Урок психологии для старшеклассников «Конфликты в нашей жизни».
классный час

Сигорских Марина Анатольевна

Данный урок направлен на формирование  навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_psikhologii_dlya_starsheklassnikov.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок психологии  для старшеклассников.

Тема «Конфликты в нашей жизни».


Цель: формирование  навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи:
• познакомить  с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов;
• рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
• познакомить  с методами выхода из конфликтной ситуации;
• вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу;
• побуждать  к сотрудничеству, взаимопониманию;
• развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, мультфильм “Конфликт ”; презентация.

Методы: проблемно-эвристический, дискуссионный.

Эпиграф: Те, кто не может варить суп, заваривают кашу.
В. Домиль.

1. Орг. момент.
2. Обсуждение эпиграфа.
Вопросы для беседы:
• Какое отношение имеет данное высказывание к теме нашего занятия?
• в чём заключается смысл этого высказывания?
• приходилось ли вам “заваривать кашу?
• делали ли вы что-то такое, что потом еле-еле распутывали?
• приходилось ли вам привлекать к разрешению конфликтной ситуации взрослых?
• попадали ли вы в трудное положение, из которого не могли найти выхода?
• была ли ситуация, когда “заваривали кашу” вы, а исправлять пришлось другим?

ВЫВОД:
– те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации;
– кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других;
– если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

3. Введение в тему.
Что такое конфликт?
На листочках напишите слова, с которыми ассоциируется у вас  данное понятие.

Затем все листочки крепятся на магнитную доску и вместе с педагогом проходит обсуждение.

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
– Ссора, драка, размолвка, недопонимание, нежелание понять, отстаивание своего права, разногласие, страх, враждебность, ненависть, столкновение, противоречие, агрессия, проблема, нападение, отстаивание, трудность, недружелюбие, сложная ситуация.


4. Основная часть.  Мини-лекция.
1) Знакомство с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация».

Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
А можно ли жить без конфликтов?

2) Виды конфликтов. 
1.
Внутренний конфликт или внутриличностный.
Его можно назвать – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
2.
Межличностный конфликт.
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Очень распространенный среди конфликтов –
неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки.
Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
3.
Межгрупповой конфликт.
4.
Политический конфликт.

3) Просмотр и обсуждение мультфильма «Конфликт».
Вопросы для беседы.
– о чём этот мультфильм?
– может ли обычный конфликт дорасти до вооружённого?
– с какими событиями из жизни нашей страны можно связать этот м/ф?

4) Беседа о причинах и вреде конфликтов.
Конфликты возникали по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Как вы думаете, какие же бывают причины конфликтов?
Причины конфликтов:
• несовпадение целей и желаний;
• неуважение к другим людям;
• неумение общаться;
• разница чувств и состояний;
• незнания правил и норм поведения, законов.
В чём же вред конфликтов? Во-первых, от конфликта страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

5) Практическая работа.
Участники  делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается выработать свой проект по методам выхода из конфликта. На работу в группе отводится 5-7 минут. Затем каждая группа выступает с защитой своего проекта.

Методы выхода из конфликта:
-  найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;
-  найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
- найти компромисс спорного вопроса;
-  подчиниться, принять правила или точку зрения противника;
-  понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры.

6) Способы предупреждения конфликтов.
Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных.
Первый способ предупреждения конфликта – это
мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется
“конструктивное предложение”. Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации

МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ – Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте намекнуть ему на это.

КОНСТРУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ -  А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

7) ТЕСТ «Конфликтный ли я человек?»

Ребята, постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определённый стиль поведения.

Если вы ведёте себя подобным образом:

▪ часто – 3 балла;               ▪ от случая к случаю – 2 балла;              ▪ редко – 1 балл.

Как вы обычно ведёте себя в споре или конфликтной ситуации?

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего всё началось.

13. Немножко уступаю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить всё в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А» – сумма баллов под № 1, 6, 11.

Тип «Б» – сумма баллов под № 2, 7, 12.

Тип «В» – сумма баллов под № 3, 8, 11.

Тип «Г» – сумма баллов под № 4, 9, 14.

Тип «Д» – сумма баллов под № 5, 10, 15.

Теперь подсчитайте баллы под конкретными номерами. Если вы набрали больше всего баллов под буквами.

«А» – это «жёсткий» тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своём, защищая свою позицию. Вы во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который «всегда прав».

«Б» – это «демократический» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда предлагаете альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» – это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» – это «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой.

«Д» – это «уходящий» стиль. Ваше кредо – вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Итак, данный тест показал каждому из вас степень вашей конфликтности. И кто-то может порадоваться за себя, за свой лёгкий характер. А кому-то надо над собой трудиться.

5. Заключительная часть.
 Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Памятка для подростков (выдает психолог).
Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуя, чаще улыбайтесь.
Будьте справедливы и терпимы к людям.
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
Умейте вовремя остановиться!


Рефлексия.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение? Поднимите руку, кто согласен с первым утверждением? Вторым? Третьим?
1 - Интересно, полезно.
2 - Сложно, не интересно.
3 - Бесполезно, безразлично.


Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова.   “Гляжу свысока на обиду, теряю обиду из виду”.
Спасибо за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конфликты в нашей жизни"

Дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни".

Данный урок поможет учащимся  актуализации представлений  о конфликтах, их структуре, видах и причинах;создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрица...

Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни" (10-й класс)

Сегодня конфликтные отношения постоянно возникают во всех сферах человеческой деятельности и порождают массу различных последствий. Причем не всегда эти последствия абсолютно негативны. Часто возникно...

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни".

Открытый урок в 9 классе на тему:"Психология конфликта в нашей жизни"....