упрямство, негативизм, агрессивность, тревожность, страх отвержения, склонность к конфликтам. Чаще всего именно в этом возрасте складываются и проявляются различного типа акцентуации характера как чрезмерное усиление (крайнее выражение нормы) отдельных характерологических черт. Общение в подростковом возрасте становится ведущей деятельностью, акцентируется его влияние на развитие личности. При определенных обстоятельствах общение тоже может явиться причиной асоциального поведения. К таким неблагоприятным факторам относится включение подростка в разновозрастную группу с сильным отрицательным лидером или криминальным "авторитетом". Подросток нужен всему обществу: и нормальному, и противоправному.

Стремление подростков к взрослости и некоторые психологические особенности их потребностно-мотивационной сферы иногда провоцируют отдельные виды асоциального поведения, в том числе преступные действия. К таким особенностям относится подражание негативному поведению взрослых или более старших подростков, бравада перед компанией. Это наиболее частая причина курения и первого приобщения к алкоголю. Из других особенностей можно отметить потребность в риске, желание испытать новые ощущения, повышенную агрессивность, низкое самоуважение и неадекватность способов его повышения.

Причины и факторы девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Интерпретация факторов девиантного поведения непосредственно сопряжена с осознанием самой природы этого явления. В человеческом поведении совмещаются элементы разного уровня – биологические, психологические, педагогические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках этой либо другой концепции придаётся основное значение, формируются и ключевые предпосылки данного поведения.

Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается, в первую очередь, в рамках социологического подхода.

Социологические концепции анализируют девиантное поведение в контексте социальных процессов и общепризнанных норм, утверждённых внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, зависящим от времени и общества, их возможно предсказывать, а в ряде случаев их возможно регулировать. Наиболее известными представителями данного направления являются А. Кетле, Р. Мертон Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, М. Вебер, и др. Родоначальником социологии отклоняющегося поведения по праву считается французский обществовед Эмилианка Дюркгейм. Для разъяснения общественных девиаций Э. Дюркгейм предложил концепцию аномии. Он подчёркивал потребность разъяснения разных конфигураций социальной патологии именно как общественных явлений, как следствие нормативно – ценностной дезорганизации социума. Р. Мертон, анализирует девиантное поведение как итог несогласованности среди определяемым культурой устремлением и социальной текстурой, задающей ресурсы их удовлетворения.

Другими беспристрастными условиями социальных девиаций признаются: отличия среди участников социального взаимодействия и неисполнение надежд (Т. Парсонс); расхождение среди распределением благ и индивидуальными качествами людей (П. Сорокин); воздействием норм и девиантной субкультуры и обучения (Л. Оулин, Р. Клауорд.). Таким образом, личность, с раннего детства помещённая в девиантную субкультуру (конфликтную, криминальную), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

Наравне с осмотренными беспристрастными социальными факторами функционируют так называемые индивидуальные предпосылки девиантного поведения. В соответствии с концепцией стигматизации (Г. Беккер, Э. Лемерт) девиации - результат того, что само общество наклеивает на личность соответствующие ярлыки путём соотношения действий определенного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Со временем создается имидж, что заставляет индивидуума придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). Сазерленд в 1939 году определил концепцию дифференцированной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение – непростая и  дифференцированная модель поведения. Ему обучаются в содействии. Данная процедура содержит усвоение девиантной мотивации, оправдания и техник реализации девиантного поведения. Девиантное поведение также может быть описано с помощью понятия «социальная роль» или «социальная функция личности». (Р. Краус, М. Дойч, Дж. Мид) Роль – это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, в конечном итоге поведение сообразно занимаемым положением – статусом. В соответствии с этим люди имеют все шансы принимать на себя различные роли, в том числе и девианта. Индивидуальным фактором отклоняющегося поведения может стать подход самой личности к социальным нормам. (Д. Матза, Г. Сайк)

Таким образом, социологические теории анализируют девиантное поведение как результат социальных процессов, трудных взаимоотношений между обществом и определенной личностью. Другим значимым условием, оказывающим большое влияние на поведение личности, выступают внутренние, биологические условия – та естественная почва, с которой взаимодействуют всевозможные внешние условия. Биологические предпосылки включают: потомственно – генетические характерные черты, врождённые свойства индивида (приобретённые во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Теории объясняющие девиантное поведение с точки зрения биологических факторов, возможно, возникли одними из первых.

