Рекомендации по инклюзивной работе с детьми с РАС на уроке в специальной школе
методическая разработка

В связи с увеличением числа детей с РАС среди контингента обучающихся специальной школы особую актуальность приобретает проблема разработки методического инструментария в помощь учителю, реализующему инклюзию детей с РАС для налаживания учебного взаимодействия на уроке. Учебное взаимодействие предполагает определенный уровень развития коммуникативных навыков  ребенка с РАС, которые в силу специфики расстройства нарушены.

Из всех существующих категорий нарушенного развития именно дети с РАС вызывают у педагогов наибольшие эмоциональные затруднения организации образовательной деятельности в силу специфических поведенческих расстройств.

Можно обозначить некоторые приоритеты в деятельности педагога по включению ребенка с РАС в школьную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prohorova_konferentsiya_inklyuz.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по инклюзивной работе с детьми с РАС

на уроке в специальной школе

Прохорова Е.Г.  учитель надомного обучения

МКОУ "Специальная школа № 53"

        В связи с увеличением числа детей с РАС среди контингента обучающихся специальной школы особую актуальность приобретает проблема разработки методического инструментария в помощь учителю, реализующему инклюзию детей с РАС для налаживания учебного взаимодействия на уроке. Учебное взаимодействие предполагает определенный уровень развития коммуникативных навыков  ребенка с РАС, которые в силу специфики расстройства нарушены.

Из всех существующих категорий нарушенного развития именно дети с РАС вызывают у педагогов наибольшие эмоциональные затруднения организации образовательной деятельности в силу специфических поведенческих расстройств.

Можно обозначить некоторые приоритеты в деятельности педагога по включению ребенка с РАС в школьную среду.

1. Письмо от руки может быть огромным источником напряжения и проблем для детей с аутизмом. Некоторые вообще не могут писать от руки, а другие могут писать, но им трудно это делать. Почерк учеников может быть неряшливым, неразборчивым. Чтобы поддержать ученика, у которого есть проблемы с письмом от руки, учитель может поощрять его. Большое значение имеет освоение ребенком учебных навыков чтения, письма, счета. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации, новыми каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми. Как правило, ребенок с РАС чрезвычайно   переживает, если у него возникают трудности.

 2. Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка и снять его патологическое напряжение. Учитель физкультуры может сделать чрезвычайно много для такого ребенка, не только для его физического, но и для эмоционального, личностного развития. Необходимо только помнить, что на занятии физкультурой такой ребенок находится, может быть, в самом уязвимом положении, наиболее невыгодно отличается от одноклассников, легко может почувствовать себя безнадежно неспособным, стать объектом насмешек. Хороший педагог, однако, найдет возможность поддержать его, создать в классе атмосферу симпатии и взаимопомощи.

3. Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте тоже могут сделать очень много для адаптации такого ребенка в школе. Прежде всего именно на этих уроках   ребенок с РАС может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальны результат. Это очень важно для него.

4. Некоторые ученики лучше всего работают, если им можно сделать паузу между заданиями или пойти на перерыв (погулять по коридору, потянуться, просто перестать работать). Некоторым учащимся понадобятся перерывы с прогулками – они могут продолжаться от нескольких секунд до 15-20 минут. 5. Можно сделать уголок для “сенсорной разгрузки” в начальной школе. Иногда небольших перерывов вполне достаточно, чтобы помочь ребенку с аутизмом справиться с нагрузкой в классе и лучше управлять своим поведением. Однако некоторым ученикам достаточно просто манипулировать каким-нибудь предметом во время уроков. Ученикам с подобной потребностью можно предложить мягкие мячики, пластиковые соломинки, нити с бусинами, резинки, тянущиеся игрушки и даже связки ключей с брелками.

Другой стратегией «удержания на месте» может стать разрешение рисовать во время урока. Многим ученикам, даже тем, у кого нет особых потребностей, проще сосредоточиться на лекции или занятии, если они рисуют какие-нибудь каракули в тетради.

6. Помощь с организацией - некоторые ученики с РАС сверх организованы, другим нужна помощь в поиске нужных материалов, поддержании порядка в шкафчике и на парте, напоминаниях о том, что нужно принести в школу или забрать из школы. Подумайте о внедрении общей поддержки, которая поможет всем ученикам. Например, ученики могут прикрепить на свои парты небольшие списки дел, или хранить небольшие наборы материалов в классе, чтобы не носить их все время в портфеле.

Кроме того, учитель может:

  • попросить учеников переписывать домашние задания, складывать портфели и наводить порядок вместе. Это может помочь в обучении навыкам (например, создание списков дел, определение приоритетов);
  • в конце урока попросите всех учеников заниматься порядком и организацией в течение двух минут;

Подготовьте для класса списки дел, расположите их в ключевых местах класса. Например, можно раздать список дел для выполнения классной работы (например, «Вы завершили все задания? Вы написали свое имя?») или около доски (например, «Вы достали карандаш? Тетрадь? Домашнюю работу?»).

Поручайте ученикам работу в классе. Многих учеников с РАС успокаивает рутина и предсказуемость. Рутина работы в классе и поручения учителя могут предоставить ученику структуру, и в то же время это возможность для обучения и развития навыков. Если ученику нравится все раскладывать по порядку, ему можно поручить сбор оборудования для уроков физкультуры. Если ученику нравится порядок, то его можно попросить разобрать книги в библиотеке класса. Разрешайте ученику делать перерывы

По мере возможностей педагоги используют интересы, сильные стороны, навыки и области знаний ученика в качестве инструментов для его обучения. Например, сильные стороны ученика можно использовать для развития межличностных отношений. Некоторые ученики, которым трудно поддерживать разговор и общаться “типичным» образом”, прекрасно находят общий язык с другими людьми, если общение связано с их любимым занятием или областью интересов.

Таким образом, можно сформулировать педагогические условия, при соблюдении которых процесс развития коммуникативных навыков младшего школьника  с РАС в условиях специальной школы:
1. Создание адаптивной образовательной среды в классе.
2. Организация совместной  деятельности учащихся начальных классов и   ребенка с РАС.
3. Последовательное применение разнообразных коммуникативных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....

Рекомендации воспитателям при работе с детьми с ОВЗ

Рекомендации воспитателям при работе с детьми с ОВЗ...

Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ.

Для обучающихся школьников с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации с целью более успешного освоения разделов адаптированной основной образовательной программы, указанных в заключениях ЦП...

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной школы-интерната.

Презентация предназначена для педагогов коррекционных учреждений и раскрывает значение арт-терапевтических методик в развитии детей с ОВЗ....

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...