Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии
рабочая программа по психологии (9, 11 класс)

Дивойнова Наталья Сергеевна

«У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному государственному экзамену своей школьной жизни и выбору профессионального пути.

Перед экзаменами к психологу обращается особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ. Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители, и педагоги в них не верят. И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше, навязывать свою точку зрения о престижности той или иной профессии. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы.

Где найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно страхи, переживания, невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, стрессоопасным и депрессивным состояниям.

Такое пространство, в котором дети в самой естественной форме могут выразить свои страхи, желания, сомнения, волнения и мечты – предоставляет песочная терапия.

Песок – уникальный природный материал. Его податливость провоцирует желание творить. Ящик с песком, сухим или влажным, на выбор ребёнка. Коллекция фигурок. Всё это с виду напоминает игру. Но это обманчивая простота. Песок и символы делают видимой внутреннюю картину переживаний, что приносит примирение и облегчение. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, потому что помогает осознать то, что заблокировано вербально. Открывает двери таинственным силам психики, восстанавливающим порядок и гармонию.

Школа-интернат №30 ОАО «РЖД» является одним из структурных подразделений холдинга «РЖД», который является лидером российского транспортного рынка и одной из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе. В системе стратегического развития холдинга немаловажной является целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016 – 2020 гг.)». Одно из направлений которой, нацелено на решение задачи развития системы привлечения молодежи в компанию, путём профориентации в системе частных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД».

Актуальной задачей школы является профессиональная ориентация детей на профессии железнодорожного транспорта, содействие появлению и сохранению профессиональных династий. Одной из главных задач педагога-психолога - снижение стрессоопасных и депрессивных состояний у учащихся выпускных классов в период подготовки и похождения итоговой аттестации.

Поэтому возникла необходимость создания новой программы по профессиональной ориентации на профессии железнодорожного транспорта с элементами песочной терапии, которая бы удовлетворяла решение двух задач одновременно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii_upravlyay_mechtoy.docx94.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

1.

Паспорт программы

3

2.

Обоснование необходимости разработки программы

5

3.

Аналитическая часть

6

3.1.

Анализ внешних факторов

6

3.2.

Анализ внутренних факторов

6

4.

Концептуальная часть

8

4.1.

Нормативно-правовые документы

8

4.2.

Цель и задачи программы

8

4.3.

Целевые группы

9

4.4.

Принципы реализации программы

9

4.5.

Сроки и этапы реализации программы

10

4.6.

Ресурсное обеспечение программы

10

4.7.

Ожидаемые результаты реализации программы

10

4.8.

Порядок мониторинга хода и реализации программы

12

4.9.

Направления профориентационной деятельности

12

4.10.

Формы и методы профориентационной деятельности

13

5.

Содержание программы

14

6.                Приложение 1. Авторский урок «Магия песка»

 


1.Паспорт программы

Наименование программы

Целевая программа индивидуального профессионального консультирования на профессии железнодорожного транспорта «Управляй мечтой» с использованием метода песочной терапии

Основания для разработки программы

  • Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от05.04.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р  «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»
  • Постановление Минтруда от 27.09.1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 г. № 1186);
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);
  • Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД»(2016 – 2020 годы)
  • Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016 – 2020 гг.)

Заказчик Программы

Школа-интернат № 30 ОАО «РЖД»

Авторы – разработчики

Дивойнова Н.С. – педагог – психолог.

Адрес организации и телефон

Частное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №30 среднего общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

ул. Ленина д.58 корп.3

Т. 284500, 284546

Цель Программы

Создание условий для организации и реализации индивидуального комплексного подхода в подготовке воспитанников, способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системе железнодорожной отрасли, удовлетворяющего как их личностным интересам, так и общественным.

Задачи Программы

  1. Создание условий для развития и формирования профессиональной осведомленности в мире железнодорожных профессий, уважительного отношения к профессиональной деятельности на всех ступенях школьного образования.
  2. Обеспечение условий для развития и формирования культуры профессионального самоопределения.
  3. Создание условий для повышения уровня психологической компетенции профессионального самоопределения учащихся посредством проведения диагностических методик.
  4. Повышение эффективности получения непротиворечивых данных о предпочтения, склонностях и возможностях учащихся.
  5. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и похождения итоговой аттестации учащихся.

Сроки реализации Программы

2017 – 2021 уч. г.

