Доступность качественного образования для всех категорий обучающихся.
статья

Обобщение опыта работы  по инклюзивному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доступность качественного образования для всех категорий обучающихся.

Наблюдения за детьми  7 вида во время учебных занятий показали, что ответы их часто необдуманны, импульсивны, непоследовательны; дети не учитывают всех требований, заключенных в поставленном учителем вопросе, обращают внимание лишь на отдельные звенья предложенного задания. Подобные наблюдения подтверждаются данными исследований, указывающих на недостаточную  сформированность учебной деятельности этих детей, что является одной из причин их стойкой неуспеваемости в условиях массовой школы.

Выявленные особенности учебной деятельности детей 7 вида препятствуют реализации их интеллектуальных возможностей, создают дополнительные трудности при усвоении учебного материала, поэтому в общей системе специального обучения этих уч-ся коррекция указанных отклонений должна занять определенное место. Коррекционная работа по формированию учебной деятельности может осуществляться на уроках, позволяющих формировать у детей переход от наглядно-практических действий к мыслительным операциям, то есть идти по пути постепенного свертывания, сокращения действий с реальными предметами через этап внешнего речевого их проговаривания к действиям в уме. Проговаривание ребенком отдельных этапов своей деятельности способствует более точному и полному анализу задания, проведению сравнения с ним своей работы, приучает к обдумыванию и планированию предстоящих действий, к поиску рациональных приемов. Формирование умения рассказать о выполненной и предстоящей работе способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру детей в собственные силы. Необдуманность, хаотичность деятельности уступает место целенаправленным действиям. Высказывания детей помогают осмыслению выполняемой работы, вычленению учебной задачи, осознанию правильности или ошибочности произведенных действий, адекватному оцениванию результата работы соответственно установленным требованиям.

Значительное место в коррекционной работе должно занимать  обучение уч-ся выполнению словесных инструкций с несколькими заданиями. Дети должны научиться внимательно слушать (читать) инструкцию, уметь пересказать ее своими словами, четко представлять число звеньев работы и их последовательность. Они должны уметь возвращаться к прочитанной инструкции, поэтапно проверяя правильность ее выполнения.

 В настоящее время во всех регионах России внимание педагогической общественности привлечено к проблемам адаптации, развития и обучения детей с особенностями развития.

Наиболее эффективным в организации обучения детей с особенностями развития является использование технологии интегрированного обучения.

В основе технологии интегрированного обучения лежит обучение и воспитание детей с особенностями развития в системе общеобразовательных классов.

Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в школах осуществляется через технологию интегрирования общеобразовательных программ. За основу берутся типовые государственные программы общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умственной отсталостью.

В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы.  Поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). На уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.); развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.

Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе. Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой.

 Очень важно, чтобы уроки не были для таких детей однообразными и скучными, поэтому я стараюсь использовать на каждом из них различные виды работы, широко применяю наглядные материалы, дидактические игры и т.д. Особое внимание уделяю подбору заданий, предлагаю их в самой разной форме: это и задания-тренажеры, задачи с выбором ответа, перфокарты, работа с алгоритмами и др.

Перфокарты

Для проверки знаний и умений учащихся я использую перфокарты (образец в приложении 9), что позволяет существенно экономить время на уроке. На листе бумаги, подложенном под перфокарту, ученику достаточно записать в вырезанные “окошки” ответы к заданиям, а учителю – проверить их с помощью “ключа”. Отмечу, что сама перфокарта может содержать несколько заданий на одно или несколько правил, формул и т.д. 

Пример перфокарты по темe «Формулы квадрата суммы и квадрата разности»

Найдите такой одночлен, чтобы данное выражение являлось его полным квадратом.

* - 12ав 2

а2-4а+*

* + аЬ + Ь2

т2 + + *

Пример карточек по теме  «Свойства степеней с натуральным показателем»

Вычисляй

                   

               

                       

Проверяй

24    =16                            33  =27

26  =64                            

                    23 *33 =216

Лицевая  сторона                                             Оборотная  сторона

Творческие задания

Это могут быть задания на поиск различных способов решения задачи, изготовление моделей, составление кроссвордов, сочинение математических сказок, игр и т.п. Такие задания я предлагаю ученикам и на уроках, и на дом.

А вот при работе с несколькими однотипными формулами (например, сокращенного умножения) облегчить их запоминание помогают задания на раскрашивание картинки: каждый ее фрагмент с названием формулы ученику надо закрасить в цвет, соответствующий выписанной рядом с рисунком формуле. Даже если задание выполнено с ошибками, его можно использовать для лучшего усвоения материала, предложив детям найти и исправить допущенные “художником” ошибки.

Карточки для индивидуальной работы

Карточки с примерами задач и заданиями для самостоятельной работы можно использовать на разных этапах изучения материала.

Так, при освоении нового материала ученики получают тренировочные карточки с образцами решения типовых задач. С их помощью дети на конкретных примерах овладевают алгоритмом решения задачи, учатся оформлять решение, а также комментировать свои действия на основе известных правил. Затем им предлагается самостоятельно решить аналогичную задачу. Такие же карточки, но уже с подборкой однотипных примеров на применение определенного правила, я предлагаю на самостоятельной проверочной работе.

Тема. Решение линейных уравнений

Пример. Решите уравнение  2*(0,4х – 3)=2.

Решен и е:         0,8*х - 6 = 2

0,8*х = 2 + 6

0,8*х = 8

                    х  = 8 : 0,8

х = 10

Ответ: х = 10.

Задание.  Решите уравнение   0,1*+ 2) = 0,7.

Деформированные задания

Это задания, в которых требуется закончить фразу или заполнить пропуски в тексте.

Закончите предложение.

Квадратное уравнение – это уравнение вида………

Графиком функции у =является……………

Вставьте пропущенные слова.

Квадратное уравнение – уравнение вида а + в _ + с=0, где а˃0,

а – первый или ________ коэффициент, в – __________ коэффициент, с – _________ член.

Между числами 1 2 3 4 5 расставьте знаки арифметических действий и скобки так, чтобы в результате получилась единица.

Подобные задания полезно применять при закреплении изученного материала. Они отличаются нестандартной формулировкой, поэтому вызывают у детей интерес. Обычно я предлагаю их ребятам, когда необходимо поменять вид деятельности на уроке или “разбавить” письменную работу устной.

Задания с выбором ответа

Задания с выбором ответа можно использовать как при закреплении, или повторении изученного материала, так и при проверке знаний и умений учащихся .

Выполните  задания, найдите  правильный  ответ  и  запишите  в  таблицу.

Номер  задания

Задание

Ответ

1

Верно  ли  неравенство 0,24*5≥11

А) да

Б) нет

2

Известно, что а≤в

Сравните  -3,3а  и  -3,2в

А) -3,2а≤ -3,2в

Б) -3,2а ≥  -3,2в

В) -3,2а   =  -3,2в

3

Известно, что а≥в.

Поставьте  вместо*  знак ≤ , ≥,= 18а * 18в.

А)≥

Б) ≤

В)  =

4

Известно, что1,6≤

Оцените 2

А) 3,2 ≥ 2≥ 5,4

Б) 3,2≤   2≤ 5,4

В) 3,2 ≤  2≤  2,7

5

Решите  неравенство

2-5х0

А)  (0,4;+)

Б)

В) (-

6

Решите  систему  неравенств

А)

Б) (1;3)

В) 

Г)

Проблемы, решаемые данным опытом

  1. Обеспечение базового уровня математической подготовки учащихся коррекционных классов.
  2. Организация учебного процесса с учётом реальных возможностей детей.
  3. Обеспечение эффективной, комфортной, не приводящей к тяжелым психологическим срывам, работы учащихся.

  Педагогические приемы на уроках математики в классах КРО.  

 Организационный момент.

( 2 слайд)  

  • Ребята,  какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам.

У – успех, (удача)

Р – радость,

О – одаренность,

К – коллектив.

Надеюсь, что сегодня на уроке вас ждет успех и радость. И вы, работая в коллективе, покажите свою одарённость. Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте свое решение – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.   

       (3 слайд)

  Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельность. Для этого существует процедура «входа в урок». Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий.

  • ( 4 слайд)          психологический настрой на работу

   (с каким настроением ты пришел), (у тебя все получится,   ты сегодня получишь хорошую оценку потому, что…)  

   Актуализация знаний.                                  

 - опрос с использованием «светофора» 5-6 (с целью мобилизации детей)

-тихий опрос

(5 слайд)  - «Да-нетка» («ДА и НЕТ, не говорите, а значком изобразите» (графический диктант 5-9 класс)

да                           нет

 

       - правильная – несократимая  -неправильная

   – несократимая                           - правильная

   – неправильная  - сократимая

   Ответ:  

  • Игровая учебная деятельность

(6 слайд) -  Игра в случайность (используются герои: Незнайка, ученик Витя Верхоглядкин, Буратино…)

     Ученик 6 класса Витя Верхоглядкин шел в школу, торопился на урок математики поскользнулся и упал, портфель попал в снег и намочил тетради. Все примеры из домашнего задания размазались. И он просит вас помочь восстановить запись.

