Конспект открытого занятия "Овощи"
план-конспект

Астафьева Оксана Александровна

В данном конспекте представлено открытое занятие с детьми с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:

«Умелые ручки»

социально-педагогической направленности

Тема «Овощи».

Методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с ТМНР

Астафьева Оксана Александровна,

воспитатель

Санкт-Петербург

2020 год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Астафьева Оксана Александровна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№3

Программа  

«Умелые ручки»

социально-педагогическая направленность

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом (предметно – практическая деятельность).

Тема занятия

«Овощи».

Форма занятия (кол-во детей)

Подгрупповая (3 чел.)

Дата проведения

Сентябрь 2020 г.

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Создать композицию из готовых форм, используя технологию аппликации (в совместной деятельности).

Задачи занятия:

  1. обучающая;
  2. коррекционно-развивающая;
  3. воспитательная;

1.  Учить выполнять практические действия с предметами (овощи и трафареты): захват и удерживание, обследование, перекладывание, прикладывание к шаблону.

2. Развивать зрительно- моторную координацию, мелкую моторику рук на основе практических упражнений и заданий.

 3. Воспитывать интерес к занятию, желание действовать совместно с воспитателем. Стимулировать проявление эмоциональных реакций.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, практические.

Методическое и техническое обеспечение занятия

Технические средства: муз. колонка, музыкальные записи; коммуникатор «Гоу-ток4»;

методические средства: коммуникативная доска, коммуникативная карта «Заниматься», пиктограмма « Осень»,  зеркало, корзинка, огурцы и помидоры натуральные.

раздаточный материал: шаблоны банок, шаблоны огурцов и помидоров, одноразовые тарелки.

Предварительная работа

Знакомство с овощами. Совместная предметно-обследовательская деятельность (рассматривание корзины с овощами), организованная игровая деятельность, обогащающая сенсорный, познавательный и эмоциональный опыт детей и направленная на развитие взаимодействия:

- работа с коммуникативной доской;

- пальчиковые и коммуникативные игры;

Использованная литература

  1. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР /Под ред. В.Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
  2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
  3. Румянцева У « Аппликация. Простые поделки» М, Айрис Пресс 2012г.
  4. Грибовская А. А.. « Аппликации. Овощи, фрукты, грибы»», М, Скрипторий 2013г.

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент 3 мин.

Ритуал приветствия.

Формирование коммуникативных навыков. Установление контакта.

Обучение идентификации, реагированию на своё имя, отработка указательного жеста и жеста приветствия.

 Работа с зеркалом.

Обучение осознанию  себя.

Работа с коммуникативной доской, с коммуникативной картой «заниматься» и с пиктограммой.

Воспитатель завозит детей по одному:

- Федя, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

- Дима, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

- Андрей, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

Педагог перемещает детей к коммуникативной доске.

- Кто здесь, кто с нами?

   Кто здесь, кто пришел?

– Это Федя! Здравствуй, Федя!

- Федя, смотри, Федя (показывает в зеркале ребенка).

- Кто здесь, кто с нами?

   Кто здесь, кто пришел?

- Это Дима! Здравствуй, Дима!

- Дима, смотри, Дима (показывает в зеркале ребенка).

- Кто здесь, кто с нами?

   Кто здесь, кто пришел?

- Это Андрей! Здравствуй, Андрей!

- Андрей, смотри, Андрей (показывает в зеркале ребенка).

- Кто здесь? Кто с нами?

- Оксана.

- Будем заниматься!

(Показывает коммуникативную карту каждому ребенку и повторяет: «заниматься». Размещает  коммуникативную карту на мольберте).

- Время года « Осень» ( показывает пиктограмму).

Дети на колясках перемещаются  в группу.

Смотрят на гостей, с помощью педагога здороваются (жест «Привет»).

Ответная эмоциональная реакция, реагирование на собственное имя и на своё отражение в зеркале.

Дети смотрят, слушают, визуально и тактильно воспринимают коммуникативную карту.

2. Мотивация образовательной деятельности  4 мин.

Сюрпризный момент.

Демонстрация овощей. Задача: побуждать детей фиксировать взгляд на предмете.

Активизация  восприятия:

зрительного, слухового,  тактильного и вкусового на основе практических действий.

Игровое упражнение «  Соберем  овощи в корзинку».

- Осенью зреют овощи.

- Сегодня мы пойдем на огород

( подходят к столу с овощами).

- Смотрите, на огороде овощи: помидоры, огурцы!

- Федя, ( Дима, Андрей) смотри- помидор! Помидор красный. Возьми помидор, держи. Помидор круглый и гладкий. Попробуй, помидор вкусный, сочный. Смотри – огурец!  Огурец зеленый. Возьми огурец, держи. Огурец твердый,  шершавый.

Попробуй, огурец вкусный.

(С каждым ребенком выполняет обследовательские действия).

-Вот какие овощи: помидор, огурец!

- Соберем овощи в корзинку (с прямой помощью воспитателя каждый ребенок берет овощ и кладет его в корзинку).

Педагог перевозит детей к окну. Дети смотрят. Воспринимают речь  педагога.

С помощью педагога производят обследовательские действия.

Эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на

сенсомоторное развитие 3 мин.

Пальчиковая гимнастика « Овощи».

Задача : активизировать работу пальцев рук.

- Овощи в корзинку мы собрали, а теперь немного отдохнем.

Овощи мы собирали,

Овощами угощали,

Квасили, солили,

Домой привозили.

(загибают  и разгибают пальцы рук).

  Дети выполняют действия с прямой помощью педагога.

Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция.

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний  5 мин.

Игровое упражнение « Сложи овощи в банки ».

Цель: развитие захвата, удержания, зрительно – двигательной координации.

- Огурцы и помидоры солят в банках. Вот, какие красивые банки с огурцами и помидорами. (воспитатель показывает банки с солеными огурцами и помидорами.)

- Мы тоже будем солить огурцы в банках. Надо их разложить по банкам.  

- Смотрите, я беру помидор ( огурец) и кладу его в банку ,

- Федя, возьми помидор (огурец), положи в банку. ( используется прием рука в руке).

- Смотрите, Федя раскладывает овощи в банки.

- Молодец, Федя!

(действия производятся с каждым ребенком.)

Дети слушают, с прямой помощью воспитателя выполняют упражнение, реагируют на совместные действия и на речь педагога.

  1. Физкультминутка 3 мин.

Включается аудиозапись

на музыкальной колонке.

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения, активизация двигательной деятельности.

- Сейчас вы отдохнете.

( Воспитатель смотрит за позой каждого ребенка, поправляет его, помогает принять удобное положение. Дети вместе с воспитателем «танцуют» и кружатся в колясках).

Слушают музыку, выполняют двигательные действия.

Ответная эмоциональная реакция.

3. Изучение нового материала 6 мин.

 Практическое упражнение « Огурцы в банке».

Задача: обучение наклеиванию готовых изделий на трафарет.

-  Сегодня мы с вами будем делать вот такую аппликацию « Огурцы в банке» ( воспитатель показывает образец аппликации).

- Я беру огурец, прикладываю и прижимаю. Приклеила. ( образец действия).

- Федя, возьми огурец, приложи, прижми ( использует прием « рука в руку»). Приклеил.

- Смотрите, ребята, Федя приклеивает.

- Молодец, Федя!

(Наклеивание огурцов проводится с каждым ребенком.)

- Ребята, посмотрите, наши банки полные огурцов!

-  Вы молодцы! сделали аппликацию. Наклеили огурцы

Дети перемещаются к столу.

Смотрят за действиями педагога, слушают.

С прямой помощью воспитателя каждый ребенок берет огурец, прикладывает его и прижимает к трафарету банки

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление материала 4 мин.

Общая положительная оценка детей.

Отработка приема обучения коммуникации с помощью «Гоу - ток 4».

- Федя, что ты наклеил?

( воспитатель на коммуникаторе показывает изображение огурца и предлагает каждому ребенку нажать на изображение).

- Дима,  что ты наклеил?

-Андрей что ты наклеил?

- Вы наклеили огурцы!

- А помидоры мы сделаем на следующем занятии.

Дети смотрят, действуют и слушают. Эмоциональный и тактильный контакт.

Нажимают на изображение огурца на коммуникаторе. Слушают коммуникатор : « огурцы».

  1. Подведение итогов 2 мин.

Общая положительная оценка деятельности детей.

Ритуал завершения занятия.

- Сегодня мы побывали на огороде, собирали  овощи: огурцы и помидоры, пробовали их на вкус. Делали аппликацию « Огурцы в банке».

Педагог дает индивидуальную оценку деятельности каждого ребенка:

- Вы молодцы, были внимательными, Федя аккуратно наклеивал огурец, Дима складывал овощи в корзину.  Вы хорошо занимались! - Спасибо вам!

 - Кто сегодня занимался? (показывает в зеркале каждого ребенка)

- Федя занимался! Дима занимался! Андрей занимался! Молодцы.

- Наше занятие закончено. «Заниматься» -  всё!

(Педагог убирает коммуникативную карту в коробку).

- До свидания, Федя, пока! Дима, Андрей, пока!

- Попрощаемся с гостями: «До свидания! Пока!»

Дети слушают, смотрят.

Работают с коммуникативной картой.

Дети прощаются с гостями.

Выполняют жест «пока!» с прямой помощью воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...