Коррекционно- развивающее занятие «Все о зиме»
методическая разработка

для учащихся начальных класов коррекционной школы 8 вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_o_zime_ispravleno.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Коррекционно- развивающее занятие

«Все о зиме»

Разработала и провела: Поликарпова Е.И.

Р.п. Благовещенка

2020 год

Тема: «Все о зиме»

Цели:

-закрепление знаний детей об изменениях в природе в окружающей их природе с приходом зимы;

-воспитание любви к природе;

-коррекция слухового и зрительного внимания и памяти.

1.Организационный момент.

Задача: эмоциональный настрой учащихся на занятие.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Дети приветствуют гостей.

 Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня на нашем занятие присутствуют гости, поприветствуйте их и больше не отвлекайтесь.

 Тихо сели,

Головами повертели,

К друг другу повернулись, Улыбнулись.

К гостям тоже повернулись,

Улыбнулись. Отвернулись.

Начинаем мы занятие

2.Введение в тему.

Задача:

  • активизировать знания детей, заинтересовать темой занятия.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Предполагаемые ответы детей:

  • Это зима.

Предполагаемые ответы детей:

  • О зиме.
  • Читают название темы на слайде
  • Предполагаемые ответы детей:

  • Это месяцы.
  • Декабрь, Январь, Февраль.

Предполагаемые ответы:

Декабрь

Январь

Февраль

- Наше занятие сегодня необычное. Сейчас мы с вами будем читать книгу.

- Каждая книга имеет своё название, посмотрите как называется наша книга? Вы знаете? Я нет. Так вот  как она называется , вы узнаете, отгадав загадку.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.

А, кто же это?

 3иму любят все, поэтому и называют ее ласково зимушкой.  А как вы думаете о чем написано в этой книге?  И сегодня мы, листая странички, будем знакомиться с зимой и ее чудесами, отгадывать загадки, играть в зимние игры, конечно же, узнаем много нового. У зимы есть три сына, три месяца, как они называются?

Зимние месяцы очень похожи. В декабре замерзают реки и озера. В январе выпадает много снега. В феврале холодно дуют сильные метели, но солнце светит дольше. Дни становятся длиннее.

-Ребята ответьте на вопрос

1 Какой месяц год кончает, зиму начинает; ноябрь, декабрь, март?

2 Какой месяц году начало, зиме - середина; октябрь, январь, декабрь

3 Какой месяц лютый, спрашивает, как обуты; декабрь, ноябрь, февраль

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

3.Раскрытие темы.

Задача:

  • Закрепить и уточнить знания учащихся о зиме.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Дети читают название рассказа

Предполагаемый ответ: о погоде зимой.

Предполагаемый ответ: серое

Солнце не светит

На улице холодно

Мороз не очень сильный

Ветер холодный

Дети рассматривают картинки и выбирают нужные

 Предполагаемые ответы: одинаковых снежинок нет

Дети давят соль ложкой

Предполагаемый ответ: хруст

Дети читают название 2 рассказа.

Предполагаемые ответы:

нет

Дети слушают запись звуков зимнего леса

Предполагаемые ответы:

Под снегом.

Они сбрасывают листву

Они остаются зеленые.

Они бы сломались.

Дети читают название 3 рассказа

Предполагаемый ответ:

Есть, но очень мало.

Нет

Предполагаемый ответ:

 Нет

Дети отгадывают загадки и

показывают карточки с правильными ответами

Дети запоминают птиц и при смене слайда называют птицу, которой не стало

Дети читают название 4 рассказа

Дети раскладывают картинки и выбирают лишние

Предполагаемые ответы:

Поросенок, конь, корова, коза, кошка, собака.

Это домашние животные.

Остались дикие животные

Домашним легче.

За ними ухаживает человек, он их кормит, защищает, делает для них сараи

Дети рассказывают как зимуют животные

Предполагаемые ответы:

4

2

Сидят на ветке

За мышкой

Есть 2

Дети хлопают в ладоши, когда слышат слово, которое ассоциируется с понятием «Зима» и топают ногами если это не зимнее слово.

Дети читают название рассказа.

Предполагаемые ответы: шорты, брюки, шапка, шуба, футболка.

Одежда.

 Одежда помогает согреться, быть красивым

Зимой.потому что холодно.

Зимняя.

Дети добавляют нужное по смыслу слово.

Дети отгадывают загадки

У каждого ребенка определенный набор букв из которых они складывают слова

Давайте же и мы полистаем, почитаем свою книгу.  

1 рассказ «Прогноз погоды»

- Перед нами 1 рассказ нашей книги. Прочитайте его название. Называется он - _________

- Как вы думаете, что мы узнаем, читая этот рассказ?

- Посмотрите в окно. Давайте расскажем, какая погода за окном?

- Какое небо?

- Светит ли солнце?

- Что можно сказать о температуре воздуха?

- Сильный, ли мороз?

- Какой ветер?

- Давайте представим себе, что вы исследователи, а это значит, что вам надо внимательно рассмотреть картинки, подумать и выбрать те, которые относятся к зиме.  Почему вы так считаете?

А как вы догадались, что именно на этих картинках изображена зима? Какие приметы зимы отчётливо видны на этих картинках?

- Какие наблюдательные, молодцы!

- Смотрите пошел снег, настоящий снегопад.

- Что же такое снег?

Снежинки – это замёрзший дождь. Высоко над землёй, где царит холод, вода превращается в крохотные льдинки. Появляется удивительно красивая звёздочка. Чем тише морозная погода, тем красивее падают на землю снежинки. Рассмотрите снежинки и найдите 2 одинаковые. Вы их видите? А как вы думаете есть ли вообще одинаковые снежинки

Лаборатория зимы

А сейчас мы отправимся с вами в зимнюю лабораторию, проведем небольшое исследование. У вас на столах есть блюдца с солью и ложки, нужно сказать, что снег состоит из кристаллов и соль тоже состоит из кристаллов, попробуйте надавить на соль и потереть ее ложкой. Что вы слышите?  Это ломаются кристаллики соли, так и снежинки от тяжести нашего тела ломаются и хрустят.

  • Итак, 1 рассказ мы прочитали и читаем второй
  • Прочитайте как называется 2 рассказ

- Второй рассказ нашей книги называется «Растения зимой»

Представьте, что мы пришли с вами в лес. Поглядите кругом, как в лесу таинственно и очень красиво. Лес зимой тоже живой. Природа застыла , а волшебница зима поет ей песню. Вы когда-нибудь слышали песню зимы?

- Закройте сейчас глаза, прислушайтесь к зимним лесным звукам, а когда закончиться мелодия, расскажите, что вы услышали.

- Где же зимуют растения?

- Как зимуют травы?

- Как зимуют лиственные деревья?

-  Посмотрите на ель, кедр, сосну, изменяются ли они с приходом зимы?

- Как вы думаете, что могло бы произойти с деревьями, если бы они не сбросили листву?

-Прочитайте название 3 рассказа из нашей книги - «Птицы зимой»

- А лес стоит загадочный, а лес стоит таинственный.

Безмолвна тишина. Зверушек и пичужек всех спрятала зима.

деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом.

- А есть ли зимой ягоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?

- Можно ли увидеть зимой насекомых?  

- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям птицам стало холодно и голодно.

  • Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм?
  • Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края.
  • Ребята, а как же птицы переносят морозы?
  • Оказывается, они готовятся к зиме!

Птицы к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее оперение.

В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. Им так теплее.  А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли.

-Давайте же вспомним название зимующих птиц. Вспомнить их нам помогут загадки. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать, находя ответы в классе.

Краской сероватая, походкой мешковатая,

Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.  Ворона.

Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее... Сорока.

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. Дятел. 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крошки собирает.  Воробей

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.  Синица

С первым снегом прилетает,

Красной грудкой щеголяет.       Снегирь

Он воркует так поет

Зерна семечки клюет

Не клюет червей и мух

А одет в перо и пух    голубь

Игра на внимание «Какой птицы не стало»

Посмотрите на экран, какие здесь птицы запомните я их буду убирать, а вы говорить какой не стало

4 рассказ книги «Звери зимой»

Игра «Кто лишний»

- А хорошо ли вы знаете животных?

У вас на столе лежат по 3 карточки с изображением животных, найдите лишнюю картинку. Объясните, почему.

Овца, медведь, волк.

Лошадь, белка, лиса.

Коза, лиса, заяц.

Свинья, лось, волк.

Корова, лиса, белка.

Медведь, еж, кролик.

Предметные картинки с изображением животных, которые дети выбрали «лишними» выставляются на экране

  • Назовите этих животных.
  • Можно ли этих животных назвать одним словом?
  • -А какие остались?
  • А каким животным зимовать легче?
  • Почему?

Ребята, давайте вспомним, как звери готовятся к зиме. Я буду показывать карточку с животным, а вы говорить как он готовится к зиме.

Рассматривание иллюстрации «Звери зимой»

Дети составляют предложения по содержанию картины. Затем иллюстрация убирается, и дети по памяти отвечают на вопросы.

- Сколько животных изображено на картине?

- Сколько птиц?

- Что делали снегири?

- За кем охотилась лиса?

-Есть ли деревья?

 - Мы продолжим занятие после небольшой разминки.

 Упражнение «Поймай зимнее слово»

Воспитатель называет различные слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат слово, которое ассоциируется с понятием «Зима» и топают ногами если это не зимнее слово.

Снег, радуга, бабочка, мороз, снежинка, ветер, Дед Мороз, солнце, дождь, метель, зайчик, лед, санки, море, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, роса и т.д.

4 Рассказ-« Люди зимой»

 - Любит  наш народ зиму-зимушку. И на санках можно покататься, в снежки поиграть, и" скользить по гладкому льду на коньках, полюбоваться картинами природы, совершая прогулку на лыжах. Но о зиме нужно многое знать, чтобы не замерзнуть. Посмотрите внимательно на экран.

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

- Назовите предметы, изображённые на рисунке.

-Как назвать одним словом?

 -А для чего нужна одежда?

- Какое время года надеваем шубу, шапки? Почему?

- Как называется одежда, которую мы носим зимой?

- Какую зимнюю одежду ты знаете?

.

-А что еще необходимо человеку зимой, чтобы не замерзнуть?

- Зимняя одежда - это свитер, тёплый джемпер, шерстяное платье, рубашка,
кофта, рейтузы, тёплые брюки, шуба, меховая куртка. На ноги зимой мы
надеваем валенки, зимние сапоги, шерстяные носки. Головные уборы – это тёплые вязаные шапки, меховые шапки, пуховые платки. Чтобы не замерзли руки, надеваем варежки, перчатки.

- Кто скажет, чем занимаются люди зимой?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- Зима приносит нам много игр и развлечений.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Опускается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Загадки

  • Зима - прекрасное время года для укрепления организма и занятий зимними видами спорта
  • Давайте попробуем отгадать загадки о зимних развлечениях.

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» —

Значит, там игра...  Хоккей

Я бегу на них зимой,

Две дорожки вслед за мной

В горку тихо поднимаюсь,

Вниз стремительно спускаюсь.

Палки по бокам "летят",

Если надо ,тормозят. (Лыжи)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики?            (Коньки)

Они сами едут с горки,

А на горку не хотят.

То их тянут за веревку,

То они везут ребят.          (Санки)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили

Ледяной водой облили.        (Ледяная горка)

Круглый маленький комочек я из снега соберу,

Брошу в друга, брошу в брата,

Мы играем, все в снегу.           (Снежки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой.

Кто я такой?               (Снеговик)

- А ребятам предлагаю игру « Зимний наборщик»

- Я показываю определённый набор букв, а вы из них должны составить слово. (амзи-зима, кинса- санки, каёл-ёлка, ромзо- мороз, дохол- холод, кенжос- снежок)

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

 

Слайд16

Слайд17

Слайд18

Слайд19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23- 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд42

 4.Итог занятия. Рефлексия.

Задача:

  • Подвести итоги занятия;
  • Развивать способности к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности одноклассников;

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Дети, если согласны с выражением, хлопают в ладоши, если нет, отрицательно кивают головой

Дети прикрепляют к доске свои снежинки. Отвечают, почему изменилось настроение.

- Вот и закончились задания . Занятие закончено, книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю игру «Верно или неверно». Если верно, то хлопните в ладоши, если нет, то отрицательно кивайте головой.

  1. Мы сегодня говорили о зиме. (+)
  2. У зимы 3 месяца (+)
  3. Декабрь-последний месяц зимы. (-)
  4. Декабрь приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (-)

  1. Поле белым-белым стало,

Падает пушистый снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.(+)

  1. Снегири зимой ловят мошек и мух. (-)
  2. В зимой бывает дождь и слякоть. (-)

Дети посмотрите на доске у на с прикреплен снеговик. Ему одному скучно. Давайте же закончим картину снегопадом:

- Кому было интересно- прикрепляют белые снежинки на картинку,

-кто сделал для себя открытие, узнал, что-то новое- голубую снежинку,

-Кто испытывал затруднения при выполнении заданий зимы - жёлтую

снежинку.

Слайд 43

Слайд44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Животный мир зимой"

Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для воспитанника среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-диффе...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Зима. Новогодний праздник»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи «Зима. Новогодний праздник»...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет)  компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Тема «Зимующие птицы».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Тема «Зимующие птицы»....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З."

Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З." (для детей 5-7 лет)...

Коррекционно – развивающее занятие с обучающимися с легкой умственной отсталостью 2 А класса. «Развитие познавательных базовых учебных действий на материале темы «Время года зима»»

Представлены разнообразные задания для развития познавательных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Данные задания можно использовать на уроках "Математика"...

коррекционно-развивающее занятие " Покормите птиц зимой"

Коррекционно-развивающее занятие " Покормите птиц зимой"...