Первоначально исследователи сосредоточивали интерес в большей степени на конституциональные особенности. В 19в Ч. Ломброзо предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Другим эффектным представителем данного тенденции выступает североамериканский доктор и специалист по психологии У. Шелдон, который аргументировал связь между типами темперамента, а также типами соматического строения человека. Этнологический подход К. Лоренца объясняет разнообразные феномены человеческого поведения, например, агрессию, прежде всего с врождённым инстинктом борьбы за существование. Следовательно, внутренние биологические процессы представляют установленную значимость в формировании отклоняющегося поведения. Они устанавливают силу и характер реакций на любые средовые воздействия. Невзирая на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они функционируют только в контексте определённого социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут порождать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы и гормональный фон.

В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, влияние которых в свою очередь, преломляется посредством системы отношений личности.

Из выше перечисленного следует, что девиантное поведение подростков, так же как и поведение подростков в норме, зависит от психобиологических, так и социально-педагогических причин. Действия, предопределенные факторами социально-педагогического характера, наиболее заметны для окружающих. Например, неумение вести себя в общественном месте, затруднения в отношениях с ровесниками и старшими, неготовность осуществлять условия преподавателей, воспитателей. Они могут быть обусловлены невысокой степенью общей культуры семейных отношений, погрешностями домашнего воспитания, издержками учебно-воспитательного процесса, недостатком внимания со  стороны учителей, безразличием к интересам подростка, запросам, потребностям как со стороны учебного заведения, так и со стороны семьи. Поступки, в основе которых лежат причины психофизиологического и психобиологического характера, которые появляются в определённый период возрастного формирования. Например, процесс полового созревания, который оказывает немаловажное значение на формирование духовной жизни подростка. Пубертатный период значим в существовании подростка и в физиологическом и в социальном плане. Наряду с внутренними преобразованиями организма, формированием желёз внутренней секреции совершаются и наружные перемены конституции тела, проявляются второстепенные сексуальные черты, в связи с данным увеличивается интерес к самому себе, противоположному полу. Процесс полового созревания, согласно утверждению специалистов (педагогов, медиков, психологов), сопутствуется высокой возбудимостью нервной системы, излишней обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Таким образом, девиантное поведение вызывает стойкое отрицательное отношение общества и является серьёзным препятствием между личностью и окружающими его людьми. Поскольку девиантное поведение имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить его по всей видимости, невозможно. Можно говорить лишь о потребности уменьшения его проявлений посредством обучения активным формам поведения.

Педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности

Изучение проблемы рискованного поведения подростков ориентирует специалистов на реализацию системно-интегративного подхода к ее решению. Системность сопряжена, прежде всего, с реализацией воспитательной системы школы, которая понимается нами как:

 1) сегмент социокультурного пространства общества, отражающий его противоречия и одновременно стабилизирующий и гуманизирующий социум;

2) целостный педагогический процесс, в котором взаимообусловлены воспитание и обучение, в устойчивой взаимосвязи представлены компоненты: субъекты, отношения, содержание образования, его средства, цель и концепция как идеологическое ядро системы, технология и программа реализации. Выделяя «гуманистические смысложизненные ориентации личности» в качестве идеологического ядра воспитательной системы школы, педагогический коллектив получает возможность систематически, целенаправленно и планомерно транслировать в образовательном процессе гуманистические ценности, содействовать подопечным в осознанном, позитивном целеполагании.

Для этого в образовательном процессе наряду с мета,-микропринципами в образовательном процессе реализуются мезопринципы: онтологический, валеологический, гендерно-психологический, этико-эстетический, профилактический, профориентационный, - на основе которых реализуется социально-психологическая и педагогическая деятельность посредством соответствующих воспитательных направлений.

Наряду с этим в контексте профилактического направления осуществляется центрация на позитивном (оправданном) и негативном (неоправданном) видах рискованного поведения подростков, когда риск связан:

1) с возможными успехами, продвижениями, преодолениями препятствий, сохранением жизни или –

2) наоборот, с бесцельностью, необдуманностью, беспечностью, пренебрежением к жизни.

 Для этого социальным педагогом, психологами, классными руководителями, воспитателями школы с учетом принципа пролонгации в классах с 1 по 12 проводится специальная диагностика наличия у обучающихся рискованного поведения.

Обобщение и систематизация полученных на основе диагностики результатов позволяет педагогам совместно со специалистами социально-психологической службы школы определить в каждом классе типологические группы рискованного поведения обучающихся: группу школьников с позитивным рискованным поведением (это социально-психологическая норма), группы экстрарискованного, интрорискованного и группу нефиксируемого рискованного поведения.

