Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Фролова Ольга Константиновна

                 Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.).

Рабочая программа  составлена по учебнику: Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                 Рабочая   программа  составлена  на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната,  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната  городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Рабочая программа  составлена по учебнику: Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2017г.

Содержание  учебного   предмета -  всего 138 часов,  4 часа в неделю) 

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 5 классе

Личностные результаты

- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение

(чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.д.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на  основе знакомства с произведениями литературы;

-понимание учебной задачи, поставленной учителем и способность ее выполнять;

-способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

-способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

-умение строить сообщения в устной форме;

-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-умение формулировать собственное мнение;

-способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности  и сотрудничества с партнером;

-умение адекватно использовать речь  для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

-умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

-умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

-умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений

(тон, громкость чтения, логические ударения);

-способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план , схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п.) различные виды пересказов

(полный,  выборочный, по ролям);

-способность выделять главную мысль произведения;

-способность участвовать в беседе;

-умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части);

-способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

-способность заучивать стихотворения наизусть;

-способность читать доступные детские книги из школьной ( домашней библиотеки)

Содержание учебного предмета «Чтение» в 5 классе

Устное народное творчество

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представление о добре и зле.

Картины родной природы

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли. Олицетворение природы в представлениях наших предков. Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

О животных

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Из прошлого нашего народа

Рассказы и стихи,  научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России.

Спешите делать добро

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Из произведений зарубежных писателей

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведений по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драмматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов ( с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение  отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения.

Основные требования к умениям учащихся

1 уровень (минимальный)

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

- находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

-отвечать на вопросы по предметному содержанию текста ( с помощью учителя);

- заучивать стихотворения наизусть 9 объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);

-принимать участие в уроках внеклассного чтения.

2 уровень (достаточный)

- правильно читать доступный текст   вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам;

- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты - самостоятельно;

-выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

-выучить наизусть 8-10 стихотворений;

- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 5В классе

( 4 часа в неделю, 138 часов в год)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Устное народное творчество. Считалки.  Заклички. Потешки.  Пословицы  и поговорки. Загадки

3

03.09

05.09

06.09

2.

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

2

07.09

10.09

3.

Тофаларская сказка «Как наказали медведя»

1

12.09

4.

Башкирская сказка «Золотые руки»

1

13.09

5.

Русская народная сказка «Морозко»

2

14.09

17.09

6.

Русская народная сказка «Два Мороза»

1

19.09

7.

Татарская сказка «Три дочери»

1

20.09

8.

Внеклассное чтение. Чтение сказок народов Российской Федерации

1

21.09

9.

А.С.  Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

5

24.09

26.09

27.09

28.09

01.10

10.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

5

03.10

04.10

05.10

08.10

10.10

11.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

1

11.10

12.

Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки, произведения устного народного творчества малых форм

1

12.10

13.

Г. Скребицкий  «Июнь»

1

15.10

14.

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

1

17.10

15.

А. Платонов «Июльская гроза»

3

18.10

19.10

22.10

16.

А. Прокофьев « Березка»

1

24.10

17.

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»

1

25.10

18.

Обобщающий урок по теме «Лето» в разделе « Картины родной природы» .Внеклассное чтение рассказов о природе

1

26.10

19.

Г. Скребицкий «Сентябрь»

1

29.10

20.

И. Соколов-Микитов «Золотая осень»

1

31.10

21.

К. Бальмонт « Осень»

1

01.11

22.

Г. Скребицкий «Добро пожаловать»

1

02.11

23.

В. Астафьев « Осенние грусти»

1

12.11

24.

И. Бунин « Первый снег»

1

14.11

25.

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»

1

15.11

26.

Ю. Яковлев «Колючка»

2

16.11

19.11

27.

Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»

1

21.11

28.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

 (отрывок)

2

22.11

23.11

29.

В. Медведев « Фосфорический мальчик»

2

26.11

28.11

30.

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

2

29.11

30.11

31.

Я. Аким «Твой друг»

1

03.12

32.

Обобщающий урок по теме «О друзьях- товарищах»

1

05.12

33.

Басни И. Крылова «Ворона и Лисица», « Щука и Кот» , « Квартет»

4

06.12

07.12

10.12

12.12

34.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

1

13.12

35.

О. Бондарчук «Слепой домик»

1

14.12

36.

В. Осеева « Бабка»

4

17.12

19.12

20.12

21.12

37.

А. Платонов «Сухой хлеб»

2

24.12

26.12

38.

В. Распутин «Люся»

1

27.12

39.

В. Брюсов «Труд»

1

28.12

40.

Р. Рождественский « Огромное небо»

1

10.01

41.

Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро»

1

11.01

42.

Обобщение по теме «Спешите делать добро»

1

14.01

43.

Ф. Тютчев «Зима»

1

16.01

44.

Г. Скребицкий «Декабрь»

1

17.01

45.

К. Бальмонт «К зиме»

1

18.01

46.

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

1

21.01

47.

С. Есенин «Поет зима, аукает…»

1

23.01

48.

С. Есенин «Береза»

1

24.01

49.

А. Пушкин «Зимняя дорога»

1

25.01

50.

Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы .Зима» Внеклассное чтение

1

28.01

51.

Г. Скребицкий «Март»

1

30.01

52.

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

1

31.01

53.

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

1

01.02

54.

Г. Скребицкий «Весна-красна»

1

04.02

55.

Г. Скребицкий «Грачи прилетели», « Заветный кораблик»

1

06.02

56.

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

1

07.02

57.

А. Толстой « Весенние ручьи»

1

08.02

58.

А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»

1

11.02

59.

А. Блок « Ворона»

1

13.02

60.

Е. Серова «Подснежник»

1

14.02

61.

И. Соколов-Микитов «Весна»

1

15.02

62.

И. Бунин «Крупный дождь в саду зеленом…»

1

18.02

63.

С. Есенин «Черемуха»

1

20.02

64.

Я. Аким  «Весна, весною, о весне…»

1

21.02

65.

Обобщающий урок по теме: «Весна»

 Внеклассное чтение

1

22.02

66.

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

2

25.02

27.02

67.

А. Толстой «Желтухин»

3

28.02

01.03

04.03

68.

К. Паустовский « Кот Ворюга»

2

06.03

07.03

69.

Б. Житков «Про обезьянку»

3

11.03

13.03

14.03

70.

Э. Асадов «Дачники»

1

15.03

71.

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

1

18.03

72.

С. Михалков «Будь человеком»

1

20.03

73.

Внеклассное чтение. Рассказы о животных

1

21.03

74.

Обобщение по теме «О животных»

1

01.04

75.

О. Тихомиров « На поле Куликовом»

3

03.04

04.04

05.04

76.

По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

2

08.04

10.04

77.

Н. Некрасов. «…И снится ей жаркое лето»

1

11.04

78.

А. Куприн «Белый пудель»

4

12.04

15.04

17.04

18.04

79.

Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!»

2

19.04

22.04

80.

Ю. Коринец «У могилы Неизвестного солдата»

1

24.04

81.

Внеклассное чтение произведений о героическом прошлом нашего народа

1

25.04

82.

Обобщение темы «Из прошлого нашего народа»

1

26.04

83.

В. Гюго « Гаврош»

3

29.04

30.04

02.05

84.

М. Твен « Приключения Тома Сойера»

4

03.05

06.05

08.05

10.05

85.

С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»

3

13.05

15.05

16.05

86.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

3

17.05

20.05

22.05

87.

Обобщение по теме «Из произведений зарубежных писателей»

2

23.05

24.05

88.

Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей

2

27.05

29.05

89.

Обобщение по теме «Повторение». Что читать летом

2

30.05

31.05

                                       Учебно-методическое обеспечение:

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов  под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание.  Москва. «Просвещение». 2011 г.

 2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы  Москва «Просвещение» 2018г.  

   

3.Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.: илл.

4.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

5.Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

6.А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе, центр «Владос», 1999 г.

7.Н.Н. Светловская. Методика внеклассного чтения. М. 1991г.

8. Т.Б. Баширова. Пути становления читательской самостоятельности учащихся корр. школы. «Дефектология», 1991г.

9. Ф.И. Лалаева. Устранение нарушения чтения у учащихся коррекционной школы. М., 1978.

10.Н. М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов под редакцией Т. Т. Ромадаевой М. «Просвещение» 1989г.

11.М. С, Лапатухин, Е. В. Скоролуповская Г. П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся) под редакцией Ф. П, Филина М. «Просвещение» 1981г.

12.Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: изд. Эксмо, изд-во ННН, 2005.-616с., ил.

13.Универсальный словарь по русскому языку. – СПб,: ИГ «Весь», 2010.-1184 с.

14.Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений /Составитель И.В.Ефимова. – М.: Эксмо, 2013.- 272 с.: ил.

15.Серия «Я познаю мир». Литература. Н. В, Чудакова. М. «Астрель» 2003. 16.Г. В, Иванов, Л. С. Калюжная «Сто великих писателей» М. «Вече» 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 6 класс

Рабочая программа по естествознанию "Неживая природа" для 6 класса составлена на основе: ФГОС обучающихся с умственной отстальстью (интеллктуальными нарушениями), АООП обучающихся с умственной отстало...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа  составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа по музыке 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС)

Цель и задачи программы:формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченн...