«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПЕСЕН» Разработала учитель музыки: ДЁМИНА НАТАЛИЯ АНИСИМОВНА
статья по музыке на тему

Дёмина Наталья Анисимовна

Краткий обзор возможностей и рекомендации учителя.  План и программа занятий сопровождается методическими указаниями, биографическими данными композиторов, анализом их творчества, теоретической разработкой каждого занятия, списком основной и нотной литературы, приложением с использованием   презентаций.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА:

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  РАЗУЧИВАНИЮ  ШКОЛЬНЫХ ПЕСЕН»

Разработала учитель музыки:  ДЁМИНА НАТАЛИЯ АНИСИМОВНА

Г. Комсомольск – на – Амуре, 2013 год

Объяснительная записка.

Рекомендации практических занятий по  « Методике разучивания школьных песен» составлены мною в соответствии с учебным планом, как составная часть единого курса педагогики, изучается перед работой в детских загородных центрах.  В помощь   воспитателям, вожатым - студентам.

В основу « Методических рекомендаций» положены документы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение. 2010;

2. Авторская Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 8 классы О. Усачёвой и Л. Школяр  на основе концепции Д. Б.Кабалевского. М.: Просвещение.2010

Основные задачи практических рекомендаций направлены  на подготовку будущих педагогов начальных классов к работе.

План и программа занятий сопровождается методическими указаниями, биографическими данными композиторов, анализом их творчества, теоретической разработкой каждого занятия, списком основной и нотной литературы, приложением с использованием   презентаций.

Содержание занятий по семинару « Методика разучивания школьных песен».

1.Вокально – хоровая работа с учащимися

2.Отработка хорового дыхания, работа над дикцией.

3.Методика разучивания песен.

4.Песенное творчество Ю. Чичкова.

5.Песни А. Н.  Пахмутовой.

6.Песни В. Я. Шаинского

7. Творческий путь композитора Т. Попатенко.

8.Песни Е. Жарковского.

9. Песни А. Островского

Общепедагогические требования к занятиям.

Ряд методов,  разработанных педагогами  А. Поповым, Д. Кабалевским, Е. Критской и другими, предлагается взять за основу  при проведении музыкальных занятий:

  1. Организация творческого характера деятельности детей на занятиях.
  2. Методическая направленность обучения.
  3. Метод проблемного обучения.
  4. Осознанное воспроизведение песен и восприятие музыки.

Единственный способ организовать детей на занятиях  - это заинтересовать их. Решающее значение имеет организация их самостоятельной работы на занятиях, т.е. быстрого запоминания ими текстов песен и их повторение без учителя. Надо воспитывать детей как активных участников учебного процесса. Этому служат ряд педагогических методов. Один из них – методическая направленность обучения, учитель объясняет цели и задачи,

 сущность действий  занятий, а дети анализируют причины успехов и неудач и думают, как ещё лучше выступить на мероприятии,  празднике или концерте.

 Тема № 1.Вокально – хоровая работа с учащимися.

В Программе Д. Б. Кабалевского отмечено, что дальнейший творческий процесс хоровой самодеятельности, развитие хоровой культуры играет огромную роль в жизни подрастающего поколения. Композитор Д. Б. Кабалевский всей своей деятельностью, разработанной в программе, в статьях и теоретических трудах, отмечает, что целью          музыкального обучения является формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части всей духовной культуры. А педагог должен воспитывать в детях любовь и интерес к музыке.

Народный артист, профессор В. Соколов писал, что «через хоровое пение лежит путь к всеобщей музыкальной грамоте. Постепенное оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры школьников даёт возможность в условиях массового музыкального воспитания стремиться к достижению уровня:  Каждый класс – хор!».

При разучивании любой песни каждому учителю необходимо знать элементарные правила работы с певческим аппаратом, уметь правильно разучить песню. Певческий аппарат ребёнка год от года изменяется по тембру, высоте, громкости звучания, диапазону. Во время разучивания певческих упражнений учитель должен постоянно работать над развитием певческого дыхания, чистотой интонации, чёткой дикции.

Хоровое пение в классе способствует проявлению творческих возможностей и развитию музыкального вкуса детей. Воспитательное значение хорового пения определяется влиянием на ребёнка исполнительского коллектива, природой самого хорового звучания, способного вызывать сильные эмоции. Учитель должен постоянно воспитывать у детей бережное отношение  к своему голосу. Учить детей  владеть вокально – хоровыми навыками. Дети должны уметь  различать  правильное  пение,  от крика.

Тема № 2. Отработка хорового дыхания, работа над дикцией.

           Чтобы петь красивым звуком, надо научиться владеть певческим дыханием. Певческое дыхание отличается от обычного  более продолжительным выдохом и коротким вдохом, который надо делать спокойно и бесшумно. Дыханию при пении принадлежит  важнейшая роль, так как звук возникает в результате целенаправленного давления воздуха на голосовые связки. Как известно в вокально – педагогической литературе встречались различные точки  зрения на  певческое  дыхание.  Так некоторые педагоги, исходя из нескольких типов дыхания: грудное,  брюшное,  межрёберное, ключичное, отдавали предпочтение одному – наиболее удобному. Однако последние научные данные подтверждают, что лучше пользоваться смешанным типом дыхания: брюшным и грудным.  Исследования Л. Дмитриева в работе « Основы вокальной методики» подтверждают, что изолированных типов дыхания нет.  Перед пением нужно спокойно взять дыхание, немного задержать и петь на опоре. Следует всегда помнить о том, что в дыхании наряду с произвольными мышцами имеются регулировочные механизмы, действующие рефлекторно и независимо от нашей воли. Важно правильно распределить дыхание во фразах. При пении песен  с широкими плавными распевами  можно  взять дыхание внутри слова. Например, как правильно распределить дыхание в песне Ю.  Чичкова  « Здравствуй, Родина моя!»

                    Утром солнышко встаёт У

                    Всех на улицу зовёт  У

                    Выхожу из дома я   У

                    Здравствуй, улица моя! У

( У – цезура для дыхания).

 Если мы поём на нон легато, то дыхание должно быть незаметным, быстрым, но не судорожным.

Необходимо усвоить, что вдох должен быть небольшой, но глубокий, спокойный, в соответствии с протяжённостью и динамикой фразы, характером произведения, а выдох плавный, экономный и равномерный. Вялость, инертность, несобранность поющего затормаживают развитие певческого дыхания.

 Дикция. Выразительность исполнения песен во многом  зависит от ясности произношения. Закрепив навык одновременного произношения согласных звуков в конце слов при точном исполнении длительности гласной, учитель переходит к работе над быстрым коротким произношением согласных внутри слова. Допустим, в песне « Почему медведь зимой спит»  ( в бер – логе, про – сё – лоч – ной), надо следить за тем, чтобы рот, язык и губы были активными. Развитию артикуляции способствует пение скороговорок. Необходимо распевать их. Например, « Андрей – воробей», « Барашеньки», « Веники» и так  далее. Важным приёмом работы над дикцией является чтение с детьми вслух – медленное и вдумчивое. Нужно освоить смысл поэтического текста и выразительного исполнения песни. При пении добиваться выделения ударных гласных и лёгкого мягкого окончания фраз с безударными гласными  в произношении.

Тема № 3. Методика разучивания песен.

Методика разучивания песен – настойчивая кропотливая работа и от того, насколько мы сумеем грамотно разучить песню, зависит успех её исполнения.

 Дирижёр, руководитель хора Яков Георгиевич Медынь предлагает примерный ход занятия по разучиванию новой песни. Думается, что его методику можно взять за основу.

Учитель музыки должен придерживаться заранее определённого графика занятий, рассчитывая их  так:

1.Введение – 5 минут;

2.Освоение песенного материала – 25 минут;

3.Закрепление – 10 минут;

4.Заключение – 5 минут.

Итого – академический час – 45 минут.

В части « Введение» учитель сообщает текст песни, рассказывает о композиторе, эпохе, в которой творил композитор. Текст песни записываем на классной  или интерактивной доске. Прочесть текст вместе с учениками. В раздел « Усвоение» входит освоение мелодии на слух по частям. Учитель определяет тональность произведения, характер, выразительные средства музыки. Вначале учитель поёт фразу из песни, а ученики запоминают и повторяют за ним. Затем фразы объединяются. В разделе « Заключение» новая мелодия песни исполняется в нужном темпе, уточняется дыхание после фраз, выполняются динамические оттенки, учитель добивается выразительного пения, чёткой дикции. В конце занятия песня исполняется под звучание диска.

При разучивании и исполнении песен учитель продолжает работу над комплексным развитием вокально – хоровых навыков. Вначале  мы обращаем внимание на музыкально – выразительные средства исполнения: плавный, спокойный или отрывистый и подвижный характер  музыки, быстрый или медленный, умеренный темп. Овладение учащимися певческими навыками поможет  передать идейно – художественный замысел произведения. После звучания песни на диске можно провести небольшую беседу о содержании произведения,  о музыкально – выразительных средствах. Дети с помощью учителя должны понять, как надо исполнять песню: мягко, плавно или бодро и энергично. Разучивание песен проводиться по фразам. Мелодию каждой фразы вначале исполняет учитель, а затем учащиеся. При разучивании трудных мест полезен приём пения « про себя», а затем вслух. Рекомендуется петь песни не только всем классом, но и отдельными группами, петь по одному. При опросе можно использовать приём  пения «по цепочке». Важно, чтобы дети хорошо удерживались в  тональности. При выборе новых песен для разучивания необходимо учесть  характер, содержание и степень трудности.

Например, русская народная песня « Ходила  младёшенька  по борочку». Песня хороводная, имеет плавный характер и требуется мягкое  пение фраз. Поскольку песня старинная, нужно объяснить детям трудные слова:  спрошуся,  гуляти.  В работе над песней добиваться  протяжного исполнения длительностей,  распевания звуков на один слог, делая спокойный, но короткий вдох между фразами. Мелодия быстро запоминается детьми. Можно организовать пение детей по группам, а та группа, которая молчит, должна петь мелодию «про себя».

При разучивании белорусской народной песни танцевального характера  « Сел комарик на дубочек»,  можно чётко разделить мелодию на фразы. Обратить внимание на « лёгкое» окончание фраз и ясное произношение согласных в конце слов. Выразительные средства в каждом куплете выбирать в зависимости от содержания песни. Мелодию можно исполнить   «а капелла», т. е  без  сопровождения. Мелодия песни в каждом куплете не меняется   и при исполнении куплетов можно разнообразить их выразительными средствами, динамическими оттенками, выделить отдельные слова. Песню можно обыграть.

Предлагаю несколько советов композитора Юрия Чичкова   из   его  методики  разучивания песен:

  1. Прежде, чем разучивать песню, назовите её автора, прочитайте текст песни и просто  скажите ,  о чём эта песня, о каком событии, времени.
  2. Нужно узнать, как дети понимают характер песни. Поставить диск для прослушивания или исполнить самому учителю.
  3. .Затем попросить ребят  - запевал исполнить одну или две строчки из песни. После этого дети поют негромко весь запев песни.
  4. Просим детей подумать о характере  исполнения  запева.( Активно и радостно!). После этого поют все вместе запевалы и остальные дети. И так продолжать разучивать  второй и третий куплеты.
  5. 5.Петь нужно не громко, а звонко! Стараться, чтобы было хорошо слышно каждое слово. Нужно передавать точно характер песни и исполнять точно мелодию.
  6. Надо больше внимания уделять русским народным песням, песням своего края и  песням о мире.
  7. В школах больше проводить бесед о музыке, вечера , посвящённые  творчеству композиторов с просмотром слайдов и слушанием музыки.

Почти все композиторы обращались в своём творчестве к детским песням. Созданный в 1932 году Союз композиторов сразу же провёл конкурс на сочинение детской песни. Эта добрая традиция продолжается и в наше время. Детскими композиторами можно назвать: И. Дунаевского, Д.Кабалевского,  А. Островского,  М. Иорданского, М. Старокадомского,  В. Мурадели,  А. Пахмутову, В. Бойко, В. Локтева, А. Долуханяна,  В. Соловьёва – Седого, Ю. Чичкова,  В. Шаинского,  Т. Попатенко,  Е, Жарковского. Детскими поэтами стали: В. Маяковский, А. Барто, С. Михалков, В. Лебедев – Кумач и другие. Дети – барометры для композиторов и поэтов, ведь нет  благодарной и отзывчивой  аудитории, чем дети.

Тема № 4      Песенное творчество Юрия Чичкова.

Композитор Юрий Михайлович Чичков родился 29 августа 1929 года в  г. Москва. В 1953 году окончил  институт военных  дирижёров. В 1959 году Московскую консерваторию по классу композиции Л. Я. Шебалина. В 1978 году удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. Композитор является автором многих детских песен. За большие заслуги в развитии песенного  искусства  в 1972 году  удостоин премии Ленинского  Комсомола. Творчество  Юрия Чичкова удивительно многогранно и красочно. Им написаны оперы: опера – поэма « Дорогой звёзд», « Земля чудес». Для солистов хора и оркестра  написаны кантаты: « Человек, рождённый летать» на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, « Дети рядом с нами» на слова В. Коткова, « Мы верная смена твоя комсомол», сюита для хора и симфонического оркестра « Никто не забыт и ничто не забыто» на слова Ю. Разумовского, концерты для инструментов с оркестром, песни – баллады. У композитора есть литературные сочинения: « Этот  длинный  прекрасный  год», « Песни нашего сердца». Юрием Чичковым написаны сотни песен  разных по звучанию, настроению,  Исполненных глубокой лиричностью, гражданственностью, светлой радостью и задорным юмором. В его песнях постоянно слышен звонкий и радостный голос ребят. Тысячи писем со словами благодарности приходят в адрес  композитора. Секрет успеха песен заключается в том, что дети узнают в них самих себя. Юрий Михайлович Частый гость в школах, детских оздоровительных лагерях, детских домах. Во вреия проведения операции « Чукотка» все дети нашей страны решили построить для детей Чукотки современный дворец творчества. В далёком Анадыре построен прекрасный Дворец и композитор летит на торжественное открытие Дворца и дарит детям песню « Дворец детской мечты».  В этой песне поётся о крайнем севере и о дружбе ребят. В партизанских краях на Брянщине проходили слёты голубых и зелёных патрулей школьных лесничеств и среди друзей природы Юрий Чичков. Он привозил на слёт новую песню « Лесной марш « и другие.. В сентябре 1974 года прозвучала по радио и телевидению песня Ю. Чичкова « Наташка – первоклашка» в исполнении Сергея  Паромонова и Большого детского хора радио и телевидения. Слова для песни написал поэт К. Ибряев. Эту песню композитору заказал мальчик, который повёл свою сестрёнку в школу, в первый класс. Для мальчика это было большое событие. Эту песню очень любит детвора. Для детей композитор пишет много песен:  « Просто мальчики,  просто девочки»,   « Это называется природа»,  «Песенка  про жирафа»,   « Музыкант – турист»,  « Мой щенок»,  « Золотое зёрнышко»,  «Родная песенка»,  « Здравствуй,  Родина  моя!»  и  другие.  Юрием Чичковым написаны кантаты для детей: « Наши солнечные маршруты»,  « Наша школьная страна», «Салют, Победа!». В 1970 году композитор написал  « Кантату о Ленине». Песни: « Посвящение», « Рассказывай Волга», « Заветная  тропинка», « Песня нашего сердца» вошли в кантату.  

 Разучивание песни « Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Песня по характеру звонкая и задорная. Мелодия песни написана в Ми-мажоре. В песне рассказывается о маленьком мальчике, который радуется травам, ветру, солнцу, он приветствует свою улицу, Родину. В песне ясно звучит тема творчества композитора – счастливое детство ребят нашей страны.

 Вначале разучивания песни нужно прочесть поэтический текст, выделяя отдельные слова логическим ударением. Сыграть аккомпанемент или дать прослушать песню на диске. Учителю желательно пропеть эту песню. Разучивая по фразам, распределить правильно дыхание, которое нужно брать в конце каждой фразы. Мелодия строиться по ступеням тонического трезвучия, поэтому исполнять её очень легко для детей. Обратить внимание на распевание долгих « си»  и « фа» в целых нотах. Нужно добиться выразительного пения и ровного звучания  в данной песне. В конце каждого куплета подчеркнуть  значимость слов: « улица, моя», « Родина, моя». Полезно попеть по фразам  с  отдельными группами детей, приёмом – одна группа поёт вслух, а одна  «про себя». Во втором куплете можно дать слово солисту.

 ТЕМА № 5. Песни Александры Николаевны  Пахмутовой.

Александра Николаевна Пахмутова – Российский композитор, автор более 400 песен, Заслуженный деятель искусств, народная артистка  СССР, лауреат премии Ленинского комсомола  в 1967 году,  лауреат Государственных премий в 1975 и 1982, Герой Социалистического труда. Имеет Национальную российскую  музыкальную премию « Овация», почётный гражданин Москвы. Родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом, ныне район Волгограда, в семье Николая Андриановича ( 1902 – 1983) и Марии Амплеевны  ( 1897 – 1978)  Пахмутовых. С детства отличалась исключительной одарённостью. Рано, в три года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. В возрасте четырёх лет сочинила пьесу « Петухи». Начавшаяся в июне 1941 года война прервала её занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при консерватории. Эта знаменитая на весь мир школа дала путёвку в жизнь Александре Пахмутовой.По окончанию музыкальной школы в 1948 году поступает в Московскую консерваторию, где занимается у выдающегося композитора В.Я. Шебалина. В 1953 году оканчивает консерваторию и в 1956 году аспирантуру с диссертацией на тему « Партитура оперы М. И. Глинки « Руслан и Людмила». Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Это произведения для симфонического оркестра: «Русская сюита»,  Концерт для трубы с оркестром, Увертюра « Юность», Концерт для оркестра, « Ода на зажжение огня». Есть у неё  кантатно– ораториальные произведения « Василий Тёркин», « Прекрасная, как молодость,  страна», Кантаты для детского хора и симфонического оркестра: « Красные следопыты», « Отрядные песни», циклы песен « Созвездие Гагарина», балет « Озарённость». Много замечательных песен: « Геологи», « Обнимая небо»,  « Нежность»,  «Песня о тревожной молодости», « Мелодия», « Кто отзовётся», « Гайдар шагает впереди», « Главное, ребята, сердцем не стареть», « Дикая собака Динго», « Добрая сказка», « Дарите радость людям», « Трус не играет в хоккей»  и другие написала композитор.  Александра Николаевна Пахмутова  написала музыку к кинофильмам: « Семья Ульяновых», « Девчата», « Три тополя на Плющихе», « Баллада о спорте», « Битва за Москву», « Сын за отца». Активная творческая деятельность А. Пахмутовой  успешно сочеталась с деятельностью общественной.  Много лет она являлась председателем  Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни « Красная гвоздика». В настоящее время композитор живёт и работает в Москве. Её именем названа и официально зарегистрирована в Планетарном центре в г. Цинциннати ( США) малая планета № 1889. Общественная деятельность А. Пахмутовой – это не только работа в руководящих органах Союза композиторов и Верховного Совета, но и сотни выступлений и встреч с рабочими, воинами, студентами и спортивной молодёжью, детьми.

Разучивание песни « Главное, ребята, сердцем не стареть».

Песня написана на стихи поэтов С. Гребенщикова и Н. Добронравова, музыка А. Н. Пахмутовой.

Песня о смелых и мужественных людях – лётчиках. Каждый мальчишка мечтает быть лётчиком. Эта песня – воплощение мечты! Разучиваем по фразам. Мелодия песни задорная, веселая и жизнерадостная. Запев может исполнить солист, а припев – все ребята. Очень  важно  научить  детей  выделять отдельные слова:  главное, сердцем, песню, допеть, таёжный, самолётом, улетающий, под крылом, зелёное море, тайги. Обратить внимание на организованный чёткий ритм. Дыхание брать по окончанию фраз. Мелодия запоминается легко  наизусть. Следить за ясным произношением слов.

ТЕМА № 6. Песни  Владимира Шаинского

         Владимир Яковлевич Шаинский родился 12 декабря 1925 года в г. Киеве. Современный детский композитор, написал много песен для детей. В. Я. Шаинский не только любит музыку и детей, но и увлекается спортом. В его кабинете можно увидеть возле фортепиано   подаренные клюшки, мячи, гантели и т.д. C 1936 года Владимир Шаинский  занимался по классу скрипки в музыкальной школе – семилетке при Киевской консерватории, однако начавшаяся война прервала учёбу, и в 1941 году семья была эвакуирована в Ташкент. Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории, где обучался до 1943 года. В том же году его призвали в РККА. Служил в полку связи в Средней Азии, там стал писать музыку. После войны в 1945 году Шаинский  поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского на оркестровый факультет. С 1949 года работает в оркестре Леонида Утёсова. Затем преподаёт в классе скрипки в музыкальной школе с 1952 по 1954 годы, далее работает оркестровщиком, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. В 1962 году по 1965 обучается на композиторском отделении Бакинской консерватории, обучается у народного артиста СССР К. А.  Караева. Живёт и работает в Москве до 2000 года,  затем уезжает в Израиль, в 2004 году переезжает в США, где получает вид на жительство. Живёт на две страны, в России и США. Имеет двойное гражданство – Российской Федерации и Израиля. Первыми произведениями композитора  стали струнный квартет, симфония. Наиболее В. Я. Шаинский известен, как автор многочисленных  произведений для детей. Сочинил оперу « Трое против Марабука», мюзиклы: « Аз, Буки, Веди», « Восьмое чудо света», « По сказкам и континентам». Владимир Шаинский – автор десятков мелодий к мультипликационным фильмам: « Завтрак на траве», « Школьный вальс», « Чебурашка», « Финист – ясный сокол», « Шапокляк», « Катерок», « Крошка Енот». Музыка Шаинского пользуется неугасающей популярностью. Особенно большую популярность имеют персонажи сказок Э. Успенского – Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк,  персонажи деревни Простоквашино. Особую популярность приобрели его песни: « Улыбка»,  « Голубой вагон», « Песня крокодила Гены», « Вместе весело шагать», « Антошка», « Кузнечик», « Крейсер Аврора» , « Чему учат в школе , « Облака» и другие. Шаинский  удостоен звания Заслуженного  деятеля искусств  РСФСР в 1978 году, премии Ленинского комсомола в 1950 году и Государственной премии в 1981 году.

Владимир Яковлевич любит классическую музыку, особенно сочинения Моцарта, Чайковского, Бизе, Шостаковича. В изобразительном искусстве и скульптуре предпочитает произведения эпохи Ренессанса: Микеланджело, Рафаэля  и Рембранта.  Любимые писатели: Шекспир, Л. Толстой, А. Чехов. В свободное время занимается подводной охотой, собиранием подводных трофеев, ходит на лыжах, бегает на лыжах, на коньках, любит упражнения на турнике.

На протяжении многих лет поются его добрые и светлые  песни.  Музыке композитора характерны упругий ритм, характерные обороты. Для детей песни очень доступны. В своём творчестве композитор смело использует современные интонации.

Разучивание песни  В. Шаинского « Вместе весело шагать».

 Эту песню поют дети всей нашей страны. Весёлую и жизнерадостную песню можно назвать походной.  Поётся необычно, с припева.  Песня написана в Ми-миноре, а припев в Соль-мажоре. Первое предложение делится на четыре коротких фразы, после которых надо успеть  взять активное  дыхание. Во втором предложении распределить дыхание аналогичным способом. Повторяющие мотивы помогают легче запомнить мелодию. В запеве мелодия  плавная, спеть связанно. Необходимо хорошо распевать каждое слово. Учителю поработать над чёткой дикцией и ясной артикуляцией. Здесь есть трудные места для исполнения – синкопа. Ударение переноситься с сильной доли на слабую: « Ну- ка, спой нам перепёлка, перепёлочка».

ТЕМА № 7. Песни Тамары Попатенко для школьников.

 Музыка современного композитора  Тамары Попатенко  светлая и жизнерадостная, распевная. Родилась композитор 22 апреля 1012 года в г. Москве. Учиться  стала с восьми лет.  Отец по профессии юрист, был первым учителем музыки. Тамара  поступает в музыкальную школу в  Новочеркасск. А через    два года поступает в Ростовский музыкальный техникум по двум специальностям: фортепиано и сочинение. В 1932 году поступает в Московскую консерваторию, предоставив комиссии на экзамене фортепианное произведение "«Причуды».  В 1938 году успешно оканчивает консерваторию.

Творчество Попатенко включает музыку самых разнообразных жанров: струнные квартеты, три детских сюиты для симфонического оркестра:  «Новогодняя», «Игрушки», «Гуси – лебеди».  Пишет много фортепианных и инструментальных пьес, романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, музыку к спектаклям и мультфильму, оперы - сказки, одноактный балет « Репка». Есть у композитора хоровые циклы: « Леса шумят» ( 5 хоров на а капелла на слова П. Комарова), « Осень» на стихи Р. Горской, хоры солдат « Новички» на слова Б. Дубровина. Пишет замечательную кантату « Горный ветер» для детского хора, симфонического оркестра и чтеца. Т. Попатенко написала около 600 песен. Есть у неё сборник « Чудесный сад». Есть песни с военной тематикой « Горстка русской земли», посвященная погибшему разведчику. Хоровые произведения, циклы: « Времена года», « Акварели». Есть  вокальное произведение « Я живу в Москве», которое удостоено звание лауреата на Конкурсе почёта на лучшую песню о Москве. В цикле песен  « Корабль уходит в океан» по – новому раскрывается образ Владимира Ильича Ленина. Композитор написала много музыкальных сказок и опер для детей: « На лесной опушке», « Зимняя сказка» и другие. Часто в детских передачах по радио и по телевидению звучат песни: « Солнечный зайчик», «Королева Зубная щётка», «Маша – растеряша», «Снегурочка и лиса», «Угадай – ка». Большое количество песен написано для детей младшего школьного возраста. Это песни о дружбе, о школе, о природе. Очень  любят песни Т. Попатенко дети, такие как: « Знакомый дом», « Снежный дом», «Скворушка прощается», «Нехорошая оса», «Котёнок и щенок», «Про плутишку кота». Для детей младшего школьного возраста мелодии песен удобные для исполнения, есть повторение мотивов, легко запоминаются. Так, в песне « Самолёт» используется изобразительный момент – рокот самолёта.

Тамара Попатенко – член бюро детской хоровой секции Московского Союза композиторов, член правления ассоциации деятелей литературы и искусства для детей.

Разучивание песни Т.  Попатенко  на слова Я. Халецкого «Третий танкист». Песню исполняет солист Характер песни – сдержанный марш. Основной штрих мелодии нон легато – не связанно. Фразы отделены паузами, поэтому легко брать дыхание. Необходимо обратить внимание на точное интонирование звуков. В припеве вторые голоса поют мотив известной песни « Три танкиста», а мелодия верхнего голоса поётся на слог «та». Композитор предлагает интересный приём пения: солист, дуэт, хор. Можно начать учить песню с припева. Лучше всего начать разучивать песню с музыкально  - одарёнными детьми, а затем присоединить остальных. Обязательно поработать над чёткой дикцией и артикуляцией. Первый куплет поётся громко, чётко, ясно; второй - тише, проникновеннее; а третий – вдохновенно, светло.

Песни  Евгения Жарковского.

