Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.
методическая разработка на тему

Выступление на методическом объединении педагоговдополнительного образования, педагогов-психологов и социальных педагогов ГБОУ ДО ЦПМСС "Живые потоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-uverennoe_povedenie_vystuplenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учет факторов формирования социально-уверенного поведения детей и подростков в работе педагога с родителями и ребенком.

Выступлениена методическом объединении

 педагога дополнительного образования ГБОУ ДО ЦПМСС «Живые потоки»

Чухлеба Никиты Сергеевича

         Социально-уверенное поведение является  гармоничным способом выражения человеком своих потребностей и желаний в контактах с другими людьми. Уверенное поведение позволяет без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения, позитивно влияет на отношения, позволяет конструктивно сотрудничать в достижении целей.

   

       Негармоничными способами самовыражения являются агрессивное  и неуверенное поведение, в основе которых чаще всего лежит личностная тревожность.

     

     Неуверенный в себе ребенок сдерживает свои чувства вследствие тревоги, чувства вины и недостаточных социальных умений.

Поведение неуверенного ребенка:

  1. Не высказывает своего мнения
  2. Допускает негативное отношение к себе и потворствует другим детям, которые  допускают грубость по отношению к другим
  3. Копит ненависть, но соглашается на все
  4. Оправдывается
  5. Не смотрит в глаза, говорит робко, ведет себя пассивно
  6. Невозможно понять, что хочет этот ребенок

Неуверенное поведение – отсутствие адекватного самовыражения.

Неуверенный ребенок получил много критики, мало поддержки, мало позитивного опыта, недостаточно побывал в ситуациях успеха.

      В отличие от неуверенного, агрессивный ребенок

грубит, обзывается, дерется,  давит, угрожает, оскорбляет, требует; он враждебен к чужим проявлениям, если они не совпадают с его собственными; он раздражается на других, но не просит что-либо изменить; он не выполняет просьб, устраивает скандал тому, кто что-то от него хочет.

     Агрессивность представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет интересов другого. Дети и взрослые, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают тревогу, чувство вины, чувство неполноценности и неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением они пытаются замаскировать эти чувства.

Агрессивное поведение – самовыражение с ущербом для интересов других. Агрессивный ребенок имеет сильную энергетику, и при этом он получил от родителей много критики, раздражения, отвержения, недостаточно опыта конструктивных отношений с учетом интересов других.

     Перейдем к социально-уверенному поведению. Социально уверенным традиционно называется поведение, когда человек поступает сообразно своим интересам, умеет постоять за себя, выражает свои чувства со спокойным достоинством, защищает свои права, не нарушая в то же время права других людей. Уверенный человек реагирует на ситуации непосредственно в тот момент, когда они возникают, отвечает собеседнику немедленно, в спокойном тоне и «по существу», открыто выражает свои мнения и чувства (гнев, любовь, несогласие, огорчение), ценит и уважает себя в той же степени, что и окружающих.

Уверенность порождает успех, а успех порождает уверенность. Здесь существует положительная обратная связь. Постепенно наращивая степень уверенности в своем поведении, мы наращиваем и внутреннюю уверенность в себе, которая в свою очередь увеличивает степень нашей уверенности в жизни.

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения: открытость в выражении чувств и мнений без оглядки на окружающих, умение говорить «нет», использование местоимения «Я», принятие похвалы, равно как и критики без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств, конгруентность, совпадение между вербальными и невербальными проявлениями.

Уверенное поведение — это позитивное самовыражение без ущерба для других.

     Перечислив характеристики социально уверенного поведения, понимаешь, что по большому счету это поведение -  прерогатива взрослого человека, поскольку оно опирается на качества, которые окончательно складываются лишь к завершению подросткового возраста (независимость от мнения других, опора на себя, зрелое уважение к себе и другим). Очень многое в формировании социально-уверенного поведения зависит от широты и разнообразия самостоятельных контактов с взрослыми и сверстниками, в которых ребенок может отточить свои социальные умения.

       Дети в основном демонстрируют элементы социально-уверенного поведения, которые опираются на их возрастные особенности и возможности среды, в которой они находятся. Ребенок школьного возраста может уверенно строить свои отношения с одноклассниками, но зачастую не может противостоять давлению более взрослого сверстника, другой может активно выразить свои желания, но испытывает смущение и робость перед незнакомой большой аудиторией или же в присутствии противоположного пола. Является ли это признаками неуверенности? Нет, ребенок или же подросток еще не приобрел ряд умений и у него еще все впереди. Его уверенность еще формируется и будет расти в течение всей его жизни. Его еще ждет личная уверенность, профессиональная уверенность, родительская уверенность и прочее.