Исполнители Программы

  • Администрация и педагогический коллектив школы
  • Родители/законные представители учащихся школы
  • Учащиеся 9,11 классов

Объемы и источники финансирования Программы

- средства ОАО «РЖД»

- внебюджетные источники

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Разработанный комплекс программных, организационных и методических инструментов, которые создадут условия для осуществления успешной профессиональной ориентации учащихся.
  2. Стойкое увеличение доли поступивших в профессиональные образовательные учреждения железнодорожного профиля.
  3. Снижение стрессоопасных и депрессивных состояний; Уменьшение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости у учащихся выпускных классов в период подготовки и похождения итоговой аттестации.

Система контроля

Мониторинг


2.Обоснование необходимости разработки программы.

«У меня нет права на ошибку!» «Провала я не переживу!» «Как выдать лучший результат из возможных?» — с такой установкой многие дети подходят к главному государственному экзамену своей школьной жизни и выбору профессионального пути.

Перед экзаменами к психологу обращается особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ. Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители, и педагоги в них не верят. И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше, навязывать свою точку зрения о престижности той или иной профессии. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы.

Где найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно страхи, переживания, невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, стрессоопасным и депрессивным состояниям.

Такое пространство, в котором дети в самой естественной форме могут выразить свои страхи, желания, сомнения, волнения и мечты – предоставляет песочная терапия.

Песок – уникальный природный материал. Его податливость провоцирует желание творить. Ящик с песком, сухим или влажным, на выбор ребёнка. Коллекция фигурок. Всё это с виду напоминает игру. Но это обманчивая простота. Песок и символы делают видимой внутреннюю картину переживаний, что приносит примирение и облегчение. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, потому что помогает осознать то, что заблокировано вербально. Открывает двери таинственным силам психики, восстанавливающим порядок и гармонию.

Школа-интернат №30 ОАО «РЖД» является одним из структурных подразделений холдинга «РЖД», который является лидером российского транспортного рынка и одной из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе. В системе стратегического развития холдинга немаловажной является целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016 – 2020 гг.)». Одно из направлений которой, нацелено на решение задачи развития системы привлечения молодежи в компанию, путём профориентации в системе частных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД».

Актуальной задачей школы является профессиональная ориентация детей на профессии железнодорожного транспорта, содействие появлению и сохранению профессиональных династий. Одной из главных задач педагога-психолога - снижение стрессоопасных и депрессивных состояний у учащихся выпускных классов в период подготовки и похождения итоговой аттестации.

Поэтому возникла необходимость создания новой программы по профессиональной ориентации на профессии железнодорожного транспорта с элементами песочной терапии, которая бы удовлетворяла решение двух задач одновременно.


3.Аналитическая часть

3.1.Анализ внешних факторов

Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьника и социальный заказ. Формы и методы профессионального самоопределения при этом были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старшеклассников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности и проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы. Этот факт заставляет специалистов, работающих в школе, по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы.

Существенное отличие современного понимания профориентации заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Отличительной особенностью современной профориентации должно стать то, что система работы подготовит молодежь к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где будут учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.

3.2. Анализ внутренних факторов.

Ежегодный анализ работы школы-интерната №30 ОАО «РЖД» по реализации плана профессиональной ориентации воспитанников на профессии железнодорожного транспорта позволяет зафиксировать небольшую динамику роста качества профориентационной работы, зафиксированную в мониторинге поступления выпускников школы в учебные заведения. Это говорит о том, что профориентационная работа в школе дает результат.

Но, в то же время, результаты профессиональной диагностики показали, что учащиеся выпускных классов отличаются профессиональной незрелостью и стабильно высоким уровнем тревожности - страхом сделать неправильный выбор. Это говорит о отсутствии способности к самостоятельному анализу сильных и слабых сторон своей личности.

Современная экономическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. На рынке труда востребованы специалисты, способные к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющие самостоятельно проектировать реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Отсюда возникает проблема: противоречивость личностных характеристик выпускников, с требованиями современного рынка рабочей силы.

Мы видим решение данной проблемы в организации индивидуальной профориентационной помощи, которая должна быть системной, многоступенчатой и доступной на протяжении обучения в выпускном классе.

Наша задача обеспечить повышение  эффективности профориентационной ориентации на профессии железнодорожного транспорта через создание такого образовательного пространства, где путем индивидуального консультирования осуществляется комплексное организационно-психолого-педагогическое сопровождение  с  применением современных психотерапевтических технологий (песочной терапии) в направлении профориентационной работы.


