Современные образовательные технологии. Методическая работа по самообразованию.
методическая разработка на тему

Лазарева Татьяна Ивановна

      Предлагаемый материал раскрывает опыт работы по применению современных технологий обучения истории и обществознания. Наиболее популярным и интересным видом обучения, вот уже несколько лет, я считаю проектную деятельность. В этой работе я попыталась ответить на следующие вопросы: как лучше всего её организовать, какие этапы выделить, как выбрать проблему исследования, каковы этапы исследовательской работы, каким должен быть результат исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

                          СОВРЕМЕННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ.

        Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, пред-полагающие формирование модели «нового человека».  Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способ-ностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации. Причём приоритетным считается овладение интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модернизации образования.  Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается как основная цель образовательного процесса в средней школе. Непосредственным и единственным критерием оценки той или иной технологии обучения является личностный рост результатов обучения у учащихся.

        Модернизация школьного образования еще более актуализировала проблему поиска эффективных форм и методов повышения качества обучения в школе. Я, как учитель гуманитар-ных дисциплин, ищу ответ на многогранный вопрос: как в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели найти наиболее оптимальные пути обучения школьников истории, обществознанию в соответствии с требованиями государственного стандарта, задачами развивающего обучения, потребностью применения новых технологий и целями модернизации образования в целом?

        Качественное решение целей и задач обучения возможно лишь на основе системного подхо-да. Существенным для педагога является выбор наиболее эффективного методического инстру- ментария изучения конкретной темы. Что же представляет техническая сторона организации учеб-ного процесса? Форма обучения – это способ организации учебного процесса. Форма обучения отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством уча-щихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления (И.Ф. Харламов). Форма обуче-ния неразрывно связана с соответствующими ей методами. Любой метод характеризует содержа-тельно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса и выступает как способ ор-ганизации педагогической и учебной деятельности учителя и учащихся при решении определен-ных дидактических задач. Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи матери-ала, метод. Все формы урока делятся на традиционные и нетрадиционные. Тип урока – понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. Следует иметь в виду, что если в традиционной системе важно определить тип, форму урока, с тем чтобы активи-зировать учеников, то в системе развивающего обучения это не является определяющим. Здесь важно создание и соблюдение дидактических условий для организации учебной деятельности, применение уровневых специальных заданий по теме, оптимальное сочетание структурных эле-ментов урока и интерактивных методов.

        Приступая к планированию урока, я понимаю, что нужно учесть:

  1. своеобразие темы, степень её изученности;
  2. место и роль данной темы в курсе, воспитание гражданских качеств учащихся;
  3. уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;
  4. отбор учебного материала;
  5. соотнести учебное содержание с «минимаксом» (необходимые и достаточные знания и умения);
  6. постановку цели и задач урока;
  7. соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, её формы;
  8. связь с предыдущим материалом;
  9. форму и тип урока;
  10. оптимальный набор приёмов и методов для данной темы урока.

        В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии. В то же время они представ-ляют собой основу технологии. Некоторые ученые, методисты называют технологии социального управления учебным процессом, используемые для достижения того или иного результата в обра-зовании, педагогическими технологиями (например, Г.К. Селевко, В.М. Монахов).

        Технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных про- цессов (В.А. Сластенин).

        Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

        Образовательная технология – это совокупность форм, методов, приёмов и средств, приме- няемых в какой-либо деятельности (А.В. Хуторской).

        В системе образования понятие «педагогическая технология» употребляется в трёх категори-ях: общепедагогическая, частнометодическая (предметная), локальная (модульная, представля-ющая собой технологию отдельных

частей учебно-познавательного процесса, отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств; технология урока, технология повторения, технология коррекции и контроля учебного материала, технология самостоятельной работы и др.) Примером локальной технологии можно считать модульную технологию.

        А теперь выделим признаки понятия «образовательная технология»:

  1. двусторонний процессуальный характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся;
  2. совокупность приёмов и методов, тесно связанных между собой;
  3. проектирование, организация, ориентирование и коррекция образовательного процесса (полный цикл управления учащимися своей деятельностью);
  4. наличие комфортных условий для участников учебного процесса;
  5. управление на всех этапах, уровнях, группах.