С учетом полученных данных разрабатывается программа профилактической работы с классом. Педагогическая профилактика – это целенаправленная и согласованная педагогическая деятельность классного руководителя, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, привлекаемых к ней специалистов медицинских и правоохранительных учреждений в школе, включающая устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности:

  • медико-санитарное и правовое просвещение;
  • воспитательно-разъяснительную деятельность, ориентирующую личность на здоровый образ жизни как условие сохранения психологического здоровья;
  • психодиагностику (наблюдение, тестирование, оценка продуктов деятельности) и психокоррекцию (тренинги личностного роста с акцентом на ситуации выбора, ценности жизни, самореализацию);
  • оформление технологической карты развития личности и класса

Социально-психологическая служба школы выявляет мотивы (социально-психологические, конституционально-психологические, культурные, патологические) рискованного (девиантного) поведения обучающихся, содействует им в формировании устойчивых навыков самозащиты, умения сказать «Нет!» в случае вовлечения в асоциальные сообщества и корректирует направленность их развития посредством вовлечения учащихся в просоциальную деятельность.

Педагогическая профилактика реализуется в контексте профилактического воспитания – это систематическое целенаправленное взаимодействие педагогов с обучающимися с целью предупреждения их рискованного (девиантного и делинквентного) поведения. Особое внимание в рамках профилактического воспитания оказывается школьникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, прежде всего смерти близких или развода родителей и т.п.

Педагогическая профилактика предполагает 3 уровня реализации:

1) пропедевтическая работа (на основе концепции формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников, формирующей установку на позитивное мышление, жизнесбережение, оптимистичные перспективы);

2) работа с актуальной проблемой ученика;

3) индивидуальная поддержка обучающихся в посттравматический период.

Направления профилактической работы со школьниками:

1) Программа «Здоровый образ жизни»:

- профилактика агрессивного, экстремального поведения

- профилактика табакокурения

- профилактика приобщения обучающихся к алкоголю

- профилактика приобщения обучающихся к наркотикам

- «Тренинг противостояния опасным влияниям»

- профилактика аддикций: компьютерной, игровой, пищевой и проч. (1-11 кл.).

2) Программа «Мир моих увлечений»:

- профилактика вовлечения обучающихся в неформальные молодежные объединения деструктивной направленности

- отслеживание занятий обучающихся по интересам, вовлечение в школьные клубы по интересам, поддержка занятий в учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта

- профилактика вовлечения обучающихся в религиозные секты

- профилактика вовлечения обучающихся в криминальные группировки; профилактика противоправных действий: воровства, мошенничества, вандализма и т.п.

- профилактика бродяжничества (содействие неблагополучной семье в стабилизации взаимоотношений, изолирование ученика из асоциальной среды)

- профилактика ксенофобии (нетерпимость к чужому, незнакомому, иностранному)

Активная профилактическая работа по ряду направлений начинается с 6-7-го классов, она включает беседы обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов, работу школьного Совета профилактики (мини-консилиум с приглашением ученика, родителей, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителей, администрации школы для коллективного анализа проблемы и оформления рекомендаций семье по воспитанию ребенка), посещение учениками лектория «Человек и право» (например, в рамках Дня правовых знаний, с целью ознакомления с деструктивными явлениями социума, отработки навыков отказа от сомнительных предложений), а главное – укрепления самоуважения, содействия в позитивной самореализации, конкретизации жизненных планов.

С учениками 1-6-х классов акцент ставится на работе по формированию навыков самовыражения, саморегуляции, самооценивания, изучению проблемных жизненных ситуаций, осознанию ближайших перспектив деятельности интериоризации личностью гуманистических ценностей. Обучающихся не просто знакомят с условиями здорового образа жизни, а совместно с семьей вовлекаются в него посредством формирования навыков позитивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, содействия в выборе занятий по интересам (через тематические классные часы, общешкольные мероприятия, социально-психологические занятия).

В целом педагогическая модель профилактической работы со школьниками представляет собой следующие ступени:

  • Превентивная работа с классом (беседы,упражнения по отработке навыков просоциального поведения), родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы), вовлечение учеников в кружки, секции, клубы по интересам.
  • Работа с классом по формированию навыков позитивного, гуманно ориентированного целеполагания, умений сказать «Нет!», сделать осознанный жизнесберегающий, нравственный выбор; работа с родителями (родительские собрания в системе Родительского всеобуча, индивидуальные беседы).
  • Специальная работа с учениками группы риска; работа с конкретными семьями (при необходимости - привлечение специалистов медицинских, правоохранительных учреждений).
  • Формирование у школьников убеждения в необходимости выбора здорового образа жизни (дискуссии, индивидуальные беседы, элементы уроков рефлексивного характера, театрализация и т.п.) и готовность помогать сомневающимся обучающимся (включенность в шефскую, волонтерскую работу).

