Проблема построения и осуществления индивидуального образовательного маршрута детей в условиях социально-реабилитационного центра
статья

Тропникова Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Д.С. Тропникова, учитель-дефектолог

ГУ «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Проблема построения и осуществления индивидуального образовательного маршрута детей в условиях социально-реабилитационного центра

Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации человека во многом зависит от семьи, так как в семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Большинство детей попадает в социально-реабилитационный центр из неблагополучных семей, ведущих аморальный образ жизни, почти все несовершеннолетние оказываются «педагогически запущенными». Лишенные по тем или иным причинам надзора со стороны старших, дети отстают от своих сверстников по умственному развитию. Кроме того, им часто свойственны дурные привычки и склонности. К началу школьного обучения у них не сформированы многие учебные навыки и нет стремления учиться. В классе они не могут сосредоточить свое внимание на объяснении учителя, им не интересно на уроке, не хочется выполнять домашнее задание. Эти дети не умеют учиться и думать. В результате они не усваивают программу школьного обучения, при этом мешают занятиям всего класса. Создается впечатление, что у них стойко нарушены познавательные процессы. Общая пассивность, в сочетании с повышенной конфликтностью и аффективной возбудимостью, достаточно типичны для детей данной категории.

Работа социально-реабилитационного центра направлена на создание благоприятной обстановки, адаптацию ребенка в социуме, определение оптимального педагогического маршрута, обеспечение индивидуального психологического и медицинского сопровождения.

Проблема построения и осуществления индивидуального образовательного маршрута детей в условиях социально-реабилитационного центра актуальна. Она заключается в том, что в данном учреждении ребята находятся в среднем от 3 месяцев до года, по интеллектуальному и возрастному уровню  группы неоднородны, при этом необходимо подобрать адекватные уровню развития детей методы и приемы обучения и воспитания, а также провести соответствующую коррекционную работу.

Успешность социальной адаптации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Для построения оптимального маршрута обучения и воспитания, дефектолог начинает свою работу со знакомства с личными делами воспитанников. Понимание логики появления трудностей, возникновения искажения или задержки развития играет большую роль для осуществления коррекционной помощи, выбора методов и подходов.      

Следующим и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих коррекционно-педагогическую помощь, является диагностическое обследование. Оно предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения и навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе, сформированность учебных знаний по письму, чтению, математике, а также выявляет уровень интеллектуального развития и запаса представлений об окружающем, сформированность необходимых качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации). Для этого используются: «Психолого-педагогическая диагностика» Забрамной С.Д., «Нейропсихологическая диагностика» Глозмана Ж.М., «Диагностика интеллектуальных нарушений у детей раннего возраста» Стребелевой и другие. Обследование умственного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение за поведением, игрой.

Итогом обследования является установление интеллектуального уровня воспитанника, определение зоны его актуального и ближайшего развития. Результаты обследования отражают индивидуальные психофизические особенности развития ребенка и заносятся в индивидуальную карту «сопровождения». В последнее время по результатам диагностического обследования мы получаем следующие результаты. Примерно 10% детей поступающих в центр, имеют серьезные отклонения в интеллектуальном развитии,  30% составляют дети с задержкой психического и речевого развития, 40% детей с «педагогической запущенностью».

Следующий этап –  непосредственно построение и осуществление индивидуального образовательного маршрута. Этот маршрут представляется в виде плана, необходимого для дальнейшего взаимодействия с ребенком на занятиях, которые проводит дефектолог, а также, на его основе разрабатываются рекомендации педагогам, воспитателям, где указываются необходимые приемы работы с воспитанником.

Дефектолог проводит занятия с каждым ребенком 1-3 раза в неделю, оказывает помощь (по мере необходимости) и дает дополнительные консультации педагогам. По ранее озвученным причинам почти все занятия проходят в индивидуальной форме и направлены на коррекцию знаний и умений учащихся, ликвидацию пробелов в школьных знаниях, развитию речи, мелкой моторики, познавательных процессов  и т.д. При этом используются программы обучения и воспитания специальных (коррекционных) учреждений, общеразвивающие методики, развивающие программы «Готовность к школе» под ред. Дубровиной И.В. игротеррапия, изотеррапия «Комплексная психолого-педагогическая программа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации» под редакцией Мастюковой, и многие другие. Ребята с удовольствием работают с сенсорными материалами М. Монтессори, развивающими игрушками, а для привлечения внимания и формирования положительной учебной мотивации используется наглядный материал. После посещения коррекционно-развивающих занятий, у детей отмечается повышение учебной мотивации, развитие мыслительных операций, а также формируются и закрепляются необходимые знания, умения и навыки.

Динамика развития и адаптации ребенка отслеживается примерно раз в три месяца, для этого проводят экспресс диагностику, которая  представляет собой небольшой ряд заданий, по результатам которых можно судить об эффективности выбранных методов работы, а ее результаты заносят в индивидуальную карту «сопровождения».

Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в заботе и внимании со стороны взрослых. Для успешной адаптации детей в социуме, необходимо как можно раньше провести ряд мероприятий, направленных на выявление, коррекцию или ликвидацию пробелов в обучении и воспитании несовершеннолетних.

Обращая внимание на неоднородность состава воспитанников в интеллектуальном и возрастном плане, а также на непродолжительность пребывания детей в социально-реабилитационном учреждении, можно говорить о необходимости построения индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Решению этой проблемы способствует проведение диагностического обследования, качественный анализ полученных результатов, систематичность и планомерность коррекционно-развивающих занятий, с использованием адекватных методов и приемов, отслеживание динамики развития ребенка и содействие с другими специалистами центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Обеспечение возможности осуществления индивидуального образовательного маршрута для учителя математики

В рамках  методического объединения с учетом реализации всех направлений деятельности методической службыпо сопровождению учителя математики в условиях перехода к ФГОС создается сетевой план-граф...

Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...

Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально - реабилитационного центра

Прапктическая разработка для воспитателей социально- реабилитационных центров и учителей общеобразоваельных школ....