Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и особенности его применения в коррекционной школе.
методическая разработка

Cвист Ирина Алексеевна

             Обучение грамоте умственно отсталых детей, так же как и детей с нормальным интеллектом, осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический характер русского письма, в котором основные фонемы передаются с помощью специальных букв или сочетаний. Ориентированный на развитие фонематического слуха, на формирование мыслительных операций анализа синтеза, данный метод целенаправленно готовит обучающихся к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovoy_analitiko-sinteticheskiy_metod.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и особенности его применения в коррекционной  школе.

             Обучение грамоте умственно отсталых детей, так же как и детей с нормальным интеллектом, осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический характер русского письма, в котором основные фонемы передаются с помощью специальных букв или сочетаний. Ориентированный на развитие фонематического слуха, на формирование мыслительных операций анализа синтеза, данный метод целенаправленно готовит обучающихся к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления.

                Основные принципы аналитико-синтетического метода отрабатывались в общеобразовательной школе. Они заключаются в следующем:

  1. В основе обучения грамоте лежит звук, поэтому метод называется звуковой.
  2. Порядок расположения звуков и букв при обучении грамоте определяется частотностью их употребления в речи.
  3. В качестве основной единицы чтения берется слог.
  4. Последовательность введения слоговых структур обуславливается их доступностью для чтения учащимися, а так же частотностью употребления в слогах. Слоги усваиваются детьми в таком порядке:

Г(а),

ГС(ум)

СГС(мак, ряд)

ССГС(стол, степь)

СГСС(мост)

СССГ(стра, стре) и др.

  1. Основной слоговой структурой является слог-слияние (ма). Остальные слоговые структуры изучаются на базе этого слога, и рассматриваются как согласные и гласные, лежащие за пределами слияния:

Т | ре | с | к .

  1. В процессе обучения грамоте выделяются добукварный, букварный и послебукварный периоды. Добукварный и букварный периоды продолжаются три с половиной месяца.
  2. Обучение письму и чтению идет параллельно и одновременно.
  3. Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер.

       При обучении грамоте аномальных обучающихся практика работы убедительно показала необходимость принципиальной корректировки аналитико-синтетического метода. Эта корректировка сводится к следующему:

  1. Изменен порядок изучения звуков и букв, что определяется несколькими факторами.
  1. Он обусловлен степенью легкости (трудности) соотношения звука с буквой. Первоначально дети усваивают звуки, имеющие более короткий фонемный ряд и поэтому относительно простое кодирование буквами. Например, звук [а] изучается раньше, чем звук [о], так как в большинстве позиций (ударная, первая предударная, абсолютное начало слова) воспринимается как а и обозначается соответствующей буквой. Тогда как звук [о] точно соотносится с графемой О только под ударением и имеет различные варианты произношения. Его фонемный ряд длиннее, взаимодействие с буквой более сложное. (  М Ъ Л  К  - молок).

      По этой же причине глухие согласные вводятся раньше звонких согласных, так как последние оглушаются на конце слова, в результате чего звук и буква часто не совпадают.

       Сложным для умственно отсталых оказывается и усвоение способа обозначения мягкости согласных, так как графически она передается по-разному: гласными буквами И, Е, Ё, Я, Ю, а также Ь. Кроме того, как известно, йотированные гласные не только обозначают мягкость согласного (мясо – м’ съ), но и кодируют два звука в начале (яма - ) и в середине слова (поел  ), после мягкого, и твердого разделительных знаков (подъезд ). Указывая трудности обозначения мягких согласных, двойную роль йотированных гласных букв, программа вводит вначале твердые согласные звуки. Для обозначения мягкости согласных в первую очередь дается буква и, являющаяся кодом соответствующая фонемы.

  1. Порядок, изучения звуков зависит от длительности (краткости) артикулирования, так как эти качества влияют на степень сложности чтения слоговых структур.
  • сонорные (м, н, л, р).
  • щелевые глухие (с, х, ш).
  • щелевые звонкие (в, з, ж),

       При произношении эти звуки тянутся, что создает резерв времени для постепенной перестройки артикуляционного аппарата на произнесение последующего звука. Мгновенные (взрывные) согласные изучаются позже, когда учащимся становится понятен принцип слияния звуков.

  1. Последовательность изучения звуков и букв зависит от уровня произносительных навыков умственно отсталых учащихся. Большинство детей приходит в школу с различными дефектами речи. Чаще всего искажаются звуки группы шипящих (ш, ж, ч, щ) и сонорных ротовых (р, л). Учет этих нарушений обязывает перенести изучение данных звуков на более поздние сроки и дать возможность логопеду максимально исправить имеющиеся у детей недостатки звукопроизношения.

                Фонетическая сторона речи умственно отсталых школьников характеризуется слабостью звуковых дифференцировок: они смешивают сходные по акустическим данным и артикуляционным признакам согласные. В связи с этим программа предусматривает изучение оппозиционных фонем с некоторым промежутком во времени, достаточным для прочного закрепления одного из смешиваемых звуков пары.

  1. Изменена последовательность изучения слоговых структур. Она определяется особенностями процесса формирования навыка чтения у умственно отсталых школьников.

             Основной единицей чтения в русском языке является прямой двубуквенный открытый слог (ма, па). Именно в нем во всей полноте происходит слияние двух звуков в единое целое.

         Поле зрения умственно отсталых обучающихся длительное время остается ограниченным пределами одной буквы. Если нормальные школьники очень быстро переходят на слоговое чтение, а затем и на чтение целым словом,  обучающиеся коррекционной школы (исследования Р.И. Лалаевой) на более длительное время застревают на такой непродуктивной единице чтения, какой является буква. Этот недостаток отягчается еще и затруднениями, связанными с неумением большинства первоклассников быстро соотносить звук и букву, сохранять направление взгляда слева  направо.

        Для преодоления имеющихся недостатков предусматривается следующая очередность в изучении слоговых структур:

  • слог, равный одной гласной букве (Г);
  • обратный двубуквенный слог (ГС);
  • прямой открытый слог (СГ);
  • трехбуквенный закрытый слог (СГС);
  • те же слоговые структуры, но с мягкими согласными (СГ, СГС);
  • трехбуквенный слог со стечением согласных (ССГ);
  • четырехбуквенные слоги со стечением согласных в начале или конце слова (ССГС, СГСС).

Чтение остальных слоговых структур со стечением трех и более согласных переносится на второй год обучения.  

             Такая последовательность в прохождении слоговых структур позволяет постепенно наращивать сложность операций, выполняемых школьниками. Ребенок читает звукоподражательное слово, называя одну букву за другой и отрабатывая умения соотносить данные буквы со звуками в слогах, равных одному гласному (ау, уа), правильно сохранять направление взгляда. Те же операции выполняет школьник и при чтении закрытого слога, образование которого основывается на простом присоединении одного звука к другому (ам, ум). После нескольких упражнений в чтении слоговых структур (Г, ГС) учащиеся переходят к чтению открытого слога с уже отработанными звуками и буквами (ма, му). Все внимание детей при чтении данной слоговой структуры сосредотачивается на овладении принципам слияния согласного с гласным.

            Таким образом, расчленение трудностей их последовательное преодоление в значительной степени, облегчают чтение слогов.

  1. Вводится добукварный период протяженностью в 1-2 месяца, в зависимости от состава класса. Недостаточная подготовленность детей к обучению грамоте из-за недоразвития сенсомоторной сферы, снижение познавательных интересов, речевая ограниченность вызывают необходимость введения длительного периода, вовремя которого решаются задачи, для массовой школы неактуальные, а именно: развитие слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, отработка четкости артикуляции и др.
  2. Используются разнообразные наглядные опоры, облегчающие обучающимся различать звуки, запоминать буквы, выполнять звукобуквенный анализ.

Например, соотнесение изучаемого звука с неречевым звуком (ж-жужжит жук, з-звенит пила).

  • угадывание звука по артикуляции;
  • дифференциация звонких и глухих согласных по дрожанию гортани;
  • картинная азбука;
  • вылепливание букв из пластилина, составление букв из полосок, полочек,
  • наждачные и разборные буквы и т.д.
  1.  Увеличивается срок изучения звука, буквы и слоговых структур. Для умственно отсталых школьников характерна замедленность протекания всех психических процессов: восприятия, осмысления, формирование навыков и т.д. В связи с этим на усвоение каждой единицы чтения отводится довольно длительное время, примерно от 4 до 7 часов (в общеобразовательной школе – 2-3 часа).
  2. Изучение звуков и букв продолжается в течение всего года, а послебукварный  период перенесен во 2-ой класс.
  3. Наряду с аналитико-синтетическим методом широко используются элементы слогового метода, опирающегося на более сохранную механическую память умственно отсталых школьников. Параллельно с анализом и синтезом слоговых структур обучающиеся выполняют разнообразные упражнения, нацеленные на запоминания слога в целом: составление слов по слоговым таблицам, работа с разрезной слоговой азбукой, угадывание названия предмета в слоговом домино и т.д.
  4. Процесс обучения грамоте тесно связан с коррекцией недостатков речевого развития умственно отсталых обучающихся. В этот период исправляется и расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи.

        Библиография:

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.:  ВЛАДОС, 1999.
  2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте учащихся 1 класса в специальной (коррекционной) школе. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. – М.: Школа – Пресс, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-психологические и практические методы обучения грамоте

В условиях кардинальных изменений  социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования становятся особенно актуальными.Школа должна стать основ...

Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...

Доклад на ШМО " Методы обучения и воспитания. Особенности их применения в коррекционно - педагогическом процессе"

В докладе раскрыты методы обучения и воспитания, особенности их применения в коррекционно - педагогическом процессе....

Метод обучения грамоте - метод целых слов

Один из методов обучения детей грамоте - метод целых слов....

Использование аналитико-синтетического метода обучения чтению в первом классе начальной школы

На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у уча...

Практикум для воспитателей «Формирование звукового анализа (звуковой аналитико – синтетической активности) у дошкольников»

В практикуме представлена  последовательность формирования аналитико - синтетической аквности у дошкольников. выделены основные задачи, которые ставятся на каждом этапе....

Районный семинар-практикум Тема:«Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»

Cоздание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по  формированию звуковой аналитико-синтетической акти...