Статья "Адаптация обучающихся школы-интерната при переходе из начальной школы в среднюю"
статья

Приймак Светлана Константиновна

В статье рассматриваются причины возникновения трудностей в период перехода с обучения в младшей школе в среднюю в условиях школы-интерната, выявляются факторы, способствующие безболезненной адаптации младших школьников и предлагаются механизмы сопровождения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для научного сборника33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация обучающихся специальной школы-интерната при

переходе из начальной школы в среднюю

ПРИЙМАК С.К. – воспитатель высшей категории ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат»; ул.Фрунзе 29, кв.6,  г.Бахчисарай; тел.: +7 (978) 757-18-97;                                                     e-mail: svetaprima@mail.ru 

РЕФАТОВА Л.Ш. - воспитатель высшей категории, руководитель МО воспитателей ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат»; ул.Мальцева 11/9, г.Бахчисарай;                                  тел.: +7 (978) 701-34-32; e-mail: Lrefatova@gmail.com 

Аннотация: в статье рассматриваются причины возникновения трудностей в период перехода с обучения в младшей школе в среднюю в условиях школы-интерната, выявляются факторы, способствующие безболезненной адаптации младших школьников и предлагаются механизмы сопровождения обучающихся.

Ключевые слова: адаптация, сопровождение, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

В начале обучения в пятом классе для школьников коррекционных заведений, как и для обучающихся общеобразовательных школ наступает этап адаптации, который представляет большую проблему для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку они очень трудно приспосабливаются к новым условиям жизни и восприятия возрастающего объёма знаний. Этот период для них в некотором смысле аналогичен начальному периоду пребывания в первом классе: повышается тревожность, снижается работоспособность, у некоторых наблюдается неорганизованность, забывчивость.

Заболевания детей, носящие психомоторный характер, часто связаны с адаптационным периодом. Отметим некоторые факторы, вызывающие затруднение адаптации детей к средней школе:

- отсутствие унификации требований разных педагогов и их рассогласованность;

- не обращение внимания учителями на различия между пятиклассниками и другими обучающимися средней школы, предъявление ко всем одинаковым требованиям;

не учитывание педагогами того факта, что ребёнку на этом этапе обучения необходимо на каждом уроке приспосабливаться к определённому темпу, характерному для вновь появившихся в их жизни учителей, стилю преподавания, особенностям их речи [4].

Всё выше перечисленное показывает, что вопросы приспособления к обучению в основном звене средней школы представляют актуальную теоретическую и очень сложную практическую проблему. По мнению авторов, основа проблемы адаптации исследуемой возрастной категории школьников к обучению в средней школе состоит в привычке к самоконтролю.

В Бахчисарайской специальной школе-интернате в силу немногочисленности обучаемых и наличия условий, приближённых к домашним (дети постоянно пребывают в учебном заведении, знают в лицо практически всех педагогов) условия адаптации при переходе в среднее звено более комфортны. Даже при этом существует ряд трудностей, возникающих не только у детей, но и у специалистов школы, которые требуют совместного обсуждения и решения.

В связи с поступлением на обучение детей с множественными нарушениями интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы и требованиями ФГОС особую значимость приобретают психолого-педагогические консилиумы на этапе завершения обучения в 4 классе. Учителями начальных классов даются необходимые рекомендации относительно каждого ребёнка педагогам-приемникам, учитывающие выводы школьной психолого-медико-педагогической комиссии, результаты обучения и коррекции, личностные характерологические особенности.

Успешность адаптации учеников к обучению в пятом классе зависит от качества реализации преемственности связей. В Бахчисарайской коррекционной школе учителя-предметники и классный руководитель знакомы с детьми, которых будут обучать и воспитывать в последствии, частично знают их потребности в образовании, возможности, личностные качества, интересы. Однако и в этих условиях, пятиклассникам всё же сложно адаптироваться к новым условиям обучения, причинами чего, являются:

- рост объёма учебной нагрузки из-за появления новых дисциплин;

-новые, к тому же различные требования отдельных учителей в зависимости от преподаваемого предмета;

-возрастание информации, которую нужно осознанно осваивать;

-дискомфорт, связанный с появлением в жизни обучающихся новых учителей вместо одного;

-трудности, вызванные сменой условий обучения;

- психологический дискомфорт – как следствие предыдущих факторов;

- страх неуспешности на фоне имеющихся индивидуальных особенностей.

В интернате в течение первой четверти классному руководителю и воспитателям нужно каждое утро начинать с алгоритма элементарных действий: проверки правильности обувания, одевания школьной формы, наличия учебников, тетрадей, ручек, карандашей - учебных принадлежностей, анализа важных для детей ситуаций, как в семье – ведь родителей нет рядом. Задача педагога - помогать, требовать партнёрского участия в этих несложных действиях, контролировать качество их выполнения. Если эти элементарные требования осуществляются в системе всеми педагогами, то у обучающихся повышается мотивация к успешному обучению, растёт самооценка, уверенность в своих действиях и силах, снижается уровень тревожности, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Расстройство адаптации проявляется в различных формах - в форме активного протеста (АП) - враждебности или пассивного протеста (ПП) - игнорирования, фрустрации и неуверенности в себе и влияет на всю деятельность ребенка в школе. 

В период реакции АП, ребенок нарушает дисциплину на уроке, не послушен, на перемене вступает в конфликт с одноклассниками, нарушая их игровую деятельность, в следствии чего дети отвергают его. В эмоциональной сфере педагоги фиксируют вспышки раздражения, гнева - отсюда их нарекания на поведение отдельных учащихся, которые открыто демонстрируют свое пренебрежение школьными требованиями, протест, раздражение в отношении некоторых предметов, в основном, новых для них, неудовлетворенность педагогами.

При реакции ПП ребенок редко стремится к ответу на уроке, формально выполняет требования преподавателя, не вдумываясь в смысл того, что делает, на перемене пассивен, предпочитает пребывать в одиночестве, не проявляя интереса к играм одноклассников, у него в основе поведения – страхи и подавленное настроение.

При реакции тревожности и неуверенности возникают симптомы, требующие вмешательства узких специалистов. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.) [1].

Высокий уровень тревожности, взволнованность, страхи, негативные состояния и эмоции, наблюдаемые у обучающихся пятых классов на адаптационном этапе, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное влияние на их соматическое здоровье, следствием чего является появление психосоматических признаков дезадаптации.

Квалифицированную помощь в приспосабливаемости учащихся среднего звена к новым условиям учебного процесса могут оказать сопровождающие его специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, логопед, педагог дополнительного образования [2].

Работа школьных специалистов осуществляется через реализацию коррекционно-развивающих программ групповой и индивидуальной работы и направлена на осуществление психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказание своевременной помощи учащимся в обеспечении социальной защиты, реабилитации и адаптации. Преодоление и ослабление имеющихся у обучаемых проблем в психоэмоциональном состоянии проводится в системе не только узкими специалистами, но и на основе их рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.

В рамках адаптации при переходе в среднее звено для детей действует программа «Я - пятиклассник». Коррекционные занятия строятся в соответствии с диагнозами и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а также по итогам скринингового обследования в образовательном учреждении. Коррекционные занятия направлены на исправление нарушений развития, помогают обучающимся преодолеть страх общения, подкрепляют веру в себя, выводят личность ребёнка в режим саморазвития.

Среди учащихся 5 класса специалистами школы проведено исследование уровня готовности к обучению в среднем школьном звене. Данные диагностики отражают тот факт, что коммуникативная готовность преобладает над личностной и мотивационной. Преобладает низкий уровень мотивации. Также проведено исследование уровня тревожности среди учащихся среднего звена.

Путём длительных наблюдений и сопоставлений для эффективного сопровождения обучаемых при переходе из младшего звена в среднее разработаны рекомендации для всех участников образовательного процесса:

- соблюдение принципа безграничной веры в ребенка;

- работа в направлении достижения положительного результата - «от успеха к успеху» (уровень сложности предлагаемых педагогом заданий должен соответствовать уровню возможностей ребенка);

- создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

- принятие ребёнка таким, какой он есть;

- строгое соблюдение определённого режима и ритма жизни ребёнка;

- развитие педагогами способности улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте;

- обеспечение комфортной обстановки для общения и обучения;

- умение вовремя избегать переутомления ребёнка;

- педагогам придерживаться принципа - не отчаиваться в сложных ситуациях, поскольку всегда есть специалисты, которые готовы прийти на помощь.

Януш Корчак в книге «Как любить ребёнка» пишет: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»[5].

Успешность ребёнка в интернате зависит, прежде всего, от состояния психологического комфорта, от сложившихся отношений ребёнка с преподавателями и одноклассниками, от умения адекватно реагировать на задания учителя, правильно их выполнять.

Итак, на наш взгляд, не столь важен конкретный диагноз, который поставлен ребёнку врачами, важнее вера взрослых в колоссальные потенциальные возможности растущего детского организма и знания о содержании и технологиях коррекционно-педагогической работы с ребёнком, которую нужно начинать как можно раньше [3].

Литература

1.особенностями      Быков А.тяжёлымиК.на   Психолого -и педагогический развивающиеся практикум. 2006. - Электронный ресурс. – Режим доступа:  условиях http://коррекции lawbooks.возможностями news/news pedagogika_920_921/учится psihologo-условие pedagogicheskiy-ли praktikum.и html

2. проведении         Егорова он Т.невообразимые В. наладить Социальная долгосрочных интеграция и детей долгосрочных с дефектологи ограниченными ли возможностями / детьми                   Т.детейВ. ИзложенЕгорова – возможностями Балашов: учится Николаев, 2002. – 80 с с.

3. основному                     Екжанова особенностями У.таких   А. Не Технологии успеха на старте школьного обучения [Текст] : руководство для психологов / Е. А. Екжанова, О. А. Фроликова. - Москва : Крылья, 2012. - 388 с.

4. news              Ростовых способов Е. в И. развитии Психические дети особенности собой детей собой с долгосрочных ограниченными занял возможностями мальчика здоровья. коммуникативной Научная реализации работа. – мира Электронный врагом ресурс. – коррекции Режим коммуникативной доступа: ли http: //невообразимые www. интерната scienceforum. Лубовский ru/2013/165/

5. Корчак Януш. Как любить ребенка. Издательство "Книга", 1980. – 63 с.