Таким образом, выявляется закономерность включения социально-психолого-педагогической работы с проблемами рискованного поведения подростков не на уровне автономного вопроса, но в системе комплексной профилактической деятельности в рамках смысложизненноориентационной воспитательной системы, выделив следующие этапы:

  • пропедевтический (1-5 классы),
  • актуальный (6-8 классы),
  • постактуальный (9-12 классы).

Вместе с тем профилактическая работа с подростками требует специального социально-психолого-педагогического сопровождения каждого школьного класса, где родители становятся активными субъектами взаимодействия с педагогами и обучающимися: они оправданно занимают дуальную позицию. Например, во время бесед-лекций правового, медицинского, психологического характера они совместно с детьми выполняют роль слушателей (что обусловливает и эмоциональное сближение членов семьи и одновременно содействует утверждению статусной позиции старших). Позитивно зарекомендовали себя такие лекционные встречи-беседы с учениками 7-9-х классов, как: «Гемблинг и право», «Табакокурение – серьезный вред для здоровья и жизни», «Алкоголь – опасность для здоровья и жизни», «Риски наркомании», «Интернет как друг и враг» и проч. В классах, где учителя гуманитарных дисциплин (русского языка и литературы, истории, обществознания) данные темы в дальнейшем предлагали ученикам на уровне сочинений, докладов, дискуссий, факты проявления негативных рискованных действий, поступков не отмечались.

Весьма ценными для укрепления эмпатийных отношений в семье и ее связей со школой, усиления авторитета взрослых являются, как показала практика, тренинги общения, в которых участвуют все ученики класса, а также несколько родителей и классный руководитель, воспитатель. В целом расширение состава взрослых, принимающих участие в социально-психолого-педагогическом сопровождении подростков с рискованным поведением, в значительной степени повышает их авторитет среди подрастающего поколения, усиливает воспитательное, личностно развивающее, коррекционное влияние.

Социокультурными средствами профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в воспитательной системе формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности определены: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства (формы): урок, систематические социально-психологические занятия (1-12 кл.), тренинг, внеучебные мероприятия (просветительские, трудовые, развлекательные), школьные кружки, секции, клубы по интересам, занятия в образовательных организациях дополнительного образования. Участие учеников в указанных образовательных формах связано с их включением не только в учебную деятельность, но и в рефлексивную, педагогическую, творческую, организаторскую, по осуществлению выбора и целеполагания.

Вывод

Таким образом, гипотеза работы подтвердилась. Расширено знание о педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности.

В качестве выводов отметим:

  • социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением малоэффективно в случае капсулирования проблемы в возрастном аспекте, мероприятийном подходе, в условиях отчуждения семьи обучающихся от школы, педагогического коллектива и результативно, когда сопрягается с целостным педагогическим процессом на протяжении всех лет обучения, с 1 по 12 классы, включено в профилактическое направление педагогической деятельности смысложизненноориентационной воспитательной системы, реализуется школой совместно с семьей;
  • социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением необходимо осуществлять, в том числе, на уровне конкретных диагностических процедур и школьного мониторинга в целом, что предоставит педагогам и специалистам социально-психологической службы актуальную информацию о состоянии рискованного поведения обучающихся в целом и определит конкретные пути их решения.

Библиографический список

  1. Баринова А.Н. Педагогически аспекты профилактики вредных привычек у юношей: дис. канд.пед.наук: 13.00.01 / А.Н. Баринова. -Владимир 2006г.
  2. Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. СПб., 1993. - 167с.
  3. Горбатенко JI.C. и др. Родителям и педагогам о наркомании. -Ростов-на-Дону, 2003. 347с.
  4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних.— М., 1981.
  5. Завражин С.А. Феноменология девиантного поведения. Владимир 2008г. 480с.
  6. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. Владос, 2010. - 288с.
  7. Колесникова Г.И., Байер Е.А., Харагезян М.В. Девиантное поведение: учеб. Пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  8. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
  9. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте : учебно методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева ; Новосиб. мед. ин-т. Новосибирск : НМИ,1998. 156с.
  10. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр: хрестоматия / П. Мунтян; сост. К.В. Сельченок. -Минск : Харвест, 2005. 592с.
  11. Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- Курск, 2001.- 16с.
  12. Фонель К. Как научить детей сотрудничать.- М., 1998.-c.205


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шал...

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...

Современные образовательные технологии. Методическая работа по самообразованию.

Предлагаемый материал раскрывает опыт работы по применению современных технологий обучения истории и обществознания. Наиболее популярным и интересным видом обучения, вот...

Работа по самообразованию Учителя английского языка

Работа  по самообразованию  Учителя английского языка...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...