Программа по песочной терапии «Песочный мир – волшебный мир»
рабочая программа

Первухина Анна Олеговна

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

            Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 111»

Программа по песочной терапии

«Песочный мир – волшебный мир»

Разработчик: Первухина А.О.

Учитель - логопед

 

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол от «____» ____________2018г. № __________

Руководитель школьного МО _______________ (__________________________)

                                                                                                      подпись                                      расшифровка подписи

1. Пояснительная записка

          Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.

         Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

            Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.

 

2. Общая характеристика работы с песком

Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В нашей школе мы используем игры с песком в работе с детьми с аутизмом. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. Поэтому игры с песком интересны ребенку с аутизмом, они привлекают его внимание, располагают для взаимодействия с Вами, способствуют развитию моторики руки, кисти. А так как имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук: от них посылаются сигналы в мозг, в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием, то игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы аутичного ребенка.

Кроме этого игры с песком способствуют развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий и т.д.). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с аутизмом.

Игры с песком очень естественны для детей с нормой развития. Ребенка с аутизмом необходимо учить играть с песком, при этом необходимо соблюдать несколько правил. 

Первое правило – установите доверительные отношения с ребенком.

Вторе правил – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).

Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Цель программы:

- развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики у детей с аутизмом.

-  развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.

- совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

- снижение психофизического напряжения.

- актуализация эмоций.

Задачи:

- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.

- Развитие речи и подготовка руки к письму.

- Развитие воображения, творческого мышления.

- Развитие высших психических функций.

- Коррекция нарушения внимания и поведения.

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы обычно мы говорим ребенку следующее. «Посмотри, наша песочница заполнена песком наполовину. Как ты думаешь, зачем это нужно? У песочницы есть еще один секрет, свет стола меняется.

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок обычно мы говорим ребенку следующее. «Посмотри здесь много самых разнообразных фигурок. Ты можешь их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, ты можешь использовать разные фигурки»

Третий шаг - знакомство с правилами игр на как научить ребенка к бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок? Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, рекомендуется познакомить ребенка с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия этот шаг осуществляет сказочный герой, Песочный Фея. Она задает тему занятия, от ее лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, она формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится ребенку этим сказочным персонажем. Она же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает.

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода Завершая работу в песочнице, ребенок расставляет игрушки на полки; разравнивает песок, кладет ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Способы работы с песком:

1) Способы засыпания рабочего стола:

  • просеивание (сквозь пальцы)
  • расхлопывание ладошкой
  • дождик (сыпем из кулачка)
  • торнадо (сыпем из двух кулачков)
  • волна

2) Техника рисования песком (основные приёмы):

  • Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
  • Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
  • Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
  • Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.

Организация работы:

- Программа рассчитана на 1 год обучения.

- Форма организации занятий – индивидуальная. Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

- Длительность занятий: 15 – 20 минут.

3. Содержание дополнительной образовательной программы.

Оборудование “педагогической песочницы”

1. Песочница, световой песочный стол

2. Чистый белый песок.

3. Различные дидактические материалы.

Способы определения результативности:

В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы. Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.

4. Учебно-тематический план программы

Количество учебных недель -34 (33часа 1 класс)

Количество часов в год – 34 (33)

Количество часов в неделю – 1

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

1 четверть

1

Диагностика

Диагностика

2

3

Знакомство со свойствами песка. Знакомство с песочной Феей.

Упражнение “Здравствуй, песок!”

4

Чувствительные ладошки.

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии.

5

Осень в песочной стране

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха.

6

Веселый - грустный - сердитый – испуганный.

Знакомство с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербальное; помощь в осознании переживаемых эмоций.

7

Я и мои чувства

Развитие мелкой моторики; формирование адекватной самооценки.

8

Фотография

Развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

II четверть

9

Спрячь ладошки

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком.

10

Город Д

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком.

11

Строители

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся правильно употреблять предлоги.

12

Зверюшки на дорожках

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся правильно употреблять предлоги.

13

Волшебный клад

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся ориентироваться в пространстве.

14

Мой город

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком.

15

Чей это след?

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся описывать животное.

16

Наряжаем елку.

Развитие сниженного и утраченного тактильного ощущения, обучение совместному действию, оценке собственных ощущений.

III четверть

17

В гостях у тётушки Зимы

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи.

18

Общим словом назови и запомни

Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам

19

Цветные заборчики

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи.

20

Норки для мышки

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся рисовать диких животных, закрепить представление о них.

21

Заяц

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся рисовать диких животных, закрепить представление о них.

22

Смотрит мишка в окно

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком.

23

Мишка

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся рисовать диких животных, закрепить представление о них.

24

Моя любимая мама

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком.

25

Вот и вся моя семья

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся вести диалог.

26

Звездное небо

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком.

IV четверть

27

Утки плавают в пруду

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи.

28

Облако-барашек-обезьянка-лев

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся переходить с одной картинки на другую.

29

Бабочка-красавица

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся описывать насекомых.

30

Осьминог-черепаха-медуза

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся переходить с одной картинки на другую.

31

Кот с бабочкой

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи.

32

Моя любимая игрушка

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Описание предмета.

33

Мир наоборот

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Ориентация в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапевтический процесс: песочная терапия и песочная анимация

В данной работе кратко рассмотрены исторические предпосылки становления арт-терапии и юнгианской песочной терапии, показаны направления развития песочной терапии, отличительные особенности юнгианской ...

программа по песочной терапии для детей3-4 лет

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.   В своей работе я использую пе...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии

laquo;У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному госуда...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.

Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же  может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осва...

План совместной проектной деятельности по песочной терапии "Волшебный песок"

Проект "Волшебный песок" совместно с педагогом-психологом. В альбоме "Волшебный песок" прилагаю фотографии....