Логопедическое обследование детей 5-летнего возраста
электронный образовательный ресурс

 Жигаева Ксения Александровна

В данной статье подробно описывается процедура обследования речи у детей 5-летнего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_obsledovanie_detey_5letnego_vozrasta.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование детей 5-летнего возраста.

Целью логопедического обследования  является выявление у детей нарушений речи.

Задачи:

 1) Определение уровня речевого развития ребенка;

 2) Разработка плана коррекции речевых нарушений;


Логопедическое обследование детей 5-летнего возраста по следующим направлениям:

  1. Обследование активной речи
  2. Обследование связной речи
  3. Обследование грамматического строя речи
  4. Обследование состояние активного словаря
  5. Обследование слоговой структуры
  6. Обследование звукопроизношения
  7. Обследование сформированности фонематического слуха
  8. Обследование звукового анализа
  9. Обследование артикуляционного аппарата

При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

- создание в  ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

-чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

- предъявление заданий в  игровой форме;

- учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

-  учет работоспособности ребенка;

- четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

1) Обследование активной речи

Обследование активной речи включает в себя: беседу и рассказывание стихотворного текста

Оценивание стихотворного текста происходит следующим образом: рассказал или не рассказал ребенок стихотворение, уровень сложности стихотворения, правильность, выразительность, громкость.

В результате обследования активной речи необходимо сделать вывод об общем звучании речи: темп, разборчивость, голос, дыхание.

2)  Обследование связной речи

Обследование связной речи включает:
2.1. Составление рассказа по представлению: повествовательный рассказ; рассказ-описание. Тематика варьируется в зависимости от интересов ребенка.

2.2 Составление рассказа при помощи внешних опор: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, описательный рассказ с опорой на картинку
2.3 Пересказ. Ребенку 5-летнего возраста для пересказа предлагается короткий текст. Затем ему необходимо ответить на вопросы по содержанию. После повторного чтения ребенку дается установка на пересказ.

3) Обследование грамматического строя речи

Обследование грамматического строя речи предполагает обследование употребления и понимания речи (в том случае, если есть ошибки в употреблении).
3.1 Словоизменение:

-категория мн.ч. существительных в им.п. и род. п.;

-категория падежа существительных в ед.ч.;

-предложно-падежные конструкции;

-категория рода прилагательных;

-согласование существительных с числительными (обследуется только употребление).

3.2 Словообразование:

-образование названий детенышей животных

-образование относительных прилагательных

-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

-образование глаголов с помощью приставок

 

3.3 Понимание синтаксических конструкций. Ребенку предлагаются задания с реальными предметами, затем по картинкам.

4. Состояние активного словаря

4.1 Конкретные существительные и обобщающие слова. Обследование происходит с использованием картинок.

4.2 Словарь действий. Обследуется также с опорой на картинки.
4.3 Словарь признаков, а именно антонимов.


5. Слоговая структура

5.1 Повторение предложений.

5.2 Если повторение предложений дается ребенку с трудом, или не выполняется, то предлагается повторить слова (10 класс слоговой структуры слова, 12 класс слоговой структуры слова, 13 класс слоговой структуры слова)

6. Звукопроизношение

При обследовании звукопроизношения ребенку предлагается называть картинки. При затруднении в самостоятельном назывании используется отраженное повторение слов.

7. Сформированность фонематического слуха

7.1 Повторение  цепочек слогов. Слоги варьируются от особенностей произношения ребенка. Предлагаются цепочки из 3х слогов, но при затруднениях - из 2х.
7.2 Дифференциация оппозиционных звуков с опорой на картинки.

8. Звуковой анализ

В звуковом анализе обследуется элементарные формы: выделение первого и последнего звука в слове.

9. Обследование артикуляционного аппарата

Обследование должно выявить степень подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности движений мышц артикуляционного аппарата. У здорового ребенка мышцы сильные, эластичные, упругие, что обеспечивает их достаточную подвижность и быструю переключаемость, артикуляторные позиции принимаются верно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

   Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...

Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.

Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....

Логопедическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста

Протоколы логопедического обследования детей 4-5 лет по Стребелевой,  речевого развития детей 5-7 лет и детей младшего школьного возраста....

Протоколы логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методики логопедического обследования устной и письменной речи...

Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста

Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста...

ОБМЕН ОПЫТОМ- СБОРНИК "Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста"

Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста, схемы...