Доклад " Особенности воспитательной работы в детском доме"
консультация

Многие десятилетия проблемы детских домов  не теряют своей остроты.  Дети – сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, несмотря на всестороннюю заботу о них государства, остаются в значительной мере лишёнными необходимых  контактов со взрослыми, испытывают дефицит  родственного общения.  

Зная это, мы, педагоги не должны  ограничиваться  формальными  заботами о них, обеспечением   пропитания и проживания. Необходимо  главное – ежедневная  забота о духовном  развитии  каждого  ребенка.

Эту  задачу  можно  решить  только  совместными  усилиями  всего  коллектива  детского  дома, приобщать  детей  к  семейной  жизни. Что  мы  все  и  делаем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_oblastnoe_metod._obedinenie.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Преображение»

140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45, тел. 8(496)404-09-20, egordetdom@mail.ru

           

Выступление на  методическое объединение воспитателей образовательных организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по теме «Особенности воспитательской работы в детском доме».

Подготовила:

Воспитатель Зуева О.А.

Многие десятилетия проблемы детских домов  не теряют своей остроты.  Дети – сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, несмотря на всестороннюю заботу о них государства, остаются в значительной мере лишёнными необходимых  контактов со взрослыми, испытывают дефицит  родственного общения.        

Зная это, мы, педагоги не должны  ограничиваться  формальными  заботами о них, обеспечением   пропитания и проживания. Необходимо  главное – ежедневная  забота о духовном  развитии  каждого  ребенка.

Эту  задачу  можно  решить  только  совместными  усилиями  всего  коллектива  детского  дома, приобщать  детей  к  семейной  жизни. Что  мы  все  и  делаем!

В каждой семейной группе нашего дома проходят ежедневные воспитательские часы, разработанные педагогами, и направленные на социализацию детей в обществе, подготовку к семейной жизни. Тематика воспитательских часов разработана в годовом планировании еженедельно по разделам:

Понедельник – «Мы за здоровый образ жизни»

Вторник – «Патриот»

Среда – «Я в мире людей»

Четверг – «Профориентация»

Пятница – «Самосовершенствование личности. Этикет»

Суббота – «Я умею»

Воскресенье – «Воспитание семьянина»

Система  воспитания  в  детском  доме - чрезвычайно  сложный  и  многогранный  процесс, который  осуществляется  непосредственно  единым  воспитательным  коллективом  педагогов,  самими  условиями,  в  которых  протекает  жизнедеятельность  воспитанников; окружающей  действительностью,  её  социальной  средой.

Понятно, что  такое  множество  факторов, прямо  и  косвенно  влияющих  на  формирование  личности  воспитанника  детского  дома  с  одной  стороны  требует тщательного изучения индивидуальных особенностей  каждого  ребёнка, с  другой -  не  менее  тщательного  отбора  средств, форм  и  методов  воспитательной  работы, которые  были  бы  интересны  и  доступны  всем  и  каждому,  и  тем  самым,  вызывали  бы  желание  участвовать  в  разнообразной  общественно  полезной, творческой  деятельности.

Особую  роль  в  проведении  воспитательной  работы  с  детьми  следует  уделять  налаживанию  их  взаимоотношений  в  самом  широком  смысле  этого  сложного  понятия. Гуманные,  дружеские, основанные  на  взаимопонимании  и  взаимопомощи  отношения  воспитанников  и  воспитателей  детского  дома, знание  и  понимание  каждым  педагогом  индивидуальных  особенностей  каждого  воспитанника - важнейшие  условия  этой  работы.

В процессе нашей работы в силу индивидуальных особенностей каждого ребёнка (у кого – то вспыльчивый характер, у кого – то медицинские особенности здоровья, у кого – то неприятности в школе, кто – то просто не в настроении) возникают конфликты. Самый верный способ уладить конфликт – это побеседовать о произошедшим с подростком, и именно ПОБЕСЕДОВАТЬ, а не отругать. Объяснить ребёнку, при этом выслушав его точку зрения, в зависимости от произошедшего, что, как он считает было сделано неправильно, и как можно было бы избежать конфликта.

Отношения людей, а тем более детей и взрослых – сложная психологическая категория, имеющая одну важную особенность. Как правило, ребёнок относится к педагогу в полном соответствии с отношением педагога к нему. Адекватная реакция детей на отношения взрослых позволяет надеяться, что позитивное отношение воспитанников к воспитателям  и вообще ко всем взрослым) не такая уж неразрешимая задача. Не случайно Антон  Семёнович Макаренко утверждал, что сочетание требовательности и уважения к личности ребёнка определяет успех воспитания.

Итак, первое, что определяет успешность воспитания – это формирование гуманных взаимоотношений педагогов, воспитанников, обслуживающего персонала.

 Далее следует – здоровье детей. А как мы все знаем: основой здоровья физического является здоровье психическое. Только в атмосфере полной защищённости и доброжелательности, заботы, внимания, любви и ласки детский организм может развиваться оптимально. Дети не должны чувствовать неприязни к себе, её просто не должно существовать.

Конфликтные ситуации, происходящие на глазах детей, кого бы они не касались, отрицательно влияют на детскую психику и нередко являются примером негативного поведения самих воспитанников. Если по отношению к детям проявляется грубость – она станет свойственна и воспитанникам. Если воспитатель кричит на детей – крик станет обычным и в обращении воспитанников.

Следующее, что определяет успешность воспитания – это организация режима дня. Как создать ребёнку комфортное состояние в группе, определить круг его обязанностей, приучающих к личной гигиене, к наведению чистоты и порядка в своём доме, к развитию различных умений мастерства (шить, вязать, мастерить, чинить, готовить и т.д.), необходимых будущему семьянину, умению провести свой досуг. Во всём этом нам помогает режим дня, он есть у нас в каждой семье. Мы стараемся его придерживаться, хотя порой отклоняемся от него. Например: Дошкольник. Его режим дня – подъём, утренние процедуры, завтрак, занятия, прогулка, обед, тихий час, полдник, ролевые игры, по возможности прогулка совместно с другими детьми, ужин, игры по интересам, вечерние процедуры, подготовка ко сну, сон. Но со школьниками так не получается.

Старшие дети нуждаются в дополнительной подготовке домашнего задания, а именно подборке материала к школьным докладам, сообщениям, а это увеличивает время на самоподготовку воспитанника, которую контролирует педагог, что выходит за рамки режима дня.

У большинства новоприбывших детей нет навыков самоподготовки домашнего задания, поэтому прежде всего мы выясняем реальные учебные возможности и способности детей, определяем пробелы в их знаниях и исходя из этого, ведём работу по выравниванию знаний совместно с дефектологом, логопедом.

В связи с  выпуском старших воспитанников, устройством детей в замещающие семьи, восстановление в правах биологических родителей и возвращение ребёнка в биологическую семью происходит непрерывное обновление каждой семейной группы. Однако установленный в группе порядок, традиции передаются и сохраняются. Предметом особой заботы в семье является формирование нравственной атмосферы, отношений заботы друг о друге, внимания и оказания необходимой помощи. Малыши и средние по возрасту дети, с помощью старших быстро осваивают навыки личной гигиены, ведение домашнего хозяйства, поддержание чистоты и порядка.

Доброй традицией в нашей семейной группе стало ознакомление вновь поступивших детей с заповедями воспитанника нашего дома. «Заповеди воспитанника» в нашей семье висят на стене и мы используем их не только для ознакомления поступивших детей, но систематически в процессе нашей работы для разрешения сложных ситуаций, при проведении бесед, круглых столов.

Также еженедельно по субботам в нашей семье проходит «Недельный отчёт»,  в форме круглого стола. У детей это вошло в привычку, они готовятся к нему, делятся впечатлениями о произошедшем за неделю в школе и дома.

И всё же продуманный режим дня в условиях семьи в детском доме позволяет с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей разумно сочетать их труд и отдых, учебные занятия и развлечения.

И в завершении своего выступления хочу сказать о правилах, которым мы учим своих воспитанников.

  1. Жить в детском доме – это значит любить свой дом, уважать своих товарищей и взрослых, которые помогают в ваших делах.
  2. Любить свой дом – это значит беречь и умножать всё его содержимое, но делать это в пределах разумного, соблюдая чувство меры.

       

Вряд ли можно говорить об уютной комнате, в которой только на потолке нет ковра. Никакими коврами и одеждами нельзя заменить человеческого тепла. Никакими подарками – подношениями нельзя заменить искреннего человеческого общения.

                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы МБОУ ДОД Дома детского творчества

в материале представлен один из вариантов плана работы на учебный год учреждения дополнительного образования детей...

доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

"Методика воспитательно-профилактической работы в детском доме"

Ранняя профилактика необходима в работе со всеми возрастными группами, но особое внимание привлекают младшие подростки 10-12 лет. Ребенок еще не совершал преступление, но существуют "индикаторы", по к...

Доклад: «Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

    В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускника...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...

Презентация к докладу " Особенности воспитательной работы в детском доме"

Презентация наглядно показывает нашу ежедневную работу....

Организация воспитательной работы воспитанников детского дома по духовно-нравственному направлению

Организация воспитательной работы воспитанников детского дома по духовно-нравственному направлению...