Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
рабочая программа

Шишкина Маргарита Юрьевна

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_3_klass.docx80.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная  школа – интернат»

(КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»)

____________________________________________________________________________________________________

                                                                                                           

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

для  обучающегося 3 класса

 (надомное обучение по 2 варианту)

        

Калачинск, 2020 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599,  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее  освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особые образовательные потребности обучающегося с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР требуют разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; его ведущих мотивов и потребностей.

Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие умственно отсталого обучающегося и формирование его позитивных качеств.

Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа, постепенно усложняется по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год. В программе прослеживаются межпредметные связи между разделами.

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.

 Задачи рабочей программы:

- формирование положительного отношения к занятиям;

- развитие собственной активности обучающегося;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Формы и методы работы

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

- наглядность;

- демонстрация;

- пояснение;

- наблюдение;

- ролевые игры;

- моделирование ситуаций;

- развивающие игры (настольные, подвижные);

- конструирование;

- свободное и тематическое рисование, графические задания.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.

Общие сведения о ребенке

Ф.И.О.

Дата рождения:

Основные и сопутствующие заболевания:

Заключение ПМПК:

Условия реализации образовательного маршрута:

Срок обучения:

Сведения о семье:

Характеристика ребенка

Особенности деятельности: 

Игровая деятельность 

Особенности познавательной сферы: 

Особенности внимания: 

Особенности памяти: 

Особенности мышления:

Обучаемость: 

Эмоционально-волевая сфера: 

Развитие речи: 

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающегося особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося; его творческого потенциала.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой, использовались материалы и рекомендации Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.

Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» 

Пояснительная записка

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающегося с интеллектуальной недостаточностью. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающийся с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое развитие.

Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения.

Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Оценка достижений обучающегося производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия. 

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия  носят практическую направленность и связаны с учебными предметами.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» являются частью коррекционных курсов.  Занятия проводятся в специальном кабинете, используются разные формы организации, время занятий распределяется с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (до 30 – 40 минут).

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 1 час в неделю. Всего в учебном году -         час.   Из них по четвертям отводится:

в    I  четверти -     ч.                                 в  III четверти -     ч.

во II четверти -      ч.                                 в  IV четверти -     ч.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию

В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года обучающийся должен:

- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

- целенаправленно выполнять действия по двух-трёхзвенной инструкции педагога;

- ориентировать на листе бумаги; рисовать и обводить по трафарету, штриховать;

- восстанавливать порядок  частей суток, времён года;

- дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;

- конструировать предметы из 5-6 деталей, из 3-4 геометрических фигур;

- составлять предметы  и картинки из 5-6 частей;

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;

- действовать по звуковому сигналу;

- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- различать и называть основные цвета и их оттенки;

- узнавать предмет по части;

- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;

-   различать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);

-  различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов (из 5-6);

- использовать схематические рисунки и таблички для запоминания материала.

Способы и формы оценивания результатов прохождения программы по сенсорному развитию

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.

Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать  прием цветограммы. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающегося в освоении программы.

При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию

Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.

        При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом). Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, медведя, лисы…).

Тактильно-двигательное восприятие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – твердые, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти (игры с «отсрочкой»); дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие осязания (теплый – холодный), определение контрастных температур разных предметов.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства и времени

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, лево – право, рядом и др. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально и горизонтально расположенном листе бумаги. Деление листа на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. Время суток и времена года, их закономерная смена.        

Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»

№ п/п

Направления коррекции

Кол-во

час

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

Результаты

Развитие моторики, графомоторных навыков

1

Упражнения на развитие крупной моторики

1

Развитие меткости и координации движений;

согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

Игровая, предметная (работа с предметами - мячи разной величины, шарики, кольца)

2

Упражнения на развитие крупной моторики

1

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Познавательная,  практическая, предметная (работа с различными материалами, «сенсорной» дорожкой)

3

Развитие мелкой моторики рук

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Познавательная, практическая

4

Развитие координации движений руки и глаза

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание и  развязывание узелков, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок)

Познавательная, игровая, предметно-практическая (работа с деталями, мелкими предметами, работа со шнуром, лентами, пуговицами)        

        