Евгений Жарковский родился 12 ноября 1906 года в г. Киеве. Его рано заинтересовала музыка и юноша поступил в музыкальный техникум. Приобретённые знания применяет на практике, работая в драматическом театре в качестве пианиста, пишет музыку к спектаклям. В 1929 году поступает в Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано и занимается у профессора Л. Николаева. Композиторскому мастерству учится у профессоров М. Юдина и Ю. Тюмина. В консерватории Жарковский совмещает учёбу и работает аккомпаниатором. Увлекается военно – шефской работой. В Крондштате  на кораблях Балтийского флота, в частях Ленинградского гарнизона он выступает перед воинами, готовит армейскую самодеятельность. Пишет песни: « Боевая комсомольская», на слова С. Кирсанова, «Армейские припевки» на слова Н. Рыленкова, «Красноармейскую рапсодию» для фортепиано. После окончания консерватории композитор пишет много песен, частушек, концерт для фортепиано с симфоническим оркестром, музыку к кинофильмам: «Поход», «Юность». В 1937 году по заданию Политуправления Военно–морского флота вместе с поэтом Я. Сашиным  направляется на Черноморский флот  и создаёт новые военные песни для моряков: «Песни Красного флота»,  «Черноморочка» и другие. В 1941 году Евгений уходит на войну и служит североморцем. В его песнях начинает звучать героическая тема: «Песня о Гремящем» ( о миноносце), «Песня о Борисе Сафонове» ( о лётчике – истребителе), «Морошка», «Матросы поют о Москве» и другие. Композитор пишет очень много песен для детей. К настоящему времени детские песни Е. Жарковского составили четыре объёмистых авторских сборников. Мелодия песен простая и ясная, ритм чёткий, понятный. Ни одна из сторон школьной жизни не проходит мимо внимания композитора. Темы песен самые разные: о подвигах мальчишек, о солдатской шинели, о первом учителе, о любимом море. Среди сочинений песни: «Свежий ветер» на слова Б. Дворного, «Кем ты будешь» на слова С. Алымова, «Песенка о футболе» на слова Д. Самойлова. Песни носят воспитательный характер, воспитывая лучшие человеческие качества у подростков. Тесная творческая дружба связывает композитора с детскими коллективами: Народным ансамблем песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководит С. Дунаевский, Большим детским хором Всесоюзного радио и телевидения В. Попова и с Подмосковной хоровой студией «Пионерия», руководитель Г. Струве. Тема военной героики, мира, Родины звучит в кантате «Неразлучные друзья». Евгений Эммануилович написал книгу «А музы не молчали», которая представляет собой дневник военных воспоминаний, это биографическая редкость. Фронтовые новеллы получили у  читателей большой отклик. Надо отметить, что мелодия песни «Прощайте, скалистые горы», записанная на электрооргане, каждые полчаса  звучит в городе Североморске у памятника герою – матросу, защитнику Заполярья.

Разучивание песни «Чапай остался жив» на слова М. Владимова, музыка Е. Жарковского.

Учитель объясняет, как правильно исполнять песню. Перед началом пения взять быстрый вдох, коротко и бесшумно. Первый звук исполняется в высокой певческой позиции, как бы на зевке. Гласные распеваем. Чёткая артикуляция, ясное движение мелодии, утрированное произнесение согласных, пропевание гласных, острый пунктирный  ритм – всё является компонентом творческого исполнения песни. Предостерегайте детей от крикливых ударений в конце слов. Расскажите детям о выразительном использовании в песне приёма речитатива. Речитатив – это певческая речь, т. е. передача выразительных интонаций разговорной речи вокальными средствами. Обратить внимание на динамические оттенки. Динамика – сила звука. Отдельные слова выделить голосом.

                      Песни Аркадия Островского.

Композитор Аркадий Островский родился в 1914 году в Сызрани, в семье музыкального мастера. С детства подбирал мелодии на рояле. В 1927 году поступает в Ленинградскуй Музыкальный техникум в класс И. Белоземцева. Будущему  композитору приходилось подрабатывать. Работал статёром в кино (озвучивал фильмы), в джазовом оркестре Л. Утёсова,  аккордеонистом. В это время А. Островский много сочиняет. Появляются песни:  «Комсомольцы – беспокойные сердца»,  «Я - демобилизованный», «Сторонка родная», фантазия для оркестра «Салют».  Появляются песни за мир: «Голос земли», «Время», «Пусть всегда будет солнце», «Красная гвоздика», «Атомный век», «Севастополь», «Крымский виноград». За эти песни композитор получил две премии на конкурсе песен о войне, в Крыму в 1950 году.  Есть вокальные циклы: «А у нас во дворе» и другие.В песенный цикл «Полутона» входят песни: «Лунный камень», «Дожди», «Круги на воде». Пребывая в городе Комсомольске – на Амуре, Островский вместе с Серафимом Туликовым написали песню «Строители».  Амурские впечатления отразились в вокально – хоровой сюите «Дорога счастья». Для творчества композитора характерны: джазовый стиль письма, простой язык, чёткий ритм и интонации русской народной песни. У композитора есть оркестровые произведения: «Солдат и Ева», «Свиные хвостики», «Если в сердце весна». Много композитор написал музыки к детским передачам, например,  «Спокойной ночи , малыши» песню «Спят усталые игрушки». Песни «Алёшины галоши», «Урок  пения», «Большой кролик!» стали любимыми песнями для детей. Песня «Девчонки и мальчишки» одна из любимых песен  у детей.

Разучивание песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце» на стихи Л. Ошанина.

Петь песню надо с очень чистой интонацией. Прежде, чем приступить к разучиванию песни,  нужно рассказать историю создания песни. В 1962 году плакат московского художника был на выставке на Красной площади, в Москве. На плакате изображался занятный рисунок и четверостишье под ним, стихи, которые сочинил маленький мальчик, московский школьник.  Увидев  этот плакат,  А. Островский сказал, что «это  готовая песня». В 1963 году была написана песня и впервые прозвучала на фестивале в г. Сопоте. Эта песня о мире звучит как предупреждение о войне. Начинать разучивать песню нужно с чёткого и ясного произношения текста. Затем учим по фразам. Берём короткое дыхание после слов: «солнечный круг», «небо вокруг». « это рисунок мальчишки» и т. д. Попросить детей прохлопать ритм  - пунктирный ритм. Добиваться точного попадания на ноты , так как в припеве меняется тональность – появляется мажор. Утверждается мысль композитора, чтобы был мир нам нужно яркое солнце, чистое небо, мама и папа! Желательно разучить первый куплет и припев сразу, песню петь до конца. Первый куплет поётся спокойно, сдержанно.  Второй куплет тихо и настороженно.  Третий куплет  - это взрыв, вызов войне. В припеве на слове «всегда» хорошо открывать рот, чётко распевая гласные. В песне активировать работу губ, языка, нёба. Окончания фраз петь ясно «круг», «вокруг» и т. д.

Библиография

1.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ № 1312 от 09. 03. 2009 г.

2.Федеральный  государственный образовательный  стандарт общего образования РФ от 15.13.2010 г.

3.Авторская программа Д. Б. Кабалевского. Музыка 1 – 8 классы, под  редакцией Э. Аббдулина. Москва. Просвещение. 2007 г.

4.Д. Кабалевский. Каждый класс – хор. Музыка. М. Просвещение. 1985 г.

5. Д. Кабалевский. Музыка в начальных классах. М. Просвещение. 1985 г.

6. В. Сухомлинский. Мудрая власть коллектива.  Молодая гвардия. М. Просвещение. 1975 г.

7. В. Сухомлинский. О воспитании. Политиздат. М. 1985 г.

8.С. Герасимов.  Система эстетического воспитания школьников. М. Педагогика. 1983 г.

9. Т. Жданова, А. Кононенко. Музыка в школе. Музыка. М. 1981 г.

10. В. Попов. Школа хорового пения. Музыка.  М. 1973 г.

11. Д. Кабалевский. Хрестоматия  1, 2, 3 класс. М. Просвещение. 1981 г.

12.Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. М. Просвещение. 1970 г.

13. П. Жданов. Музыка в школе. М. Просвещение. 1985 г.

14.Я. Медынь. Методика преподавания дирижёрско – хоровых дисциплин. Музыка. М. 1978 г.

15.Ю. Чичков. Песни нашего сердца. Музыка. М. 1976 г.

16. Л. Квашина. Дорогами песен  Александры  Пахмутовой. Музыка. М. 1979 г.

17. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарёва.  Воспитание музыкой. М. Просвещение. 1991 г.

18. Е. Андреева. Основы музыкальной грамоты. Музыка. М. 1984 г.

19. Г. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Музыка. М. 1988 г.

20. Е. Зверева. Песни Кремля. Музыка. М. 1981 г.

21. Т. Попатенко. Чьи песни ты поёшь. Музыка. М. 1981 г.

22. С. Бондаренко. Голубая планета. Музыка. М. 1981 г.

23. С. Бондаренко. Песни В. Шаинского. Музыка. М. 1970 г.

24. Ю. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Музыка. М. 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Урок№5 по кубановедению для 6 класса по ФГОС Разработал учитель кубановедения: Орещенко Елена Александровна МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Краснодарский край г. Усть-Лабинск

Тема. природные объекты и памятники природы, истории и культурыПредметные задачи:- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местност...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Сценарий кино - вечера «Я говорю с тобой из сорок пятого…» Разработала учитель истории МБОУ СОШ № 9 Филина Людмила Витальевна

Цель мероприятия:1. Показать, важнейшее значение крупных сражений советских войск (в т.ч. битвы за Берлин) в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн;2. Воспитание подрастающего поколения в ду...

Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.

Презентация  к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...