Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии
статья

Глушак Тамара Константиновна

     Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта отличаются особой сложностью и требуют специального построения коррекционно-воспитательной работы. Статья раскрывает особенности эстетического воспитания, социально-нормативного поведения, а также организационные формы совместной деятельности семьи и школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._osobennosti_vospit._raboty.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Т.К. Глушак,

учитель трудового обучения,

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Особенности воспитательной работы

 с детьми, имеющими отклонения в развитии

 

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализовались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказания помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.    

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта отличаются особой сложностью и требуют особенностей коррекционно-воспитательной работы. В образовательных учреждениях наряду с обучением осуществляется разнообразная по содержанию программа воспитания, основной целью которой является – формирование нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения учащихся, для полноценной социальной адаптации в обществе. Практическое решение этой цели – длительный и сложный процесс, если иметь в виду своеобразие психического развития школьника, который без руководства и помощи взрослого не может правильно освоить социальный опыт. Нарушение развития таких познавательных процессов, как произвольное внимание, память, мышление, а также специфика  речевой деятельности, сочетающиеся с низкой познавательной активностью, бедностью эмоциональных проявлений, являются причиной того, что у детей с интеллектуальным дефектом значительно позже, чем у нормального развивающихся сверстников, формируются жизненно необходимые практические умения и навыки, которые, как известно, лежат в основе развития личности человека, его социального облика: черт характера, потребностей, мотивов деятельности и многого другого.

        Наука и практика свидетельствуют о том, что даже в условиях благоприятного семейного воспитания к началу школьного обучения у ребенка отсутствует огромный пласт знаний о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и назначении. Многие не умеют играть, обслуживать себя, следовать элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях.

          Особенности воспитания социально-нормативного поведения

Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, учащиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения. Дело в том, что наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивиуальном поведении личности. При этом, как показывает специальные исследования, в частности, по проблеме противоправного поведения умственно отсталых (Г.Г. Запрягаев, В.В. Королев, А.А.Северов, В.Н.Синев и др.), интеллектуальный дефект не может рассматриваться в качестве фактора, при любых обстоятельствах повышающего общественную опасность индивидуума, имеющего отклонения.

Отечественная дефектология методологически исходит из положения о том, что нравственные качества личности, так же, как и содержание сознания человека, являются продуктом влияния средовых, в том числе и педагогических факторов, действующих на человека в онтогенезе. Из этого естественно следует вывод о том, что социальное поведение выпускника коррекционной школы определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения.

Какие же особенности учащихся с нарушением интеллекта затрудняют процесс воспитания их социально-нормативного поведения? В психологии установлено, что ребенок воспитывается, «присваивая» общечеловеческую культуру в своей собственной деятельности.

Однако при этом, как пишет А.Н. Леонтьев, «ребенок вовсе не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение».

Формирующая у ребенка система сознания, главным образом определяет его социальное поведение, и должна быть основным объектом педагогического воздействия.

Нарушения познавательного развития значительно затрудняет правильное самостоятельное обобщение ребенком тех поведенческих действий, которые должны трансформироваться в общие идеи-убеждения, регулирующие поведение.

Снижение способности к конкретизации обобщений приводит и к наблюдаемым у детей расхождениям между словом и делом. Незрелость эмоций, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание учащихся коррекционной школы.

Способность к обобщению и закреплению в сознании социально ценных поведенческих актов связана с таким личностным качеством ученика, как критичность мышления. Известно, что данная категория детей характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему.

Так, исследования противоправного поведения несовершеннолетних учащихся показывают, что 98% преступлений совершены ими в группах, причем в составе этих групп они играли, как правило, лишь подсобную, вспомогательную роль.

Нарушение самокритичности, отрицательно отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию, которое требует к тому же не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

Недостаточность речи и мышления, нарушения в эмоционально-волевой сфере, сниженная самостоятельность, моторная неумелость умственно отсталого ребенка приводит к тому, что в одних случаях его жалеют и избавляют от нагрузок, в других – он становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство.

Отечественная педагогика придает большое значение труду в процессе формирования социально правильного поведения человека. Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания. Оказание доверия ученику при поручении ему определенного задания – сильный воспитательный прием. Естественно, что предъявляемые к ребенку требования, должны быть посильны для него, при этом следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к учащимся и регулирующие их социально-нормативное поведение, должны последовательно усложняться в меру развития детей.

Объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения, учащихся формулирует учитель, постепенно приучая ребят к оценке поведения товарищей и самооценке.

Для правильного выбора средств педагогических воздействий и построения системы воспитательной работы необходимо хорошо знать особенности структурны дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

Только такое изучение позволит правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков своих воспитанников и в соответствии с этим предпринять эффективные методы педагогического воздействия. Важно, конечно, учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального похода.

Воспитательная работа, направленная на формирование социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему. Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, диспут и др. В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение.

В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют те условия, в которых протекает их жизнь и деятельность – режим, личный пример педагогов и других лиц. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам воспитания.

Важнейшими требованиями к нравственно-правовому просвещению школьников, осуществляемому при помощи бесед, разъяснений, рассказов и т.п. являются следующие:

  • доступность содержания предлагаемых сведений;
  • увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры;
  • обеспечение интеллектуальной активности учащихся.

Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций – рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности учащихся, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных учащихся.

Элементарное понимание ответственности за соблюдение установленных норм поведения должно быть обеспечено уже в работе с учениками младших классов при изучении с ними правил поведения в школе и вне её. Конечно, не дожидаясь перехода учащихся в старшие классы, их надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности, против общественного порядка, против государственной и личной собственности. Это имеет особое значение в ранней профилактике противоправного поведения детей и подростков. Жизнь, к сожалению, дает достаточно отрицательные фактов для их вдумчивого анализа и выработки правильных, эмоционально окрашенных оценок.

Изучение правосознания несовершеннолетних преступников показало, что никто из них, совершая асоциальный уголовно наказуемый поступок, не задумывался о последствиях. Понятие закон в их сознании сформировано не было. Это осознание не пришло и позднее.

Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении учащихся следует, по-видимому, обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды. Совершенно очевидно, насколько важно соблюдение единства требований к учащимся со стороны всех работников школы, также со стороны родителей.

Единые требования к обучающимся разрабатываются школой и доводятся до сведения всех лиц, работающих в ней. Для профилактики поведения, отклоняющегося от нормы. Следует максимально исключить отрицательное воздействие внешних факторов, избегать их раздражителей, которые истощают нервную систему детей.

Среди методов формирования навыков социального поведения должное место в коррекционной школе занимает организация общественно полезной практической деятельности учащихся. При этом успешно закрепляются те формы поведения, которые неоднократно положительно подкрепляются мнением коллектива, и, наоборот, – отрицательная коллективная реакция на поступок ученика тормозит закрепление у него определенного поведенческого акта, препятствует превращению его в привычку.

В организации коллективной и индивидуальной общественно полезной деятельности школьников следует учитывать интересы, склонности, способности детей, обеспечивать понимание смысла и значение каждого поручения. Поручения должны быть сформированы очень четко. Необходимы постоянный контроль за выполнением поручений, коллективное обсуждение, приучение детей к участию в самооценке.

Воспитательный эффект работы с детьми возрастает, если школа умело использует соревнование, организуемое на понятной и доступной детям основе. Огромное значение в воспитании социально-нормативного поведения имеет правильное использование похвалы и наказания, тормозящих неправильные поступки, препятствующих превращению их в привычки.

В заключении следует сказать о вовлечении детей в работу по самовоспитанию. При этом ставятся максимально конкретные и реально достижимые цели и обеспечивается постоянный контроль над этим процессом. Предпосылкой к такой работе является активизация, развитие и коррекция у обучающихся самосознания на основе обучения их контролю и самоконтролю, оценке причинному обоснованию поведенческих актов.

          Особенности эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Эстетическое воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий учащиеся с нарушением интеллекта значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

В процессе эстетического воспитания у обучающихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное.

С учетом своеобразия развития детей и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • способствовать коррекции дефектов психического и физического развития школьников;
  • формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни;
  • развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку;
  • содействовать развитию элементарных творческих способностей.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы школьников во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форме, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Следовательно, эстетическое воспитание в коррекционной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.

Замедленная восприимчивость детей сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Еще одна особенность восприятия – недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, учащиеся не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами, они не в состоянии выделять наиболее важные и характерные признаки. Учащиеся весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительно искусства, могут оставаться совершенно равнодушными, например, к оперным спектаклям и музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья.

Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально- ритмической деятельностью, хореографией, ручным трудом.

Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы имеет в виду эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. Ряд школьных предметов в силу их специфики обладает большими возможностями для эстетического воспитания. Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки.

На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, делать отчет о ней осуществлять самоконтроль. Деятельность учащихся заметно улучшается, если в процессе работы над рисунком дети выполняют ряд интеллектуальных операций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность выполнения рисунка, сравнивают рисунок с реальным объектом, части рисунка между собой. Полученные на уроках рисования умения и навыки находят применение в работе по другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, истории.

Важным средством эстетического воспитания школьников являются уроки трудового обучения, где активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

Значительное место в системе эстетического воспитания занимают уроки чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается содержательная суть. Большое значение для эстетического воспитания имеет заучивание детьми стихотворения и отрывков из художественной прозы, выразительное чтение на уроках, на вечерах художественной самодеятельности.

Природа – неисчерпаемый источник прекрасного, прямое общение с ней оказывает большое влияние на развитие чувств ребенка, помогает ему осмыслить новое содержание, эмоционально закрепить увиденное.

Специфический характер развития школьников требует от педагога проявления особой заботы о воспитании в них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего. Формирование этих умений у детей проходит в замедленном темпе, однако, постепенно достигает достаточного уровня. Например, большинство старшеклассников способно замечать и выделить красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и радоваться им.

Понятно, что, чем больше проявлено заботы о сохранении природы, чем больше вложено труда в ее обогащение, тем сильнее привязанность к ней. Поэтому важно, чтобы дети принимали посильное участие в выращивании цветов и фруктовых деревьев, занимались озеленением пришкольных участков и улиц. В активном труде на благо природы заложены большие возможности для эстетического воспитания учащихся.

         Организационные формы совместной деятельности семьи и школы

Коррекционная школа должна не только помочь своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.

Учитывая сказанное, следует выделить следующие специфические обязанности школы по отношению к родителям:

  • формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям школы;
  • придать уверенность родителям в том, что обучение и воспитание ребенка в школе будет иметь успех.

Далеко не все родители такой категории детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и, конечно же, они не располагают сведениями по олигофренопедагогике.

Таким образом, перед школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний. Назовем некоторые направления, по которым следует организовать циклы занятий с родителями:

  • причины возникновения осложнений в развитии детей;
  • типичные затруднения учащихся школы в овладении учебными предметам;
  • особенности поведения, интересов учеников;
  • подростковый период;
  • подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
  • роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

С циклом бесед может выступить один человек, но возможно и распределение тем по одному из направлений между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, так как среди родителей могут оказаться люди малограмотные и с невысокими интеллектуальными способностями.

        Рассказывая о детях, докладчик никогда не должен называть фамилии тех, кого он имеет в виду. Родители сами догадываются, когда в сообщении будет сказано о ребенке или их семье.

        Сообщения (лекции) не должны быть продолжительными. Многие родители не привыкли долго слушать выступающего. И надо учесть, что они легче воспринимают речь, сопровождающую демонстрацией рисунков, отдельных кадров из научных фильмов.

        Рассмотрим организационные формы работы коррекционной школы с родителями.

        1. Индивидуальная работа с родителями. Эта работа будет успешна, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, учитель посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношения к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не может оказать ученику необходимую поддержку.

2. Классные собрания проводятся, как правило, после окончания учебной четверти, года и разговор учителя с родителями сводится к обзору успехов и неудач учащихся. Обычно на собрания приходят те родители, чьи дети старательны и добросовестны, и не приходят те, кто боится услышать неприятные для себя замечания учителя. Классные собрания можно сделать более привлекательными для родителей, если, например, рассказывать, что проходят дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком уровне овладел материалом.

        3. Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в году. На таком собрание родителям рассказывают о жизни школы в целом. Могут выступить директор, его заместитель, врач, социальный педагог и др. К собраниям приурочиваются выставки детских работ, причем всех школьников без исключения. Каждый родитель ищет на выставке работу своего ребенка, поэтому надо помочь детям подготовить работу как можно лучше.

        Собрания могут начинаться или заканчиваться выступлениями школьников. Выступления должны быть короткими, яркими и с большим количеством участников. Большое впечатление остается у родителей от спектаклей, исполненных учащимися. Сказки А.С. Пушкина, Я.С. Маршака доступны для учеников всех классов, они интересны и легко запоминаются. Изготовление костюмов, декораций идет с привлечением большого количества детей. К тому же чтение части текста может быть поручено взрослому человеку. Такой спектаклю придает собранию характер праздника.

        Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что разработка содержания, форм и методов работы позволяет приобщить воспитанников школы к тому, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам, т.к. полноценная социальная адаптация невозможна без формирования системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения.

        Для успешного обучения и воспитания учащихся в школе необходимо четко планировать цели и задачи, наладить тесную связь с родителями, разработать рекомендации в которых отразятся особенности совместной работы семьи и школы. Поставленные цели и задачи должны раскрывать особенности воспитательной работы в плане социально-нормативного поведения и эстетического воспитания, а также взаимодействия семьи и школы.  Успех в решении данных задач зависит от профессиональной работы педагогов, активного участия родителей и заинтересованности самих учащихся.

Т.К. Глушак,

учитель трудового обучения,

                                          2017 год

           Приложения

        Воспитанники школы в процессе обучения с друзьями, учителями, родителями в силу своих особенностей часто не понимают друг друга и поэтому подвержены конфликтам. Очень важно научить учащихся уметь разрешить конфликт, по возможности не вступать в него. Для решения данного вопроса в работе используются беседы, тесты, решения психологических ситуаций.

        Приведем пример теста «Ты в конфликте».

        Данный тест позволяет определить, как обучающийся реагирует на конфликтные ситуации; каким преимущественным образом стремится разрешить возникшие разногласия.

        Обучающимся предлагается из каждой пары утверждений выбрать то, которое им больше подходит.

  1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны;

  1. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я пытаюсь уладить спорный вопрос с учетом интересов другого человека и своих собственных;

  1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) иногда я жертвую своими интересами ради другого;

  1. а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я стараюсь не задевать чувство другого человека;

  1. а) улаживая спорную ситуацию, я всегда пытаюсь найти поддержку у другого человека;

б) я стараюсь избегать бесполезной напряженности;

  1. а) я стараюсь избежать неприятностей для себя;

б) я стараюсь добиться своего;

  1. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса;

б) я считаю возможным уступить, чтобы добиться главного;

  1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы решить спорные вопросы;

  1. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за разногласий;

б) я стараюсь сделать все. Чтобы избежать бесполезной напряженности;

  1. а) я твердо стремлюсь добиться своего;

б) я пытаюсь найти компромиссное решение;

  1. а) первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят спорные вопросы;

б) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

  1. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

  1. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество своей позиции;

  1. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения;

  1. а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции;

  1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;

  1. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) я дам другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу;

  1. а) первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят спорные вопросы;

б) я стараюсь отложить решение спорных вопросов;

  1. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих;

  1. а) я стараюсь быть внимательным к другому;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;

  1. а) я пытаюсь найти среднюю позицию;

б) я отстаиваю свою позицию;

  1. а) как правило, я озабочен тем, как удовлетворить желания каждого из нас;

б) иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

  1. а) если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс;

  1. а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) я стараюсь быть внимательным к аргументам другого;

  1. а) я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас;

  1. а) зачастую я стремлюсь избегать споров;

б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

  1. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого;

  1. а) я предлагаю среднюю позицию;

б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникновения разногласий;

  1. а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли бы добиться успеха.

        Данный тест позволяет определить, какая из пяти возможных стратегий поведения в конфликте тебе более свойственно.

Соперничество – 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество – 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс – 2а,4а,7б,10б,12б,13а,18б,20б,22б,24б,26а,29а.

Избегание – 1а,5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление – 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

        Одна из задач воспитательной работы вспомогательной школы является социальная адаптация учащихся и окружающей среде, умению вести себя в общественных местах, транспорте.

        Проведем пример практикума по культуре поведения.

Тема «Как вести себя».

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа:

  1. Предлагаем учащимся прочитать книги по культуре поведения.
  2. Создаем инициативную группу, которая готовит:
  • выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г.Остера;
  • инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;
  • цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, с формулирующим правила поведения в ходе практикума;
  • выбирает ведущего.

Оснащение: три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Ход практикума.

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектакле миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит…

Классный руководитель предлагает детям посмотреть ситуацию, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, сформировать грамотно правила поведения. За каждое грамотное сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.

        Итак, спектакль начинается…

Сцена 1-я «В театре»

Действие 1-е «В театральном буфете»

Ученик читает стихотворение Г.Остера:

Посещайте почаще                                Не просите билеты

Театральный буфет                                На балкон и партер,

Там пирожные с кремом,                         Пусть дадут вам билеты

С пузырьками вода.                                В театральный буфет.

Как дрова на тарелках                                Уходя из театра,

Шоколадки лежат,                                 Унесите с собой

И сквозь трубочку можно                        Под трепещущим сердцем,

Пить молочный коктейль,                         В животе, бутерброд.

Ведущий объявляет:

Действие 2-е «Свет в зале уже погас. Идет спектакль…»

Миниатюра. «На сцене условно показан зрительный зал театра, стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе.

Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Беседа с учащимися.

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин. В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.

Ведущий объявляет:

Сцена 2-я «В транспорте»

Действие 1-е «На автобусной остановке»

Ученик читает наизусть стихотворение Г.Остера:

Когда состаришься - ходи                                И нынче мало дураков,

По улицам пешком                                        Чтоб место уступать,

Не лезь в автобус, все равно                                А к тем далеким временам

Стаять придется там.                                        Не станет их совсем.

Ведущий объявляет:

Действие 2-е «В автобусе»

Миниатюра. На школьной сцене шесть стульев в ряд условно показывают салон автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд». На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

Беседа с учащимися.

Учащиеся анализируют поведение Васечкина и Ани, формулируют правила поведения в транспорте, записывают на втором листе ватмана.

Сцена 3-я «В гостях»

Действие 1-е «День рождения»

Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:

Если друг на день рождения                        Выбирай куски помельче

Пригласил тебя к себе,                                 Чтоб быстрее проглотить

Ты оставь подарок дома -                        Не хватай салат руками

Пригодится самому.                                Ложкой больше зачерпнешь.

Сесть старайся рядом с тортом.                Если вдруг дадут орехи,

В разговоры не вступай.                        Сыпь их бережно в карман,

Ты во время разговора                                Но не прячь туда варенье –

Вдвое меньше съешь конфет.                        Трудно будет вынимать.

Действие 2-е «Васечкин принимает гостей».

Миниатюра. У Васечкина день рождения, бабушка открывает дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи!» Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Вася обращается к бабушке:» Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю» Снова звонят. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем! Васечкин подходит к друзьям, берет подарок, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол:

Беседа с учащимися.

Проанализировав ситуации, учащиеся формулируют правила и записывают на третьем месте ватмана. Проводятся итоги анализа ситуаций, приветствуются одноклассники, набравший больше всего поощрительных жетонов.

        В воспитательной работе с умственной отсталыми учащимися большое значение уделяется эстетическому воспитанию. Одна из форм работы с учащимися – проведение классных часов, мероприятий.  

       

          Приведем пример классного часа по теме:

 «Экологическая тропа» (6-7 класс).

Цель: Формирование экологических знаний, воспитание эстетического вкуса, привитие любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания.

Форма: заочная экскурсия по музеям-заповедникам.

Содержание классного часа.

Вступительное слово ведущего:

Уважаемые натуралисты, сегодня мы с вами отправимся в уникальное заочное, но очень интересное познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет способствовать удача.

I тур

Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?

Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.

II тур

На пути нам первыми встретились очень необычные животные. Каждая команда рассказывает что-то необычное о животных, сопровождая свое повествование рисунками, фотографиями и другими иллюстративным материалом.

Ведущий может дополнить, например, такими сведениями: Знаете ли вы, что крупные крокодилы ревут, как быки? Их страшный рев по смыслу означает, то же, что пение соловья: «Это мой участок!» В основном они питаются рыбой, но иногда нападают на антилоп во время водопоя.

Знаете ли вы, что енот-полоскун, житель Северной Америки, прозван так за то, что, питаясь раками, рыбой и лягушками, перед тем, как съесть, он полощет их в воде? Вот чистюля!

Знаете ли вы, что акулы относятся к древнейшим представителям рыбьего царства? Их предки существовали 150 миллионов лет тому назад. В наше время акулы обитают во всех океанах, но предпочитают тропический пояс. Акулы – хищники. Опасны для купальщиков 3-5 метровые акулы. А вот 15-метровая китовая акула, которая питается мелкой рыбой и рачками, безопасна и на людей не нападает. У акул есть спутники, которые питаются остатками акульего обеда: пестрая рыба – лоцман и прилипала.  Прилипалы плохо плавают и поэтому особей присоской в верхней части головы прилипают к акульему брюху и так катаются на своей хозяйке.

III тур.

Привал.

Оглядитесь. Столько знакомых и неизвестных растений вокруг! Капитаном команд предлагается выбрать билет и с названием лекарственного растения.

Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах. Нужно вспомнить, где растет это растение, можно ли его встретить в походе?

IV тур.

Какой же привал без отдыха, песен, игр?

Композиторы и поэты часто в своем творчестве обращались к тем или иным растениям, воспевая их красоту, прелесть ароматов.

Каждая команда за 3 минуты должна вспомнить как можно больше песен с названиями растений. Песни поются по очереди, выигрывает последняя команда, правильно спевшая песню. Повтор песен запрещен.

V тур.

Сделал дело – гуляй смело.

Когда туристы снимаются с ночлега, привала, нужно все вокруг оставить в первозданном виде, убрать мусор. Куда убирают пустые склянки, консервные банки?

Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под воды сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов.

VI тур.

Прочитать русскую пословицу по первым буквам картинок. Например, для изображения пословицы «за комарами не ходи с топором» можно предложить по порядку следующие изображения: змея, ананас, кенгуру, овца, морковь, арбуз, рыба, облако, мухомор, нарцисс, енот, хамелеон, одуванчик, дельфин, иголка, слон, туча, осьминог, пальма, огурец, рябина, ослик, морж.

Для изображения пословицы «пуганый заяц и пенька боится» предлагаются изображения, картинки.

VII тур.

В конце пути вам встретился большой завод на окраине города.

Каждая команда в течение 10 минут должна изобразить на половине листа ватмана завод будущего, который не отравляет окружающую среду. Главное – защита проекта с доказательностью полной экономической чистоты завода.

Команды – соперницы могут задавать по два вопроса.

VIII тур.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Работа с родителями во вспомогательной школе была описана выше, раскрыты методы и приемы, а также темы родительских собраний. Наряду с этой работой очень важно проводить параллельную работу и с учащимися по сплочению семейных отношений.

 Примером может служить классный час по теме: «Загляните в мамины глаза»

Цели и задачи: формирование культурного поведения, поведения в семье: воспитание чувств сопереживания; формирование самостоятельности в решении семейных проблем.

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность.

Средства воспитательного воздействия: красочно оформленная газета с фотографиями мам учащихся класса (газета оформляется самостоятельно учащимися).

План:

  1. Вводная часть.
  2. Что я могу сделать для своей семьи (работа в группах).
  3. Анкетирование «Воспитанный ли вы сын (дочь)?
  4. Составление свода правил поведения в семье.
  5. Заключительная часть Подведения итогов классного часа.

Ход классного часа

  1. Вводная часть.

Учитель представляет учащимся две ситуации с одними и теми же героями, в одной из которых вечер в семье испорчен из-за нежелания детей взять на себя часть обязанностей по дому и возникновения конфликта на этой почве, а в другой вечер проходит прекрасно в связи с тем, что каждый член семьи умеет сопереживать другому, знает круг своих обязанностей и ответственно подходит к их выполнению.

Ребятам предлагается поразмышлять над обеими ситуациями и сделать выводы о том, что же такое сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность.

II. Работа учащихся в группах.

Ребятам предлагаются четыре ситуации, рассмотрев которые, они должны постараться ответить на вопрос: что надо сделать детям в семье, чтобы в ней были мир и покой?

Затем весь класс размышляет над вопросами:

  • В какой мере отношения, покой, порядок, радость в семье зависят от детей?
  • Какие «мелочи» могут создать настроение в семье?

III. Проведение анкеты «Воспитанный ли вы сын/дочь?

  • Если тебе приходится неожиданно задержаться где-нибудь или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным?
  • Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют куда-нибудь, чтобы «не крутился под ногами?»
  • Вспомни свою комнату в данный момент. Нет ли в ней вещей, которые лежат не на месте?
  • Можешь ли ты сразу назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?
  • Случается, ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

(например, просили протереть пол в прихожей, а ты еще и обувь в порядок привел).

  • Известно ли тебе, какая вещь срочно нужна матери и отцу и когда они собираются приобрести ее?
  • Мама угощает тебя чем-то вкусным.
  • Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым, а может ты, веришь, что взрослые не любят сладостей?
  • У родителей выдается свободный вечер. Они куда-то собираются. Выражаешь ли ты свое ни желание остаться дома?
  • У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе о том, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым и не вмешиваться в разговор?
  • Стесняешься ли ты дома или в гостях подать маме пальто?

Ключ к анкете. Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны стоять такие: (+, -, -, +, +, +, -, -, -)

Если картина получилась прямого противоположная, стоит задуматься всерьез, каким ты растешь человеком. Если есть некоторые несовпадения, не огорчайся – дело можно поправить.

Давайте попробуем выработать в группах хотя бы небольшой свод правил поведения в семье.

IV. Работа по группам над сводом правил.

Вот некоторые из правил, разработанные ребятами в одной из групп:

  • быть внимательным к членам своей семьи, по возможности предупреждать их желания;
  • ответственно относиться к своим постоянным домашним обязанностям;
  • считаться не только со своими интересами, но и с интересами других членов семьи.

V. Заключение.

Сегодня возвращаясь из школы, подумайте, какой приятный сюрприз вы можете преподнести маме: вычистить чайник, убрать у себя в комнате, приготовить вкусное блюдо или убрать на кухне, которой мама решила заняться в выходной день. Пусть для вашей мамы праздник начнется сегодня. И обязательно загляните в мамины глаза, когда она увидит ваш сюрприз.

                                                                                                     

Список используемой литературы:

   1. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в интернате для детей с недостатками интеллекта. / И.М. Бгажнокова //Дефектология.1995. - № 5. с.30-38.

   2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс.1994. – 416 с.

   3. Гизанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. /Под редакцией Б.П. Гизанова – М.: Издательский центр академия. 2000. – 272 с.

   4. Пашкова Р.И. Создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии при помощи эстетического центра. /Р.И. Пашкова //Дефектология.1997. - № 1. с. 42-45.

   5.Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. /В.В. Ткачева //Дефектология.1998. - № 4. с. 32-35.

   6.Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы. / О.Е Шаповалова //Дефектология.  1996.- № 5. – с.59-64.

   7. 50 сценариев Классных часов. – М.: Центр Педагогический поиск. – 2000. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"

Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...

"Организация оздоровительно-корригирующей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом здоровье"

Центр на протяжении 13 лет в тесном взаимодействии с ГУЗ КРП и с образовательными учреждениями города ведет оздоровительно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста (подготовительные группы...

Особенности учебно - воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы со зрением.

Данная категория детей нуждается в тифлопедагогической помощи. Учитель при работе с такими детьми должен учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществлен...

Районный семинар-практикум Тема: «Особенности работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальные нарушения...