5

Формирование навыков владения пишущим инструментом

1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

Познавательная, игровая, практическая (работа с шаблонами, силуэтами, работа с трафаретами; работа с предметами)

6

Формирование навыков владения инструментами

1

Разрезание бумаги на полоски; вырезание по контуру простых  изображений (платок)

Практическая (работа с бумагой, ножницами; раскрашивание широкой кисточкой поверхности рисунка)

        

7

Развитие координации движений руки и глаза

1

Разрывание цветной бумаги на кусочки; работа в технике рваной аппликации        

Игровая, практическая (работа с бумагой, клеем)

Тактильно-двигательное восприятие

1

Упражнения на узнавание предметов на ощупь

1

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

Познавательная, игровая, практическая (работа с разными предметами, мешочком)

2

Упражнения на узнавание и запоминание предметов на ощупь

1

Восприятие разных поверхностей на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). (Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с разными материалами, мешочком, ширмой)

3

Упражнения на представления о предметах на основе тактильно-двигательного восприятия

1

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

Познавательная, предметная, игровая, практическая (работа с предметами, мешочком, пластичным материалом)

4

Упражнения на узнавание предметов на ощупь

1

Игры с сюжетной мозаикой; определение игрушек и предметов на ощупь,  нахождение предмета по картинке, по слову

Познавательная, предметная, игровая (работа с мозаикой, предметами, игрушками, ширмой; мешочком)

        

Кинестетическое и кинетическое развитие

1

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы)

1

Вербализация собственных ощущений, изображение выразительности движений (имитация повадок животных)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, записями звуков природы)

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

1

Восприятие формы

1

Соотнесение формы предметов с геометрической формой  - эталоном (выбор из пяти); сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом)

        

2

Восприятие формы.

1

Складывание одной геометрической формы из двух других (квадрат из двух треугольников или из двух прямоугольников, круг из двух полукругов). Комбинирование  нескольких геометрических форм для создания целостных изображений (дом – три треугольника, вагон – два квадрата и два круга и т.д.)

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим и игровым материалом; конструирование)

        

3

Формирование целостного образа предметов

1

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по показу (по инструкции)

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим, игровым и строительным материалом; конструирование)

4

Формирование целостного образа предметов

1

Узнавание предмета по его отдельным частям, восстановление целостного изображения предмета по части (Дидактическая игра «Часть и целое»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, картами лото, предметами, вкладышами; дорисовывание рисунка)

5

Восприятие величины

1

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов, группировка предметов по величине (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький)

Познавательная, игровая, предметная (работа с картинками, предметами разной величины – матрешки, солдатики, животные)

6

Восприятие цвета

1

Составление цепочки из 3—4 кругов разной насыщенности одного цвета (темный, светлый)

(Дидактическая игра «Цветик-семицветик»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными кружочками и полосками; рисование)

7

Формирование целостного образа предметов

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей

Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором, разборными игрушками)

Развитие зрительного восприятия

1

Развитие зрительного внимания

1

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

Игровая, практическая (работа с игровым материалом, рисунками; рисование)

2

Развитие зрительного внимания

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 картинок, предметов)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, предметами)

3

Развитие зрительного внимания, подражания

1

Тренировка зрительной памяти. (Дидактическая игры «Что изменилось?», «Повтори узор» («Сделай так же»))

Познавательная, игровая, практическая (работа с раздаточным, геометрическим материалом)

Восприятие особых свойств предметов

1

Опознание предметов по температурным характеристикам

1

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур предметов (теплый-горячий-холодный)

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами и материалами разных температур)

2

Узнавание предметов по вкусовым характеристикам и по запаху

1

Различение пищевых запахов и вкусов

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с продуктами, предметами)

3

Определение характерных особенностей у предметов через осязание

1

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с водой, предметами)

Развитие слухового восприятия

1

Развитие слухового внимания

1

Определение направления звука в пространстве поворотом головы или жестом (справа — слева — спереди — сзади). (Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»)

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

2

Развитие слухового внимания

1

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). (Дидактическая игра «Прерванная песня»)

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

3

Развитие слухового внимания

1

Различение музыкальных и речевых звуков по громкости и длительности; реагирование движениями или речевыми реакциями на характер звука и его изменение

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями, прослушивание музыкальных отрывков)

