Программа по песочной терапии «Песочный мир – волшебный мир»
рабочая программа
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 111»
Программа по песочной терапии
«Песочный мир – волшебный мир»
Разработчик: Первухина А.О.
Учитель - логопед
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от «____» ____________2018г. № __________
Руководитель школьного МО _______________ (__________________________)
подпись расшифровка подписи
1. Пояснительная записка
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.
2. Общая характеристика работы с песком
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
В нашей школе мы используем игры с песком в работе с детьми с аутизмом. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. Поэтому игры с песком интересны ребенку с аутизмом, они привлекают его внимание, располагают для взаимодействия с Вами, способствуют развитию моторики руки, кисти. А так как имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук: от них посылаются сигналы в мозг, в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием, то игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы аутичного ребенка.
Кроме этого игры с песком способствуют развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий и т.д.). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует).
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с аутизмом.
Игры с песком очень естественны для детей с нормой развития. Ребенка с аутизмом необходимо учить играть с песком, при этом необходимо соблюдать несколько правил.
Первое правило – установите доверительные отношения с ребенком.
Вторе правил – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).
Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Цель программы:
- развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики у детей с аутизмом.
- развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
- совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
- снижение психофизического напряжения.
- актуализация эмоций.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
- Развитие речи и подготовка руки к письму.
- Развитие воображения, творческого мышления.
- Развитие высших психических функций.
- Коррекция нарушения внимания и поведения.
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «не деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг - демонстрация песочницы обычно мы говорим ребенку следующее. «Посмотри, наша песочница заполнена песком наполовину. Как ты думаешь, зачем это нужно? У песочницы есть еще один секрет, свет стола меняется.
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок обычно мы говорим ребенку следующее. «Посмотри здесь много самых разнообразных фигурок. Ты можешь их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, ты можешь использовать разные фигурки»
Третий шаг - знакомство с правилами игр на как научить ребенка к бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок? Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, рекомендуется познакомить ребенка с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия этот шаг осуществляет сказочный герой, Песочный Фея. Она задает тему занятия, от ее лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, она формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится ребенку этим сказочным персонажем. Она же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает.
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода Завершая работу в песочнице, ребенок расставляет игрушки на полки; разравнивает песок, кладет ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы)
- расхлопывание ладошкой
- дождик (сыпем из кулачка)
- торнадо (сыпем из двух кулачков)
- волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
- Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.
Организация работы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Форма организации занятий – индивидуальная. Периодичность занятий - 1 раз в неделю.
- Длительность занятий: 15 – 20 минут.
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
Оборудование “педагогической песочницы”
1. Песочница, световой песочный стол
2. Чистый белый песок.
3. Различные дидактические материалы.
Способы определения результативности:
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы. Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
4. Учебно-тематический план программы
Количество учебных недель -34 (33часа 1 класс)
Количество часов в год – 34 (33)
Количество часов в неделю – 1
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание | |
1 четверть | ||||
1 | Диагностика Диагностика | |||
2 | ||||
3 | Знакомство со свойствами песка. Знакомство с песочной Феей. | Упражнение “Здравствуй, песок!” | ||
4 | Чувствительные ладошки. | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии. | ||
5 | Осень в песочной стране | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха. | ||
6 | Веселый - грустный - сердитый – испуганный. | Знакомство с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербальное; помощь в осознании переживаемых эмоций. | ||
7 | Я и мои чувства | Развитие мелкой моторики; формирование адекватной самооценки. | ||
8 | Фотография | Развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности. | ||
II четверть | ||||
9 | Спрячь ладошки | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком. | ||
10 | Город Д | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком. | ||
11 | Строители | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся правильно употреблять предлоги. | ||
12 | Зверюшки на дорожках | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся правильно употреблять предлоги. | ||
13 | Волшебный клад | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся ориентироваться в пространстве. | ||
14 | Мой город | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком. | ||
15 | Чей это след? | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся описывать животное. | ||
16 | Наряжаем елку. | Развитие сниженного и утраченного тактильного ощущения, обучение совместному действию, оценке собственных ощущений. | ||
III четверть | ||||
17 | В гостях у тётушки Зимы | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи. | ||
18 | Общим словом назови и запомни | Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам | ||
19 | Цветные заборчики | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи. | ||
20 | Норки для мышки | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся рисовать диких животных, закрепить представление о них. | ||
21 | Заяц | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся рисовать диких животных, закрепить представление о них. | ||
22 | Смотрит мишка в окно | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком. | ||
23 | Мишка | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся рисовать диких животных, закрепить представление о них. | ||
24 | Моя любимая мама | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком. | ||
25 | Вот и вся моя семья | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся вести диалог. | ||
26 | Звездное небо | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Работа над заданным звуком. | ||
IV четверть | ||||
27 | Утки плавают в пруду | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи. | ||
28 | Облако-барашек-обезьянка-лев | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся переходить с одной картинки на другую. | ||
29 | Бабочка-красавица | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся описывать насекомых. | ||
30 | Осьминог-черепаха-медуза | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Учимся переходить с одной картинки на другую. | ||
31 | Кот с бабочкой | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие связной речи. | ||
32 | Моя любимая игрушка | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Описание предмета. | ||
33 | Мир наоборот | Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Ориентация в пространстве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапевтический процесс: песочная терапия и песочная анимация
В данной работе кратко рассмотрены исторические предпосылки становления арт-терапии и юнгианской песочной терапии, показаны направления развития песочной терапии, отличительные особенности юнгианской ...
программа по песочной терапии для детей3-4 лет
Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. В своей работе я использую пе...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия»
Программа разработана для развивающих занятий с детьми 3 - 4 лет...
Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»
Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...
Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии
laquo;У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному госуда...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.
Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осва...
План совместной проектной деятельности по песочной терапии "Волшебный песок"
Проект "Волшебный песок" совместно с педагогом-психологом. В альбоме "Волшебный песок" прилагаю фотографии....