Методические рекомендации по благоустройству школьной территории.
методическая разработка

Родионова Марина Леонидовна
Наша школа – это образовательное учреждение, которое для большинства воспитанников стало вторым домом. Здесь они проводят большую часть своего времени. Поэтому благоустройство пришкольной территории - это не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения учебных, спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный и ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Престиж школы напрямую зависит как от внешнего облика самого здания, так и от того как выглядит пришкольная территория. Территория нашей школы обширна и разнопланова. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство их становится особенно актуальным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Николаевская специальная школа - интернат

Методические рекомендации

по оформлению школьной территории .

Автор : Воспитатель высшей категории

Родионова Марина Леонидовна

Ст. Николаевская

Введение

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по ландшафтному дизайну. Данные рекомендации могут быть использованы при оформлении школьной территории. Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий и современными подходами к организации школьного пространства .

В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выделить несколько этапов.

1.Обследование и анализ территории.

Исследуются состояние растительности, почвы, при необходимости – воздуха и воды. Состояние территории на момент проектирования участка отражает ситуативный план. Этот план необходим для составления в дальнейшем проекта участка.

2.Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна. Процесс проектирования подразумевает анализ данных предпроектной оценки, организацию общего пространства участка с конкретным зонированием, подбор ассортимента растений с целью создания устойчивой экосистемы, составление композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизайна и в конечном итоге – создание генерального плана и сопутствующей документации.

3.Реализация проекта – это организация запланированных ландшафтных объектов, непосредственное проведение посадочных работ на территории участка.

Ландшафтное проектирование пришкольного участка

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Базовые понятия.

Дизайн – (от англ. Design – замысел, проект, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.

Ландшафт (от нем. Landshaft ) в искусстве - изображение какой-либо местности, то же что и пейзаж.

C:\Users\Home\Desktop\методические рек террит\5ca9962230fd8.jpg

Ландшафтный дизайн – это искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры.

Цветы — сильнейшее композиционное средство, помогающее организовать участок, подчеркнуть главное, замаскировать неудачи, направить движение в нужную сторону, наконец, разнообразить и украсить всю территорию. Плохо, когда они равномерно рассеяны повсюду или высажены в случайных местах и так, что не могут полностью проявить себя. Поэтому в первую очередь мы досконально изучили свой участок: достаточно ли он освещен, хорошо ли проветривается, каковы почва и уровень грунтовых вод, рельеф поверхности и возможность регулярного полива, — подходит ли все это цветнику вашей мечты.

Планировка цветников может быть регулярной и свободной, ландшафтной. К цветникам регулярной композиции относят бордюры, рабатки, клумбы, партерные и модульные цветники. Ландшафтные композиции – это миксбордеры, группы, каменистые участки. Особое место занимают солитеры и цветы в контейнерах и вазах. К смешанной композиции относится сочетание регулярного приема и ландшафтного.

Цветочные композиции предоставляют исключительную возможность выразить свой внутренний мир с помощью «языка» цветов. Произведения ландшафтной архитектуры, и в первую очередь цветники, «синтезируют все виды искусства», и создать красочную клумбу, так же как и любое другое произведение искусства, можно лишь изучив основные приемы и средства построения композиции. Помимо этого, важно знать стили, применяемые для оформления цветников, ориентироваться в многообразии цветочного ассортимента и умело использовать агротехнические приемы. Этот бесконечный процесс общения с живой природой, постоянное стремление к новым знаниям может сделать жизнь каждого из нас яркой и насыщенной.

 Основные элементы цветочного оформления территории нашей школы - интерната

  1. Клумба

Лучшими украшениями составных цветников и партеров являются клумбы. Клумбы — цветники сложного очертания (в виде пересекающихся геометрических фигур), засаженные цветущими или декоративно - лиственными растениями, иногда в сочетании с газоном, с декоративными кустарниками (розы), с оранжерейными растениями в кадках, с вазами и др., предназначенные для обзора со всех сторон.

Клумбы различают по форме построения:

- круглые, овальные,

- треугольные, прямоугольные,

- фигурные.

По долговечности цветения:

- однолетние,

- многолетние,

- смешанные (состоящие из летников и многолетников).

По расположению:

- центральные (главные);

- второстепенные.

По виду посадочного материала:

- цветочные,

- декоративно-лиственные,

- смешанные.

По времени цветения:

- весенние;

- летнее - осенние.

По характеру посадки:

- сплошные, состоящие из одних и тех же растений;

- составные, состоящие из растений разного рода или одного рода, но разных колеров.

Клумбы бывают или плоскими, вровень с землей, или чуть возвышенными в середине, растения высажены на одной линии или в шахматном порядке на одинаковом расстоянии друг от друга.

На небольших клумбах рекомендуется высаживать до 2-3 видов растений.

1.2. Рабатка

Рабатками называют длинные узкие цветочные полосы по краям дорожек (двусторонние) или вдоль зданий, террас, оград (односторонние). Слово рабатка происходит (от нем. – Rebate – цветочная грядка.).

Как сделать рабатку интереснее:

1. Устроить между ними разрывы, сделать их с «выемками» или с закругленными концами (особенно это касается очень длинных и узких рабаток).

2. Удачное решение создание орнамента.

3. Еще один прием — посередине рабатки на определенном расстоянии друг от друга высадить высокие фокусные растения, в этом случае рабатки приобретут и дополнительный объем.

4. Чередовать высокие растения с низкими, подбирая их по колерам.

5. Ввести группы растений — цветочные акценты.

6. С одинаковым интервалом ввести группы растений какого-либо одного цвета.

1.3. Бордюр

В переводе с французского «бордюр» обозначает «окаймление» ширина 10-40 см. Это узкие сплошные полосы из цветов или зелени, окаймляющие дорожки, газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветников.

Бордюр состоит из 1-2 видов низкорослых, компактных растений, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для бордюров хороши различные виды агератума, алиссума, лобелии, вербены, очитка, низкорослые сорта бархатцев и некоторые другие растения. Их так и называют «бордюрными». Высота бордюра не должна превышать его ширины.

Бордюр придает любой композиции особую красочность и законченность. Он выполняет организационную функцию, препятствуя высаженным внутри растениям выходить за его рамки. Бордюры выполняют еще одну функцию – прикрывают оголившиеся со временем стебли растений в клумбе. В редких случаях бордюр может стать лишним и мешать восприятию цветника. Как правило, это происходит тогда, когда за основу взят современный рисунок, выполненный в авангардном стиле.

Весеннее цветение — тюльпаны, сирень обыкновенная.

Летнее цветение —ромашка, лилейник,пионы, сальвия, дельфиниум,

Осеннее цветение — сальвия, георгина, астра многолетняя;

1.5. Солитер

hello_html_4400a4bf.jpg

В переводе с французского солитёр означает «одинокий», «уединенный».

Солитером называют одиночные посадки цветочных или декоративно-лиственных растений. Для таких посадок подходят крупные многолетники и красиво цветущие кустарники с декоративными листьями либо с крупными цветками или соцветиями, например: амарант хвостатый, гортензия, парковая роза, молочай многоцветковый. Солитеры позволяют разнообразить горизонтальные пространства. На фоне газона очень красив пышный куст фуксии или клещевины, пиона или георгина

При посадке солитера важно учитывать условия произрастания растения, ведь, как правило, солитеры располагают на открытых пространствах, где они почти целый день находятся на солнце .

Намного проще подобрать кустарники, которые самой природой, как бы созданы для солитера, к примеру, плакучие формы деревьев (акация, ива, береза), куст орешника и другие. Но необходимо учитывать не только их необыкновенность, эффектное цветение, но и красивую форму листьев и даже то, что весной и осенью их листва окрашивается в бордовые цвета.

1.6. Арабеска

Арабески (узоры на газоне) по внешнему виду напоминающие листья, цветы, гирлянды, венки, стрелы, завитки и другие разнообразные фигуры. Они могут быть частью клумб, крупных цветников, рабаток или выступать как самостоятельное цветочное оформление в регулярных цветниках.

Если они представляют часть цветника прямоугольной или квадратной формы, то их располагают в углах газона. На их обсадку идут ковровые и цветущие растения.

Арабески произошли (от франц. «arabesqueе» - арабский) Именно в арабских странах орнаменты получили наибольшее развитие, достигая поражающей воображение сложности.

hello_html_m5057c2e1.jpg

В настоящее время арабески используют крайне редко, но они снова входят в моду.

      Любое цветочно-декоративное оформление — не просто сообщество растений, подобранных по определенным индивидуальным признакам, но и один из главных компонентов садово-парковой архитектуры.

Проектировать цветники следует, учитывая исходный природный ландшафт территории, организацию объемно-пространственных структур, а также законы и закономерности ландшафтной архитектуры как вида искусства.

В ландшафтной архитектуре немаловажное значение приобретает умение использовать объемно-пространственные структуры и применять объективные основы категорий красоты, т. е. средств, с помощью которых можно достичь гармонического единства.

Приемы построения:

- единство содержания и формы организации пространства;

- равновесие;

- ритм, повторы и последовательность, тесно связанные с единством и равновесием (с их помощью создается движение или статичность композиции и др.);

- пропорции и масштаб, связывающие всю схему композиции и отдельные её элементы;

- тождество, контраст, нюанс;

- фокусировка — кульминационная точка, к которой привязана вся композиция;

- акцент, служащий для выделения некоторых элементов, способствующий уходу от однообразности и монотонности, и др.

На первое место мы поставили единство содержания и формы организации пространства, а это означает, что любое цветочное оформление должно соответствовать окружающей обстановке (ансамблю площади, архитектуре здания). От этого зависят размер и конфигурация цветника и ассортимент используемых в нем растений и их цветовая гамма.

Гармония цвета

Цвет активно влияет на органы чувств человека. Цвета спектра делятся на теплые или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый — это цвет «физического равновесия».

Цвета оказывают различное воздействие, несут разное настроение и разную смысловую нагрузку. Желтый цвет - вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости)

Оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие).

Красный – наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность, торжество).

Фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное воздействие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба).

Синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие).

Зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска).

Белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками (символика: невинность, целомудрие, чистота).

Черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (Символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Составление проекта

Создание цветника начинают с составления проекта, подготовки площади, разбивки плана в натуре, затем приступают к устройству дорог и дорожек, газона, живых изгородей, посадке растений и уходу за ними.

Итак, прежде всего на бумагу наносят границы участка, на котором намечается устроить цветник.

Для этого производят замер: больших участков при помощи угломерных инструментов и рулетки, а небольших — при помощи рулетки или мерной тесьмы, разделенной на метры.

Результаты наносят на лист бумаги, предварительно разбитый на клетки (квадраты). Условно считают, что каждая сторона квадрата равна 1-3-5 м, в зависимости от размера участка. Точки пересечений линий квадратов нумеруют на плане последовательно цифрами 1,2,3,4 и т. д.

Нужно следить, чтобы стороны участка на плане по масштабу строго соответствовали размерам сторон участка, а углы па плане были в точности равны углам участка. Для составления плана цветника необходимо четко представить, на какие части и линии распадается задуманный сложный узор. Учитывая, что растения в течение лета изменяются по форме и окраске, необходимо внимательно подходят к проектированию рисунка и тщательному сочетанию цветущих и декоративно-лиственных растений. Не следует увлекаться большим ассортиментом цветов.

При устройстве регулярных цветников подбирают главным образом декоративно лиственные или однолетние компактные, обильно и продолжительно цветущие растения. Для цветников ландшафтного стиля больше внимания уделяют многолетникам.

При посадке нужно придерживаться рекомендаций, определяющих расстояние между растениями. Растения группируют в зависимости от их высоты. Высокие растения образуют основу любой композиции.

Когда проект цветника составлен на бумаге, производят его проверку на местности, корректируя в соответствии с рельефом местности и характерным особенностями участка, и затем приступают к разбивке цветника.

Разбивка цветника

Разбивка цветника состоит в перенесении плана на участок. Земляные работы, по крайней мере, основные рекомендуется производить осенью, чтобы весной все внимание можно было сосредоточить на посадке растений.

Подготовка площади под цветники состоит из отвода и ограждения участка, расчистки и планировки его площади, обеспечения водой, подготовки почвы участка. Под цветники необходимо отводить солнечные места.

По туго натянутой веревке отбивают на земле лопатой на сторонах квадратов борозды глубиной в 4-5 см. Места пересечения борозд отмечают теми же цифрами, что и на плане. Линии вычерчивают палкой с железным наконечником или обозначают при помощи песка. На больших территориях при разбивке партера можно воспользоваться раствором извести. На прямых линиях ограничиваются двумя колышками, вбитыми на их концах, на закругленных линиях их вбивают больше. Вбитые колышки соединяют туго натянутой веревкой, вдоль которой лопатой отбивают глубокую черту.

Приходится встречаться с вычерчиванием на земле ряда линий и фигур.

Проведение прямых линий. Вбивают два кола, между ними туго натягивают веревку. Вдоль веревки проводят по земле прямую линию.

Построение прямого угла. Берут веревку, на которой отмеряют три отрезка в 3, 4 и 5 м. Если из такой веревки построить треугольник со сторонами 3, 4 и 5 м, то угол против стороны в 5 м будет прямой.

Чтобы начертить круг, в землю вбивают кол, на который петлей надевают веревку. Длина ее должна равняться радиусу вычерчиваемой окружности. В петлю свободного конца веревки вставляют палку с железным наконечником. Веревку туго натягивают и острием палки вокруг вбитого кола вычерчивают круг.

Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей.

Вычерчивание овала. Для получения овала намечают две точки — фокусы овала, в которые вбивают по колу. Чем больше сближены фокусы, тем больше овал по своей форме будет напоминать круг. На колы, вбитые в фокусах овалов, надевают веревку и туго натягивают ее третьим колышком, которым и вычерчивают на земле кривую овала.

Спиральная линия получается в результате последовательного описания ряда окружностей.

При нанесении рисунка можно использовать шаблоны. При помощи шаблона можно избежать сложного вычерчивания симметричных частей клумб и рабаток, что особенно важно при частом повторении отдельных фигур. Шаблон вырезают из картона, на котором сначала вычерчивают, а потом вырезают контуры фигур рисунка. Шаблон накладывают на клумбу или рабатку и намечают рисунок.

Рисунок клумб или рабаток можно также перенести на натуру с помощью концентрических кругов. В основе орнамента лежат повторяющиеся элементы, давайте рассмотрим, какие основные приемы для этого используют.

Посадка цветника

Посадка производится в строгом соответствии с проектом. Растения на клумбе размещают в соответствии с их иерархией. Это дает возможность лучше оценить ритм посадок и представить, как будут выглядеть посадки в будущем, при необходимости можно ввести коррективы. Если мы, например, устраиваем рабатки, где фокусными растениями служат канны, то начинаем посадку с них, высаживая, на определенном расстоянии группами по три растения в каждой. И лишь затем высаживаем заполняющие растения.

На больших клумбах песком наносят контуры посадок или разбивают сетку с клетками по 1 м2. чтобы можно было по возможности точнее следовать плану посадок.

Работы по посадке ведутся от середины цветника к краям в шахматном порядке. При выполнении рисунка сначала высаживают растения по границам нанесенного контура, а затем заполняют рассадой. Более высокие и развитые растения всегда высаживают ближе к центральной части цветника или заднему плану. В качестве бордюра используют самые низкие растения, которые высаживают их чуть чаще, чем положено.

При посадке корни тщательно расправляют, а слишком длинные обрезают. У много летников срезают надземную часть, оставляя пеньки длиной 5—10 см. Расстояние между растениями зависит от схемы и места посадки, размеров цветков.

Лучшее время посадки — утренние и вечерние часы в пасмурную погоду, в жаркое время высаженные растения рекомендуется затенять. После посадки растения нужно обильно полить на глубину, равную тройной глубине заделки корней. Высаживая рассаду, желательно проследить, чтобы корневая шейка находилась на 0,5—1 см ниже уровня почвы. К сожалению, очень часто приходится высаживать переросшую рассаду. В этом случае можно не только прищипнуть верхнюю часть растения, но и углубить его при посадке.

Луковицы лилий с надлуковичными корнями заглубляют на глубину, обеспечивающую их нормальное развитие (примерно 15 - 25 см) без корней — на меньшую глубину (10 - 12 см), а лилии белой на 3—5 см. Клубнелуковицы гладиолусов на глинистых почвах сажают на глубину 6 - 8 см, на легких — до 10 - 12 см, а детки — на 4 - 6 см соответственно. Перед посадкой рекомендуется луковицы выдержать в 0,3%-м растворе марганцовокислого калия или гетероауксина. За 2—3 ч до высадки во избежание осыпания земли рассаду нужно обильно полить.

При устройстве каменистых участков размещение растений зависит от их высоты и размеров камней. Обычно низкорослые растения высаживают через 5 - 15 см, средние через 15 - 25 см и высокорослые через 30 - 50 см друг от друга.

Уход за цветниками

Весной по мере оттаивания почвы на цветниках с многолетними цветами проводят следующие работы:

- уборку утеплителей;

- внесение удобрений;

- рыхление;

- выравнивание участков граблями.

- обязательную «отбивку» края цветника

- проведение четкой границы между цветником и газоном, эту работу производят как штыковой лопатой, так и специально предназначенным для этого инструментом;

- восстановление контуров клумбы и рабаток;

- подкормка (в фазе 3—4 листьев).

Рассаду летников поливают ежедневно, пока растения не приживутся, а затем в зависимости от погоды 2—3 раза в неделю.

Многолетники поливают регулярно в первый год после посадки. Позже, когда растения разрастаются, поливают только в засушливые периоды. Почву постоянно следует поддерживать в рыхлом состоянии, периодически удалять сорняки (рыхление и прополка).

Отчёт по благоустройству двора нашей школы- интерната.

 Наша школа – это  образовательное учреждение, которое  для большинства воспитанников стало вторым домом. Здесь они проводят большую часть своего времени.    Поэтому  благоустройство  пришкольной территории - это  не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения учебных, спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора.

Красиво оформленный и ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Престиж школы напрямую зависит как от внешнего облика самого здания, так и от того как выглядит пришкольная территория.                                                                                                                             Территория нашей школы обширна и разнопланова.  Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство их  становится особенно актуальным.      

Участок   разделен  на необходимые функциональные зоны: учебную,  спортивную, игровую, цветочно-декоративную.

   Основной базой, где обучающиеся нашей школы - интерната овладевают практическими навыками по выращиванию растений, является учебно-опытный тепличный комплекс.

   На территории школы разбиты цветники, на которых выращиваются

однолетние и многолетние декоративные цветочные культуры.

  Наша школа с ранней весны до поздней осени утопает в зелени и цветах. На пришкольной территории трудятся учителя, воспитатели, учащиеся, техперсонал.

  Проводятся опытная и исследовательская работа, заготовка посевного и посадочного материала.

   Ежегодно проводится конкурс цветочных композиций осеннего и зимнего букета.

   Практические работы на учебно-опытном тепличном комплексе играют большую роль в

трудовом и профориентационном воспитании обучающихся. У воспитанников формируется представление о растительности как об основном

источнике жизни на земле и прививается бережное отношение к растениям;

    Ребятам предоставляется возможность применять на практике теоретические

знания, полученные на уроках природоведения и биологии.

   Пришкольный участок используется как основной источник для

выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого

невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне

современных требований.

   В настоящее время основными направлениями работы обучающихся на

пришкольном участке и учебно-опытном тепличном комплексе являются: выращивание цветочно-декоративных растений, овощей,  зелени , наблюдение за их ростом и развитием, проведение опытов. Здесь организуется

общественно-полезный труд, трудовая практика школьников, природоохранительная работа.

    Цветочно-декоративные культуры используются как объекты для проведения опытов по влиянию удобрений, величины светового дня, влажности, температуры.

 

Слева и справа от главного входа на территорию школы разбиты цветники.

Они насчитывает 20 видов цветов. Цветники имеют оригинальную форму.

На клумбах цветы цветут с ранней весны до поздней осени .

Весной это нарциссы, тюльпаны, сирень различных сортов, их сменяют разноцветные ирисы, водосбор, пионы.

   Вслед за ними расцветают летники: георгины низкорослые, бархатцы, годеция, календула, цинния, лаватера, кореопсис, лилия, канны. Ближе к осени зацветают астры, рудбекии, георгины, петунии, сальвия.сентябрины.

 

Вдоль дорожек , которые словно лучики расходятся от учебного к спальному корпусу и др. зданиям - цветочные полосы, грядки - рабатки. В период цветения глаз

радуют великолепные, неприхотливые лилейники, сентябрины, а остальное время их листья создают эффект пышности. Элементы рабаток используются и в основных

композициях клумб. Цветы в центральной клумбе  высеяны рядами, периодически

повторяющимся орнаментом из многолетников, двухлеток, летников вокруг красавицы ели.

    На школьной территории применен нерегулярный стиль. Летники посажены

произвольными грядками между другими растениями, а по переднему краю

пропущены один или несколько рядов растений карликовых сортов, которые

создают регулярное обрамление.

    В образцовом порядке содержится хозяйственный двор. Мусорные контейнеры

соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Вывоз мусора осуществляется

регулярно централизованно.

    Уборка территории от мусора, санитарная очистка территории проводится

регулярно в течение года (экологические субботники, трудовые десанты, акции).

Задача педагогов нашей школы- интерната -  учить понимать и , творить красоту, ценить труд свой и чужой.

    В дальнейшем в  нашей школе-интернате мы будем стремиться обустроить нашу территорию с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых.

          

Список используемой литературы

1. И.Г. Колоскова, О.И. Романова, Тим Ньюбери «Все о планировке сада». М.: «Кладезь — Букс», 2002 г.

2. А.В. Лазарева, М.В. Рубайло, Т.И. Кузнецова и т. д. «Цветы в саду и ландшафтный дизайн» М.: Аделант, 2002 г.

3. Д-р Д.Г. Хессайон «Все о цветах в вашем саду» М., 2002 год.

4. В.В. Чуб, Ю.В. Малеева «Современный сад» М., 2001 год.

5. Алекс Купер «Интерьер уютного сада» Р-н-Д «Феникс», 2005 г.

6. Юрченко А.В. «Ландшафтный дизайн» М.: ЭКСМО, 2005 год.

7. Журналы: «Ландшафтный дизайн», «Сад своими руками», «Мой прекрасный сад», «Цветы», «Дом и сад» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект по благоустройству школьной территории "Наш мир"

Обоснование проектаОсобенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центре станицы, состояние территории школы всегда в поле зрения станичников.Коллектив школы несет большую отве...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПЕСЕН» Разработала учитель музыки: ДЁМИНА НАТАЛИЯ АНИСИМОВНА

Краткий обзор возможностей и рекомендации учителя.  План и программа занятий сопровождается методическими указаниями, биографическими данными композиторов, анализом их творчества, теоретической р...

Рекомендации по озеленению школьной территории

Озеленение школьной территории прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования, учителями...

Проект благоустройства школьной территории "Огонек надежды"

Социальный проект по благоустройству пришкольной террирории...

Образовательный проект « Раз дощечка, два дощечка-будет лавочка. Раз соринка, два соринка- будет творчество.» (благоустройство школьной территории, фасада здания и помещений МОУ «Гимназия № 17»)

В нашем городе сложилась многолетняя традиция украшать, озеленять свои усадьбы, улицы, площади, что в целом преображает и делает особенным, запоминающимся наш город. Каждый год в августе администрацие...

Благоустройство школьной территории.

В настоящее время уделяется большое внимание благоустройству различных территорий. Облик современных городских школьных территорий стремительно меняется. Сельская школа тоже имеет потребность в создан...

Социальный проект по благоустройству школьной территории "Школьный двор моей мечты"

Школа – удивительное и родное место для каждого человека. Здесь ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека ...