Структура. Создание позитивных рутин как средство, способствующее спокойному, социально приемлемому поведению ребенка с ТМНР, в том числе с РАС
методическая разработка

Буковская Марина Юрьевна

Автор: Буковская Марина Юрьевна, учитель-дефектолог, воспитатель, тьютор.
Описание:
Данный материал будет интересен специалистам, работающим в коррекционных учреждениях, родителям, чьи дети учатся в коррекционных школах и ресурсных классах общеобразовательных школ. Воспитатели дошкольных детских учреждений тоже могут почерпнуть некоторые идеи для своих занятий. Статья затрагивает психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра, содержит методический материал и рекомендации для проведения уроков, содержит методическую разработку одного из занятий.

Обучающиеся с ТМНР, в том числе с РАС - это особая категория детей, отличающаяся определенной спецификой развития. Эта специфика затрагивает все стороны развития ребенка, его психофизического формирования, коммуникативных умений и навыков социализации. Детям с ТМНР (в том числе РАС) свойственны стереотипность поведения, возможны негативные реакции на любые изменения привычного образа жизни, домашнего уклада - изменение пищевых предпочтений (новые блюда), одежды, привычных маршрутов (прогулки, поход в магазин, школу и т.д.).

Состояния тревожности, погруженности в себя могут сменяться повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессией и аутоагрессией. Происходит это чаще всего из-за стресса, исходящего, в основном, из окружающей среды. Громкие звуки (наблюдается повышенная чувствительность к фоновым шумам, которые дети не в состоянии «отключить», вследствие чего окружающий мир превращается для них в хаос), пугающие запахи (обоняние у детей с РАС более восприимчиво к разным запахам чем обоняние типичного ребенка), список запахов, вызывающий неприятие может быть очень обширным и индивидуален у каждого; осязание у детей с ТМНР, в том числе с РАС, характеризуется тем, что у многих детей проходят через нервы измененные сигналы; вкус является очень мощным чувством, вкусовые ощущения усиливаются в несколько раз. В восприятии ребенка можно отметить нарушения ориентирования в окружающем пространстве, искажение целостной картины и выделение значимого, привлекательного для него объекта, сенсорного ощущения в ущерб остальному. Психологами, педагогами отмечается сложность в понимании детьми развития ситуации во времени, в разграничении последовательности событий, в причине и следствии. Отмечены трудности переноса действий из одной ситуации в другую. По этим причинам дети с РАС склонны к поддерживанию и сохранению неизменности окружающей обстановки.

Чтобы справиться со стрессом, исходящим из окружающей среды, ребенок использует различные защитные действия и движения, носящие ритуальный, рутинный характер. Рутины ребенка позволяют ему установить контроль над окружающим пространством, поэтому очень важно способствовать формированию таких позитивных рутин не только в учебном пространстве, но и домашнем. Известно насколько трудно создание предсказуемого ритма домашней жизни для ребенка с проблемами в развитии. Часто родители, однажды найдя комфортную для ребенка среду, не решаются двигаться дальше, осваивать новые пространства, расширять «безопасную зону» ребенка. Но если ребенок находится все время в зоне комфорта и перед ним не выдвигаются определенные требования, то ему не нужно будет меняться, следовательно, не будет и развития. Единство педагогических влияний, требований в школе и дома, становится условием успешности развития ребенка, его успешной адаптации к окружающему миру.

Особенную важность это единство и перенос сформированных навыков из школы в домашнюю жизнь ребенка приобретает в условиях карантина, в период затянувшихся вынужденных каникул. Но часто желание родителей перенимать опыт образовательной деятельности у школы встречается с рядом проблем. Одна из них – это недостаточная информированность о современных технологиях, используемых в школе, что ведет или к неправильной, или неточной помощи родителей своим детям в условиях дома. Спад, в этом случае, результативности у детей в овладении определенными навыками и умениями, часто ведет к разочарованности родителей и спаду, в дальнейшем, их заинтересованности в занятиях с ребенком. Важность вовлечения родителей в воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениям обусловлена необходимостью единства содержания и структуры обучения для успешного освоения ребенком адаптированной образовательной программы развития и его успешной адаптации к окружающему миру. Правильное, системное выстраивание занятий с обучающимися с ТМНР (в том числе с РАС) даст положительную динамику в формировании и закреплении различных навыков и умений: навыков коммуникации и социализации, позволит уменьшить проявления нежелательного поведения, осуществить плавный переход от одной деятельности к другой, научит выражать свои потребности и желания в социально приемлемой форме.

Психологи и педагоги подчеркивают, что для успешного освоения среды ребенку нужны специальные средства, на которые он может опираться в сложных для него ситуациях. «Вы можете дать ему опору, ориентиры, чтобы мир обрел хоть какую-то предсказуемость» (Беркович). Можно опираться на имеющиеся у ребенка стереотипы и создавать новые стереотипы и рутины (расписание, повторяющиеся события, последовательность смены помещений). В среде, которую педагог организует для ребенка, изначально присутствует четкая структура, с которой ребенок должен познакомиться и научиться вести себя в соответствии с ее требованиями.

Опорой служит структурированное пространство: расписание - закрепленная с начала года последовательность занятий (положительные рутины и стереотипы). У детей с ТМНР (в т.ч. с РАС), чаще всего расписание визуальное: либо на доске-экране, где напротив фотографии ребенка прикрепляются карточки - пиктограммы с обозначенными и подписанными учебными занятиями; либо переносные планшеты с расписанием, где так же прикреплены карточки с изображением предметов, перемен, перерывов для приема пищи. Все карточки подписаны и прикреплены в строго определенном порядке.


.

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ТМНР, в том числе с РАС на тему: «Растения»

Цель: Создание условий для реализации структурированного подхода в работе с детьми с РАС, на основе практико-ориентированных материалов в процессе реализации АООП в рамках инновационной деятельности по реализации ФГОС О у/о.
Задачи:
1. Закрепление изученных ранее лексических тем, например «овощи», «фрукты», «растения» и др. Расширение и углубление представлений детей по этой теме;
2. Внедрение и использование дополнительной аугментативной и альтернативной коммуникации PECS при социальных ответах, комментировании, просьбах (КД – коммуникативная доска);
3. Закрепление навыков глобального чтения;
4. Закрепление навыков социально приемлемого поведения;
5. Закрепление навыков имитации «Делай как я»;
6. Формирование познавательных психических процессов.

Использованные методики, способы и приемы: терапия сенсорной интеграции; структурирование занятий; создание позитивных рутин; использование элементов АВА терапии на разных этапах занятия (применение иерархии поощрений, зрительная поддержка); использование дополнительной альтернативной коммуникативной системы PECS; методика глобального чтения; разработка индивидуальных дидактических материалов.

Используемое оборудование: Визуальное расписание занятия, система «сначала – потом», звуковой таймер (колокольчик), УКК, ИКТ.

Предполагаемый результат: Закрепление навыков использования альтернативной коммуникации, закрепление навыков социально приемлемого поведения, расширение и углубление представлений об окружающем природном мире, ориентирование в процессах, происходящих в природе.

План занятия:
1. Система «Сначала – потом»
2. Приветствие
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление знаний, умений, навыков
5. Домашнее задание
6. Конец занятия (система «сначала- потом»)
7. Сюрприз (доска выбора (поощрение))
8. Прощание

Для каждого из обучающихся ставились свои задачи и цели, направленные на выработку коммуникативных навыков и умений и максимальное использование АК общения (PECS, КД).

План занятия:
1. Создание условий для повышения положительной учебной мотивации. Используется доска выбора с активностями. С ее помощью выбирается поощрение («сюрприз»);

2. Формирование положительных рутин «сначала – потом». Используется карточка «Пальчиковая гимнастика», активизация сенсорных ощущений, развитие моторики, выполнение моторных имитаций «Делай так!», орг. момент

Дети повторяют за учителем:
- Дружат в нашем классе девочки и мальчики,
Мы сейчас подружим маленькие пальчики!
(пальцы обеих рук соединяем поочередно при счете, сначала мизинцы, потом остальные)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочередное соединение пальцев обеих рук)
Начинай считать опять!
Раз, два, три, четыре, пять! (снова соединяем пальцы)
Мы закончили считать!

3. Закрепление навыков глобального чтения; развитие коммуникативных навыков и умений; освоение альтернативной системы PECS; закрепление палитры основного цвета; закрепление конкретного смысла сказанного; развитие пространственного ориентирования; повторение изученного ранее материала.
- Используется презентация, учебная коммуникативная карта, карточки на столах «раскрась» (визуальное расписание).
- Дети дублируют, показывают на УКК ту информацию, что учитель доносит до них с помощью презентации. Дети раскрашивают раскраски цветными карандашами, которые просят у учителя с помощью альтернативной коммуникации. Учащиеся повторяют изученные ранее лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Деревья» и др.

4. Закрепление конкретного смысла сказанного. Отработка навыка «соблюдение очередности» и «ожидание».
- Используются карточки на столах «Работа с доской»;

- Дети по очереди выходят к доске и соотносят изображение на доске с инструкцией учителя, остальные делают то же самое сидя за партой, используя УКК.

5. Формирование моторных имитаций «Делая как я», привитие навыка использования социальных форм поведения.
- Используется УКК (учебная коммуникативная карта);
- Дети повторяют за учителем (моторные имитации, встроенные в занятие) определенные действия.

6. Расширение и закрепление знаний по изученным ранее лексическим темам. Навык грамматически правильно выстраивать предложения.
- Используется УКК и презентация;
- Дети вспоминают ранее изученные лексические темы «Овощи», «Фрукты» и др., работая с УКК. Учащиеся по инструкции учителя при помощи УКК выстраивают простые предложения.

7. Формирование положительных рутин «сначала – потом».
- Используются выбранные карточки с поощрением;
- Подведение итогов урока. Вербальное поощрение. Возвращение к выбранному поощрению.

8. Привитие социальных правил поведения.
- Расписание (набор карточек на планшете и на парте, для создания структурированной среды («сначала-потом», жетонная система вознаграждений»));
- Окончание урока.

Тема «Растения» достаточно сложная. На момент проведения урока нами изучены лексические темы «Деревья», «Кустарники», «Овощи», «Фрукты», не только изучены, но углублены и расширены представления детей по этим темам. Но созданным ранее учебным коммуникативным картам (УКК) уже не хватает лексического запаса, их можно использовать лишь частично. Требуется создать новый дидактический материал. Для лучшего включения детей в занятие и плавного перехода к новой теме в самом начале урока мы вспоминаем «приметы весны», тоже одна из изученных ранее лексических тем, по ней так же была создана учебная коммуникативная карта.

Ход урока

Звук колокольчика
1.Система «Сначала- потом» (расписание)
Инструкция: «Сначала заниматься - потом сюрприз!» (доска выбора с активностями)

2.Приветствие
Учитель: Здравствуйте, дети! (поименно обращается к каждому, протягивает им руку с раскрытой ладонью)
Далее пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Учитель: Приготовили руки! Делай как я!
(учитель читает стихи, выполняет движения, дети повторяют за ним)
Дружат в нашем классе девочки и мальчики,
Мы сейчас подружим маленькие пальчики!
(пальцы обеих рук соединяем поочередно при счете, сначала мизинцы, потом остальные)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочередное соединение пальцев обеих рук)
Начинай считать опять!
Раз, два, три, четыре, пять! (снова соединяем пальцы)
Мы закончили считать!

После данного этапа урока, дети убирают из расписания карточку «Пальчиковая гимнастика».

Учитель: Дети, посмотрите в окно! На улице весна! Апрель. Солнце! На деревьях набухают почки. Появляются листья, первые цветы, трава! Растения оживают после холодной зимы. (Это вводная часть урока, дети повторяя знакомую лексическую тему «признаки весны», включаются в занятие).

3. Объяснение нового материала
Работа с учебной коммуникативной картой и презентацией:
Учитель: Дети, смотрите, это растения! (смотрим презентацию)
Дерево – это растение! Цветок – это растение! Кустарник – это растение! Трава – это растение!
Дети на учебной коммуникативной карте показывают то, что демонстрирует им учитель с помощью презентации.
Учитель: Изучаем части растения:
- Это цветок! Из него вырастает плод! (показываем цветок, выделяем голосом показываемую часть растения, дети показывают ее на УКК).
- Это плод! Из него семя растет! (показываем и проговариваем)
- Это лист! Через него растение дышит!
- Чтоб питаться мог цветок помогает корешок! Корень находится в земле! (показываем корень)
- Корень пьет и питает, а стебель к листьям и цветам питание и воду поднимает! Показываем стебель.
Проговариваем «Это стебель! Дети, покажите стебель!» (вербальные дети не только показывают пиктограммы, но еще и повторяют вслух то, что озвучил учитель).

Вызываем по очереди детей к доске, где они, услышав инструкцию учителя покажут изучаемые части растения. При этом отрабатывается навык «соблюдение очередности» и «ожидание». Педагог хвалит детей. После работы с доской убирается из расписания урока соответствующая карточка.

4. Закрепление конкретного смысла сказанного.
Далее на нескольких слайдах презентации идет закрепление знаний о строении растений. Детям предлагается показать эти части на УКК и вместе с усвоением материала идет формирование навыка глобального чтения, так как все картинки подписаны «словами – наименованиями». Материал многофункционален, мы можем посчитать, например, количество листьев или плодов, показать при помощи КД или УКК какого цвета разные части растения. То есть автоматически повторим еще и основную палитру цвета и счет в пределах десятка.
Можно раздать детям шаблоны рисунков растений, участвующих в презентации и попросить их раскрасить растение по образцу (или с помощью пластилина выполнить аппликацию). В этом случае дети просят при помощи альтернативной коммуникации карандаши или фломастеры нужного цвета (учитель, планируя урок должен это учесть, это должно быть отражено в расписании урока, поставлена соответствующая пиктограмма). Данную учебную коммуникативную карту можно эффективно использовать в рамках таких предметов, как: «Мир Природы», «Речь и Альтернативная Коммуникация», «Общение», «Окружающий социальный мир», «Изобразительное искусство», «Домоводство», «Ручной труд». После каждого этапа урока дети убирают соответствующую карточку.

Потом наступает время практической части:
Учитель: Дети, что помогает растению вырасти крепким и здоровым? Что нужно растению?
- Растению нужно солнце!
- Растению нужна земля!
- Растению нужна вода!

5. Формирование моторных имитаций «Делая как я».
Учитель:
На улице сегодня солнечно. Светит солнце. Давайте поставим растения ближе к солнцу (можно использовать игру, вырезанные из бумаги цветы и солнце, тучку, дождь, но лучше это сделать с настоящими, живыми растениями);
- Подует ветер, появятся тучи, и прольется дождь. Давайте подуем как ветер. Вот так! Учитель показывает при помощи тоненькой полоски бумаги как дует ветер, дети по очереди повторяют за ним. А теперь польем цветы!

Далее дети поливают комнатные растения или цветы в классе. Следят за тем, чтобы растения стояли ближе к солнцу. Это поможет закрепить изученный материал и несколько меняет направление урока, смена деятельности помогает детям снять напряжение, переключиться. (После выполнения каждого задания, убираются соответствующие карточки из расписания урока). Ребенок, работая, видит сколько остается времени до конца занятия и обещанного «сюрприза»).

6. Расширение и закрепление знаний по изученным ранее лексическим темам. Навык грамматически правильно выстраивать предложения.
Учащиеся по инструкции учителя при помощи УКК выстраивают простые предложения и записывают их. После этого из расписания убираются соответствующие карточки «Работа в тетради». Учитель хвалит детей: «Молодцы! Вы хорошо работали!»

7. Формирование положительных рутин «сначала – потом».
Конец занятия- «Сначала – потом» (расписание).
Инструкция: Мы позанимались, сейчас сюрприз!
(используется доска выбора, предпочтения ребенка также определяются с помощью «МОП» (метод определения предпочтений))

8. Прощание (расписание с отрывными карточками)
- Дети, пальчиками играли? (Да!) С доской работали? (Да!) Предложения на картах составляли?(Да!) В тетради писали? (Да!) Вы молодцы! Звонок. «До свидания!»

Домашнее задание:
1. Прочитать русскую народную сказку «Репка» и подумать, почему репку так трудно было вытащить из земли. Какая часть растения удерживала репку в земле? Сказка «Репка» еще и поможет детям освоить счет в пределах десятка, подготовит их к освоению числового ряда и поспособствует развитию логики (логический ряд: от большого и сильного деда до слабой мышки и наоборот);
2. Посадить семечко, зернышко. Поливать его и посмотреть что получится;
3.Составить с помощью УКК или альтернативной коммуникации короткие предложения и записать их в тетрадь, например: «Это растение», «Это плод», «Это лист», «Я буду поливать растения». Можно заменять часть предложения картинкой, пиктограммой или рисунком;
4.Сортируем изображения, картинки растений (части растений, виды растений, растения по цвету и т.д.).

Методические рекомендации:
1. Использовать визуальное (наглядное) расписание (пиктограммы);
2. Учитывать положительные стороны стереотипной игры ребенка с РАС. Формировать стереотип (алгоритм) занятия;
3. Предлагая ребенку выполнять задание, учитываем его особенности, интересы, его возможность справиться со сложным заданием. Формировать ситуацию успеха;
4. Применять альтернативные способы коммуникации (в данном случае альбом PECS, КД, УКК);
5. Придерживаться сформированных положительных рутин и плана занятия;
6. Озвучивать действия и эмоции ребенка;
7. Использовать лаконичные инструкции, избегать сложных, грамматических конструкций предложений;
8. Давать положительную оценку действиям ребенка. Выражать похвалу с объяснением того, за что мы хвалим ребенка (Молодец! Ты правильно написал слово!);
9. По возможности разнообразить ощущения ребенка (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные);

Урок «РиАК» (Речь и Альтернативная Коммуникация) разработан в соответствии с календарно тематическим планированием. Предусмотрена возможность для:
- формирования коммуникативных навыков с использованием вербальных средств коммуникации;
- формирования коммуникативных навыков с использованием невербальных средств коммуникации;
- формирования навыков развития импрессивной и экспрессивной речи;
- экспрессии с использованием невербальных средств коммуникации;
- формирования начальных навыков письма;
- глобального чтения.

Проверяется сформированность навыков с помощью исследования- «дискретных проб», таким же образом происходит сбор данных для мониторинга.

Использованные источники:
1. Дефектология №1: Издательство «Школа- Пресс», 2007. -96с.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 224с.
3. Кроссли Розмари Безмолвные. FC - облегченная коммуникация для людей с нарушением речи. - М. : Никея, 2018. - 384с.
4. Детский аутизм и АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : 3-е изд./ Роберт Шрамм ; пер. с англ. З. Измайловой-Камар ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Поблишинг, 2013. – 208 с.
5. Мультфильм «Репка». Русская народная сказка для самых маленьких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебная коммуникативная карта1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема"

Предоставляю Вашему вниманию презентацию к защите диплома "Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема" и тестовые вопросы для проведения диагностики детей (этика поведения, ж...

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.

Выступление на методическом объединении педагоговдополнительного образования, педагогов-психологов и социальных педагогов ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки"...

Сказкотерапия как средство коррекции поведения ребенка с СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии.Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы...

Создание структурированной игры для развития простых навыков у обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС

Автор: Буковская М.Ю., учитель – дефектологОписание: Данный материал будет интересен специалистам, работающим в коррекционных учреждениях, родителям, чьи дети учатся в коррекционных шк...

«Методика развития социально-личностной сферы и учебного поведения ребенка с РАС»

       Актуальность проблемы определяется противоречием между необходимостью психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении и отсутствием должных научн...