4

Развитие слухового внимания

1

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

Игровая, практическая (работа с музыкальными инструментами, аудиозаписями)

Восприятие пространства

1

Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве

1

Ориентировка в пространстве кабинета (верх-низ, право-лево), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами)

2

Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости листа

1

Деление листа на две равные части, расположение предметов на листе (середина, верх-низ, право-лево)        

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; работа на вертикальных поверхностях)

3

Восприятие пространственных отношений и ориентировка на столе

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности стола

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, раздаточным материалом)

Восприятие времени

1

Восприятие временных представлений

1

Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – утро – желтый, день – красный, вечер – синий, ночь - черный)

2

Восприятие временных представлений

1

Сравнение сюжетных изображений, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времен года (Дидактическая игра «Когда это бывает?»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками – зима – белая, лето – красная, весна – зеленая, осень - желтая)

Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций, поэтому им необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.

Предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у обучающегося формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности, появляются предпосылки к развитию речи. В ходе выполнения предметных действий улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.

В процессе обучения происходит знакомство с различными предметами и материалами, осваиваются действия с ними, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Целью обучения данного курса является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» подразумевает решение следующих задач:

- освоение простых действий с предметами и материалами,

- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,

- следование определенному порядку при выполнении предметных действий.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным  и практическим материалом. Занятия  должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающегося к жизни в обществе.

Программа «Предметно-практические действия» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы. 

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционные занятия по «Предметно-практическим действиям» являются частью коррекционных курсов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Всего за учебный год -      ч.

По четвертям это распределяется следующим образом:

в    I  четверти -      ч.                                   в  III четверти -     ч.

во II четверти -       ч.                                   в IV четверти -      ч.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по предметно-практическим действиям

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

К концу учебного года обучающийся должен:

- взаимодействовать с взрослым;

- выполнять на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами;

- находить предмет в окружающей обстановке;

- захватывать,  удерживать и перекладывать предмет;

- открывать и закрывать емкости для хранения;

- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;

- рисовать на бумаге;

- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- работать с пластилином и выполнять с ним разные действия: разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать на кусочки разного размера, соединять, отщипывать, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;

- лепить посуду, предметы разными способами;

- играть с взрослым в элементарные сюжетные игры;

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- выполнять действия с предметами разного цвета, формы и величины;

- складывать предметы, узоры, картинки  из счетных палочек;

- составлять разрезные картинки и картинки из кубиков;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными и строительными материалами.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия». Программа состоит из 2 разделов: «Действия с предметами», «Действия с материалами», куда входят следующие виды работ: «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластичными материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами». Содержание разделов отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями в развитии.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Действия с предметами

  • Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины).
  • Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из трех.
  • Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.
  • Действия с предметами разного цвета: определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд; нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету.
  • Действия с предметами разной формы: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат); различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы; выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме.
  • Действия с предметами разной величины: узнавание и различение предметов по высоте; нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару; составление ряда из трех предметов по размеру (самый большой — поменьше —самый маленький); подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям).
  • Конструирование. Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами).
  • Выполнение построек и фигур из 5— объемных и плоских форм по показу и по образцу: постройка башни из 3 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету; постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом; постройка дорожек, заборов из различного по форме материала; постройка поезда, автомобиля.
  • Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
  • Выполнение знакомых построек по словесной инструкции.
  • Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.
  • Складывание разрезных картинок из 5— частей разных форм. Заполнение вкладышей в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из кубиков с картинками.
  • Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина.

Действия с материалами

  • Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце.
  • Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.
  • Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы. Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Узнавание, различение, называние объектов лепки и необходимых материалов и инструментов.
  • Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить. Его тактильное обследование. Выделение характерных признаков предмета, его частей (элементов) с помощью учителя. Анализ образца изделия с помощью учителя.
  • Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка и др.
  • Лепка знакомых букв (цифр).
  • Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием; прищипывание; вдавливание. Создание

пластилиновых картин.

  • Резание шара ниткой на две половинки.
  • Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин).
  • Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик. Составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе», «Корзина с фруктами».

Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

Результаты

Действия с материалами

1

Повторение и закрепление умений. Выполнение действий с предметами.

