Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально - реабилитационного центра
материал на тему

Мухтаруллина Лариса Петровна

Прапктическая разработка для воспитателей социально- реабилитационных центров и учителей общеобразоваельных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально – реабилитационного центра.

Для успешной реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, педагогам необходимо использовать в работе приёмы активизации нравственного развития. Эти приёмы стимулируют аналитическую оценочную деятельность, помогают разобраться с нравственными понятиями, активизируют нравственные эмоции и чувства, помогают организовать игровое взаимодействие воспитанникам. Данные приёмы можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Все приёмы активизации нравственного развития детей делятся на несколько групп. Мы рассмотрим из каждой группы те приёмы. Которые можно использовать в условиях реабилитационного центра.

Приёмы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность.

    - анализ противоречивых высказываний

Этот приём необходим для проведения групповой дискуссии, так как сложнее всего «запустить» обсуждение. Этот приём создаёт ситуацию спора. Детям предлагается два противоречивых высказывания по обсуждаемой проблеме, где скорее всего нет однозначного ответа, на которых и строится дискуссия. Например, А.С. Пушкин говорил: «гений и злодейство несовместимы», а один из французских философов заявляет: «зло, как и добро, имеет своих героев» «только у великих людей бывают великие пороки». Вопрос педагога: «как вы считаете, кто из них прав? Почему?» - создаёт проблемную ситуацию, стимулирующую оценочную деятельность подростков.

  - анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний

Например, слова Бернарда Шоу «свобода означает ответственность. Вот почему многие её боятся» или часто употребляемая  пословица «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Размышляя о их содержании, позволяют с неожиданной стороны рассмотреть многие нравственные проблемы. Этот приём хорош в индивидуальной работе с воспитанниками.

  - анализ нравственных проблемных ситуаций

Наиболее интенсивно оценочная деятельность развёртывается на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации, взятые из книг, фильмов, публикаций в газетах, близкие опыту детей, а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в межличностном взаимодействии самих детей. Безусловно, необходима, некоторая нейтральность используемого материала, недопустимо обсуждение и анализ ситуаций и поступков воспитанников, задевающих конкретную личность. Важно, чтобы дети выработали отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, т.е. решили для себя некоторую нравственную проблему.

Похожий приём называется альтернативный выбор. Он позволяет не только стимулировать развитие ценностного сознания, но и является диагностикой воспитанности ребёнка. Например, воспитатель говорит, что для похода в цирк группе выделили8 билетов и предлагает детям помочь решить, кто пойдёт на представление. Дети на листочках выбирают один из вариантов, предложенных воспитателем:

а) тянуть жребий, б) голосовать, кто достоин получить билет, в) отдать билеты тем, кто заслужил их хорошей учёбой и активной работой, г) откажусь от билета, чтобы пошёл кто – нибудь другой     или предложить свой вариант решения проблемы.

              Приёмы организации работы с нравственными понятиями

Эта группа приёмов занимает особое место, так как детям необходимо помочь осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. И здесь групповое обсуждение должно сочетаться с индивидуальной работой: записью понятия и относящихся к нему слов и т. д.

  - поиск близких и противоположных понятий, определение понятий

Приём, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сравнения его с другими близкими или противоположными ему. Воспитатель предлагает ребёнку подумать и записать понятия, близкие данному или противоположные данному, а потом обсудить записанное вместе с воспитателем, дописать слова, выделяющие суть понятия. Например, «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения».

Очень хороший приём индивидуальной работы – коммуникативное письмо

Например, воспитатель просит ребёнка написать письмо, в котором рассказать о своей радости или обиде, подробно, объясняя чувства, которые он в этот момент испытывал. Можно попросить ребёнка закончить начатую фразу или придумать конец сказки.

               Приёмы активизации нравственных эмоций и чувств

Среди приёмов, стимулирующих нравственное развитие человека, чаще используются те, которые активизируют его мышление, и очень редко те, которые помогают воспроизвести или осознать высокие эмоциональные состояния, без которых невозможно постижение и принятие нравственных истин. Большую часть приёмов из этой группы используют в работе с детьми психологи, но некоторые могут взять на вооружение и воспитатели.

  - символический рисунок

Этот приём можно использовать в работе даже с маленькими детьми. Дети любят рисовать, и именно рисунок помогает понять им выразить свой внутренний мир, осознать сущность многих явлений. Например, ребёнок обижен, обрадован, разгневан, можно предложить ему нарисовать свою обиду, радость и т. д.

  - цветопись

Ребёнку дают карточки со словами: радость, счастье, , покой, грусть, тоска, тревога и т. д. Воспитатель просит раскрасить каждую карточку в соответствии со своими ощущениями.

                    Приёмы организации игрового взаимодействия

Целостное включение личности в деятельность, актививизирующую её нравственное развитие, достигается с помощью использования такого метода, как игра. Игра создаёт возможность одновременно активизировать нравственное сознание. Чувства. Поведение детей.являясь наиболее естественным и привлекательным для ребёнка видом деятельности. Игра способствует активному самовыражению ребёнка. Проживанию в игровом образе и приобретению им определённого нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия. Существует множество игровых моделей, приёмов включения детей в игру. Выделим лишь некоторые из них.

  - игра – драматизация

Игра  - драматизация наиболее приемлема для младших школьников и дошкольников. Это разыгрывание какой – либо сценки или стихотворения нравственного содержания. Игра – драматизация может использоваться в качестве корректирующего средства для некоторых детей. Позволяя им реализовывать себя в несвойственных им позитивных проявлениях или. Наоборот. Осознать негативность стороны своего поведения. Естественно. Что подготовительная работа должна включать в себя анализ, осмысление сценического материала.

  - игра – загадка

Детям предлагается разыграть ситуации различного уровня сложности. В которых заложены ошибочные действия. Задача остальных детей обнаружить ошибки в поведении действующих лиц и объяснить их или найти выход в сложившейся ситуации. После анализа  допущенной ошибки ситуация разыгрывается повторно в исправленном виде.

  - игра с последующей рефлексией

Существует ряд игр, позволяющих создать ситуацию приобретения детьми определённого опыта и его осознания. Осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний. Рефлексия в данном случае является важнейшим и необходимым этапом. Завершающем игру. Так как именно она обнаруживает для детей         нравственный смысл игровой деятельности и приводит их к собственным выводам и открытиям. Например «Слепой и поводырь», «Моющая машина» и т. п.

При подготовке материала использована литература:

 Шемшурина А. И. Этическая грамматика – М., 1992

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности – М., 1992

Журнал «Классный руководитель» №4  2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...