        Таким образом, современную образовательную технологию характеризуют следующие черты:

  1. технология разрабатывается (или берется в готовом виде) под конкретный педагогический замысел, реализующий представление учителя о наиболее эффективном способе изучения конкретного блока материала;
  2. разрабатывается технологическая цепочка взаимосвязанных и строго регламентированных действий, предписаний в соответствии с целевыми установками, сформулированными в форме конкретного ожидаемого результата;
  3. технология проектируется как совместная деятельность учителя и учащихся на партнёр-ских условиях на основе принципов дифференциации и индивидуализации, разнообраз-ной коммуникации;
  4. образовательная технология универсальна, т.е. применима при изучении любого из школьных предметов;
  5. этапы и элементы образовательной технологии предусматривают воспроизведение любым учителем;
  6. гарантированность достижения планируемых результатов всеми школьниками в процессе учебной деятельности;
  7. образовательная технология содержит диагностические процедуры и критерии, показатели и инструментарий измерений результатов деятельности школьников;
  8. технология реализуется в определённый промежуток времени на конкретном пространстве.

        Правильность и системность в проектировании технологии, четкость и наглядность её этапов, процесса в целом, обеспечивается за счёт построения учителем технологической схемы или тех-нологической карты.

        Технологическая карта – описание учебного процесса в виде пошаговой, поэтапной последо-вательности педагогических действий (часто в графической) с указанием используемых приемов, методов и средств. Иными словами, это спроектированное условное отражение технологичности

процесса обучения, разделение его на взаимосвязанные функциональные элементы. Таким при-мером может быть проект учебного процесса по определённой тематике. Идея составления технологических карт для проектирования учебного процесса принадлежит В.М. Монахову.  Он охарактеризовал технологическую карту как «паспорт учебного процесса». Он позволяет учителю четко спроектировать учебный процесс на основе анализа учебных текстов и их содержательно-функциональной значимости для освоения программного материала.

        Примером технологической карты при изучении определённой главы, раздела (крупной темы) курса в школьной параллели классов может служить приведенная ниже:

                                                            Технологическая карта

Содержате-льные

линии главы

Ключевые

знания

Достаточ-ные или второстепен-ные знания

Интегри-рованное, сопутству-ющее пов-торение

Трудно-доступные

знания, темы

Внутри-предмет-ные связи

Интегра-ция с дру-гими пред-метами

        По своей сути конструирование обучающей технологии – это системная проектировочная дея-тельность учителя истории и обществознания, позволяющая запрограммировать образовательную ситуацию, сделать её прогнозируемой, прозрачной и управляемой, обеспечивающей конкретный результат. Критериями в этом случае могут выступать составляющие элементы технологической карты.

                               СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ТАБЛИЦА  ХАРАКТЕРИСТИК  МЕТОДИКИ

                                                  И  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

Показатели

сравнения

          Методика обучения

              Образовательная технология

Понятие

Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную динамику

1) Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию организации и проведению учебного про-цесса с безусловным обеспечением ком-фортных условий для учащихся и учителя;

2) совокупность действий, последовательное осуществление которых обеспечивает гаран-тированный результат в достижении целей и задач образования

Предмет

Пространство, где пересекаются профессиональная деятельность учителя и научная область знаний в рамках школьного предмета

Система способов взаимодействия, сотрудни-чества учителя и учащегося в процессе обуче-ния, основывающаяся на учете возможностей педагога и учащегося; система, воспроизводи-мая любым педагогом приизучении различ-ных школьных предметов

Задачи

Отбор форм, методов, приёмов взаимодействия учителя и уча-щихся, адекватных задачам осво-ения учебного предмета.

Варьирование элементов мето-дики с целью реализации задач освоения содержания предмета.

Повышение профессионализма в процессе педагогической инно-вационной деятельности

Обеспечивает одновременное решение «три-единой» задачи в процессе обучения в сферах деятельности: учебно-познавательной, ком-муникативно-развивающей, социально-ориен-тационной.

Усиливает учебную мотивацию. Формирует комплекс общеучебных умений, реализую-щих учебную деятельность.

Создает ситуацию выбора для учащихся и воспитывает ответственность за свой выбор.

Создает условия для формирования умений работы с различными источниками информа-ции.

Гарантирует конкретный результат обучения

Формы

Традиционный урок в различных вариациях; нетрадиционные уроки

Урок, система знаний; интерактивные техно-логии социального управления

   

                                       Т Е Х Н О Л О Г И Я   П Р О Е К Т Н О Г О   О Б У Ч Е Н И Я

        В настоящее время актуально обращение к проектной деятельности, когда старшеклассники создают и защищают свои проекты, как и студенты вузов свои курсовые и дипломные работы. Проект – это прототип, прообраз какого-либо вида деятельности, объекта, в буквальном смысле этого латинского слова projectus – «выдвинутый, брошенный вперёд», «самостоятельный поиск пути».

        Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Его называли также «методом проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесооб-разную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании, для че-го требовалась проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Почти од-новременно в России С.Т. Шацкий в 1905 г. образовал группу, которая активно применяла в препо-давании метод проектов. В 1931 г. в СССР от него отказались. Между тем во многих странах Аме-рики, Европы, Азии метод проектов получил широкое распространение. Разного типа проекты, используемые в школе, можно определить как учебно-познавательные. Проект – это ограничен-ное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкрет-ных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определённое время (от одного уро-ка до 2 – 3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. В ходе поиска решения учебно-познавательной проблемы учащиеся самосто-ятельно приобретают новые знания, общеучебные умения; овладевают основами исследователь-ской, творческой, а порой и изобретательской деятельности, совершенствуют комплекс собствен-ных компетентностей.

        Проектную технологию, как и некоторые другие, относят к технологиям XXI века. Она позволяет сформировать у учащихся готовность к восприятию нового, способности его переработ-ки, интерпретации и трансформации; помогает развивать самостоятельность в принятии решений в новых условиях адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной  деятельности, которые будут востребованы не только в рамках школы, но и за её пределами. Про-ектная деятельность также во многом пересекается с дифференцированным, развивающим, ком-петентностным подходами к обучению.

        Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, пра-ктико-ориентированные  (в том числе социально ориентированные), информационные проекты.

Существуют различные классификации проектов. В частности, проекты классифицируют с позиции преобладающего метода:

        1. Исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть.

        2. Творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способнос-тей учащихся. В отличие от исследовательского проекта, здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газе-та, передача по радио, видеофильм и т.п.).

        3. В игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта (но не сама техно-логия), участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Резу-льтаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, посколь-ку представление о роли, взаимоотношениях персонажей у участников могут меняться. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.

        4. Информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объек-те, анализе и обобщении фактов, явлений и процессов с целью донесения её до аудитории. Безу-словно, в этом случае важна четкость структуры проектной деятельности.

        В процессе проектов, я как учитель, могу:

а)открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников (помочь организовать встречу, посещение редакции и т.п.);

б) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, я также считаюсь участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся.

        Требования к организации работы над проектом:

  1. 1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
  2. 2. Обучение учащихся и овладение ими технологии проектной деятельности (умение определять цель, задачи, определять гипотезу (предполагаемые пути достижения цели), планировать собственную деятельность и своих товарищей). Важна также способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, в достижении цели проекта.
  3. 3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень вла-дения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.
  4. 4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя её промежуточные результаты с учителем.
  5. 5. Доступность информации о ходе проекта.

                   Методика  проектной  деятельности.

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости её результата.

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамки интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.

4. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

5. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и структуру.

6. Выбрать двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта – выпуск бюлле-теней. Обозначить основные принципы оформления, периодичность выпуска. Информация о ра-боте над проектом, публичность – одно из основополагающих условий успешного его завершения.

                 Методические  требования  к  организации  проекта.

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Тема для всего класса может быть одна, но пути её реализации в каждой группе будут разные. Возможно также и одновременное выполнение учащимися в классе разных проектов.

2. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.

3. Работа по проекту носит исследовательский характер, моделирует работу в научной лаборато-рии, и поэтому необходимо разработать упрощенный вариант аппарата исследования, обосновать его.

4. Проект педагогически значим, т.е. учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время по мере его развертывания допускается гибкость и изменения.

6. Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы, среди родителей учеников с целью повышения мотивации участия детей в его реализации, осознания его общественной значимости и мотивации на перспективу проектной деятельности.

7. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возмо-жности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем.

                       Э т а п ы   п р о е к т и р о в а н и я

1. Исходный.

        Разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обос-нование актуализации темы проекта. Выбор исполнителя (одного из группы), распределение обя-занностей.

2. Этап разработки проекта.

        Планирование работы каждого из участников на протяжении проектирования, разработка со-держания этапов, определение форм и методов управления и контроля, отбор форм взаимодей-ствия участников проекта, коррекция со стороны педагога. Подготовка модели бюллетеня.

3. Этап реализации проекта.

        Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудиовидеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся. Подготовка бюллетеня.

4. Завершение проекта.

        Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, индивидуальная рефлексия, опре-деление, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.

        Продолжительность защиты проекта – от 7 до 10 мин ( по предварительному согласованию учителя и учащихся). Важно помнить, что весь объем отобранной и переработанной информации не следует (да и невозможно) выплескивать на аудиторию одноклассников. Это для них будет уто-мительно, скучно и не обеспечит соответствующей мотивации и последующего качественного ус-воения презентируемого материала. Вся отобранная и аккумулированная информация должна быть структурирована, обобщена и представлена в интересной форме именно за то время, кото-рое отведено. Это главное требование презентации проекта. Все собранные материалы, как пра-вило, передаются в печатном и электронном виде учителю для размещения в базе данных по предмету. Необходимо учить учащихся работе с информацией: отбирать, систематизировать, структурировать, обобщать, вычленять доминанту из всей полученной информации и презенто-вать в концентрированном виде. Именно такая работа интенсивно формирует систему универ- сальных умений и учебную деятельность. У простого отбора и пересказа найденного материала для личности школьника слабый развивающий потенциал. Кроме того, следует иметь в виду, что большие объемы научной информации уместнее презентовать на школьной конференции для параллели классов, ученическом симпозиуме, чем при защите проекта.

        Важно, чтобы на уроке осталось время для обсуждения и заслушивания других проектов. Как показывает практика, на уроке может быть не более трех защит проектов (по 7 мин) с их последу-ющим обсуждением.

        

        Краткосрочный проект на уроке обществознания при изучении политических режимов в 9 классе (учебник Л.Н. Боголюбова) может быть организован следующим образом.

        ПРОЕКТ  НА  ТЕМУ  «ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ВЫБОР  НА  КОСМИЧЕСКОЙ  СТАНЦИИ,

                           НАХОДЯЩЕЙСЯ  В  АВТОНОМНОМ   РЕЖИМЕ   ПОЛЁТА».

        Организационный момент. Класс делится на 5 групп, которые компактно рассаживаются за столами с политическими картами мира. Учитель вводит в игровую ситуацию учащихся: 

«Представим себе теоретически, что все вы, как и многие другие люди, оказались членами одной длительной и многочисленной космической экспедиции. Работа продолжалась год. По стечению трагических обстоятельств ваша станция потеряла радио и телевизионную связь с Центром управ-ления и оказалась в автономном режиме полёта. На станции достаточно средств, питания, есть установка, вырабатывающая воздух, воду для жизни нескольких поколений членов экспедиции. Поскольку на станции жили и работали тысячи людей как в одном небольшом государстве, то теперь необходимо определить рациональную форму организации их общественной жизни: форму правления и форму устройства государства».

        С этой целью избирается Высшая Комиссия Экспертизы, в неё входят представители от разных подразделений, этнических и профессиональных групп для оценивания результатов работы ини-циативных групп.

        Цель работы групп: выбрать форму правления и форму устройства государства и обосновать их целесообразность для всех членов экспедиции. Придумать название своей страны в космосе. Длительность работы групп: 5 – 7 мин. По истечении времени группы четко и убедительно защи-щают  свой вариант проектной работы и ждут результатов оценивания их Высшей Комиссией Эк-спертизы.

        В старших классах возможно осуществление интегрированных исследовательских проектов на основе истории и литературы, социологии и информатики. Например, исследование по проблеме «Социологический портрет декабристов в электронных таблицах». Выявив 123 участни-ка декабрьского восстания, узнают возраст каждого  из них, сословный титул, место рождения, семейное положение, участвовал ли в войне 1812 г., заграничных походах. В итоге кропотливого анализа ученики делают свои маленькие открытия в области истории, составив при помощи учителей истории и информатики электронные таблицы-графики. Так, если ранее считалось, что средний возраст декабристов  27 лет, то исследователи внесли уточнение – 27,2 года; в войне 1812 г. участвовало 20% из них, в заграничных походах – 24%; более всего декабристов проживало в Петербурге – 20%, а в Москве – всего 10%; женатых декабристов было немногим более половины – 54%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Доклад на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА".

Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпани...

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.

Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...

Использование современных образовательных технологий при работе на факультативных занятиях по истории общинной цивилизации Древней Руси.

В современную жизнь возвращаеться интерес к древней культуре нашего народа. Россию относят к старнам общинной цивилизации, которая отличается от европейской. Русский менталитет и русская культура свои...