1) 4,2 -            = 3,9;               2)          - 2,7  = 2,3;       3) 5,8 +            =18,7;           4) 15,6 + 6,9 =        

  • (7 слайд)  Занимательная задача.

Объяснение нового материала.

  • Повышение интереса к учебному материалу

 ( 8 слайд)   -  «Узнай-ка!»

Какие фигуры спрятались? Сколько их? Есть ли среди них равные?

(9 слайд)  - «Удивляй!»

                  Геометрия 7 класс.  «Сумма углов треугольника»

Предложить учащимся построить (можно по рядам) построить треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. С помощью транспортира измерить углы треугольника и найти сумму этих углов. Результат записать в тетрадь. Какое было удивление, когда ребята сделали вывод.

(10 слайд)  - «Фантастическая добавка» (учебная ситуация переносится: на другую  планету, в другой город , время или рассматривается с необычной точки зрения, например глазами древнего грека; перенести реального или литературного героя в другое время)

             Математика 6 класс.   «Простые и составные числа».

Какое сегодня число? Число 19 справляет сегодня День рождения, и оно решило пригласить в гости всех своих друзей (делителей), которые меньше его по величине. Кто придет первым?

Запишите всех гостей.

Д (19)- 1,19

Д(20)-1, 2, 4, 5, 10, 20

 Закрепление и отработка умений

                 (11-12 слайд)   «Узнай – ка»

По описанию узнать геометрическую фигуру или формулу

Предложение начинается с фразы: «У этой фигуры …»

  - две стороны параллельны, а две другие нет

- две стороны равны и параллельны  (параллелограмм)

   -  в основании лежит параллелограмм, 8 вершин, 12 ребер, 6 граней ( параллелепипед)

-  1 вершина, 4  ребра, 1 нижнее основание, 4 боковых граней. (пирамида)

  • Игровая учебная деятельность

(13 слайд)  Игры – тренинги (когда необходимо проделать большое количество однообразных упражнений)  

                 Алгебра 7 класс. «Свойства степеней».

Представьте произведение в виде степени: (в форме  математического лото)

  Памятник «первая палатка»

  •   Слова магнитогорского поэта Б. Ручьева « Мы жили в палатке с зеленым оконцем …»                                                                                                                    

(14 слайд)  Любой из этапов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями.

  • Приемы  для эффективного обучения учащихся:

                         

  1. Приемы устного опроса «Цепочка» (для 6 класса)
  2. «Найди ошибку».
  3. «ДА и НЕТ, не говорите, а значком изобразите» (графический диктант).
  4. «Учитель и ученик» (проверь работу товарища и найди ошибки).
  5. «Своя опора» (составление опорного конспекта)
  6. Игра «НИЛ» (научно – исследовательская лаборатория)
  7. «Тихий опрос» (работа в паре по правилу)
  8. « Узнай историческую дату»
  9. «Расшифруй закодированное слово или фразу».

Проблемы, решаемые данным опытом

  1. Обеспечение базового уровня математической подготовки учащихся коррекционных классов.
  2. Организация учебного процесса с учётом реальных возможностей детей.
  3. Обеспечение эффективной, комфортной, не приводящей к тяжелым психологическим срывам, работы учащихся.

В настоящее время во всех регионах России внимание педагогической общественности привлечено к проблемам адаптации, развития и обучения детей с особенностями развития.

Наиболее эффективным в организации обучения детей с особенностями развития является использование технологии интегрированного обучения.

В основе технологии интегрированного обучения лежит обучение и воспитание детей с особенностями развития в системе общеобразовательных классов.

Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в школах осуществляется через технологию интегрирования общеобразовательных программ. За основу берутся типовые государственные программы общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умственной отсталостью.

В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...

Сетевые ресурсы как фактор доступности качественного образования

Ресурсы для использования на уроках информатики....

ПРОГРАММА обеспечения доступности качественного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями

Программа повышения качества образования состоит из 2 блоков.1 блок. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей остаётся одной из приоритетных задач современного образования в Росси...

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, Круглова И.В. - директ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)

Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...