  1. Концептуальная часть.
  1. Основой для разработки программы профориентационной работы в школе-интернате №30 ОАО «РЖД» являются следующие нормативно-правовые документы:
  • Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от05.04.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»;
  • Постановление Минтруда от 27.09.1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 г. № 1186);
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);
  • Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2016 – 2020 годы);
  • Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2016 – 2020 гг.).

  1. Цель профориентационной работы по программе «Управляй мечтой» - создание условий для организации и реализации индивидуального комплексного подхода в подготовке воспитанников, способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системе железнодорожной отрасли, удовлетворяющего как их личностным интересам, так и общественным.

Чтобы реализовать эту цель, необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для развития и формирования профессиональной осведомленности в мире железнодорожных профессий, уважительного отношения к профессиональной деятельности на всех ступенях школьного образования;
  • обеспечение условий для развития и формирования культуры профессионального самоопределения;
  • создание условий для повышения уровня психологической компетенции профессионального самоопределения учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
  • повышение эффективности получения непротиворечивых данных о предпочтения, склонностях и возможностях учащихся;
  • совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и похождения итоговой аттестации учащихся.
  1. Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются учащиеся 9,11 классов, педагогические работники школы, педагоги дополнительного образования, родители, законные представители  и члены семьи.  

  1. В основу системы профориентационной работы по программе положены следующие исходные принципы, которые предусматривают учет трех основных слагаемых выбора профессии: «хочу», «могу» и «надо»:

1 принцип. Безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии со сложившимися интересами, склонностями, направленностью личности. Человек сам вправе решать, какой деятельности посвятить свою жизнь, какое образование он хотел бы получить, где хотел бы работать, какой образ жизни он хотел бы вести. Таким образом, один из основных вопросов, на который отвечает для себя человек, выбирающий профессию: «Чего я хочу?».

2 принцип. Опора на потенциальные и актуальные ресурсы человека: его способности и таланты; состояние здоровья и особенности функционирования организма; психофизиологические особенности и личностные качества; знания, умения и навыки, определяющие профессиональную подготовку. Человек далеко не всегда может оценить свои возможности с достаточной полнотой и объективностью, а бывает, что и вовсе не принимает во внимание свои особенности. Поэтому второй вопрос, который ставит профориентатор перед самоопределяющейся личностью: «Что я могу?».

3 принцип. Учет потребностей общества и особенностей рынка труда. Каким бы сильным ни было желание и какими бы уникальными способностями ни обладал человек, он вряд ли будет профессионально заниматься деятельностью, на которую нет спроса. Таким образом, выбирая профессию, человек должен четко понимать, «кому это нужно».

4  принцип. Индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости.

5 принцип. Взаимосвязь диагностического и терапевтического подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

Реализация всех вышеперечисленных принципов, в осуществлении помощи при профессиональном самоопределении, возможна в ходе проведения систематизированного блока индивидуальных консультаций.

  1. Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется в четыре этапа:

Название этапа

Сроки

Деятельность

I этап: моделирующий  

сентябрь – декабрь 2017г.

1. Изучение нормативной базы.

2. Разработка, обсуждение утверждение программы по индивидуальному профессиональному консультированию учащихся на профессии железнодорожного транспорта.

3.Разработка пакета нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность по профессиональной ориентации.

4.Исследование материально-технических, педагогических условий реализации программы.

5.Разработка инструментария отслеживания результатов деятельности педагогической системы профориентации по различным аспектам ее функционирования.

II этап: организационно - внедренческий

январь – август 2017 г.

1. Обеспечение успешного функционирования педагогической системы профориентации.

2. Осуществление системы психолого-педагогического мониторинга на всех уровнях и этапах профориентационной работы.

III этап: функциональный

сентябрь 2017 – август 2020 г.

1. Анализ эффективности деятельности системы по индивидуальному профессиональному консультированию обучающихся.

IV этап – итоговый

сентябрь 2020 – июль 2021 г.

1. Корректировка педагогической системы профориентации на основе результатов анализа эффективности деятельности

  1. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся

  1. Достаточная информированность учащихся о железнодорожных профессиях и путях ее получения. 

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информированности в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

  1. Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4. Степень самопознания и саморазвития школьника.

 От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества и развить необходимые, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

  1. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, своей профессиональной траектории.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. 

6. Стойкое увеличение доли поступивших в профессиональные образовательные учреждения железнодорожного профиля.

7.Действующая комплексная система индивидуальной профориентационной работы, способствующая созданию новых продуктивных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.

8.Разработанный комплекс программных, организационных и методических инструментов, которые создадут условия для осуществления успешной профессиональной ориентации учащихся.

«Портрет выпускника»

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора железнодорожной профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором железнодорожной профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по железнодорожному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором железнодорожной профессии и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о железнодорожных профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной железнодорожной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его.

Критерии и показатели усвоения материала

Информационные:

  • сформированность представления о мире железнодорожных профессий;
  • знание места каждого их железнодорожных предприятий в истории города, края, страны;
  • знание основных направлений железнодорожной отрасли, особенностей технологий;
  • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, крае.

Исследовательские:

  • изучение путей овладения избранными профессиями.

Практические:

  • сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
  • готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
  • определение профессиональных планов и намерений учащихся.

Физиологические и поведенческие:

  • снижение уровня тревожности;
  • повышение уровня стрессоустойчивости.
  1. Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Внутренний мониторинг проводит администрация, совет по профориентации. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.

Успешная реализация поставленных целей и задач комплексной системы профессиональной ориентации на профессии железнодорожного транспорта воспитанников школы-интерната №30 ОАО «РЖД» в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений профориентационной деятельности.

  1. Направления профориентационной деятельности

1. Информационно-просветительская деятельность направлена на обеспечение воспитанников школы разнообразной достоверной информацией о современных железнодорожных профессиях, региональных учебных заведениях железнодорожного транспорта и путях получения профессии, предприятиях железнодорожного транспорта, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьерe, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения

2. Диагностическо-консультативная деятельность направлена на изучение личности учащегося c целью установления соответствия тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей воспитанника и требований к профессиям. Использование комплекса тестирования, оценивающего потенциал воспитанников и их профессионально важных качеств и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов.

3. Активизирующая деятельность направлена на формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность этой деятельности заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у клиента интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Выполняя задания тренингов и игр у учащегося повышается уверенность в правильности своего выбора и, как следствие, происходит снижение уровня тревожности.

4.10. Оптимальными формами и методами реализации программы по профориентации на профессии железнодорожного транспорта в школе-интернате № 30 ОАО «РЖД» считаем следующие:

  • информационно-справочные и просветительские формы и методы:
  • вербальные (консультация, беседа);
  • практические (профессиограмма, профессиональный маршрут);
  • мультимедийные (интерактивные тематические занятия, использование компьютерных информационно-поисковых систем, глобальная информационная сеть «Интернет»);

- методы профессиональной психодиагностики:

  • анализ документов и результатов деятельности;
  • анкетирование;
  • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
  • открытые беседы-интервью;
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • «личностные» опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • методы наблюдения;
  • сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности);
  • психофизиологические обследования;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности;

- консультационные методы профориентации:

  • построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
  • построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
  • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.

        Мы считаем, что в профориентационной работе со старшеклассниками необходимо сделать акцент на использование инновационных активизирующих методов с использованием песочной терапии.

Основное отличие этих методов от традиционных состоит в том, что благодаря им старшеклассник из объекта постепенно превращается в субъекта своего профессионального самоопределения. Говоря об основных характеристиках активизирующих методов в профориентации, можно выделить следующее:

-        активизирующие методы в профориентации предполагают смещение акцента с профинформации и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед подростком проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению;

-        активизация профессионального самоопределения предполагает включение ценностно-смыслового компонента самоопределения в профориентационную работу. Благодаря активизирующим методам можно развивать новые и трансформировать уже существующие личностные качества подростков;

-        активизирующие методы включают в себя активизирующую диагностику, целью которой является не столько получение информации о подростке (что характерно для традиционной психодиагностики), сколько стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения;

-        активизирующие методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и другие. А, как известно, именно такие формы работы являются наиболее эффективными, особенно для «неподготовленной» аудитории.

  1. Содержание программы «Управляй мечтой» 9, 11 классы

Цель профориентации

формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии;

формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования;

оказание учащимся психологической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности.

Задачи профориентации

1. Формирование способности к анализу рынка труда, востребованности и перспектив профессионального через усвоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности; обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений по вопросам профессионального самоопределения: построение индивидуальной образовательной траектории.

2. Расширение способностей старшеклассников к выработке различных вариантов профессиональных, образовательных планов (в том числе, многоступенчатых и альтернативных).

3. Активизация личностных ресурсов для достижения поставленных целей; формирование готовности к профессиональной мобильности в будущем.

Ведущие формы и методы работы

Индивидуальная форма;

Информационно-справочные и просветительские формы и метод;

Методы профессиональной психодиагностики;

Консультационные методы профориентации;

Активизирующие методы;

Песочная терапия.

- диагностика – 20 часов в год. 1 раз в неделю. (1-20 недели учебного года)

- профконсультирование – 10 часов в год. 1 раз в 2 недели. (1-20 неделя учебного года)

-  песочная терапия - 14 часов в год. 1 раз в неделю. (21-34 неделя учебного года)

Циклограмма профориентационных мероприятий

(диагностика и профконсультирование) в 9, 11 классах

Месяц

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Диагностика и профконсультирование (30 часов)

сентябрь

Групповой интеллектуальный тест.

Образовательный маршрут.

Тест умственного развития.

Изучение самооценки. Казанцева Г.Н.

Интервью «Человек-профессия»

Деловая игра «Лабиринты выбора»

Тестирование

Анкетирование

Тестирование

Тестирование

Профконсультирование

Профконсультирование

1

1

1

1

1

1

октябрь

Факторы, влияющие на выбор дальнейшего образования и получения профессии.

Карта интересов.  А.Е.Гломшток.

Определение типа личностной направленности. Дж.Холланд.

Опросник тревожности. М.А.Прихожан.

ДВГУПС. Электроэнергетический институт. Естественно-научный институт. Институт тяги и подвижного состава. Институт транспортного строительства.

Анкетирование

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Виртуальные экскурсия. Профконсультирование.

1

1

1

1

2

ноябрь

Дифференциально-диагностический опросник.  Е.А.Климова.

Коммуникативные и организаторские  способности. Синявский В.В.

Опросник для определения структуры темперамента В.М.Русалов.

Направление личности. Б.Басс.

ДВГУПС. Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций. Институт международного сотрудничества. Институт воздушных сообщений. Социально-гуманитарный институт.

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Виртуальные экскурсии. Профконсультирование.

1

1

1

1

2

декабрь

Индекс жизненной удовлетворенности. Н.В.Панина.

Темпинг-тест.

Мотивы выбора профессии. С.С.Гришпун.

Анкета изучения жизненных потребностей.

План моего будущего

Лучший мотив обучения

Тестирование

Тестирование

Тестирование

Анкетирование

Тренинги. Профконсультирование.

1

1

1

1

1

1

январь

Шкала самоэффективности.

Здоровье и профессия.

Определение общих способностей.

Выбор дальнейшего образовательного пути.

Один день из жизни студента ДВГУПС

Открытые двери компании ОАО «РЖД»:

Встреча с представителями  отделов кадровых служб  железнодорожных предприятий Комсомольского отделения.

Тестирование

Анкетирование

Тестирование

Анкетирование

Деловая игра. Профконсультирование.

Профконсультирование.

1

1

1

1

1

1

Месяц

Тема занятия и форма проведения

Цель терапии

Кол-во часов

Песочная терапия (14 часов.)

февраль

«Пещера». Практическая работа. Индивидуальная беседа.

«Вулкан». Практическая работа. Индивидуальная беседа.

«Моё желание». Практическая работа. Индивидуальная беседа.        

«Мой страх».        Практическая работа. Индивидуальная беседа.

Осознание и принятие положительных и отрицательных качеств своей личности

Работа с проявлением эмоций  

Осознание своих актуальных потребностей

Выявление и проработка собственных страхов

1

1

1

1

март

Я – студент.

Я-специалист.

Мои внутренние ресурсы.

Мои внешние ресурсы.

Пробы себя в новой «роли».

Осознание и принятие своих ресурсов для достижения цели.

1

1

1

1

апрель

Прием на работу

Психологическая готовность к ЕГЭ

Песочная графика

Я в образе животных        

Пробы себя в новой «роли».

Проигрывание ситуации экзамена для снятия тревожности и напряжённости.

Снятие эмоционального напряжения за счёт тактильного контакта с песком.

Проживание своих чувств через образы животных, снятие эмоциональных зажимов.

1

1

1

1

май

Скульптура моей мечты

«Я – личность»        

Мотивация к достижению целей за счет планирования шагов.

Обобщение основных аспектов проблем самоопределения личности.

1

1


Приложение 1

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА «Магия песка»

1.

Тема авторского урока

Занятие «Магия песка» с применением компьютерных программ ПРОФИ-1, ПРОФИЛЬ-КЛАСС (научно-производственной фирмы Амалтея).

Данное занятие предусматривает применение компьютерных программ блока профориентационных психологических тестов и использование метода песочной терапии.

2.

Место урока:

в системе уроков;

в системе профориентационной работы

Индивидуальная профориентационная работа

3.

Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)

Повышение  эффективности профориентационной работы на профессии железнодорожного транспорта через создание такого образовательного пространства, где путем индивидуального консультирования осуществляется комплексное организационно-психолого-педагогическое сопровождение  с  применением современных психотерапевтических технологий (песочной терапии) .

4.

Цель и задачи авторского урока

Цель: Создание условий для организации и реализации индивидуального комплексного подхода в подготовке воспитанников, способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системе железнодорожной отрасли, удовлетворяющего их личностным интересам.

Задачи:

  • Создание условий для повышения уровня психологической компетенции профессионального самоопределения учащихся, посредством проведения диагностических методик.
  • Повышение эффективности получения непротиворечивых данных о предпочтения, склонностях и возможностях учащихся, посредством методов песочной терапии.
  • Стабилизация эмоционального состояние ребенка, формирование позитивного отношение к своему «Я».

5.

Ключевые тематические акценты авторского урока

При проведении первого – диагностического этапа, акцент делается на всестороннем исследовании профессиональных предпочтений, а также изучении и анализе личностных характеристик, образа своего «Я».

 Второй этап урока позволяет сделать акцент на временном аспекте — на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем, так как в качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности.

6.

 Используемые приемы, методы, образовательные технологии

Оптимальными формами и методами реализации авторского урока:

-информационно-справочные и просветительские формы и методы:

•        вербальные (консультация, беседа).

- методы профессиональной психодиагностики:

•        анализ документов и результатов деятельности;

•        анкетирование;

•        беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

•        опросники профессиональной мотивации;

•        опросники профессиональных способностей;

•        «личностные» опросники;

•        методы наблюдения.

- консультационные методы профориентации с использованием песочной терапии:

•        использование игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности;

•       построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

•        построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив.

7.

Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты,  

информационные и методические материалы, инфраструктура,

система управления, способы коммуникации)

Кабинет психолога, персональный компьютер с выходом в Интернет, ручка, листы чистой бумаги по количеству выбранных профессиональный областей, компьютерные программы ПРОФИ-1, ПРОФИЛЬ-КЛАСС (научно-производственной фирмы Амалтея) , ящик с песком, вода, разнообразные миниатюрные фигурки.

Убеждающая коммуникация с получением обратной связи.

8.

Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.)

Авторский урок «Магия песка» направлен на развитие следующих компетенций:

1.Профессионально-личностной -  владение учащимся определенным  набором  знаний,  умений,  навыков  в  профессиональной  области  и  способность  применять  их  в  тех  пределах,  которые  предусмотрены  образовательной  программой,  а  также  способностью  мобильно  приспосабливаться  к  изменяющимся  условиям  профессии.

2.Информационно-технологической – способность эффективно реализовывать собственные  информационные  потребности  -  находить,  оценивать  и  использовать  соответствующую  информацию,  необходимую  для  принятия  решений, а так же решение  профессиональных  задач  с  использованием  новых  информационных  технологий,  охватывающих  мотивацию,  способность  и  опыт  личности.

3.  Коммуникативной - система  психологических  знаний  о  себе  и  о  других,  умений,  навыков  в  общении,  стратегий  поведения  в  социальных  ситуациях,  позволяющая  строить  эффективное  общение  в  соответствии  с  целями  и  условиями  профессионального  и  межличностного  взаимодействия.

4. Социальной - индивидуальная  система  оптимальных  моделей  межличностного  взаимодействия,  а  также  субъективного  контроля  коммуникативного  поведения.

9.

Предполагаемые результаты

1.Снижение уровня тревожности и повышение стрессоустойчивости у учащихся выпускных классов.

2. Достаточная информированность учащихся о железнодорожных профессиях и путях ее получения. Показателем достаточности информированности в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

3. Высокая степень самопознания и саморазвития  школьника. Понимание своих внутренних ресурсов. Объективная оценка внешних ресурсов, способных затруднить или облегчить получение выбранной профессии.

4. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, своей профессиональной траектории. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к себе, учитывая знания своих индивидуальных особенностей.

6. Стойкое увеличение доли поступивших в профессиональные образовательные учреждения железнодорожного профиля.

10.

Содержательная часть

Первый этап занятия направлен на изучение личностных особенностей, склонностей, интересов и способностей учащихся 9,11 классов. В ходе психологического исследования используются программы компьютерной обработки психологических тестов «Профи-1», «Профиль-класс». С помощью данных программ осуществляется комплексная оценка мотивационной         и личностной сферы учащегося, способности к самостоятельному выбору профиля обучения, профессиональных интересов, доминирующего мотива учения, мотивации успеха, уровня самооценки, уровня тревожности, свойств темперамента, эмоционального интеллекта. На основе результатов исследования составляется заключение о личностных качествах и учебных предпочтениях учащегося. Проходит обсуждение.

Второй этап предполагает проведение упражнений с песком и миниатюрными фигурками, имеющими символическое значение. Использование методов песочной терапии дает воспитаннику возможность собрать собственный уникальный образ картины своего мира, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития себя, как личности. После упражнений проводится индивидуальная консультация, в ходе которой под руководством психолога вырабатывается навык целеполагания и планирования. В заключение занятия психолог получает обратную связь от учащегося.

Приступая ко второму этапу занятия, учащемуся дается задание  с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок создать мир, в котором он сейчас находится. Психолог даёт ребёнку пояснение: создай в песочнице свой мир. Такой, в котором ты мог бы жить, быть самым главным или просто жителем. Подумай, что окружает тебя, чем бы ты хотел себя окружить, кто обязательно должен присутствовать в твоем мире?

После того, как задание выполнено, психолог хвалит ребёнка за успешное выполнение работы. И с помощью наводящих вопросов помогает учащемуся рассказать о том, что он создал. Если ребёнок затрудняется с ответом на вопросы 8, 9 психолог помогает ему, опираясь на результаты проведённых диагностических методик. Для  проведения второго этапа занятия была дополнена  схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:

1.        Расскажи, что ты видишь в своем мире?

2.        Кто эти фигуры? А где ты? Опиши свою фигуру, она какая?  Кто рядом с тобой? Опиши эти фигуры. Они какие?

3.        Кем ты являешься в своем мире? Какое место занимаешь? Ты главный? А кто главный?

4.        Какова твоя главная цель (каким хочешь быть в этом мире? чего достичь? кем хочешь стать?). А есть ли у тебя профессиональная цель?

5.        Каковы твои ближайшие жизненные планы? Может что-то хочется в своём мире поменять? Добавить то, чего в настоящее время нет? Предоставляется время для доделывания. А какие существуют профессиональные планы?

6.        Какие существуют пути и средства достижения цели (профессиональной цели) (какие шаги тебе надо проделать для того, чтобы достичь цели (профессиональной цели))?

7.        Какие существуют внешние условия для достижения цели (профессиональной цели)? Кто может помочь тебе? Что может способствовать твоему успеху? Опиши возможные внешние препятствия? Какие могут быть запасные варианты.

8.        Какие у тебя уже есть внутренние условия (возможности, способности, личностные качества) для достижения цели (профессиональной цели)?

9.        Каких качеств тебе не хватает?

10.        Как можно развить те качества, которых тебе не хватает? Кто может помочь тебе их развить?

Завершение занятия и получения обратной связи: Давай представим, что ты добился своих целей. Как ты себя ощущаешь, что чувствуешь? Где ты сейчас находишься? Перемести свою фигуру на то место, где она должна быть.

После получения обратной связи от ребёнка, психолог предлагает ему сфотографировать свою работу или сфотографироваться вместе со своей работой. Даётся рекомендация поместить снимок дома на видное место, чтобы всегда помнить о том, к чему следует стремиться. На этом занятие заканчивается.

В результате занятия происходит:

– установление ребёнком собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

– выбор критериев, норм оценивания себя, как будущего специалиста, точки отсчета – начала профессионального пути, координат на основе требований предъявляемых к выбранной профессии, профессиональной «планки» - кем хочу стать на вершине карьеры;

– определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым профессиональным нормам, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др.;

– предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

– построение своих целей, задач, планов (близких, средне отдалённых, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать.