"Конфликты в нашей жизни"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Балакина Светлана Владимировна

Дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_nashey_zhizni.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты в нашей жизни

(дискуссия)

Цель:

Образовательная – учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт», познакомиться с правилами предупреждения конфликтов;

Развивающая – развитие умений нравственного самоанализа , самопознания, учить логически строить рассуждения, делать выводы;

Воспитательная – развитие таких качеств, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

1 фаза Вызов:

Все мы постоянно общаемся  - дома, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми. Большое количество контактов,  в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих сохранять свое личное достоинство и достоинство другого человека.

Анализ результатов анкеты, проведенной предварительно:

Возможно ли прожить без конфликтов?  

Нет – 21 человек;

Да – 2 человека;

Затрудняюсь ответить – 2 человека.

Я боюсь конфликтов…

Да – 5 человек;

Нет – 20 человек.

Обсуждение.

Что такое конфликт?

(столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор)

Какие ассоциации вызывает это слово?

(ссора, спор, драка, слезы, крик и т.д.)

2 фаза Осмысление

Развитие конфликтной ситуации

Составление схемы по материалам учебника.

Обсуждение: Какой путь наиболее приемлем?

Как конфликт влияет на человека?

М.Зощенко «Валя»

Почему разразился конфликт? Была ли реальная причина для гнева героини рассказа?

Это конфликт простой (на основе неуступчивого психического самочувствия одного из  партнеров). Нет объекта столкновения, нет противоречия между интересами. Пустых конфликтов очень много в нашей жизни. Часто мы не конфликтуем, а скандалим. Нужно учиться быть терпимее друг к другу.

Рассказ-притча о древнегреческом баснописце Эзопе.

Объясните смысл притчи. Как мы используем силу слова? Всегда ли задумываемся над тем, что говорим и кому?

Какое воздействие оказывает слово на человека?

Вадим Шефнер

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Человек – это личность, умеющая разбираться не только в себе самом, в своих желаниях, поступках, но и умеющая понять окружающих людей, учитывая их интересы.

Прежде чем совершить что-то, он должен предвидеть последствия путем анализа событий.

Сейчас мы попытаемся проанализировать действия героев рассказа.

Чехов «С женой поссорился» 

В чем причина конфликта? Как будут развиваться события? Как должны повести себя герои, чтобы сгладить конфликт?

Кто, на ваш взгляд, повел себя более мудро в данной ситуации?  

Смотрите, как незаметно ушел конфликт, уступив место нежности и доброму отношению к близкому человеку. Проявление ласки снимает психологическое напряжение, дает возможность страстям немного улечься.

Но вернемся к Чехову и посмотрим, чем заканчивается история…

Как вы думаете, почему именно так автор закончил свой рассказ? (т.е. мы не знаем, чем же закончится эта история?).  О чем он нас заставляет задуматься?

Очень важно уметь прогнозировать будущие отношения с другим при выборе способа разрешения конфликта. Если каждая сторона будет упорно отстаивать свои интересы, не желая видеть интересы другого, в этом случае конфликт не будет разрешен, и отношения могут быть прерваны или зайти в тупик.

«Белая ворона» белые вороны, которых всегда рождается 1 – 2 на 1000 черных, не доживают до возраста взрослой особи, потому что их заклевывают сразу, как становится ясно, что они не похожи на всех. То же самое происходит с чайкой, выкрашенной в черный или зеленый цвет и выпущенной в стаю.

Встречаются ли «белые вороны» среди людей? Кого так называют? Судьба вороны –альбиноса печальна, что в аналогичных случаях может происходить у людей?

 Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше. Он – другой. Нужно быть терпимым по отношению к людям, которые нас окружают. Прежде, чем осудить другого человека, надо попробовать разобраться, что он чувствует, выслушать аргументы.

3 фаза Рефлексия.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» - красный, «Нет» - черный;  «Еще сомневаюсь» - синий.

Сегодня я понял, что…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...

познавательное занятие "Конфликты в нашей жизни"

Научиться разрешать конфликты мирным путем очень важно для подростков, уметь находить простые способы разрешения вы найдете в данном занятии....

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...