Отчёт по теме: «Фольклор – один из нетрадиционных подходов в работе по социализации детей в условиях социально-реабилитационного центра»
методическая разработка по теме

Творческий отчёт воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме: «Фольклор – один из нетрадиционных подходов в  работе по социализации детей в условиях социально-реабилитационного центра»

Автор: Циплякова Елизавета Александровна воспитатель ГСКУ АО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей . В силу своего музыкального образования я пришла к выводу что эта тема мне ближе остальных ,работаю по ней уже три года . Конечно .частая смена детей и переход от группы дошкольников в группу школьников  затрудняет проэктирование работы и создаёт проблемы в эффективности и качестве усвоения  прелагаемого материала . Поэтому стараюсь находить разнообразные формы и методы которые бы были интересны всем детям .

Чтобы помочь детям осваивать богатство родного языка, а также для успешного развития их эмоционально – мыслительной сферы, центральное место должно быть отведено самостоятельной художественно – речевой деятельности, которой в настоящее время уделяется недостаточное внимания педагогами .

Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Как педагог с большим опытом работы, принявший всем сердцем старинные обычаи и традиции древней Руси, пришла к выводу, что знакомить детей с фольклорным материалом следует с младшего дошкольного возраста.

Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить, постичь душой. Много времени я провела в Енотаевской библиотеке, где познакомилась с произведениями собирателей произведений русского фольклора: Нечаева, Д.Н. Садовникова, В.И. Даля, М. А. Рыбниковой и д.р.; собрала много литературы (детской, музыкальной, художественной, методической); посещала семинары. И год назад приобрела в личное пользование компьютер хотя пользоваться ещё не очень хорошо получается.

Таким образом, на первом этапе работы мною был накоплен необходимый для дальнейшей деятельности методический материал. И самое главное, что меня толкнуло на это – “русская изба”, которая есть у нас в центре. Было бы с моей стороны не взяться за это дело. Сам Бог велел. Почти все занятия по ознакомлению с народным творчеством я провожу в “русской избе”, созданной руками нашими воспитателями и мною в том числе. Наша “изба” постоянно пополняется старинными русским предметами быта. От каждой новой встречи здесь дети получают радость удовольствие. Им интересно было увидеть в действие прялку, поставить ухватом чугунок в печь, покачать в люльке куклу Машу, принести воды в ведрах на коромысле. А сколько радости доставляет детям укладываться спать на сундук или на печи и слушать колыбельные песни, которые я для них пою. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных песен. А жаль……

В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с дошкольниками. Известно, что ребенок младшего возраста чутко откликается на пестушки, потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в их слова, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, пестушки, приговорки с давних времен создавались в народе детям на потеху. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселят, радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство народным детским фольклором расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

 Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша находящимся на реабиллитации. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешки, пестушки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Если они правильно подобраны, то помогают погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

 Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю:

 Этот пальчик – дедка,

 Этот пальчик – бабка,

 Этот пальчик – папенька,

 Этот пальчик – маменька,

 А вот этот – наш малыш,

 А зовут его Денис!

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, приговора веселеет. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Для выполнения этих задач я подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Большое внимание в своей работе уделяю подбору иллюстративного материала. Предпочтению отдаю таким художникам, как Васнецов, Елисеев, Игнатьев, Скотина. Я сама смастерила много поделок из природного материала, нарисовала много сказочных героев, сделала из Интернета подбор иллюстраций героев русского фольклора, воспитатель Котлова Н.М связала множество забавных зверюшек, которые являются неизменными “участниками”, верными спутниками и сотоварищами по играм и развлечениям моих детей.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки, пестушки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную пою нараспев, ласково, негромко, а веселую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.

Дети реагируют на потешки или пестушки, приговоры неодинаково. Так, если Дениса, Катю, Сонечку успокаивает потешка с перебиранием пальчиков, то Алеша, Илья на нее почти не реагируют. Я пробую привлекать их к играм в сопровождении разнообразного народного фольклора. Сажаю Алешу на лошадку и приговариваю:

 Еду, еду к бабе, к деду

 На лошадке в красной шапке.

Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки. Например, всем известная потешка, “Ладушки”, звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает зайка, скачущий по комнате под слова народной детской песенки!

 Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка,

 Ты его поймай – ка.

 Ритмичный текст песенки побуждает ребят к движению, создавая радостное настроение.

Каждый из нас знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у детей отрицательное настроение. И вот, для того, чтобы дети с желанием умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, я решила прибегнуть к использованию народного фольклора (потешек, прибауток, колыбельных песен).

