Взаимодействие специалистов образовательной организации в реализации адаптированных программ
учебно-методический материал

Михеева Анна Николаевна

При наличии в школе учащихся, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для них организуется так же разнообразные формы сопровождения, рекомендованные в заключении ПМПК. Специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) должны распределить направления работы и создать единую корррекционную программу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие специалистов общеобразовательной школы

в реализации адаптированных программ

 

Не секрет, что с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. На основании действующего Закона «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) родители имеют право выбрать образовательную организацию. В общеобразовательную школу попадают дети, которые ранее могли получить образование либо в специальных (коррекционных) школах, либо считались необучаемыми.  В нашем районе была коррекционная школа для детей с умственной отсталостью, но ее закрыли.

Проблема реализации программ для нашей школы очень актуальна. На данный момент в нашей образовательной организации – МБОУ ПГО «ОСОШ» из 520 учащихся около 100 имеют рекомендации ТОПМПК «обучение по адаптированным образовательным программам». Диапазон рекомендуемых программ широк: 7.1, 7.2, 5.2, 6.1, 6.2, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) различной степени тяжести. Дети занимаются как интегрированно, так и инклюзивно в общих классах, и  индивидуально на дому.  

Над решением этой проблемы работает школьный консилиум. В соответствии с последним распоряжением («Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», утвержденное распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93) сейчас переделываем Положение, документацию.

Цель деятельности консилиума: комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ТОПМПК и детей-инвалидов, в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В состав нашего ППК входят: председатель – зам.директора по учебной работе, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор, учителя – классные руководители. При необходимости мы обращаемся к медицинскому работнику школы

Каким образом строится наша работа? В начале учебного года уточняются списки учащихся и их образовательные маршруты, разрабатываются рабочие программы и программы управленческой деятельности. Для отдельных учащихся (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) разрабатываются специальные индивидуальные программы развития  (СИПР).

Программы специалистов строятся на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Составлена «Дорожная карта взаимодействия», составляется годовой план работы консилиума.

Направление коррекционной работы

Содержание

Ответственные

Сроки

форма предоставления результатов

диагностическое                    

-своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

-диагностика отклонений в развитии, анализ причин трудностей в адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребенке;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития

-контроль за динамикой развития ребенка

-анализ успешности коррекционно-развивающей работы

Психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ ПГО «ОСОШ»

-учитель-дефектолог  

-учитель-логопед  

-педагог-психолог

1 четверть, апрель-май

формирование банка данных о детях, нуждающихся в помощи специалистов

-планирование работы специалистов

коррекционно-развивающее

-выбор методик, методов и приемов обучения в соответствии с потребностями ребенка

-организация и проведение специалистами коррекционных индивидуальных, групповых, фронтальных занятий

-системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в ходе образовательного процесса, направленное на формирование УУД

-социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий

Психолого-медико-педагогический консилиум МБОУ ПГО «ОСОШ»

 -учитель-дефектолог  

-учитель-логопед  

-педагог-психолог

-классные руководители  

-социальный педагог  

в течение уч.года

- результа-тивность реализации коррекционных программ

-успешность социализации

консультативное

- выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, единых для всех участников коррекционно-образовательного процесса

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися, имеющими трудности

-консультативная помощь семьям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения.

 -учитель-дефектолог  

-учитель-логопед  

-педагог-психолог - 

-классные руководители  -социальный педагог  .

по графику консуль-

таций, по необходимости

индивидуализация образовательного процесса

-создание условий для освоения основной образовательной программы

информационно-просветительское

-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, информация на школьном сайте), направленные на разъяснение вопросов, связанных с обучением и сопровождением детей

-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению типологических особенностей различных категорий детей

 -учитель-дефектолог  

-учитель-логопед  

-педагог-психолог

-классные руководители   -социальный педагог  

- специалисты

других организаций

1 раз в месяц

-компетентность участников образовательного процесса в вопросах сопровождения УВП

Каким образом распределяются сферы  деятельности специалистов:

- медицинский работник  готовит рекомендации учителям, родителям в связи с особенностями здоровья учащихся ( парта, диета и др.);

-учителя-логопеды  занимаются развитием устной и письменной речи;

-учитель-дефектолог заполняет пробелы в освоении понятий, представлений, развивает высшие психические функции;

- педагог-психолог формирует эмоционально-волевую сферу, личностные качества обучающихся через тренинги, упражнения и т.п. , помогает в решении конфликтов, формировании  классных коллективов;

 - тьютор   сопровождает учащихся с умственной отсталостью, инвалидностью как в режимных моментах, так и в учебной и внеучебной деятельности;

 - социальный педагог организует социальные практики, работает с семьями учащихся,

- учитель проводит обучение по программе с учетом  рекомендаций, осуществляет контакт с семьей

Конечно, какой бы слаженной не была работа специалистов, без участия и заинтересованности родителей и самих учащихся, её эффективность будет невысокой. Поэтому в школе поводятся мастер-классы от специалистов, организован родительский клуб «Надежда», используются различные технологии на занятиях и консультациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов и организация работы в классе со сложной структурой дефекта

Организация обучения детей со сложной структурой дефекта в тесном взаимодействим педагогов и специалистов службы сопровождения: логопеда, дефектолога, психолога....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ

Применение новых форм организации образовательного процесса, выстраивание новых схем взаимодействия междисциплинарной команды специалистов....

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Опыт реализации модели воспитательной деятельности в рамках районного конкурса специалистов образовательных организаций " Воспитать человека"

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей....

Взаимодействие специалистов общеобразовательных организаций с родителями с детьми с ОВЗ

Взаимодействие педагогов с родителями, которые воспитывают детей с умственной отсталотью (интеллектуальными нарушениями) обязательно в школе. Родителей необходимо вовлекать в образовательный - учебный...