      В работе педагога с родителями и ребенком важно учитывать основные факторы формирования социально-уверенного поведения.

Основные факторы, способствующие формированию уверенности у детей:

  • Способствовать уверенности будут такие  индивидуальные особенности ребенка, как средний или высокий уровень энергетики, активность, экстравертированность, сила и подвижность нервной системы. 
  • Будут вызывать трудности такие индивидуальные особенности ребенка, как: повышенная тревожность и склонность к страхам, замкнутость, вызванная трудностями установления контактов, чрезмерная чувствительность к критике и неудачам и прочее.
  • Способствуют развитию социальной уверенности гармоничные детско-родительские отношения, здоровые границы в семье, поддержка активности и самостоятельности ребенка, устойчивые семейные традиции, система правил и последствий при их нарушении, контакт с чувствами ребенка, помощь в налаживании отношений со сверстниками.
  • Будут мешать развитию уверенности такие особенности воспитательного подхода, как изнеживающее "оранжерейное" воспитание или чрезмерная требовательность и строгость к ребенку. Они способствуют формированию неуверенности и нерешительности, чрезмерной робости, пугливости, неумению отстаивать свои интересы, несамостоятельности, пассивности и беспомощности. Авторитарный стиль воспитания, приводит к агрессивности, бунту, либо пассивности, отказу от себя.
  • Особенности личности самих родителей. Ребенок растет, подражая своим родителям. Имея перед глазами пример застенчивого, малообщительного или агрессивного взрослого, дети демонстрируют аналогичное поведение
  • Особую роль в развитии социально-уверенного поведения играет среда, предоставляющая возможности для социальных проб, опыта успеха, получения обратной связи, среда, богатая позитивными образцами успешных и уверенных взрослых, готовых оказать поддержку детям

    В работе педагога с ребенком важно не только транслировать модель социально-уверенного поведения, но и оказывать ему помощь в устранении внутренних препятствий в позитивном самовыражении, давать  ребенку обратную связь, проигрывать и закреплять полезные навыки, такие как  умения выражать свои чувства, противостоять чужому влиянию,   отстаивать себя,  влиять на других. Педагог помогает ребенку преодолеть тревожность, застенчивость, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

     В работе педагога с родителями важно уделять внимание вопросам   применения эффективных воспитательных приемов, демонстрации моделей уверенного поведения в семье, оказания помощи ребенку в компенсации недостающих способностей, и что самое важное - нахождение или же организация адаптивно-развивающей социальной среды, необходимой для получения ребенком позитивного социального опыта.

     В работе с родителями по проблеме формирования социально-уверенного поведения педагог помогает им  выполнить собственные родительские задачи, связанные с возрастными изменениями у детей.  Пока ребенок растет, важно не только кормить, любить, заботиться, создавать безопасные условия для изучения окружающего мира.  

       В дошкольном возрасте важно  не перекормить поучениями, принять ребенка таким, какой он есть, шумного, беспокойного, активного. Важно не отвергнуть его части, тело, силу, агрессию, поддержать автономию без чувства вины и приветствовать приближение, признать детское «Нет» как начало самостоятельности, а не проявление неповиновения. Важно установить четкие границы дозволенного, признавать чувства детей, учить понимать разницу между чувствами, мыслями и поведением, подать пример правильного использования власти.

       В школьном возрасте важно помочь в усвоении правил жизни в социуме, в самостоятельной мотивировке действий, в самостоятельном принятии решений, в просчете последствий от их принятия.

       В подростковом возрасте важно  научиться партнерским отношениям  с ребенком, поддержать в установлении интимно-личностных отношений с противоположным полом.

          Проходя вместе с ребенком разные этапы взросления и становления личности, родитель обретает мудрость,  ребенок обретает опыт, педагог профессионализм. Все растут на этом пути постоянного приближения к окончательно недостижимой цели – стать идеальным и совершенным человеком, одним их качеств которого является социальная уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

Презентация "Повышение эффективности системы физического воспитания как фактор профилактики негативных явлений и девиантного поведения детей и подростков"

Вовлечение подростков во внеурочную деятельность, спортивно-массовые мероприятия дает возможность активно противостоять распространению у них вредных привычек, способствует здоровому образу жизни и яв...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования  растет число ...

Развитие критического мышления как фактор социализации и формирования законопослушного поведения детей и подростков

Данная статья посвящена технологии развития критического мышления (ТРКМ) как инструмента формирования законопослушного поведения и успешной социализации детей и подростков....

Материалы для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Маркеры проявления суицидального поведения подростков. Система определения учащихся "группы риска". План профилактической беседы с родителями. Памятки с номерами "Телефона доверия"...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми....