"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"
статья по теме

Попова Кристина Васильевна


В статье рассматривается практическое применение  элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.» - такое определение одному из направлений  арттерапии дает Википедия.

             В  1980г. вышла работа швейцарского юнгианского аналитика Доры Калф « Сандплэй». Этот труд явился теоретической основой песочной терапии. Но в использовании элементов этого направления при работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья нет предела для творчества специалистов.  

   В этой статье будут приведены примеры использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях  учителя-дефектолога  при работе с детьми с нарушением интеллекта легкой степени в условиях специальной школы VIII вида.

 Основные проблемы  детей данной категории - это:

Стойкие непрогрессирующие нарушения мыслительных процессов ( когнитивные, речевые, моторные), ведущие к нарушениям познавательных функций, системному нарушению речи, нарушениям эмоционально-волевой сферы.  Все это приводит к большим сложностям социальной адаптации и нарушениям формирования личности в целом. Такие дети приходят в школу с низкой мотивацией к учебной деятельности, в начальных классах они пребывают еще на этапе игровой деятельности, поэтому использование песочницы на занятиях  создает нужную настроенность ребенка, снимает его психологические зажимы ( застенчивость, страх, робость и т.д.). Занятие превращается в увлекательную игру для ребенка и в более легкое достижение коррекционно-развивающей  цели для дефектолога.

    На протяжении всех занятий  развивается концентрация, устойчивость, объем внимания, повышается уровень переключения с одного задания на другое , а также способность к распределению внимания между разными видами деятельности.

    Ощущение и восприятие у детей с нарушением интеллекта формируется замедленно.  При развитии зрительного восприятия можно использовать такие упражнения:

  1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета
  2. Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке
  3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые
  4. Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
  5.  Узнать и дорисовать  предмет по неполному изображению
  6.  Предложить выполнить такое задание :проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.

Развитие пространственной ориентации также вызывает большие трудности. Здесь можно применить такие упражнения:

  • Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д.

 В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания , формируется контроль собственного поведения.

                    Также можно провести актуализацию знаний элементарных математических представлений:

  1. повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала
  2.  закрепление знаний изученных геометрических форм.
  3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету
  4. Изучение и актуализация знаний мер длины : длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д.  Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
  5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.

Проведение ролевых игр в песочнице совместно с дефектологом способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса , расширению знаний об окружающем мире.

При развитии различных видов памяти можно использовать следующие задания:

  1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
  2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
  3. В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить , какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.

При развитии мыслительных процессов интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.

Это только самая малая часть возможности использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях. При работе в этом направлении раскрывается весь творческий потенциал как самого специалиста, так и детей, с которыми он работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием элементов песочной терапии «Путешествие с муравьем»

Цели:коррекционно – образовательные:-учить составлять простые распространенные и сложные предложения;  -закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»;    -совер...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Использование песочной терапии в работе учителя - дефектолога

Данный материал будет интересен педагогам и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с младшими школьниками с ОВЗ....

ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»

Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....

«Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда»

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком по...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...