2

Повторение полученных

навыков работы с

пластичными материалами 

Практическая, предметная, игровая (работа с пластилином, глиной, массой)

2

Ждем гостей.

1

Вдавливание небольших углублений на

поверхности шара большим (указательным)

пальцем.

Игровая, практическая, познавательная (работа с пластилином; лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце)

3

Мы ходили в магазин.

1

Раскатывание шара в ладонях в овал и конус.

Игровая, практическая (работа с объемными фигурами, предметами; работа с пластилином; лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: огурец, морковь, яйцо)

4

Корзинка с угощениями.

1

 Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы.

Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами; работа с пластилином; лепка предметов грушевидной формы: груша, перец.)

5

Волшебный мешочек.

2

Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить; тактильное обследование предмета; выделение

характерных признаков предмета, его частей

(элементов) с помощью педагога.

Игровая, познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, мешочком; работа с пластилином)

6

Игрушки.

2

Лепка по подражанию (образцу) предметов,

включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка,

кукла-неваляшка.

Игровая, познавательная практическая (работа с предметами)

7

Пластилиновая сказка.

2

Освоение новых приемов лепки: соединение

деталей примазыванием, прищипыванием,

вдавливанием; составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе»

Игровая, практическая (работа с предметами, с пластилином)

8

Посуда для куклы.

1

Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин).

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, картинками, пластилином)

9

Подарки для друзей.

2

Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, пирамидка, снеговик.

Игровая, познавательная, практическая (работа с картинками, предметами; работа с пластилином, природным материалом)

Действия с предметами

1

Игры с цветом.

3

Действия с предметами разного цвета

Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами)

2

Изучаем форму.

3

Действия с предметами разной формы

Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами, геометрическим и строительным материалом)

3

Играем с величиной.

3

Действия с предметами разной величины

Игровая, познавательная, практическая (работа с предметами разной формы и величины)

4

Конструирование. Мы – строители.

3

Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным

материалом (объемными фигурами); выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу

Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом)

5

Конструирование. Строим башни.

2

Постройка башни из 3—5 кубов одинаковых

и разных по размеру, цвету

Игровая, практическая (работа с конструктором, строительным материалом, кубиками)

6

Конструирование. Дом для Маши.

2

Постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами,

гаражом

Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом, кубиками, объемными формами; обыгрывание постройки)

7

Конструирование. Заюшкина избушка.

2

Постройка домика, дорожек, забора из различного по форме материала

Игровая, познавательная, практическая (работа с конструктором, строительным материалом; обыгрывание сказки, фигурки животных; просмотр мультфильма)

8

Конструирование. Поездка на машине.

2

Постройка поезда, автомобиля.

Игровая, практическая (работа с конструктором, строительным материалом; работа с предметами)

Программа сотрудничества с семьей

Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация круглых столов.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

психокоррекционные занятия,

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами,

тематические семинары

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий в организации

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

консультирование;

посещение родителями уроков/занятий в организации

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

информирование электронными средствами;

встречи, беседы;

просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

проведение открытых уроков/занятий

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к проведению мероприятий (выставки, конкурсы, праздники);

поощрение активных родителей.

Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов

Используемая литература:

  1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
  2. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html 
  3. Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
  4. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
  5. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  6. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
  7. Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
  8. Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
  9. Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и  сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
  10. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
  11. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл», 2014.
  12. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001.

Учебно – практическое оборудование:

Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

- разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);

- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

- наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);

-  материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);

- музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;

- презентации по темам, развивающие видеозанятия;

- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

Игры и игрушки:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы-вкладыши;

- мозаики;

- деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;

- разноцветные шарики и моточки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

- предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;

- звучащие предметы для встряхивания;

- разборные игрушки;

- музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);

- наборы посуды и мебели;

- одежда и обувь для куклы;

- мешочки из ткани;

- прищепки;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

- цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;

- листы бумаги;

- объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);

- пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);

- материалы для пересыпания (крупа, песок);

- инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки);

- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа

   Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...

Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа  составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...

Программа коррекционных курсов для обучающегося 2 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии

В рабочей программе представлены материалы коррекционных курсов по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям для обучающегося на домашнем обучении по II варианту....

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....

Рабочая программа по чтению 5-9 классы для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС.

 Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом М...