 Так, во время умывания говорю Соне, Кате:

 Ай, лады, лады, лады,

 Не боимся мы воды,

 Чисто умываемся,

 Маме улыбаемся.

 Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Потешки, пестушки, прибаутки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы они сопутствовали всей жизни малышей, настраивали их на мажорный лад. Помогают они и в процессе кормления. Сергей, Степан плохо ели, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, я произношу:

 Умница Катенька,

 Ешь кашку сладеньку,

 Вкусную, душистую,

 Мягкую, пушистую!

 Степан, который сначала отодвигал тарелку, отказываясь от еды, стал с желанием браться за ложку.

Не все дети охотно ложились в свои кроватки, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в реабилитационном центре. Матвей, который не хотел ложиться в постель, а Илюша, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, я ласково, убаюкивающе пела:

 Баю – баюшки – баю,

 Я вам всем покой дарю.

 Ветер в окна к нам свистит,

 Снег по улице кружит.

 В небе звездочка горит:

 -“Спите детки”, – говорит.

 Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навык, необходимые для одевания, я вместе с соц.работником Еленой Дмитриевной  проговариваем слова прибауток:

 Вот они – сапожки,

 Этот – с левой ножки,

 Этот с правой ножки,

 Если дождичек пойдет,

 Наденем калошки.

Наша Таня маленька,

 На ней шубка аленька.

 Шапочка – боброва,

 Таня – черноброва.

 Использую детский фольклор русского народа как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, малыш не только быстрее овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания народного фольклора, играя, дети, легко запоминают их и вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол Соня, Катя приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку….”, умывая, говорят: “Водичка, водичка, умой мое личико…”.

Произведения малых жанров воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у детишек чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Сергея поднимает Катя и приговаривает: “Ты, Алешенька, не плачь, я куплю тебе калач…”.

Показывая детям новые игрушки, приговариваю слова потешек.

 Малыши играя, пытаются подражать мне, сочетают свои действия со словами потешек, знакомых прибауток и пестушек.

Однажды я взяла знакомую детям куклу – мальчика Ваню. Когда начала произносить слова пестушек, соотнося их с игровыми действиями, дети сначала смотрели на меня с удивлением, а затем начали то же подпевать и приговаривать:

 Ой, ты сынок,

 Медовый сахарок.

 Румяный пирожок,

 Березовый душок.

 Или:

 Кто у нас хороший,

 Кто у нас пригожий?

 Ванечка – хороший,

 Ванечка – пригожий!

(Подбрасывала Ваню вверх, опускала на колени).

 Ой, дубок, дубок, дубок,

 Скоро Ванечке годок!

(Кормила куклу, укладывала спать, пела колыбельную).

Спи – ка, усни,

 Дитя Ванюшенька,

 Все ласточки спят,

 И касаточки спят,

 И куницы спят,

 Нашему Ванюшеньке

 Спать велят.

Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делая имитационные движения: баюкают, сложив руки около груди. Малыши не только слушают песенки, которые я пою, но и сами поют куклам – и про кота – воркота, и про гулей, и про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия произведений малых жанров русского фольклора, я стала подбирать более сложный материал. Любимое развлечение малышей – “Уж как я свою дочку милую люблю”. Дети укладывают кукол спать под ласковую колыбельную песенку: “Катенька, бай, бай. Спи дочурка засыпай”, учили их “ходить” приговаривая ходушку: “Встань, малыш, еще разок, сделай маленький шажок!”. Любуясь куколкой, дети ласково произносили:

 Вот какая ты у меня красавица!

 Девочка – клубничка,

 Румяное личико.

 Губки, что ягодки.

 Носик – курносик, пуговкой.

 Глазки серенькие,

 Зубки беленькие.

 Дочка моя куколка! (Нежно прижимали ее к себе, целовали).

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки Маланьи, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку или волшебный сундучок, который держу я в руке.

С восторгом встречают игру “Коза рогатая” или уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой Маланьей, рассказывать ей о героях из потешек, прибауток приходивших к ним в гости.

Опыт работы подсказал мне, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно я и поступаю.  Дети проявляют высокую активность и радость, встречаясь с уже знакомыми им текстами и игрушками.

Оформила тематическую выставку, на которой особой популярностью пользуется раздел “Детский фольклор”.

Однако в перспективе мне предстоит еще очень большая работа с детьми по формированию речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее. В этом мне помогают более сложные формы народного словесного творчества. Так, детей постарше, я знакомлю со считалками, пословицами, поговорками, загадками, небылицами, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. Популярны у ребят песенки – дразнилки, песенки – насмешки, докучные сказки. Это очень забавный и интересный вид детского творчества. Продолжаю знакомить детей русскими традициями, старинными обрядами, народными посиделками и праздниками. Школьников знакомлю детей с былинами, сказаниями. Для этой работы у меня собран богатейший материал. Например, конспекты и сценарии развлечений: “Путешествие в историю Древней Руси”, “По городам и весям Астраханского края. Здравствуй, батюшка, Егорьев день”, “Старинные имена и традиции на Руси - матушке”, “Ой, ты, русская посуда, расскажи – ка ты, откуда”, “Рождественские святки”, “Покрова Пресвятой Богородицы” и др.

Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Окружающие детей люди употребляют в своей речи и пословицы, и прибаутки, и загадки; поэтому дети схватывают те или иные выражения, усваивают их смысл и начинают употреблять в своей речи. Педагогам в ценре необходимо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которые слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым, образным и ярким.

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают свое влияние на разговорную речь ребенка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов. Для того, чтобы  дети полюбили сказки, я начинаю рассказывать их с загадочной присказки:

 Сказка, сказка, прибаутка,

 Рассказать ее не шутка.

 Чтобы сказочка сначала

 Словно реченька журчала,

 Чтоб к концу ни стар, ни мал

 От нее не задремал.

 А колечко на колечко,

 Будет вязочка.

 Сядь со мною на крылечко,

 Будет сказочка.

Много времени у меня уходи на подготовку к занятиям. Часто возникает необходимость создать на них особую эмоциональную атмосферу. В таких случаях я использую специально подобранную музыку. Например, на занятии мне надо рассказать сказку. Если я прочту ее детям, эффект восприятия будем минимальным. Текст выбранной сказки лучше разыграть в лицах, как это делается в театре одного актера или использовать театральный показ. Например, при рассказывании сказки “Жихарка” я использую “театр ложек”, на которых изображены сказочные герои. Дети слушают и смотрят с большим восторгом, а затем сами принимают активное участие в показе сказки для малышей.

Перед занятием я спрашиваю своих детей: “Вы любите сказки?” Дети кивают головой.

 - Так послушайте, что вам сегодня я расскажу (Повязываю платок, завязываю передник и достаю свой волшебный сундучок). Замолкают разговоры, загораются глаза, последняя тихая возня в поисках удобной позы прекращаются. Вот – вот, еще секунда, и…..начинается путешествие в мир волшебной сказки.

Иногда я сама придумываю свои сказки и рассказываю их детям не полностью, а только часть с тем, чтобы конец сказки придумали ребята . И концовка у меня бывает другая:

 Долго ли они жили –

 Мне старики не говорили.

 Знал про то один кот – колоброд,

 Что сидел у ворот.

 Да убежал кот в овес,

 Конец сказки на хвосте унес!

Какая же радость, когда  дети сами , совместными силами  дорасказывают  сказки. А сказки – то все разные, да какие замечательные!

С разновозростными  детьми провожу игру-дроматизацию «Мы поставим сказку сами!» Где воспитывается взаимопомощь ,развивются  артистические способности.

Во время занятия вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю, как в зеркале, себя, передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяют глазенки, открывают ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребенка своими образами событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми. И на занятиях, и в повседневной жизни я стараюсь установить доверительные отношения с каждым ребенком.

Большое значение имеет создание в этом году «Шумового оркестра» Ребята с большим интересом посещают репетиции ,конечно к каждому ребёнку нужно подходить индивидуально ,рассчитывая на способности подбираю инструмент для игры. В дальнейшем хочу пробовать создание «Ансамбль ложкарей» но это в проэкте.

Полагаю, что сочетание разнообразных детских фольклорных жанров помогает моим воспитанникам применять полученные знания в своей самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Описывая свою работу с дошкольниками хочу отметить что малыши более готовы воспринимать новое чем школьники особенно старшеклассники .Хотя  подготовка к открытым занятиям. календарным праздникам ,изготовление поделок требует присутствия старших ребят центра. Некоторые из них очень хорошо рисуют, умеют шить ,вышивать ,поют, танцуют. Некоторые из них очень одарённы от природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...

Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально - реабилитационного центра

Прапктическая разработка для воспитателей социально- реабилитационных центров и учителей общеобразоваельных школ....

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...