Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. Логопедические занятия
рабочая программа

Малевич Светлана Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilchenko_anna_4_b.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Семикаракорский район  г.Семикаракорск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А.Араканцева

г. Семикаракорска»

Утверждаю:

                        Директор  МБОУ  СОШ  №2

                        Приказ  от _________ №____

_______ Н.В. Мартемьянов

Коррекционный курс

индивидуальных коррекционных занятий

обучающегося 4 «Б» класса Васильченко Анны

курс «Логопедические занятия»

количество часов: 98   часов

учитель – логопед Малевич Светлана Викторовна

квалификационная категория

2020 - 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР.

Основная цель: обогащение словарного запаса, обучение построению высказываний; составление рассказов, формированию грамматических форм языка; формированию фонематического восприятия; формированию навыков письменной речи.

Содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на:

Диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования процесса чтения и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а также звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.

 Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что и в третьем классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Значительно расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. На логопедических занятиях закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на основе чего расширяется система словесных понятий, особенно существительных, обозначающих родовые понятия. Необходимо проводить работу по дифференциации значений существительных, глаголов и прилагательных, близких по лексическому значению или функциональным признакам внутри каждой темы. Проводится большая работа по развитию лексической системности, формированию семантических полей. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря обучающихся синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное овладение правилами словоизменения и словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и предложений. Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации. Коррекционную роль играет и учебная беседа.

Коррекция недостатков процесса письма и чтения. Осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях. Развиваются пространственно-временные ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем зрительной памяти на материале предметов, геометрических фигур и букв. Дифференциация звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание прочитанного. Большое внимание уделять чтению слов со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры.

Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного и письменного высказывания.

Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения и уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При запоминании материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На занятиях следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в предложениях, текстах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

Дата

Диагностика устной и письменной речи

1

Диагностика устной и письменной речи

1

10.09.2020

2

Диагностика устной и письменной речи

1

11.09.2020

3

Диагностика устной и письменной речи

1

15.09.2020

Модуль по преодолению трудностей в овладении процессами письма и чтения

4

Текст. Последовательность предложений в тексте

1

17.09.2020

5

Текст. Последовательность предложений в тексте

1

18.09.2020

6

Лексическая тема «Осень».

1

22.09.2020

7

Предложение. Порядок слов в предложении

1

24.09.2020

8

Предложение. Порядок слов

1

25.09.2020

9

Предложение. Порядок слов

1

29.09.2020

10

Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении

1

01.10.2020

11

Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении

1

02.10.2020

12

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова

1

06.10.2020

13

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова

1

08.10.2020

14

Лексическая тема «Мои друзья».

1

09.10.2020

15

Многозначные и однозначные слова

1

13.10.2020

16

Антонимы и синонимы

1

15.10.2020

17

Антонимы и синонимы

1

16.10.2020

18

Лексическая тема «Домашние и дикие животные»

1

20.10.2020

Модуль по преодолению трудностей формирования процессов письма и чтения

19

Слово. Однокоренные слова.

1

22.10.2020

20

Слоговой состав слова. Правила переноса слов

1

23.10.2020

21

Слоговой состав слова. Правила переноса слов

1

27.10.2020

22

Смыслоразличительна я и формообразующая роль ударения. Безударные и ударные слоги.

1

29.10.2020

23

Смыслоразличительна я и формообразующая роль ударения. Безударные и ударные слоги.

1

30.10.2020

24

Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки

1

10.11.2020

25

Гласные звуки первого ряда

1

12.11.2020

26

Гласные звуки второго ряда. Согласный звук [Й] и буква.

1

13.11.2020

27

Лексическая тема «Наш город. Наше село».

1

17.11.2020

28

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных

1

19.11.2020

29

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных

1

20.11.2020

30

Правописание мягкого знака в словах

1

24.11.2020

31

Правописание мягкого знака в словах

1

26.11.2020

32

Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных

1

27.11.2020

33

Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных

1

01.12.2020

34

Лексическая тема «Новый год»

1

03.12.2020

Модуль по развитию лексикограмматической стороны речи и связной речи

35

Существительные. Словоизменение существительных

1

04.12.2020

36

Существительные. Словоизменение существительных

1

08.12.2020

37

Лексическая тема «Зима»

1

10.12.2020

38

Глаголы. Словоизменение глаголов

1

11.12.2020

39

Глаголы. Словоизменение глаголов

1

15.12.2020

40

Лексическая тема «Зимние забавы»

1

17.12.2020

41

Прилагательные. Словоизменение прилагательных

1

18.12.2020

42

Прилагательные. Словоизменение прилагательных

1

22.12.2020

43

Словообразование существительных с помощью суффиксов

1

24.12.2020

44

Словообразование существительных с помощью суффиксов

1

24.12.2020

45

Словообразование существительных с помощью суффиксов

1

29.12.2020

46

Словообразование. Однокоренные слова. Суффиксальное словообразование имен существительных.

1

12.01.2021

47

Словообразование глаголов

1

14.01.2021

48

Словообразование глаголов

1

15.01.2021

49

Лексическая тема «Профессии»

1

19.01.2021

Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных нарушением фонематического распознавания и недостаточностью фонематических процессов

50

Гласные и согласные звуки, их образование

1

21.01.2021

51

Гласные и согласные звуки, их образование

1

22.01.2021

52

Дифференциация гласных букв: А-Я, УЮ, О-Е, Ы-И, Э-Е

1

26.01.2021

53

Дифференциация гласных букв А-Я

1

28.01.2021

54

Дифференциация гласных букв А-Я

1

29.01.2021

55

Дифференциация гласных букв О-Е

1

02.02.2021

56

Дифференциация гласных букв О-Е

1

04.02.2021

57

Дифференциация гласных букв Ы-И

1

05.02.2021

58

Дифференциация гласных букв Э-Е

1

09.02.2021

59

Дифференциация гласных букв У-Ю

1

11.02.2021

60

Дифференциация гласных букв У-Ю

1

12.02.2021

61

Мягкий знак

1

16.02.2021

62

Мягкий знак

1

18.02.2021

63

Мягкий знак

1

19.02.201

64

Звонкие и глухие согласные

1

25.02.2021

65

Звонкие и глухие согласные

1

26.02.2021

66

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

1

02.03.2021

67

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

1

04.03.2021

68

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

1

05.03.2021

69

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

1

09.03.2021

70

Дифференциация звуков и букв: С-Ц, ЧЩ

1

11.03.2021

71

Дифференциация звуков и букв: С-Ц, ЧЩ

1

12.03.2021

Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза

72

Звук. Гласныесогласные звуки

1

16.03.2021

73

Звук. Гласныесогласные звуки

1

18.03.2021

74

Гласные I ряда

1

19.03.2021

75

Гласные II ряда

1

30.03.2021

76

Мягкий знак

1

01.04.2021

77

Мягкий знак

1

02.04.2021

78

Мягкий знак

1

06.04.2021

79

Согласные звуки

1

08.04.2021

80

Согласные звуки

1

09.04.2021

81

Слог. Деление слов на слоги

1

13.04.2021

82

Слог. Деление слов на слоги

1

15.04.2021

83

Слог. Деление слов на слоги

1

16.04.2021

84

Ударение. Ударные и безударные гласные

1

20.04.2021

85

Ударение. Ударные и безударные гласные

1

22.04.2021

86

Ударение. Ударные и безударные гласные

1

23.04.2021

87

Родственные слова. Корень слова

1

27.04.2021

88

Родственные слова. Корень слова

1

29.04.201

Модуль по развитию лексикограмматической стороны речи и связной речи

89

Словообразование прилагательных

1

30.04.2021

90

Лексическая тема «Моя семья. Мой дом»

1

04.05.2021

91

Словообразование прилагательных

1

06.05.2021

92

Лексическая тема «День 8 Марта»

1

07.05.2021

93

Предлог и его значение

1

11.05.2021

94

Лексическая тема «Весна»

1

13.05.2021

95

Закрепление. Словосочетание Предложение

1

14.05.2021

Диагностика устной и письменной речи

96

Диагностика устной и письменной речи

1

18.05.2021

97

Диагностика устной и письменной речи

1

20.05.2021

98

Диагностика устной и письменной речи

1

21.05.2021

Лист корректировки рабочей программы.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока (раздела)

Количество часов

Причина коррекции

Способ коррекции

Форма контроля

по плану

по факту

по плану

по факту

Согласовано:

Зам. Директора по УВР

 «__» ____________ г.

Хохлачёва О.И.

_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"

Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...