Рабочая программа по предмету "Биология" 8 класс ИО
рабочая программа (8 класс)

Куложенкова Мария Константиновна

Рабочая программа по предмету "Биология" 8 класс ИО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_biologiya_8_klass_io.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

«Рассмотрено»                                                                                               «Утверждаю»

на заседании МО ____.____. 2020 г.                                                  Директор ГКОУ СКШИ № 65

Председатель МО ___________                                               ________________\С.И. Перепелкина\

\___________________________\                                              ______.______________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПРЕДМЕТУ:

«Биология»

Р. М., 8 класс, обучение по СИПР

2020-2021 уч.год

Разработчик программы: Куложенкова М.К.          

                                                               

2020 год

  1. Пояснительная записка

С учетом индивидуальных особенностей обучения и состояния здоровья, программа разработана на основе АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 и другими нарушениями в развитии.

общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

В соответствии с АООП для детей с интеллектуальными нарушениями предполагается формирование у обучающихся со сложными нарушениями в развитии жизненной компетенции, целенаправленное формирование речи (в письменной и устной формах), коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта.

В основу разработки рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающегося по ИУП, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающемуся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающегося определяется характером организации доступной ему деятельности (предметно-практической и учебной).

Программа по биологии продолжает курс «Природоведение», при изучении которого учащиеся получают элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся  чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам  выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы  предусматривает также решение следующих основных задач:

― овладение обучающимся учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

― достижение планируемых результатов освоения учебной программы с учетом особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

― выявление и развитие возможностей и способностей обучающегося со сложными нарушениями в развитии через организацию разных видов деятельности.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

Выбор содержания программного материала обоснован индивидуальными особенностями обучающейся, имеющей помимо снижения слуха еще и другие нарушения в развитии. Это определяет и темп усвоения учебного материала, и особенности его усвоения и использования.  Форма обучения - на дому индивидуально с учителем.

Общается с помощью устной речи. Интерес к учебным занятиям на момент уроков присутствует не всегда: бывает не в настроении или неважно себя чувствует. Интересуется событиями, происходящими в окружающем мире только в пределах своих интересов. Выражает свое мнение не всегда объективно, иногда достаточно поверхностно. При формулировании своего мнения или развернутого высказывания нередко требуется помощь учителя или родителей. Зависит от окружающих; требуются постоянное сопровождение и контроль в связи с особенностями здоровья. Внимание недостаточно устойчивое. Объем памяти не соответствует возрасту. Работоспособность зависит от состояния здоровья. Объем внимания увеличился, может заниматься 30-35 мин., без перерыва, не отвлекаясь, но при условии хорошего физического самочувствия. Темп обучения неравномерный. Периодически плохое самочувствие, быстрая утомляемость, медленный темп усвоения и закрепления учебного материала. Трудно концентрируется на уроке; иногда бывает не в состоянии работать продуктивно, становится вялой, безучастной, занимается механически. Несмотря на сформированный уровень устной речи понимание слов требует постоянной проработки. Темп обучения невысокий, так как требуется время на осмысление учебного материала, предъявление его в небольшом объеме, многократная проработка и повторение изученного.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

В ходе обучения предполагается знакомство с учебным предметом, усвоение начальных сведений по биологии, а также изучение раздела «Животные» на доступном уровне.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).

 

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание» учебного плана для обучающегося в 8 классе по СИПР.

Общее количество часов в неделю – 2. В году всего 68 учебных часов.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты включают овладение обучающимся социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов ориентирована на оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Предметные результаты связаны с овладением обучающимся содержанием предметной области и характеризуют достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, уважительно и бережно относиться к другим людям и результатам их деятельности; активно включаться в максимально доступную социальную деятельность.

Коммуникативные учебные действия заключаются в умении вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды общения для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия формируют умения принимать и сохранять цели и задачи поставленных задач, осуществлять поиск средств их решения; осознанно использовать разные виды инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формировать готовность к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия предполагают формирование умений дифференцированно воспринимать окружающий мир, использовать доступные логические операции на наглядном материале в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

V. Содержание учебного предмета, курса.

Животные.

Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные.  Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.

Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы. Морские рыбы. Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Польза земноводных и их охрана.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития). Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов. Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Млекопитающие животные. Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком). Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные.

Сельскохозяйственные животные. Домашние питомцы.

VI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения).

З.А.Клепинина.  Животные. 8 класс. Учебник для ОО, реализующих АООП. ФГОС ОВЗ, Москва, Просвещение, 2018.

Рабочая тетрадь к учебнику.

VII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

В зависимости от самочувствия обучающейся и индивидуальных особенностей обучения:

- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

- выполнение совместно с учителем некоторых доступных практических работ;

- описание особенностей состояния своего организма;  

- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Система оценки планируемых результатов соответствует системе оценки АООП ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 и выставляется по пятибалльной шкале.

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...