Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»
методическая разработка

Матюшинець Людмила Валерьевна

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процедуру кохлеарного имплантирования. Представленные игры рекомендуется использовать, учитывая структуру дефекта, уровень сформированности психологической базы и слухоречевого развития детей. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом  индивидуальных особенностей детей. Также в процессе игр можно применять аудиозаписи голосов домашних животных, ИКТ, мультимедийные презентации со звуком, пособие «Слушать интересно». Например, обучающимся на начальном этапе коррекционной работы, детям со сложной структурой дефекта, низким уровнем речевого развития требуется большее участие педагога и большее количество прослушиваний голосов домашних животных и птиц, показ образца, использование табличек, поэтапные доступные инструкции и т.п. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Методическая разработка

 «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха  через использование дидактических игр

по теме «Домашние животные»

учитель-дефектолог

 Матюшинець Л.В

 Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно-образовательного учреждения. Снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Система работы по развитию слухового восприятия, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух не только речи, но и неречевых звучаний.  Данная тема особенно актуальна  в организации коррекционной работы  как с детьми  с нарушениями слуха, так  и с кохлеарноимплантированными детьми, т.к. прежде чем ребенок научится понимать речь, он учится понимать звуки, которые его окружают. Воспринимая такие звуки, мозг ребенка, со временем, учится анализировать и речевые звуки, используя этот опыт для развития речи.

Дидактические игры по различению неречевых звучаний помогут воспитанникам/обучающимся реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия не только для развития слуха, но и для их всестороннего развития в соответствии с требованиями ФГОС.

Мир звуков отличается огромным разнообразием. В нём можно выделить несколько групп звуков с общими признаками и принципами восприятия: голоса природы, различные шумы, музыкальные звуки.

Один из интересных и важных разделов работы по различению неречевых звучаний - «Обучение восприятию голосов домашних животных и птиц». Сначала мы проверяем имеющиеся у учащихся навыки восприятия голосов различных домашних птиц и животных с использованием слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов: с голоса учителя, с записи на электронных носителях. Целесообразно сначала прослушивать голоса домашних животных и птиц, которых дети встречают в быту (кошку, собаку, корову, курицу...). Хотя дошкольники и младшие школьники не всегда имеют социальный опыт контакта с домашними животными и птицами, так как являются городскими жителями. И, в крайнем случае, способны различить голоса таких домашних животных, как собака и кошка. Поэтому знакомство с голосами домашних животных и птиц происходит на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.  Сначала дети воспринимают голоса слухозрительно. После слухозрительного восприятия (с опорой на картинки, игрушки, таблички с речевым материалом), восприятие идёт на слух. Формируем навыки различения голосов животных и птиц в процессе дидактических игр «Кто в домике живёт?», «Кто пришёл к нам в гости?», «Чей это голос?», «Где звучит голос?» и др. - на определение направления звука.  При изучении данной темы широко используем наглядно-дидактический материал: предметные и сюжетные картинки, красочные иллюстрации, демонстрационный материал «Деревенский дворик», «Домашние животные и птицы: как говорят и что едят», аудиозаписи с голосами домашних и диких животных. Используя ИКТ в работе, учитель-дефектолог также знакомит детей со звуками, издаваемыми животными, учит различать эти звуки, примером тому является компьютерная игра «В мире звуков». Индивидуальные и групповые занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать не только зрение, но и слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийные презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Очень популярным стало пособие «Слушать интересно», направленное на тренировку навыка различения неречевых звуков, развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, мышления. Для детей данной категории эта игра - обучалка помогает познакомиться не только с голосами домашних животных и птиц, но и с различными звуками окружающего мира, помогает научиться концентрировать свой слух, вычленять определенный звук среди прочего шума, помогает объясниться неговорящему ребенку и понять, какая тема ему наиболее интересна, а какая требует допознаний. Навык различения голосов домашних животных формируется только после систематических прослушиваний с опорой на зрительные стимулы.

К работе по закреплению навыков восприятия неречевых звучаний мы также привлекаем родителей наших детей: проводим групповые или индивидуальные беседы, консультации, рекомендуем, на какие неречевые звучания следует обратить внимание во время прогулок, в каникулярное время, в домашней непринуждённой обстановке. Особенно это важно для родителей детей после операции кохлеарной имплантации, где родители – главные реабилитаторы. Обучение проходит в естественных ежедневных ситуациях - ребенку каждый день показывают, что он живет в мире разнообразных звуков,  которые постепенно становятся частью его поведения.

Цель методической разработки:

предложить учителям-дефектологам, воспитателям, молодым специалистам способы организации, формы, методы и виды работы над развитием слухового восприятия  на материале темы «Домашние животные»  в коррекционно-образовательном процессе детей с различными нарушениями слуха и речи.

Характеристика контингента воспитанников/обучающихся:   

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процедуру кохлеарного имплантирования.

Рекомендации к использованию игр:

Представленные игры рекомендуется использовать, учитывая структуру дефекта, уровень сформированности психологической базы и слухоречевого развития детей. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерный. Он может изменяться и дополняться с учетом  индивидуальных особенностей детей. Также в процессе игр можно применять аудиозаписи голосов домашних животных, ИКТ, мультимедийные презентации со звуком, пособие «Слушать интересно». Например, обучающимся на начальном этапе коррекционной работы, детям со сложной структурой дефекта, низким уровнем речевого развития требуется большее участие педагога и большее количество прослушиваний голосов домашних животных и птиц, показ образца, использование табличек, поэтапные доступные инструкции и т.п.

Картотека дидактических игр на развитие слухового восприятия

по теме «Домашние животные»

1. «Кто за дверью?»  "Кто там?"

Цель: учить прислушиваться к речевым (звукоподражания) и неречевым (голоса домашних животных и птиц) звукам, звукам с электронных носителей,  соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания.

Ожидаемые результаты: будут сформированы навыки прислушивания к речевым (звукоподражания) и неречевым звукам (голоса домашних животных с электронных носителей),  соотнесения их с предметами;  произнесения звукоподражаний, различения голосов животных.

Оборудование: игрушки (кошка, собака, петух, корова и т.д.)

Ход игры:  В игре участвуют двое взрослых (либо учитель+ученик): один находится за дверью, держит игрушку и падает сигнал. Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка.  Дети  повторяют: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные (каждый раз: кто-то один) и игра проводится также.

Словарь: будем играть, слушайте, привет, кошка (собака, петух, корова, лошадь и т.д.), мяу (ав-ав, пи-пи, му-му и т.д.).

Усложнение: По мере изучения звукоподражаний всех животных, можно предъявлять звуки с электронных носителей.

2. «Кошки»

Цель: учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Учить различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Ожидаемые результаты: Будут уметь определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Уметь различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).

Оборудование: две одинаковые игрушки - кошки (если игрушки не звучат, то нужны две пищалки с одинаковым звучанием); лучше взять две резиновые кошки, два домика большой и маленький.

Ход игры: Педагог говорит детям, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот кошка (демонстрирует первую игрушку), Кошка живет в большом доме. Кошка кричит громко: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». После этого педагог демонстрирует другую кошку и сажает ее в маленький дом, тихо говорит «мяу! мяу! мяу!» После показа и игры, просит детей повторить, как кричит одна и другая кошки. Когда дети правильно ответят, то просит детей отличить на слух различные по громкости звукоподражания.

Усложнение: по мере обучения детей знакомят с названиями «тихо», «громко»,  предъявляются звуки с электронных носителей.

Словарь: кошка, мяу-мяу-мяу, МЯУ-МЯУ-МЯУ, дом, большой, маленький, слушайте, тихо, громко.

3. «Кто пришел в гости?» " Кто это?"  "Кто там?"

Цель: учить соотносить звук с образом звучащей игрушки; учить показывать на картинке звучащую игрушку; Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Ожидаемые результаты: Будут уметь соотносить звук с образом звучащей игрушки; уметь показывать на картинке звучащую игрушку; уметь обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием);  будет развита устойчивость внимания.

Оборудование: настольная ширма, две (три…) игрушки: кошка, собака, поросенок, мышка; картинки с их изображением.

Ход игры: Педагог говорит детям: «Кто это пришел к нам в гости? Давайте послушаем и посмотрим. Мяу-мяу! Это кошка пришла». Выкладывает изображение кошки перед детьми. Аналогично обыгрываются остальные изображения игрушек. Необходимо проверить различают ли дети изображения; точно ли знают, кто изображен на картинке. Педагог задает наводящие вопросы: «Где кошка? Где собака? Где мышка?» После того, как взрослый приходит к убеждению, что дети не ошибаются, можно переходить к следующему этапу работы.

Педагог говорит: «Сейчас мы будем слушать. Послушайте, как мяукает кошка - мяу-мяу! Послушайте, как лает собака: ав-ав! Послушайте, как пищит мышка-пи-пи!». Дети повторят звукоподражания. Следует работа с настольно ширмой. Педагог прячет игрушки за ширмой, но перед детьми выкладываются изображения игрушек. За ширмой педагог произносит звукоподражания и дети показывают, кто кричал. На следующем этапе дети сами должны будут повторить звукоподражания по просьбе педагога.

Словарь: будем играть, слушайте, кошка, мяу-мяу, собака, ав-ав, мышка, пи-пи; Кто там? Кто это? Вот кошка, вот собака, вот мышка.

Усложнение: по мере обучения детей звуки  предъявляются с электронных носителей.

4. "Принеси игрушки"

Цель игры: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве",  повторять названия домашних животных.

Ожидаемые результаты: Будут уметь различать голоса домашних животных и птиц; уметь ориентироваться в пространстве" повторять названия домашних животных

Оборудование: мелкие игрушки или муляжи домашних животных и птиц; предметные картинки

Ход игры: Педагог садится за стол с детьми и просит каждого принести одну игрушку или знакомый предмет. "Катя, принеси кошку!" Ребенок выполняет задание, приносит кошку. Все рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит следующего ребенка принести другого домашнего животного (корову, собаку, свинью, лошадь и т. д.). Дети находят и приносят знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.

Усложнение - постепенно перед детьми в ряд располагаются игрушки домашних животных. Педагог просит угадать, название какой игрушки он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухозрительной основе), либо включает голоса домашних животных с электронных носителей и просит угадать голос какого домашнего животного звучал.  Дети угадывают, находят и показывают определенную игрушку.

Усложнение - педагог просит определенного ребенка найти нужную игрушку. "Таня, где корова?" Дети должны не только найти игрушку, но и узнать к кому обращается взрослый.

Словарь: будем играть, будем слушать, будем говорить, дай, на, вот, там, тут; где?; названия домашних животных.

5. "Кто в домике живет?"  " Кто там?"

Цель игры: Учить различать и опознавать на слух и на слухозрительной основе звукоподражания, голоса домашних животных. Соотносить определенные звукоподражания или голос  с игрушкой домашнего животного. Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.

Ожидаемые результаты: Будут уметь различать и опознавать на слух и на слухо зрительной основе звукоподражания, голоса домашних животных. Соотносить определенные звукоподражания или голос  с игрушкой домашнего животного. Уметь обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием).

Оборудование: домик или ширма с домиком; звучащие игрушки (утка, собака, кошка, курица, мышка и пр.); картинки с их изображением.

Ход игры: Педагог показывает детям домик, называет его (дом) и объясняет, что в нем кто-то живет (спрятался).

1 вариант: (различение и усложнение -  опознавание на слухозрительной основе с опорой на картинку).

Перед детьми выложены картинки с изображением различных животных. Затем педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания (либо включает голоса домашних животных с электронных носителей и просит угадать, голос какого домашнего животного звучал).  Детям следует узнать, кто спрятался в домике? После того, как дети определяют (показывают, по возможности), педагог показывает звучащую игрушку. Дети повторяют  знакомые звукоподражания.

2 вариант: (различение и усложнение -  опознавание на слух) Педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания (либо включает голоса домашних животных с электронных носителей и просит угадать, голос какого домашнего животного звучал). Детям следует узнать, кто спрятался в домике? После того, как дети определяют, педагог показывает звучащую игрушку (соотносят ее). Дети повторяют  знакомые звукоподражания.

Словарь: будем играть; будем слушать; дом; кто там?; кто это?; ав-ав; мяу; пи- пи; га - га; кря - кря; собака; кошка; утка; гусь; мышка.

6. "Едем на лошадке"

Цель: Учить подражать действиям взрослого; учить подражать различным движениям (хлопать в ладоши, постукивать кулачками); различать громкость и слитность звучаний, произнесение слогов (с ИСА/КИ); различать размеры игрушек (большой, маленький).

Ожидаемые результаты: Будут уметь подражать действиям взрослого; уметь подражать различным движениям (хлопать в ладоши, постукивать кулачками); различать громкость и слитность звучаний, произносить слоги (с ИСА/КИ); различать размеры игрушек (большой, маленький).

Оборудование: картинка с изображением лошадки и игрушки собаки (2 шт.) маленькая и большая.

Ход игры: педагог просит всех детей встать в круг (хоровод), взяться за руки и выполнять те движения, которые выполняет он сам. Произносит стихотворение, дети (по возможности) повторяют.

Едем - едем на лошадке

по дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома - нету!

Две собаки у порога

Нам сказали очень строго:

АВ-АВ-АВ!!! (громко произносят с движением)

ав-ав-ав!!! (тихо произносят с движением)

АВ-АВ-АВ!!! (громко произносят с движением)

ав-ав-ав!!! (тихо произносят с движением)

Словарь: будем играть, будем слушать, лошадка, собака большая, собака маленькая, АВ-АВ-АВ, ав-ав-ав, встаньте, круг, дом.           

7. "Птицы"

Цель игры: учить различать, опознавать звукоподражания, голоса домашних животных и птиц на слух; подражать действиям взрослых.

Ожидаемые результаты: Будут уметь различать, опознавать звукоподражания, голоса домашних животных и птиц на слух; подражать действиям взрослых.

Оборудование: картинки с изображением птиц -  гуся, курицы, петуха; утки; маски - шапочки; игрушки - птицы.

Ход игры: педагог просит всех детей подойти к нему. Предлагает рассмотреть картинки; называет птиц; произносит звукоподражания (либо включает голоса домашних птиц с электронных носителей). Дети повторяют за взрослым звукоподражания и названия птиц (либо отгадывают голос  домашней птицы, который звучал). Педагог приглашает детей поиграть: берет картинку с изображением одной из птиц, не показывая её детям. Громко произносит определенные звукоподражания (ГА-ГА-ГА; КО-КО-КО; КУ-КА-РЕ-КУ) той птицы, которая изображена на картинке. Дети опознают звучания и выполняют похожие движения, повторяют звукоподражания.

Усложнение:  Педагог просит угадать, название какой птицы он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухозрительной основе), либо включает голоса домашних птиц с электронных носителей и просит угадать голос домашней птицы, который звучал.)  Дети угадывают, находят и показывают определенную игрушку или картинку.

Словарь: гусь,  курица, петух, утка, будем играть, будем слушать, встаньте, слушайте, кто это?  

8. «Кто как кричит?»

Цель игры: Учить различать, опознавать звукоподражания, голоса домашних животных и птиц на слух; подражать действиям взрослых.

Ожидаемые результаты: Будут уметь различать, опознавать звукоподражания, голоса домашних животных и птиц на слух; подражать действиям взрослых.

Оборудование: картинки с изображением птиц и животных -  гуся, курицы, петуха; утки, кошки, собаки, коровы, лошади и т.д; игрушки

Ход игры:  Взрослый обращается к ребёнку: «Когда услышишь, что кудахчет курица: «Ко-ко-ко»,-присядь, а когда услышишь, что мяукает кошка: «Мяу-мяу»,-умывайся как кошка.

Усложнение:  Педагог просит угадать, название какой птицы или животного он произнесет (отрабатывается навык воспроизведения речи на слух и на слухо - зрительной основе), либо включает голоса домашних птиц с электронных носителей и просит угадать голос какой домашней птицы звучал.  Дети угадывают, выполняют определенные движения.

9. «Поймай кота»

Цель игры: Учить различать названия домашних животных и птиц; выполнять определенное движение на определенные слова.

Ожидаемые результаты: Будут уметь различать названия домашних животных и птиц; выполнять определенное движение на определенные слова.

Оборудование: картинки домашних животных и птиц.

Ход игры:  

Педагог называет слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит определенное слово (например, слово «КОТ»). Все слова произносятся в одном темпе и с одной интонацией.

Словарь: собака, кот, платье, кит, лес, комар, туча, кот, заяц, кошка, кот, зонт, нога, кот, ветер, ком, кот и т.д.

Усложнение:  Педагог называет слова, ребенок хлопает  в ладоши, если услышит домашнее животное или птицу.

10. «Две собаки»

Цель игры: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Ожидаемые результаты: Будут уметь различать на слух громкие и тихие звучания.

Оборудование: игрушки - большая собака и маленькая собачка, таблички ГРОМКО и тихо.

Ход игры

Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей, достает большую собаку и показывает, как она лает -АФ-АФ-АФ. Дети вместе с педагогом изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка.

Педагог, не показывая ту или иную игрушку, изображает то большую, то маленькую собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо (СНОСКА: При выработке условной двигательной реакции на звук (рефлекс) следует проверить, какой самый тихий звук слышит ребенок с наименьшими остатками слуха (с индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарным имплантом). Чуть более громкий звук и является для данной группы детей образцом тихого звучания). Дети подражают педагогу, а затем показывают на собаку (большую или маленькую), которую они изображали.

Затем педагог демонстрирует детям только лай собак, т.е. он произносит звукоподражание аф-аф-аф громко или тихо. Дети в ответ изображают маленькую собачку, «лая» тихо, или большую, «лая» громко и показывают на соответствующую игрушку. Педагог каждый раз после показа спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям выбрать нужную табличку ГРОМКО или тихо. Для облегчения усвоения данных терминов табличка ГРОМКО пишется крупными буквами, а тихо — на такой же полоске бумаги мелкими.

Когда дети начинают справляться с данным заданием, педагог за экраном дает им образец громкого и тихого звучаний. С этой целью, изображая маленькую собаку, он тихо «лает», закрыв лицо экраном, и большую - «лая» за экраном громко.

Детям предлагается различать громкий и тихий «лай» на слух. При этом педагог произносит за экраном только звукоподражание то громко, то тихо, не демонстрируя игрушку. В ответ дети изображают большую или маленькую собаку, «лая» громко или тихо, а затем показывают на соответствующую игрушку. На вопрос педагога: «Как звучало?» дошкольники отвечают с помощью выбора таблички.

Словарь: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, собака, большая собака, маленькая собака, громко, тихо.

Усложнение: Педагог предъявляет голос собаки с электронных носителей с увеличением (громко) и уменьшением (тихо) звука.

Таким образом, залог успеха в работе по формированию навыков восприятия неречевых звучаний у детей с нарушениями слуха и у кохлеарноимплантированных детей, это, безусловно, система занятий. Только систематическая работа на фронтальных, индивидуальных и воспитательских занятиях, совместная деятельность учителей, воспитателей, родителей позволяет воспитанникам/учащимся прочно овладеть навыками восприятия неречевых звучаний и даёт возможность успешнее интегрировать в социум. А чтобы учение было с увлечением, для развития слухового восприятия используются дидактические игры, компьютерные игры, пособие «Слушать интересно», применение которых обеспечивает  реализацию принципа интенсивного развития слухового восприятия в обучении детей данной категории.

Пример технологической карты фронтального занятия

 по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 1 классе, вариант 2.2 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Тема «Домашние животные»

Составитель:

                                                                                                                                                    учитель-дефектолог Матюшинець Л.В.

                                                                                                                                                                       

Тема «Домашние животные»

Задачи:         

I. Обучение произношению

1. Развитие длительного, экономичного речевого выдоха.

2. Автоматизация [С] на материале слогов, слов, предложений.

3 . Развитие выразительности речи.

II. Развитие слухового восприятия

1. Развитие слухового восприятия на речевом материале «Домашние  животные»

2. Восприятие и различение на слух неречевых звучаний (голосов домашних животных и птиц).

3. Различение на слух с аппаратом/ кохлеарным имплантом темпа речи (медленный, нормальный, быстрый).

4. Воспроизведение речевого материала (слогов, словосочетаний, слов, словосочетаний, коротких фраз) в темпе, приближающем» к нормальному.

5. Развитие памяти, внимания, мышления на материале занятия.

Планируемые результаты

Предметные

  • автоматизировать звук С на материале слогов, слов, предложений.
  • воспринимать на слух слова, фразы, предложения
  • развивать умение отвечать на вопросы
  • усвоить значения новых слов
  • воспринимать на слух голоса домашних животных с индивидуальным аппаратом.
  • Учить различать голоса домашних животных и птиц.

Метапредметные

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • понимать задания учителя
  • оценивать самостоятельно и с помощью учителя собственное произношение, проводить корректировку своего произношения

Личностные

  • следить за своей речью
  • проявлять интерес к слушанию голосов домашних животных и птиц.
  • выражать свои эмоции при восприятии голосов.

Межпредметные связи: Окружающий мир. Письмо.

Ресурсы занятия: презентация «Звук С», компьютерная игра «В мире звуков», таблички с названиями домашних животных и птиц, картинки, таблица «Кто? У кого?».

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организация начала занятия

  • Поздоровайтесь!
  • Как тебя зовут?
  • Амина. Тимофей. Алиса. Али.
  • Тимофей сядь. Амина сядь. Алиса сядь. Али сядь.
  • Амина (Тимофей, Алиса, Али) как ты слышишь?
  • Будем говорить, слушать. Что будем делать?

Учащиеся выполняют поручение, приветствуют гостей и учителя.

-Меня зовут….

-Я тут.

-Я слышу хорошо (плохо).

II. Речевая зарядка

  1. Дыхательные упражнения
  • - Будем выполнять дыхательные упражнения.

Вдох – руки вверх, выдох – пение гласных А-О-У.

Вдох – рука на диафрагме, выдох – Сегодня понедельник.

Вдох – рука на диафрагме, выдох – Сегодня второе ноября.

Вдох – рука на диафрагме, выдох – Сегодня второе ноября, понедельник.

Учитель показывает один раз. Затем учащиеся выполняют упражнения вместе с учителем.

На доске: А___  О___ У___

Сегодня понедельник.

Сегодня второе ноября.

Сегодня второе ноября, понедельник

2. Звук «С»

  • Будем стараться произносить все звуки правильно.
  • Вспомним, как мы произносим звук [С].
  • Скажем вместе [С__________].
  • Сначала сделаем артикуляционные упражнения.
  • Посмотрите, как сдувается шарик.
  • Как водичка льется из крана?
  • Будем читать слоги.
  • Послушайте: сначала прочитаю я, потом все вместе.

СА – СО - СУ

    - Прочитаем вместе.

  • Прочитай, Тимофей (Али).

    - Послушайте.

         АСА – ОСО – УСУ

    - Прочитаем вместе.

  • Прочитай, Алиса (Амина).

         АС – ОС - УС

  • Прочитаем вместе.
  • Будем играть в игру «Услышь звук». Я буду произносить слоги, а вы если услышите слоги со звуком С, хлопните в ладони.

СТА       ЛА        СНА

СМО      СВИ      КА

ТА          ЛО         АС

СО         МО         ШУ   

  • Дополни предложение.

У Сони …..(собака).

Это ….(свинья).

- Еще раз прочитаем предложения.  

-Ребята, а собака и свинья, кто это?

- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами будем слушать голоса домашних животных и голоса домашних птиц.

 

Презентация «Звук С»

Упражнения «Лягушка», «Кошка сердится»

С-С-С (краткое произнесение звука С)

С________(длительное произнесение звука С)

СА-СО-СУ

АСА – ОСО – УСУ

АС – ОС – УС

Учащиеся выполняют задания учителя.

-Это домашние животные.

III. Различение неречевых звуков

1. Различение голосов домашних животных и птиц.

- Что будем слушать?

- Каких домашних животных вы знаете?

-Каких домашних птиц вы знаете?

- Послушаем голоса. Чей голос звучал?

2. А сейчас поиграем. (Включаю игру «В мире звуков», раздел «На ферме»).

  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
  • - Будем слушать голоса домашних животных и птиц.
  • Называют домашних животных и птиц. (Презентация «Голоса домашних животных » Слушают голоса.

Компьютерная игра «В мире звуков», дети слушают, различают голоса.

Это….

Физ. минутка

Кошка серая гуляет.

Сладко, сладко так зевает.

Молоко она лакает.

Кошка губки облизала.

И спа-си-бо нам сказала.

Учащиеся выполняют движения по тексту

IV. Различение речевого материала

1. Слушайте, я буду называть домашних животных и птиц, а вы показываете картинку.

-корова, собака, лошадь, курица, петух, утка, кошка, гусь, коза, овца.

Учащиеся слушают, показывают картинку и находят табличку со словом. 

2.А сейчас отгадаем кроссворд «Домашние Животные»

  1.  Кто во дворе так заливисто лает, всю ночь дом охраняет? (Собака)
  2.  Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
  3.  Голос лошади. (Лошадь)
  4. Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (Кошка)
  5. Голос петуха. (Петух)

На доске кроссворд, один ученик записывает слова на интерактивной доске, остальные на местах.

Учащиеся прослушивают голос лошади, петуха, отгадывают и записывают.

3. Игра «Кто? У кого?»

- А сейчас поиграем, я называю детенышей животных, а вы мне показываете у какого животного этот детеныш.

Кто?

Это корова.
Это лошадь.

Это собака.
Это кошка.

У кого?

У коровы ………………теленок.

 У лошади ……………..жеребенок.
У собаки ……………….щенок.
У кошки ……………….котенок

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

IV. Подведение итогов

  • Организует подведение итогов.

- Что делали на уроке?

- Чьи голоса слушали на уроке?

- Вы сегодня работали активно, старались, молодцы! Попрощайтесь и идите в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»

Данная  методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

В статье описаны этапы развития слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство - особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития....

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста...