Адаптированная программа по природоведению в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

Вишнякова Татьяна Викторовна

Программа для детей  8 вида, Iварианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adap._pr.p_-5.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа

для обучающихся 5 класса

8 вида 1 варианта

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по «Природоведению» для 5-класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья , разработанной на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 вариант.

Рабочая программа разработана в соответствии  с

1. Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 21.12.2012г. №273-ФЗ

2.  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

3. Н а основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224с.

Цель рабочей программы Биологии: 

в коррекционном классе 8 вида направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся, в процессе знакомства о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма.

      Задачи:

- развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление;

- учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость организма и окружающей среды; влияние среды на организм.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет биология входит в обязательную часть 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание курса  «Природоведение» 5 класс

1.Окружающий нас мир.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).  Домашний адрес. Адрес школы.

 Природа нашей местности

(пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух).

2.Сезонные изменения в природе.

Погода (температура воздуха).

Погода (осадки ветер).

Погода. Прогноз погоды. Погода и мы.

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы.

Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

      Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

    Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

    Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

    Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

 3. Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население.

Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы

(музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники,  парки, улицы).

Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,  такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

  Повторение. Экскурсия на пришкольный участок.

4. Природа нашей Родины. Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны.

Свойства воды. Значение воды для жизни человека.

Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха.

Ветер — движение воздуха.

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые:

песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль.

Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

5. Живая природа.

   Растения леса. Деревья, кустарники. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

  Травы и грибы. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен. Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). 30.Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.).

   Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).

   Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.

   Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Растения сада (экскурсия).

  Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

  Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

  Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

  Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

  Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. 41.Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

  Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

  Растения и животные водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

6. Охрана здоровья человека.

    Человек - часть природы. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

Человек - часть природы. Органы чувств.

Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности).

Значение правильной осанки для здоровья человека, правильного питания и дыхания. 50. Человек - часть природы. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя.

Наркозависимость. Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

7. Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов.

Экскурсия в природу.Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира.

Растения и животные, занесенные в «Красную книгу».

Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

8. Труд на пришкольном участке.

Посев   и   посадка  растений.  Весенняя обработка почвы.

Посев   и   посадка  растений.   Уход  за  растениями:   полив, прополка.

Практическая работа «Выращивание комнатных растений»

Экскурсия в природу.

Природа и наше будущее. Повторение курса.

9. Повторение пройденного материала.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений . Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей /школьный музей/

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

                                     

    Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения :

                  Природоведение (5 класс)

 Минимальный уровень: 

 узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,

  • фотографиях; представления         о назначении изученных         объектов, их         роли в
  • окружающем  мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина –
  • лиственное дерево леса);  называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
  • группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа
  • жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного
  • поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;
  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;  

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз-
  • личных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);  
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;  участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
  • рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Учебно-тематический план

Природоведение 5  класс

(35 часов: 1 ч. в неделю)

п/п

Раздел, тема

П/работа

  Дата

Кор-ка

Раздел I.  Общее знакомство с природой

1

Живая и неживая природа

2

Твердые тела, жидкости и газы

3

Для чего изучают природу

II.  Вода

4

Вода

5

Вода в природе

6

Вода-  жидкость , температура воды и ее измерение

     7

Лед – твердое тело. Изменение состояния воды при замерзании

8

Превращение воды в пар. Кипение воды.

III.  Воздух

9

Воздух в природе. Воздух – плохой проводник тепла

    10

Расширение воздуха при нагревании и сжатие воздуха при охлаждении

    11

Движение воздуха в природе

   12

Состав воздуха. Кислород

   13

Углекислый газ и его применение

   14

Значение воздуха. Охрана воздуха

   15

Чистый и загрязненный воздух

   16

Что мы узнали о воздухе. Итоговое повторение

IV.  Полезные ископаемые

117

Что такое полезные ископаемые

118

Гранит. Известняки

119

Песок и глина

120

Горючие полезные ископаемые. Торф

21

Каменный уголь. Природный газ. Нефть

22

Калийная соль. Фосфориты

23

Железные руды. Черные металлы

224

Медная и алюминиевая руды

225

Алюминий. Медь и олово

226

Что мы узнали о полезных ископаемых.

Итоговое повторение

V.  Почва

227

Что называют почвой. Состав почвы

228

Перегной. Песок и глина

229

Минеральные соли в почве

230

Различие почв по их составу

231

Как проходит вода в разные почвы

232

Испарение воды из почвы

233

Охрана почв. Что мы узнали о почве

Резерв  - 2 ч.

Програмное обеспечение  по  природоведению

5 класс

1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224с.

2.  Естествознание 5 кл. Под ред-й А.ХрипковойМ. «Просвещение»1991

3. А.А.Плешаков. Природоведение. - М.: Просвещение, 2000г.

4. О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Природоведение.- М.: Владос,2003г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...

Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс

             Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс, Вариант1.

Реализуется в рамках ФГОС обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с«АООП образование обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями...